РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
статья по математике (младшая группа)
В данной статье нам бы хотелось осветить личный педагогический опыт развития сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_sensornyh_sposobnostey.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.2 Кощеева Е.В.
воспитатель первой категории
МАДОУ «Детский сад № 98»
г. Златоуст, РФ
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация: Автор статьи раскрывает тему развития сенсорных способностей у детей раннего возраста. Опираясь на личный педагогический опыт, он делает вывод, что сенсорная сфера влияет на формирование детской личности.
Ключевые слова: сенсорная сфера, сенсомоторная координация, индивидуальный подход, образовательные технологии, сенсорные игры.
Современная педагогика обладает глубокими знаниями в сфере формирования личности ребёнка. Учёные доказали, что личностные качества приобретаются ребёнком с раннего возраста. Постепенно обретая свободу движения, ребёнок начинает трогать, изучать, пробовать на вкус всё больше предметов, знакомясь с ними при помощи сенсорных анализаторов, он познаёт вкус, цвет, размер, запах, положение предмета в пространстве и т.д. Накапливая данный опыт, ребёнок формирует сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Высокий уровень сенсорных способностей у детей влияет на способность ребёнка выполнять какие-то простые бытовые задания, через которые уже ребёнок проявляет свои чувства и особенности характера другим людям. Так формируется личность ребёнка.
Итак, в настоящее время педагогика расширила свои границы и предоставляет педагогам широкий спектр методик, средств и технологий, которые можно использовать для развития сенсорных способностей в раннем возрасте. Основная задача воспитателя – это тщательный отбор наиболее эффективных из них для организации образовательной деятельности у конкретных детей, с их индивидуальными потребностями, способностями и предпочтениями. Безусловно, необходимо при этом лаконично сочетать традиционные и инновационные методики, для достижения максимального эффекта.
В данной статье нам бы хотелось осветить личный педагогический опыт развития сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Наиболее простой способ развивать сенсорные способности детей – это вовлечение их в бытовые дела (или создание аналогичных игровых ситуации, отражающих быт). В данном случае дошкольникам раннего возраста мы предлагаем игры с сортировкой крупных макарон по форме, сбор круп в определённые ёмкости, помощь в мытье фруктов и ягод (такие задания очень обогащают сенсорную сферу, ведь помыть яблоки, сливу или помыть колючие огурцы – это совершенно разные ощущения) и т.д. Детям интересны игры на бытовую тему с включением расширения обонятельных способностей. Можно смоделировать ситуацию, где ребёнку нужно будет познакомиться с такими запахами как: кофе, гвоздика, корица, кардамон, цедра лимона. Это может быть предложение «сварить» вместе кофе маме зайчихе к завтраку, используя ароматные добавки к нему. Безусловно, все ёмкости со специями должны быть плотно закрыты и иметь небольшое отверстие для знакомства с конкретным запахом. Задания проводятся под чётким контролем воспитателя в небольших группах.
Безусловно, хороший спектр сенсорных ощущений ребёнок познаёт в процессе игр. Это могут быть различные шнуровки, игры – вкладыши, многообразные сортеры, пирамидки, мозаики с цветными деталями, игры с элементами разных материалов и поверхностей, игры с разными геометрическими фигурами. Такого плана пособия и игры широко представлены в нашем детском саду.
Расширение сенсорных способностей может проходить на улице, во время прогулок. Здесь мы используем разного рода игры в песочнице, так как песок замечательный сенсорный материал. Мы с детьми исследуем различные свойства песка: сыпучесть или вязкость, когда он мокрый, пропускает воду, непрозрачный. Исходя из свойств, совершаем с ним разнообразные действия: строим замки, создаём фигурки при помощи пластмассовых форм, рисуем песком на гладких поверхностях и на влажном песке при помощи веточек. На прогулке дети знакомятся с различными растениями, трогают листву, стебли, траву, камни, палочки, солому и т.д.
Сенсорную сферу можно развивать в процессе творчества. В данном случае дети используют разные цвета в изобразительной деятельности, различные геометрические фигуры при создании поделок, всевозможный природный материал, который имеет свою фактуру, особенные поверхности (шишки, камни, мох, сушеные хрупкие листья и т.д.), при взаимодействии с которыми ребёнок несомненно выводит на новый уровень свои сенсорные способности.
Развитие сенсорики может происходить даже в процессе чтения художественной литературы. Например, в русской народной сказке «Три медведя» Маша пробует кашу из мисок трёх размеров, садится на стульчики трёх размеров, пробует полежать в большой, средней и маленькой кроватке. Сравнивая размеры, дети так же развивают свою сенсорную сферу.
Таким образом, хотелось бы подвести итог и сказать, что сенсорную сферу можно значительно обогащать в процессе практически любой детской деятельности. Чем больше внимания уделяется этой работе в раннем дошкольном возрасте, чем больше ощущений малыш получит в этот сенситивный период, тем больше операций в процессе ребёнок сможет выполнять с предметами, тем большую самостоятельность он обретёт. А самостоятельность в свою очередь – это одна из базовых способностей личности, которая в процессе дополнится другими особыми чертами.
Список использованных ресурсов:
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2000.
- Сумнительный, К.Е. Домашняя школа Монтессори. Сенсорное развитие. Книжки - несказки. - М.: Карапуз, 2016.
- Хохрякова, Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие. - М.: «ТЦ Сфера», 2014.
- Широкова, Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
© Кощеева Е.В., 2024
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста
Новорождённый появляется на свет с уже вполне сформированными органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями ему ещё только предстоит о...
Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста
Цель: расширить представления родителей о сенсорном воспитании детей, создать атмосферу доверия и сотрудничества, повысить самосознание и ответственность родителей в воспитании своих детей.1) роль сен...
Игры, направленные на развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста
В процессе разнообразной деятельности ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четк...
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Главное в раннем развитии ребёнка — не упустить время!...
Родительское собрание в форме семинара - практикума в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
Родительское собрание в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"...
Проект проведения родительского собрания в группе раннего возраста. Родительская гостинная "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста"
Сегодня, следуя принципаи ФГОС, общние педагогов и родителей происходит на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказе от критики и оценке партнера по общению. Данное общение рассматрива...
Конспект мастер-класса для родителей в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях....