Учет возрастных особенностей детей при организации разных видов деятельности
презентация по теме
В данном материале описаны возрастные особенности детей дошкольного возраста. Предложены кинезеологические разминки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchet_vozrastnyh_osobennostey_detey_pri_organizacii_raznyh_vidov_deyatelnosti.pptx | 161.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
0-1год- младенчество Рождение это тяжелый переломный момент в жизни ребенка. Психика зарождается через 2 недели после зачатия и заканчивается в 3 года, потом идет корректировка. До 1 года идет развитие ствола головного мозга Нервные сети прострагиваются в стволовых структурах головного мозга, которые отвечают за здоровье , энергетику и работоспособность
ПРИЧИНЫ несформированности нервных волокон Инфекционные заболевания Травма (упал с кроватки) Родовая травма шейных отделов позвоночника (до 80% детей получают травму при рождении, родители не знают. В 12 лет поведение и здоровье ухудшается) Кесарево сечение экстренное , если не ставить капельницу то, наступает химическая травма, накопившиеся химические элементы, электрический ток, все это бьет по стволу головного мозга Здоровье мамы: как она питалась, курила ли, употребляла ли алкоголь(пиво, напитки особенно с 11 вечера до 12 дня организмом не усваиваются а действуют на кору головного мозга), желанный ли был ребенок
ПРИЗНАКИ если наблюдаются 4-5 признака, значит проблема в развитии ствола головного мозга Неползал . Пропустил ползание , испытывает трудности в обучении (перекрестные движения рук, ног, глаз – активизируют развития мозгового тела) Неправильно растут зубы , форма зубов нарушена Ассиметрия лица Низкая энергетика – быстро устают, мерзнут Нарушение в телесном здоровье: - энурез (до 3 лет в норме) - энкопрез (недержание кала) - бронхиальная астма, аллергия, нейродермит . - вегетативная защита на уровне тела – понос, температура, слезы, смех. Эндокринные нарушения: - полнота - худоба - нарушения сна
Методы развития : 1. Невесомость раскачивание на качелях, кольцах (Раньше детей качали в подвесных люльках) прыжки на батуте . плавание, ныряние 2.Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения, помимо простраивания нервных волокон, улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность, позволяет восстановить энергетику клеток, улучшить обмен веществ, помогают в лечении заболевания бронхо-легочной системы, нервной системы (неврозы, острохондрозы, нарушения сна, речи)и др. Их можно сочетать с упражнениями для глаз и языка. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению; через правую ноздрю – работу левого полушария , способствует решению рациональных задач и Повышают энергетику (устали, замерзли – необходимо подышать 2-3 минуты) Происходит омолаживание организма Снимает стресс, агрессию, страх (Сжали руки в кулачки вдохнули и выдохнули)
Ведущая деятельность – эмоциональное общение. Социальная ситуация развития – мы с мамой. Новообразования: развиваются рука, общие движения, механическая память Ребенок и мама единое целое – без мамы он ничего не может. Важно эмоциональное общение - прижимать, целовать – тогда малыш спокоен – его любят. 4 месяца – страх ограниченного пространства порождает агрессивность. .
Кинезиологическая физминутка . 1.Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. 2.Кулак-ребо-ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь) 3.Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону. кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. 4.Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя . Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. 5. «Перекрестные шаги». Обыкновенная ходьба на месте в быстром темпе. На каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть настолько энергичными, чтобы взмах рук был выше головы в тот момент, когда колено только опускается. Повторите упражнение несколько раз, меняя руку и ногу. 6 .Ухо-нос Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
1-3 Ранний возраст. Ведущая деятельность – предметная . Способ познания – Вижу – действую-(наглядно-действенное мышление) С какой информацией знакомится? – ближайшее окружение. Ищут ответ на вопрос – Кто? Что? – ответ дает воспитатель . Какой? – ребенок сам действует, чтобы назвать это свойство . Знакомятся с внешними свойствами.
На 2году формируется речь , она связана с рукой. С 6 месяцев игры с пальцами С 2 лет развивается чувство помощи – они хотят защищать, помогать. В 2,5 года даем нож, вилку, ножницы – важен не результат, а процесс, желание действовать. В 4 года важен результат – появляется страх, что не получится. Развиваются культурно-гигиенические навыки – учим красиво складывать вещи, быстро одеваться, красиво кушать. Развивать сенсорику – цвет и оттенки, форму, величину. Планирование деятельности идет во внешней речи С 2 до 3 лет – сами ставят цель и рисуют – важно чтобы было желание Внимание, память, мышление непроизвольны. Развивается механическая память (что понравилось, то и запомнил))
Кинезиологическая физминутка . Домик. Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. «Ладошка». С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим. Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. «Колечко». Ожерелье мы составим, маме мы его подарим. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. «Язычок». Язычок вы покажите, на него все посмотрите Движения языка вперед-назад. «Ротик». Чтобы лучше нам жевать нужно ротик открывать. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем оборот. «Глубоко мы все пoдышем, сердце мы свое услышим». Сесть, вытянусь ноги и скрестить их., кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать .
3-4 года младший возраст Кризис 3 лет «Самость» «Я сам» Это рождение личности. Большое желание помочь – должен стирать, мыть посуду, убирать – разумная самостоятельность должна поощряться. Важно чтобы был в среде сверстников. В рисовании умеют удерживать цель – рисуем яблоко – рисуют. Развиваются культурно-гигиенические навыки Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10–15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него. Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5–7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух–трех). Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В три года воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре. Малыш действует с одним предметом и воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки
Способ познания- Вижу – действую (Что вижу, с чем действую- то и познаю) С какой информацией знакомится? – ближайшее окружение. Ищут ответ на вопрос – Как? Зачем? Для чего нужен этот предмет? Как им пользоваться. – Знакомятся с внутренней скрытой характеристикой - целевым назначением предмета. Загадки – движения позволяют в простой наглядно- действенной форме закрепить целевое назначение и функции простых предметов .(расчесывание волос – Что я делаю? Чем можно расчесывать волосы? Для чего надо расчесывать волосы?)
Типы мотиваций. К первому типу мотивации относится мотивация личной заинтересованности. Девочкам и мальчикам предлагается сделать что-нибудь для себя: для игры, в подарок родным и близким и т.п. (платочки из материала, на них тушью штампы) При использовании мотивация личной заинтересованности обязательным условием является абсолютное право ребенка на продукт его деятельности. Ко второму типу мотивации - общения детей со взрослым . Педагог должен убедить девочек и мальчиков, что без их помощи он не сможет выполнить ту или иную работу: определить, какие виды транспорта изображены на картинке, рассортировать овощи, фрукты и грибы и т.п. ( Они помощники, защитники!!!) К третьему типу мотивации относится игровая мотивация. . Дети рисуют травку для зайчат. Каждый ребенок выбирает зайчонка, для которого он будет рисовать травку, а воспитатель вначале ставит перед детьми игровую задачу — нарисовать для зайчат травку , а затем на ее основе учебную задачу — научиться рисовать травку для зайчат.
представления детей 3-4 лет о собственной принадлежности к женскому или мужскому полу еще не стойкие и дети часто полагают, что пол можно изменить . Поэтому очень важно в процессе общения с детьми создавать привлекательные гендерные образы для мальчиков и девочек. В этом возрасте вначале у девочек, а несколько позже у мальчиков встречается явление называемое «детским романтизмом» - склонность к романтическому обожанию и настоящей влюбленности . В поведении девочек появляется кокетство – излюбленным занятием становится рассматривание себя в зеркале. Значителен процент девочек (40%) и мальчиков (26,7%), испытавших первую влюбленность в возрасте 3-4 лет .Часто обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа Я ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому нужно обращаться по имени или мальчики, девочки .В предметно-пространственной среде надо по мере возможности использовать простейшие маркеры гендерных различий, но с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка. дифференцировать на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; подбирать двух цветов полотенца для вытирания рук, стаканчики для полоскания рта, покрывала на кровати, мешочки для хранения обуви; дифференцировать на спортивной форме метки для девочек и мальчиков и т.п. Девочки 3-4 лет гораздо охотнее берут «в дочки» куклу с красивой и разнообразной одеждой. Мальчики больше склонны играть с мягкими игрушками и тоже любят одевать их чаще шапочки с шарфами и брюки с жилетами. «Я – мама, я - папа». Мальчики в игре более общительны , отдают предпочтение большим компаниям , девочки предпочитают тихие, спокойные игры , в которых задействовано 2-3 подруги
Релаксационные упражнения 1. Соединить ладони перед собой и давить одной рукой на другую.. 3. Ухватиться руками за сидение стула, и сильно потянуть его к себе, спину держать прямо. Упражнение «Пальцы». Соедините кисти рук так, чтобы оставались свободными большие пальцы. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и медленно вращайте большие пальцы относительно друг друга. Старайтесь ни о чем не думать. Упражнение «Тепло». Сведите ладони рук на расстояние одного сантиметра. Вы почувствуете тепло. Сосредоточьте внимание на этом чувстве тепла. При этом вы как бы замрете, затаитесь. Постарайтесь запомнить это расслабленное (затаенное) состояние. Максимальной сосредоточенности удается достигнуть именно в расслабленном состоянии. «Колечко». С усилием, направляя кончик языка назад по верхнему небу, постарайтесь дотронуться языком до маленького язычка. Попробуйте делать это беззвучно и с закрытым ртом легче, быстрее, еще быстрее - 10-15 с. «Перекаты головы». После выполнения этого упражнения голос начинает звучать гораздо громче. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Опустив плечи, повторите то же самое Сцепить пальцы за головой и давить ладонями на затылок, не меняя положения головы Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 с. Массаж стрессозависимых зон. Массаж области задней поверхности шеи, включая затылочные бугры (круговыми движениями, в течение 1 минуты). Массаж области трапециевидной мышцы. Массаж межлопаточного пространства, углов лопаток и поверхности лопаточной области.. Массаж плечевых суставов. Состояние зажатости и напряженности мышц затылка, шеи и плеч влечет за собой недостаточное поступление кислорода к голове и головном мозге, вызванное прерывистым и поверхностным дыханием, снижение зрительной работоспособности глаз, внимания и мыслительной активности, боли в глазах или вокруг глаз, головные боли или приступы мигрени, которые усиливаются, быструю утомляемость
4-5 лет средний возраст Развитие воображения, фантазии. Сейчас важны люди творческие. Чтобы мыслили нестандартно. Дети сопереживают вымышленным героям и на их основе сопереживают чувствам другого человека. Любят волшебные сказки. Большая потребность в движении – стал неуправляемым не остановить, сильно шумит, гремит. 4 года – пик эмоционального развития. На основе привязанности формируется чувство любви к родителям. Мальчики тянутся к мамам, а девочки к папам. Способ познания- Вижу – действую и слова С какой информацией знакомится? – ближайшее окружение и начинают выходить за пределы непосредственного окружения
Период ябедничества. К 4 годам накопилось много норм и правил, возникает желание действовать по этим нормам, но он не знает, что будет, если он нарушит это правило – наблюдает за наказаниями. Потребность в общении со сверстниками. Желание быть принятыми. Лидером. Развитие чувства цвета, сочетание цветов. Появляется сосредоточенность на своем самочувствии , ребенка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Мышление наглядно – образное. Во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. К 5 годам внимание становится все более устойчивым в отличие от трехлетнего малыша (если он пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино ) и подвижные (прятки, салочки). . В 5 лет ребенок может запомнить уже 5-6 предметов (из 10–15), изображенных на предъявляемых ему картинках. 4-5-летние дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я – мальчик, я ношу брючки, у меня короткая прическа», «Я – девочка, у меня косички, я ношу платьице»).
Кинезиологическая физминутка . Качание головой . Покачаем головой - неприятности долой . Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, Опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону. «Руки». Рукам чтобы силу дать - нужно крепче их сжимать. Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть. «Глазки». Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг. Глазами и выдвинутым языком делать совместна движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону). « Глазки». Быстро-быстро поморгай отдых глазкам потом дай. Быстро (моргать в течение 1~2 минут). Массаж ушных раковин. Уши сильно разотрем, и погладим, и помнем.. Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком как лошадка «Ленивая восьмерка». Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом - сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом
5-7 лет старший дошкольный возраст Способ познания- Вижу – действую и слова С какой информацией знакомится? – ближайшее окружение и выход за пределы непосредственного окружения (о прошлом, настоящем, о других странах.) Появляется в речи монолог 1) Возраст почемучек. Они все хотят знать, хотят петь, танцевать… Может наступить переутомление. 2) Обязательно должны доводить начатое дело до конца – нужно добиваться результата. Если на него не обращать внимание, то ребенок привыкнет к тому, что можно бросить что делал и уйти. Лучше пусть немного сделать но до конца и обязательно хвалим за старания, усилия 3) Приучать не пасовать перед трудностями, не бояться сделать ошибку. Девиз – не ошибается тот, кто ничего не делает! Все можно исправить!
4) Маленькие дети не бывают ленивыми. Лень- это не причина, а следствие неуспехов. Это защита организма, который не справляется с непосильной нагрузкой. Ему трудно и он уходит от нашего обучающего воздействия. Нужно выяснить почему трудно и помочь преодолеть эту трудность. 5)Развивается самостоятельность, ответственность: нужны постоянные поручения, которые он должен выполнять НО страшна « выученная беспомощность ». Если 1,2,3 раза ребенок не смог выполнить задание, то он уже и не ищет решения. (ты все равно не сможешь сделать) 6) Трудовая деятельность развивается до 10 лет 7) Внимание детей становится более устойчивым и произвольным . Дети могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу . 8) Объем памяти в 5-6 лет изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приемы и средства ( в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки).
9) В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить , используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение . Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шепотом, либо про себя . Ребенок может использовать более сложный способ – логическое упорядочивание : разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Ребенок начинает относительно успешно использовать новое средство ─ слово (в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства – картинки, рисунки ). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов , непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. 10) В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. 11) Общество не способно к развитию (и семья тоже) если женщина берет на себя функции мужчины, а муж спокойно сидит дома. А все начинается с того, что и 5 лет мама завязывает шарф, он сидит в транспорте и все маленький. С 5 лет поведение девочки формирует папа – дарит цветы, делает комплименты – мальчика мама – чай приносит, подает руку….
Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации (А какое у нас следующее занятие?), а девочки для установления контакта со взрослым (А вы к нам еще придете?). То есть мальчики (и мужчины) больше ориентированы на информацию , а девочки (и женщины) - на отношения между людьми . - Время, необходимое для вхождения в занятие - период врабатываемости - у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности .. Мальчики же раскачиваются долго и на воспитателя смотрят редко. - У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь , часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст (даже при одинаковом так называемом "паспортном" возрасте) выше. Они оттесняют мальчиков физически и "забивают" их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо, их мышление более однотипно. - Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят , но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах . Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить. - В любой деятельности, требующей поиска, свежего, нестандартного решения, впереди мужчины. А там, где нужно высочайшее исполнительское мастерство, женщины лидируют или, по крайней мере, не уступают мужчинам.
-Мальчику меньше подходит прием «повторения и закрепления» материала. Его мозг не воспринимает повторов и автоматически «выключается». - Девочки, напротив, все прекрасно воспринимают и во второй, и в пятый раз . - В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы – фундаментальные образы. Опираясь на эту символику легко заинтересовать ребенка , объяснить какие-то малопонятные ему вещи -Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. - Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. -Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели и направления образовательной деятельности по ПДД с учетом возрастных особенностей детей.
Основные цели работы – подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении, сформировать у них соответствующие знания, умения и навыки, ответственность за свое повед...
Формы организации разных видов деятельности, направленных на математическое развитие детей дошкольного возраста.
Формы организации различных видов деятельности , направленных на математическое развитие детей....
Учёт возрастных особенностей дошкольников при организации разных видов деятельности.
Консультация для воспитателей и родителей....
Учет возрастных особенностей детей при организации предметно-пространственной среды (старший возраст).
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть...
Формы организации разных видов деятельности, направленных на математическое развитие детей
Формы организации разных видов деятельности,направленных на математическое развитие детейПланВведение.1.Специфика организации учебной деятельности дошкольников. 1.1.Своеобразие учебной дея...
Рекомендации родителям по организации разных видов деятельности детей в домашних условиях.
Рекомендации родителям по организации разных видов деятельности детей в домашних условиях....
Методическая разработка Конспекты организации разных видов деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках лексической темы «Семья»
Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Феде...