Цели и направления образовательной деятельности по ПДД с учетом возрастных особенностей детей.
методическая разработка по теме

Якушина Татьяна Павловна

 

Основные цели работы – подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении, сформировать у них соответствующие знания, умения и навыки, ответственность за свое поведение, научить своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, анализировать, обобщать, моделировать ее, предвидеть опасность, прогнозировать ее последствия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_pdd.docx747.09 КБ

Предварительный просмотр:


Цели и направления образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей детей.

Основные цели работы – подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении, сформировать у них соответствующие знания, умения и навыки, ответственность за свое поведение, научить своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, анализировать, обобщать, моделировать ее, предвидеть опасность, прогнозировать ее последствия.

Возрастная группа

Ведущая цель возрастного этапа

Направленность образовательной деятельности

Возрастная категория детей: от 3-х до 4-х лет

2я младшая группа

Содействие формированию первичных представлений об основных источниках опасности на улице (в транспорте) и способах безопасного поведения

- познакомить детей с транспортом, с необходимостью правильного поведения на улице;

- формировать у детей представление об улице, её основных частях, о том, где и как переходят улицу;

- развивать у детей элементарные представления о правилах дорожного движения, о действиях (человека, персонажа литературного произведения) в дорожно-транспортных ситуациях;

- обеспечить возможность ознакомления детей с элементарными правилами поведения в транспорте;

- способствовать развитию у детей пространственных отношений, ориентировке в пространстве, пониманию и употреблению понятий: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко;

- развивать представления детей об основных цветах спектра;

Возрастная категория детей: от 4-х до 5 лет

 

Средняя группа

Содействие  формированию представлений и некоторых способах безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях, о правилах поведения в общественном транспорте и следованию им.

- стимулировать осторожное и осмотрительное отношение к стандартным опасным ситуациям в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- развивать осознанность и произвольность в выполнении основных правил безопасного поведения на улице;

- развивать представления об основных источниках и видах опасности, об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице (при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле) и учить следовать им при напоминании взрослого;

- обогащать знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора; об одностороннем и двухстороннем движении, действиях регулировщика на дороге; об основных знаках дорожного движения для пешеходов: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта»;

- расширять представления детей об элементах дороги (разделительная полоса, пешеходный переход, остановка общественного транспорта),  о пешеходах, которые должны переходить дорогу по наземному, подземному пешеходному переходу, о классификации транспорта: наземный, водный воздушный; о некоторых специальных видах транспорта, с трудом водителей: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Полиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду), машина дорожно-патрульной службы (едет на помощь людям, попавшим в опасную ситуацию на дороге);

- воспитывать у детей навыки культурного поведения в общественном транспорте, обогащая знания детей о правилах поведения в общественном транспорте (в общественном транспорте можно ездить только со взрослыми; разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; слушаться взрослых; соблюдать чистоту и порядок; выходить из транспортного средства можно после того, как вышли взрослые и т.д.), общественный транспорт нужно ожидать на остановке (остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт не бегать, не ходить по бордюрам, не толкаться;

Возрастная категория детей: от 5  до 6  лет

Старшая группа

Содействие освоению способов безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях и использованию их без напоминания взрослого,  пониманию смысла общепринятых символических обозначений на дороге, проявлению осторожности и осмотрительности.

- воспитывать у детей внимательность, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, желание и умение оказать помощь другим, оказавшимся в опасной, трудной ситуации;

- развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, источникам, видам и причинам опасности на дороге, в транспорте;

- обеспечить ознакомление детей с универсальными способами (алгоритмами действий) предупреждения опасных ситуаций на улице, в транспорте;  действиями в случае возникновения опасных ситуаций, способами привлечения взрослых на помощь в соответствующих обстоятельствах; с типичными ошибками, совершаемыми людьми (ребенком, взрослым) в опасных для жизни и здоровья ситуациях на дороге, в транспорте. Раскрывать связь между необдуманными и неосторожными действиями и их негативными последствиями;

- расширять знания детей о транспорте специального назначения «МЧС», в том числе воздушном: «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», «ДПС», оказывающим помощь человеку в опасных ситуациях;

- расширять представления детей о действиях инспектора ГИБДД в различных ситуациях, о дорожных знаках («Пункт питания», «Телефон» «Место стоянки», о правилах поведения в общественном транспорте, в том числе в метро;

Возрастная категория детей: от 6 до 7 лет

Подготовительная к школе группа

Содействие расширению, уточнению знаний о некоторых видах опасных ситуаций на улице, в транспорте; о способах поведения в стандартных и нестандартных (непредвиденных) опасных ситуациях; осознанному выполнению основных правил безопасного поведения, проявлению осмотрительности и осторожности в нестандартных и потенциально опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

- воспитывать потребность детей к осознанному выполнению требований безопасности в транспорте, на дороге;

- расширять, уточнять и систематизировать представления детей о некоторых видах опасных ситуаций на улице, о способах поведения в стандартных и нестандартных (непредвиденных) опасных ситуациях, принятия мер предосторожности (переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора, не ходить по проезжей части дороги и не играть вблизи дороги);

- формировать способность анализировать, обобщать, моделировать опасную ситуацию, предвидеть опасность, прогнозировать ее последствия;

- способствовать проявлению у детей осмотрительности и разумной осторожности в нестандартных и потенциально опасных ситуациях езды на велосипеде;

- способствовать развитию у детей представлений об истории становления и развития дорожного движения, дорожно-транспортных средств;

- обеспечить правильное употребление детьми пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль).

Решение образовательных задач предусматривает:

- обеспечение возможности ребенку усвоить установленные правила безопасного поведения на дорогах, в транспорте с помощью взрослого (педагога, родителей);

- обсуждение с ребенком особенностей поведения на дорогах;

- поддержку уверенности ребенка в себе, потребности в признании окружающими людьми и в проявлении им самостоятельности в принятии решений в опасных игровых ситуациях;

- помощь ребенку в анализе и адекватной оценке поступков персонажей литературных произведений,  своих возможностей, возможностей других детей в различных дорожно-транспортных ситуациях;

- поддержку собственной созидательной активности ребенка, его способности самостоятельно решать актуальные проблемы и задачи безопасного, разумного поведения на дорогах.


Условия и средства достижения детьми планируемого результата

освоения программы.

В освоении детьми содержания образовательной программы значительную роль играет педагог, его конкретная, четкая речь. Он должен правильно называть направление, местонахождение предметов, использовать пространственную терминологию. Педагог знакомит детей с содержанием образовательной программы, последовательно усложняет программные задачи от возраста к возрасту. Например, в младших группах во время целевых прогулок он обращает внимание малышей на движение пешеходов, транспорта, называет сигналы светофора, знакомит их со словами «тротуар», «водитель», «автомашина», уточняет названия частей автомобиля.

К 4-5 годам у детей накапливается определенный двигательный опыт, обогащается словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки. Постепенно педагог подводит детей и к усвоению правил дорожного движения, побуждает их активно пользоваться словами, обозначающими направление и местоположение предметов. Расширяются представления детей: улица может быть широкой и узкой, по проезжей части движутся машины, переходы бывают наземные и подземные и т. п.

В возрасте 6-7 лет отдельные сведения необходимо связать в последовательную и стройную систему представлений. Дети знакомятся с дорожными знаками, с регулированием движения сотрудниками ГИБДД. Педагог постоянно ставит перед детьми новые задачи, требующие от них проявления самостоятельности, активности мышления, умения проявить знания на практике.

Педагог должен помнить, что одного участия детей в играх и занятиях недостаточно для закрепления и применения знаний правил дорожного движения в жизненной ситуации, поскольку в игре задача несколько облегчена. Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствуют закрепление навыка движения по улице на прогулке, выполнение детьми отдельных поручений. Работа должна осуществляться в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, с учетом особенностей возраста детей, окружающих условий, расположения дошкольного учреждения. Единые требования, предъявляемые к детям со стороны педагогов и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой движения на дороге.

Создание в дошкольном образовательном учреждении условий для формирования навыков  безопасного поведения на дорогах - настоятельная потребность сегодняшнего дня. Для того чтобы научить детей азбуке отношений с транспортом и дорогой, издаются специальные книги, плакаты, фильмы и мультфильмы, готовят радио- и телепередачи, проводятся беседы с работниками ГИБДД. Одним словом, делается многое для того, чтобы юные пешеходы не попадали в опасные и серьезные ситуации, переходя улицу или дорогу, но проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Важной составляющей деятельности ДОУ создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.

При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

  • Ребенок – пешеход;
  • Ребенок – пассажир городского транспорта;
  • Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Широко можно использовать:

•  наблюдение за движением транспорта и анализ проблемных ситуаций на дороге, в транспорте, которые могут привести к неприятным последствиям;

• сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры-путешествия, игры-этюды;

• игры с правилами (дидактические, настольные, познавательные, деловые, спортивно-соревновательные);

• обучающие и развивающие игры, викторины;

• познавательные беседы;

• совместное изготовление макета микрорайона, составление карты-схемы микрорайона;

• алгоритмические игры на макете («Переход улицы по светофору», «Переход улицы без светофора», «Дорога домой» и т.п.);

• моделирование и «проигрывание» дорожно-транспортных проблемных ситуации;

• заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов, сканвордов;

просмотр мультипликационных, видео- и диафильмов;

• практическое решение ситуационных задач типа «Что делать? Как поступить, если: надо перейти улицу, забыл дорогу домой...»;

• отработка безопасных маршрутов движения от дома до детского сада;

• чтение детям рассказов, стихов, сказок по теме «Дорожное движение»;

• рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, дорожно-транспортных ситуаций;

• изготовление с детьми атрибутов и игрушек для самостоятельной деятельности по теме дорожной безопасности;

• художественно-творческую деятельность детей;

• совместную проектную деятельность, создание наглядных пособий (модели, плакаты, макеты, коллажи);

• создание «Энциклопедии безопасных ситуаций», книг полезных советов «Как правильно себя вести на улице», придумывание плакатов для малышей «Безопасность на дорогах»;

• экскурсии;

• вечера досуга, театрализованные представления по данной тематике;

• встречи, беседы детей с людьми (сотрудниками ГИБДД), чьи профессии связаны с безопасностью;

• тематические конкурсы, соревнования с участием детей и родителей на темы безопасности («Безопасная улица»).

• совместное оформление уголка по Правилам дорожного движения;

• другое.

Наиболее эффективной формой работы с детьми является практико-ориентированная деятельность - экспериментирование, проблемные ситуации. Жизненные ситуации, доступные пониманию ребенка, позволяют донести до него важность выполнения правил безопасного поведения. Осознание причины и следствия поступка является регулятором детского поведения. Формы работы с детьми могут варьироваться в зависимости от цели и условий любого детского сада.

Навыки безопасного поведения детей закрепляются во время прогулок, в общественных местах.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Чем старше возраст дошкольника, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.

Однако в младших группах следует в доступной форме, на конкретных примерах доводить до детей смысл и значение правил дорожного движения

Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.

Одним из самых надежных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых прогулках, то есть получение доступной объективной информации от взрослого (как педагога, так и родителей).

Значимыми методы реализации программы являются внушение, убеждение, упражнение, пример, поощрение.

Внушение. Дети дошкольного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.

Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На дошкольников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.

Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.

В образовательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).

Поэтому важно окружить детей дошкольного возраста положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у детей является основой культуры их поведения в дорожной среде.

Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника.

Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

Обязательным условием для решения вышеперечисленных задач является создание правильной предметно-развивающей среды.

В группе должны быть: оборудование для игр, место для проведения занятий, настольные игры, дорожные знаки, макет перекрестка, на котором представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки. Используя макет, можно знакомить детей с такими темами, как: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход», «Перекресток», «Сигналы регулировщика».

В группе следует разместить

 дидактические игры по безопасности: «Как избежать неприятностей», «Валеология, или Здоровый малыш», «Малыши-крепыши», «Ели малыш поранился», «Природные и погодные явления»; а также дидактические игры по изучению ПДД: «Умный шнурок» (дорожные знаки), «Учим дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Чья машина быстрее преодолеет препятствия», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки», «Мы едем по улице», «Знаки на дорогах», «Учись вождению», «Юные водители», «Твои знакомые», «Говорящие знаки», «Светофор», «Три письма» и др.;

  • диафильмы: «О недопустимости шалости на улице», «О событиях возможных и невозможных», «Не играй на мостовой», «Дорожный букварь», «Однажды в городе», «Алешкин велосипед», «Дед Мороз - регулировщик», «Приключения Ильи Муромца в Москве», «Дядя Степа - милиционер», «Похождения Тимы» и др.;
  • детские художественные произведения с последующей беседой о прочитанном: «Скверная история», «Дядя Степа - милиционер» С.  Михалкова; «Машина на нашей улице» М. Ильина и Сегала; «Знакомьтесь - автомобиль», «Законы улицы и дорог», «Дорожная грамота» И. Серебрякова; «Посмотрите, постовой», «Это улица моя» Я. Пишумова; «Красный, желтый, зеленый» А. Дорохова и др.;
  • альбомы для раскрашивания: «Дорожная грамота», «Еду, еду, еду», знакомящие с дорожными знаками, их значением.

Работа по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице является составной частью занятий по ознакомлению с окружающим, изодеятельности, конструирования. Возможно проведение комплексных занятий.

При организации поездок с детьми в автобусе или во время пешеходной экскурсии педагог берет на себя ответственность за их жизнь и здоровье. Поэтому особое внимание следует уделить вопросу безопасности дошкольников в общественных местах, на улицах. Заранее приглашайте на экскурсию родителей, у которых есть возможность сопровождать детей. Напоминайте детям, что на улице надо вести себя очень осторожно. Обращайте их внимание на движение пешеходов

Важным условием достижения планируемых результатов программы является создание соответствующей предметно-развивающей среды. На участке детского сада при наличии условий для проведения творческих подвижных игр по правилам дорожного движения оборудуется специальная площадка. Кроме этого, в развивающей среде группового пространства могут быть представлены:

• атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой «ГАИ», «Город», «Улица», «Мосты», «Автомастерская» (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);

• атрибуты дорожно-патрульной службы: жезлы,  свистки, знаки;

• наборы разных видов спецмашин (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);

• светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);

• комплекты дорожных знаков;

• макет микрорайона, макет улицы с транспортными средствами; макет улицы с односторонним движением и тротуаром, макет светофора;

• схема маршрута безопасного движения в детский сад;

• наглядно-иллюстративный материал по ПДД;

• обучающие и развивающие игры, мнемотаблицы;

• детская художественная литература;

• картотека стихов, загадок считалок, поговорок, пословиц;

• альбомы с фотографиями «Моя улица», «Мой микрорайон»;

• набор слайдов, мультфильмов;

• иллюстрации о правилах поведения на дорогах;

• дидактические игры по правилам дорожной безопасности;

• познавательная литература.

В целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма рекомендуется оформлять информационный «Уголок безопасности». 

Он представляет собой выставочный стенд (один или два-три) расположенный на видном месте, чтобы родители (или взрослые, сопровождающие дошкольников) могли ознакомиться с его содержанием. Материалы,  представленные на стенде, включают следующее содержание:

1. Выписка из приказа руководителя ОУ о назначении лица, ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (с указанием должности, фамилии, имени, отчества).

2. Информация (по согласованию с районным отделом ГИБДД) о закреплении за образовательным учреждением сотрудника ГИБДД с указанием фамилии, контактного телефона, адреса подразделения, часов приема.

3. Информация ГИБДД о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в городе/районе (ежемесячные данные).

4. План работы образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

5. Схема безопасного маршрута, утвержденная сотрудниками ГИБДД.

6. Информация для детей и родителей обучающего характера по ПДД, периодически сменяемая, с тематической направленностью.

7. Информация для родителей методического характера.

Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди не соблюдают правила дорожного движения. Для детей родители являются образцом поведения на улице, дорогах, в транспорте. Только в сотрудничестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на дорогах. С этой целью используются:

• наглядная информация на стендах для родителей, в папках-передвижках;

• родительские собрания, беседы с участием педагогов-психологов, инспектора ГИБДД и других заинтересованных лиц;

• семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход, обязанности пешеходов);

• деловые игры и тренинга с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми («Ребенок и взрослый на улице» и др.);

• открытые дни для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;

• устные журналы и дискуссии, где заслушиваются выступления родителей о семейном воспитании, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;

• совместные праздники и развлечения («Папа, мама и я - пешеходная семья»);

• выпуск стенгазеты для родителей и др.

Особую роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма играет совместная работа инспекторов ГИБДД и образовательных учреждений. Взаимодействие педагогов и работников ГИБДД осуществляется в разных формах:

• посещение инспекторами образовательного учреждения с целью оказания методической помощи в определении наиболее практически значимых тем по основам безопасности дорожного движения;

• обследование территории, прилегающей к учреждению, на предмет наличия (отсутствия) и соответствия (несоответствия) Гостам необходимых дорожных знаков, дорожных разметок, светофоров и т д.;

• участие в создании на участке детского сада автоплощадок;

• разработка схем безопасных маршрутов в дошкольное учреждение;

• оказание помощи в разработке информационных «Уголков безопасности» по пропаганде безопасности дорожного движения;

• чтение лекций и проведение профилактических бесед с родителями;

• проведение бесед с детьми;

• участие в праздниках и развлечениях;

• организация смотров-конкурсов и др.

Таким образом, в ходе целенаправленной и систематической работы взрослых у дошкольника своевременно сформируются представления о безопасном поведении на дороге и регулярная забота о своей безопасности.

Комплексно-тематическая организация образовательного процесса.

Освоение детьми той или иной темы в рамках образовательной программы осуществляется в соответствии с разработанным алгоритмом. Весь материал систематизирован по тематическим блокам и представлен в виде перспективного плана. С его помощью дети обучаются действовать в опасных ситуациях, распознавать их в разных областях жизни. Главной задачей взрослых является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности за свое поведение на дороге. Тематические блоки носят примерный характер и могут быть скорректированы в зависимости от особенностей организации образовательного процесса в детском саду, специфики и индивидуальных особенностей детского коллектива, уровня подготовки детей и их способности осваивать материал.

Каждая тема как сообщаемое знание о безопасности на дороге, в транспорте может быть представлена в форме эмоционально-образной деятельности. Подбор основных тем придают системность и культуросообразность образовательному процессу, направленному на формирование навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях. Ребенок «проживает» каждую тему в разных видах детской деятельности (в игре, рисовании, конструировании, чтении (восприятии литературного произведения) и др.

Комплексно-тематическая организация образовательного процесса предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не  будет работать.

Построение образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом осуществляется во взаимосвязи с принципом интеграции, как содержания, так и организации образовательного процесса. Тематика, которая предлагается детям, значима для семьи и общества, направлена на активизацию интереса детей, дает новые яркие впечатления, представления и понятия.

Комплексно-тематический принцип построения образовательной программы обеспечивает:

• социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе освоения содержания тематических блоков образовательной программы во всех видах детской деятельности;

• поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в течение всего периода освоения тематических блоков;

• многообразие форм работы с детьми;

• возможность реализации принципа построения тематических блоков по спирали, или от простого к сложному; при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребёнком в ходе совместной и самостоятельной деятельности;

выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение родителей воспитанников в реализацию задач формирования навыков безопасного поведения на дороге, в транспорте), в условиях реализации Федеральных Государственных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет возрастных особенностей детей при организации разных видов деятельности

В данном материале описаны возрастные особенности детей дошкольного возраста. Предложены кинезеологические разминки....

«Методика рисования деревьев, транспорта, домов, животных, птиц, человека с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста»

Семинар по изо-деятельности«Методика рисования деревьев, транспорта, домов, животных, птиц, человека с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста»...

Учет возрастных особенностей детей при организации предметно-пространственной среды (старший возраст).

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть...

«Методика рисования предметов с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста»

Конспект мастер -класса по рисованию по возрастным группам          Цель мастер-класса:  познакомить педагогов с методикой рисования предметов с учетом возрастных групп....

Создание развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала с учетом возрастных особенностей детей 3-4 лет.

Развивающая предметно – пространственная среда спортивного зала должна отражать возрастные особенности детей....

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОО

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Дошкольный возраст – это начало...