Организация сюжетно-ролевых игр в детском саду
методическая разработка (средняя группа) на тему

В данной методической казрвботке мною представлен конспект тренинга с педагогами ДОУ, по организации разных вмдов сюжетно- ролевых игр.Проанализировав различные стадии развития иговой деятельности дошкольников, а так же фактический уровень развития игровой деятельности в нескольких группах, был сделан вывод о недостаточности знаний педагогов о способах правильной организации сюжетно- ролевых игр. Был разработан  игровой обучающий трениг, в ходе которого в простой и доступной форме , перевоплащаясь в детей,  педагоги освоили новые методы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Семинар для педагогов ДОУ

«Организация сюжетно-ролевых игр в детском саду»

 

Педагог-психолог

Коносова Т.В.

МБДОУ№42

 г.о.Самара

Самара 2013

Семинар для педагогов ДОУ

«Организация сюжетно-ролевых игр в детском саду»

Выступление психолога

В детский сад сюжетно-ролевые игры пришли сами собой, так как это естественная форма поведения детей. Игра для малышей – не просто баловство . Практически, большую часть своего времени обычный ребенок проводит в игре.

Сюжетно-ролевые игры в детском саду и дома – это важное средство самовыражения для ребёнка, проба сил. Если в игре принимает активное участие взрослый, то это позволяет ему сблизиться с ребенком, установить более тесный контакт. 

Сюжетно-ролевые игры в детском саду позволяют воспитателю лучше узнать своих детей, их характер, привычки, организационные способности и творческие возможности, а это, в свою очередь, является основой для того, чтобы найти наиболее правильные пути воздействия на каждого ребенка в отдельности.

Сюжетно-ролевая игра дает возможность ребенку попробовать себя во взрослых ролях, проявить творческий подход в нестандартных жизненных ситуациях, заставляет решать разнообразные задачи, возникающие по ходу «живого» сюжета игры.

 Сюжетно-ролевые игры в детском саду представляют собой соревнование в решении задач взаимодействия людей. Детям приходится, примеряя на себя разные роли, учиться выстраивать отношения как можно более правильно, рационально, логически мыслить и правильно реагировать на ситуацию.

Сюжетно-ролевые игры в детском саду, как и на игровой площадке или в квартире, выполняют целый ряд функций.

  • Во-первых, это социокультурная функция. В ходе такой игры воссоздаются культурные традиции и ценности народа. А сама игра выступает эталоном культурных ценностей, потому что в ней заложены правила взаимодействия и поведения людей, общественные и общечеловеческие нормы. Без соблюдения этих правил невозможно организовать полноценную игру.
  • Во-вторых, сюжетно-ролевые игры в детском саду выполняют коммуникативную функцию. Играя, дети учатся устанавливать новые связи и отношения в связи с достижением своей цели. Ведь в игре просто необходимо общаться! Для примера: в группе есть очень замкнутый ребенок, для которого даже поздороваться – практически невыполнимая задача. Но когда ребятишки играют «в больницу» - этот ребенок в роли пациента делает усилие над собой – «здороваться», «прощаться» и поддерживать разговор требуют правила игры!
  • В-третьих, это деятельная функция. Игра – это всегда действие, реальная деятельность. Причем, одна сюжетно-ролевая игра подразумевает много видов деятельности (игра «в аптеку» - общение с соблюдением правил этикета, счёт, манипуляционные действия с предметами, упорядочение, систематизация предметов, «помощь больному» и т.д.)
  • В-четвертых, сюжетно-ролевые игры выполняют функцию самореализации. Не каждый ребенок может быть «учителем» или «командиром отряда». Любая игра имеет цель, для достижения которой необходимо применить свои знания и навыки.
  • И, наконец, сюжетно-ролевые игры осуществляют функцию коррекционную (защитную). В этом, пожалуй, самая важная их роль. Игра – модель общества, его жизни и отношений. И поэтому в ходе игры ребенка можно научить видеть и решать свои проблемы. («Я хочу быть хорошим тигренком, но не умею «р-р-р-рычать». Вывод: надо научиться!»)

Сюжетно-ролевую игру отличает непременное наличие вымышленной ситуации и сочетание экстремальности, интерпретации с четко заданными правилами. Обязательно необходимо вместе с детьми проанализировать условия и возможность проведения ролевой игры, собрать и подготовить «инвентарь» - комплекты для таких игр, представляющие собой специально созданные с этой целью игровые наборы профессиональных предметов, детской посуды, мебели, овощей и фруктов, оборудования и т.д. и т.п. А если есть возможность – и ролевые костюмы (моряка, повара, военного – всевозможные варианты, в зависимости от игры).

Тогда игра становится для ребенка еще более реалистичной, доставляет еще больше эмоций

Сюжетно-ролевые игры подразумевают ознакомления участников с текстом игры, изучение возможностей участников и распределение ролей, выбор места и оформление игровой территории, желательно – организацию театрального начала и конца игры.

Детский сад сюжетно-ролевые игры делает более зрелищными, продуманными и организованными, чем домашние игры. В них участвует больше детей. Такая игра театрализована, обязателен анализ игры с педагогической точки зрения. Дома игры носят более хаотичный характер, без видимого четкого начала и с «отсроченным» концом, длятся порой по нескольку дней, а то и больше. Но дома у ребенка больше подручных материалов, которые постоянно меняют свое назначение, по воле фантазии малыша. Игры в детском саду контролирует воспитатель, который организовывает эффективное начало (педагогу важно уметь начать игру, заинтересовать, направить в нужное русло). При этом важна эмоциональность самого воспитателя, образность его речи, уважительное отношение к участниками игры.

Игры должны проводиться в правильно выбранном темпе: замедленный темп утомляет, расхолаживает детей, слишком быстрый – не дает возможность успевать сориентироваться в ситуации. Прекрасно, если воспитатель выступает в роли участника, и совсем не обязательно в «главной» роли. Но при этом он авторитетно «ведет» и контролирует игру, дав детям максимальную степень свободы. И ни в коем случае не подавляя фантазию малышей!

Правильно построенные сюжетно-ролевые игры в детском саду позволяют воспитателю наблюдать и делать выводы, возможно – посоветовать маме, на что обратить внимание.

Если сюжетно-ролевую игру для ребенка не организовать – он все равно будет играть в нее сам. Некоторые мамы удивляются и даже негодуют, видя, что их ребенок дома «разговаривает сам с собой», причем, очень увлеченно. Но это вполне нормально – ребенок играет. И чем меньше он наигрался в детском саду – тем больше будет создавать игровые ситуации в своем воображении. Все потому, что человек живет в обществе, и, как только получает определенное социальное умение – ему нужно его реализовать и развить. А сделать это пока проще всего в игре. Таким образом, игра стимулирует ускорение развития ребёнка.

На сегодняшний день организовывать игры в детском саду и дома достаточно просто и весело, так как существуют специально созданные производителями детских товаров наборы для игры «в магазин» или «в больницу», «в хозяюшек» или «в военных», «в дочки-матери» и что еще подскажет фантазия. Существуют специально на детей пошитые костюмы, символизирующие разнообразные социальные роли и дающие ребенку полностью окунуться в любой образ. Существуют наборы для пальчикового театра, представляющего собой ту же хорошо организованную сюжетно-ролевую игру, и наборы–конструкторы, позволяющие построить целый маленький «игровой мир». И это прекрасно. Потому что в этом и выражается наша забота о развитии ребенка-дошкольника – дать ему возможность полноценной игровой деятельности.

Далее следуют доклады воспитателей об особенностях  сюжетно-ролевой игры в каждом возрасте.

Игровой тренинг с воспитателями

«Организация сюжетно-ролевых игр с детьми младшего и среднего возраста воспитателями ДОУ»

Психолог предлагает  присутствующим на семинаре педагогам разделиться на команды по пять человек в каждой. В каждой из образовавшихся групп выбирается один воспитатель. Остальные члены группы будут исполнять роли детей.

 Воспитателям предлагается выбрать карточку с описанием организации игры. «Воспитатель» возвращается к своей группе и, не показывая остальным карточки, организует сюжетно-ролевую игру по предложенной в карточке теме, распределяет роли и  объясняет ролевые действия.

После просмотра получившихся игр идёт обсуждение удачных и не вполне получившихся  игр.

 Анализ  допущенных ошибок. Обсуждение.

В конце каждому педагогу раздается комплект карточек-инструкций по организации тематических сюжетно-ролевых игр.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточки

1.Сюжетно-ролевая игра «Больница - Поликлиника»

Задачи: развивать интерес и уважение к благородной профессии врача. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре.

Роли

Ролевые действия

Главный врач

Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными.

Врач-специалист

Принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение. Даёт советы. Выдаёт больничный лист.

Медсестра

Выполняет назначения врача. Беседует с больными. Моет инструменты.

Санитарка

Убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль)

Регистратор

Записывает больных на приём. Выдаёт талон на приём и медицинскую карту.

Пациент

Приходит на приём к врачу с талоном и мед. картой. Рассказывает, показывает что болит. Выполняет все советы, назначения врача.

Построение ролевого диалога

Главный врач

Медсестра

Пациент

Врач-специалист

Организует работу.
Контролирует.
Снабжает медикаментами и оборудованием

Выполняет указания, назначения врача.
Помогает врачу.

Приходит на приём с жалобами.
Просит назначить лечение. Благодарит.

Санитарка

Контролирует работу.

Организует работу

Принимает улов.
Раскладывает улов в ящики, упаковывает.
Контролирует работу рыбаков

Регистратор

Организует работу.
Контролирует

Приносит мед. карты больных из регистратуры

Записывается на приём к врачу.

Шофёр

Даёт указания о доставке медикаментов и оборудования.
Контролирует.

Ездит помогать больным в домашних условиях

2.Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

Роли

Ролевые действия

Доктор

Ведёт приём, прослушивает, смотрит горло; измеряет давление, выписывает рецепт.

Медсестра

Выполняет назначение врача, делает уколы, ставят банки, горчичники.

Пациент

Приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача.

Регистратор

Заполняет карту больного, даёт талончик.

Медсестра процедурного кабинета

Делает уколы, прививки, ингаляции, прогревание.

Продавец в аптечном киоске

Отпускает лекарства по рецепту врача

Построение ролевого диалога

Медсестра

Процедурная медсестра

Работник аптечного киоска

Доктор

Выполняет указания врача, помогает вести приём больных

По направлению, выданному доктором, производит соответствующие процедуры

Пациент

Выписывает направления на обследование

Делает уколы, берёт анализы, делает ингаляции

Выкупает лекарства по рецепту

Регистратор

Берёт карту больного, относит её к доктору

Шофёр (скорой помощи)

Выезжает к больным на дом

Даёт указания на доставку медикаментов в аптечный киоск

3.Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

Роли

Ролевые действия

Почтальон

Берёт на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по домам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик

Клиент

Отправляет посылки; покупает конверты, газеты и открытки; занимает очередь; отправляет денежные переводы. Соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь.

Оператор

Принимает посылки, денежные переводы; продаёт газеты и журналы; сортирует письма, газеты, журналы

Шофёр

Подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки; привозит посылки и бандероли; забирает посылки и бандероли, отвозит их на железную дорогу.

Зав. почтой

Контролирует работу почтальона, оператора, звонит и заказывает свежие газеты, журналы, новые открытки; выдаёт зарплату. Выдаёт шофёру путёвку или лист-задание; благодарит служащих почты за хорошую работу

Построение ролевого диалога

Заведующая

Клиенты

Оператор

Шофёр

Почтальон

Даёт указания о выполнении работы.
Контролирует работу почтальона.
Выдаёт зарплату.

Получает письма, газеты, журналы, открытки.
Передаёт письма, открытки для отправки.

Выдаёт газеты, журналы, письма, открытки

Подвозит почтальона

Оператор

Даёт указания о работе с клиентами.
Контролирует работу.
Выдаёт зарплату.

Отправляет посылки, бандероли, письма.
Покупает газеты, журналы, открытки.
Отправляет денежные переводы

Помогает в отправлении посылок, бандеролей

Привозит посылки, бандероли, корреспонденцию

Клиент

Общаются.

Занимает очередь.
Общаются.

Принимает посылки, бандероли. Упаковывает их.
Принимает письма, денежные переводы

Шофёр

Выдаёт зарплату.
Даёт указания по перевозкам

Отдаёт посылки и бандероли для дальнейшей пересылки

4.Сюжетно-ролевая игра «Шофёры»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

Роли

Ролевые действия

Шофёр

Ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их.

Пассажир

Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, сидит.

Бензозаправщик

Заливает в машину бензин, берёт деньги, пробивает чек

Милиционер

Регулирует движение, штрафует водителя за нарушение, делает замечания шофёру, пассажиру

Водитель др. машины

Перевозит груз, рулит, ведёт машину.

Построение ролевого диалога

диспетчер

Шофёр другой машины

Пассажир

Шофёр

Даёт указания об отправлении машины.
Объявляет маршрут.
Контролирует

Оказывает взаимопомощь.
Берёт на буксир.

Спрашивает о том, на какой остановке выйти.
Просит остановить машину

Пассажир

Посылает контролёров

Пересаживает на другую машину.

Беседует о поездке.
Уступают место.
Общаются.

Бензозаправщик

Устанавливает очередь.
Оказывает помощь в заправке.

Милиционер

Выполняет указания работников милиции.
Платит штраф

Соблюдает правила дорожного движения, поведения.
Подчиняется указаниям

5.Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

Роли

Ролевые действия

Капитан

Ведёт корабль, даёт указания другим членам команды

Боцман

Командует матросами, следит за тем, как они выполняют работу.

Штурман

Следит за маршрутом плавания

Радист

Выходит на связь с другими кораблями, с диспетчерской службой на берегу.

Врач

Лечит заболевших во время плавания

Пассажиры

Покупают билеты, садятся на корабль, соблюдают правила поведения в общественном транспорте

Кассир

Продаёт билеты, проверяет их

Построение ролевого диалога

диспетчер

Капитан другого корабля

Пассажир

Капитан

Даёт указания об отправлении корабля.
Объявляет маршрут.
Контролирует

Приветствует.
Оказывает помощь

Спрашивает капитана о времени прибытия корабля в порт

Радист

Передаёт сводку погоды.
Передаёт радиограммы

Отправляет сигнал или какое-то послание

Отправляет телеграмму домой

Врач

Оказывает помощь членам команды другого корабля

Лечит заболевших

Пассажир

Отправляет контролёров проверить пассажирские билеты

Пересаживается на другой корабль

Беседуют.
Гуляют по палубе, общаются

Боцман

Даёт указания матросам помочь другому кораблю

6.Сюжетно-ролевая игра «Лётчики»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

Роли

Ролевые действия

1 Пилот

Командир экипажа управляет самолётом во время полёта, руководит действиями членов экипажа

2 пилот

Дублирует действия 1 пилота

Штурман

Следит за навигационной обстановкой, работает с картой

Пассажир

Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения во время полёта, сидит.

Бортмеханник

Обслуживает системы самолёта и двигателя

Стюардесса

Обслуживает пассажиров и экипаж (подаёт воду, чай, кофе). Следит за состоянием пассажиров

7.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Задачи:помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

Роли

Ролевые действия

Зав. магазином

Подбирает товары для магазина (продовольственные и промышленные); руководит разгрузкой и погрузкой товара, выдаёт товар в разные отделы продавцам.

Водитель

Ведёт машину, соблюдая все правила дорожного движения, получает товар от товароведа, загружает и разгружает его.

Продавцы продтоваров и промтоваров

Получает товар по своему профилю, раскладывает на витрине, обслуживает покупателя (берёт деньги, выдаёт сдачу, чек, товар)

Покупатели

Покупают нужный им товар, оплачивают покупку, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах.

Построение ролевого диалога

Товаровед

Охранник

Продавцы

Заведующий магазином

Заказывает по телефону товар, берёт накладную

Приветствует.
Оказывает помощь

Распределяет товар по отделам, выдаёт зарплату.

Продавцы

Обращается с просьбой охранять товар во время обеденного перерыва

Общаются между собой о количестве проданных товаров, их качестве

Водитель

Получает и выдаёт товар, заказанный заведующей, считает его и записывает в накладной

Покупатели

Следит за общественным порядком, делает замечания, проверяет содержимое больших сумок.

Рассказывает о качестве предлагаемых товаров, рекламируют их, советуют что купить

Список использованной литературы:

  1. Богуславская З.М. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 2007 г. (стр.4-24)
  2. Бойченко Н.А. « Сюжетно ролевые игры дошкольников», Киев «Радянская школа», 2008г. Стр.18-26
  3. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», Москва, «Просвещение», 2005 г. (стр. 3-16).
  4. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. - СПб., Речь, 2005
  5. Гербова В.В. «Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду», Москва «Мозайка-Синтез», 2005 г. (стр.251-267)
  6. Година Г.Н. « Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 2007 г. (стр. 95 - 101)
  7. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско - родительского взаимодействия. // Журнал практического психолога. - 2006, №6
  8. . Зворыгина Е.В. «Первые сюжетные игры малышей». Москва, Просвещение, 2008 г. стр.3
  9. Изгаршева В.М. «Игрушки и пособия для детского сада», Москва, «Просвещение», 2007 г. (стр. 54-70)
  10. Коссаковская Е.А. « Игрушка», Москва, «Просвещение», 2008 г. (стр.12-14)
  11. Лямина Г.М. «Воспитание детей в старшей группе детского сада», Москва, «Просвещение», 2007 г. (стр. 14 - 26)
  12. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», Москва, «Просвещение», 2006 г. (стр. 3-58)
  13. Нижегородцева Н.В., В.Д.Щадриков. Психолого - педагогическая готовность ребенка к школе. - М., Владос, 2009.
  14. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 2006г. (стр. 8)
  15. Швайко Г.С. «Игры и игровых упражнения для развития речи», Москва, «Просвещение», 2003 г. (стр. 3-8)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод организации сюжетно-ролевой игры "Наш любимый детский сад"

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практич...

Наше Подмосковье - премия Губернатора Московской области.Проектный метод организации сюжетно- ролевой игры.«Наш любимый детский сад» средняя группа №8 «Муравьишки».

Проектный метод организации сюжетно- ролевой игры. «Наш любимый детский сад»   средняя группа №8 «Муравьишки».Проблема.Узкий круг знаний детей среднего возраста о деятельности сотрудников детско...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СЮЖЕТНО -РОЛЕВЫХ ИГР НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА»

В процессе игры ребенок познает окружающий мир, постоянно сталкивается с необходимостью решения многочисленных задач, максимально и разносторонне проявляет себя, применяя на практике имеющиеся навыки,...

Тема статьи: «Потенциал сюжетно-ролевой игры - как одно из ведущих условий реализации образовательной программы дошкольного образования. Действия педагога, направленные на поддержку сюжетно-ролевых игр дошкольников в детском саду».

Влияние воспитателя на развитие ребенка. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Основные моменты ме...

Краткосрочный проект «Сюжетно-ролевые игры Профессии в детском саду»

В детском саду дети проводят много времени, поэтому важно, чтобы дети знали о своём ”втором доме” как можно больше полезного и интересного. Каждый день ребят встречают взрослые, которые ст...

Консультация для педагогов Оформление предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр в группах детского сада «Вторая жизнь картону»

laquo;Нет такой стороны воспитания, на которую  обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая находилась бы в прямойзависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкре...