Организация сюжетно-ролевых игр в детском саду
методическая разработка (средняя группа) на тему
В данной методической казрвботке мною представлен конспект тренинга с педагогами ДОУ, по организации разных вмдов сюжетно- ролевых игр.Проанализировав различные стадии развития иговой деятельности дошкольников, а так же фактический уровень развития игровой деятельности в нескольких группах, был сделан вывод о недостаточности знаний педагогов о способах правильной организации сюжетно- ролевых игр. Был разработан игровой обучающий трениг, в ходе которого в простой и доступной форме , перевоплащаясь в детей, педагоги освоили новые методы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация сюжетно-ролевых игр в ДОУ | 38.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Семинар для педагогов ДОУ
«Организация сюжетно-ролевых игр в детском саду»
Педагог-психолог
Коносова Т.В.
МБДОУ№42
г.о.Самара
Самара 2013
Семинар для педагогов ДОУ
«Организация сюжетно-ролевых игр в детском саду»
Выступление психолога
В детский сад сюжетно-ролевые игры пришли сами собой, так как это естественная форма поведения детей. Игра для малышей – не просто баловство . Практически, большую часть своего времени обычный ребенок проводит в игре.
Сюжетно-ролевые игры в детском саду и дома – это важное средство самовыражения для ребёнка, проба сил. Если в игре принимает активное участие взрослый, то это позволяет ему сблизиться с ребенком, установить более тесный контакт.
Сюжетно-ролевые игры в детском саду позволяют воспитателю лучше узнать своих детей, их характер, привычки, организационные способности и творческие возможности, а это, в свою очередь, является основой для того, чтобы найти наиболее правильные пути воздействия на каждого ребенка в отдельности.
Сюжетно-ролевая игра дает возможность ребенку попробовать себя во взрослых ролях, проявить творческий подход в нестандартных жизненных ситуациях, заставляет решать разнообразные задачи, возникающие по ходу «живого» сюжета игры.
Сюжетно-ролевые игры в детском саду представляют собой соревнование в решении задач взаимодействия людей. Детям приходится, примеряя на себя разные роли, учиться выстраивать отношения как можно более правильно, рационально, логически мыслить и правильно реагировать на ситуацию.
Сюжетно-ролевые игры в детском саду, как и на игровой площадке или в квартире, выполняют целый ряд функций.
- Во-первых, это социокультурная функция. В ходе такой игры воссоздаются культурные традиции и ценности народа. А сама игра выступает эталоном культурных ценностей, потому что в ней заложены правила взаимодействия и поведения людей, общественные и общечеловеческие нормы. Без соблюдения этих правил невозможно организовать полноценную игру.
- Во-вторых, сюжетно-ролевые игры в детском саду выполняют коммуникативную функцию. Играя, дети учатся устанавливать новые связи и отношения в связи с достижением своей цели. Ведь в игре просто необходимо общаться! Для примера: в группе есть очень замкнутый ребенок, для которого даже поздороваться – практически невыполнимая задача. Но когда ребятишки играют «в больницу» - этот ребенок в роли пациента делает усилие над собой – «здороваться», «прощаться» и поддерживать разговор требуют правила игры!
- В-третьих, это деятельная функция. Игра – это всегда действие, реальная деятельность. Причем, одна сюжетно-ролевая игра подразумевает много видов деятельности (игра «в аптеку» - общение с соблюдением правил этикета, счёт, манипуляционные действия с предметами, упорядочение, систематизация предметов, «помощь больному» и т.д.)
- В-четвертых, сюжетно-ролевые игры выполняют функцию самореализации. Не каждый ребенок может быть «учителем» или «командиром отряда». Любая игра имеет цель, для достижения которой необходимо применить свои знания и навыки.
- И, наконец, сюжетно-ролевые игры осуществляют функцию коррекционную (защитную). В этом, пожалуй, самая важная их роль. Игра – модель общества, его жизни и отношений. И поэтому в ходе игры ребенка можно научить видеть и решать свои проблемы. («Я хочу быть хорошим тигренком, но не умею «р-р-р-рычать». Вывод: надо научиться!»)
Сюжетно-ролевую игру отличает непременное наличие вымышленной ситуации и сочетание экстремальности, интерпретации с четко заданными правилами. Обязательно необходимо вместе с детьми проанализировать условия и возможность проведения ролевой игры, собрать и подготовить «инвентарь» - комплекты для таких игр, представляющие собой специально созданные с этой целью игровые наборы профессиональных предметов, детской посуды, мебели, овощей и фруктов, оборудования и т.д. и т.п. А если есть возможность – и ролевые костюмы (моряка, повара, военного – всевозможные варианты, в зависимости от игры).
Тогда игра становится для ребенка еще более реалистичной, доставляет еще больше эмоций
. Сюжетно-ролевые игры подразумевают ознакомления участников с текстом игры, изучение возможностей участников и распределение ролей, выбор места и оформление игровой территории, желательно – организацию театрального начала и конца игры.
Детский сад сюжетно-ролевые игры делает более зрелищными, продуманными и организованными, чем домашние игры. В них участвует больше детей. Такая игра театрализована, обязателен анализ игры с педагогической точки зрения. Дома игры носят более хаотичный характер, без видимого четкого начала и с «отсроченным» концом, длятся порой по нескольку дней, а то и больше. Но дома у ребенка больше подручных материалов, которые постоянно меняют свое назначение, по воле фантазии малыша. Игры в детском саду контролирует воспитатель, который организовывает эффективное начало (педагогу важно уметь начать игру, заинтересовать, направить в нужное русло). При этом важна эмоциональность самого воспитателя, образность его речи, уважительное отношение к участниками игры.
Игры должны проводиться в правильно выбранном темпе: замедленный темп утомляет, расхолаживает детей, слишком быстрый – не дает возможность успевать сориентироваться в ситуации. Прекрасно, если воспитатель выступает в роли участника, и совсем не обязательно в «главной» роли. Но при этом он авторитетно «ведет» и контролирует игру, дав детям максимальную степень свободы. И ни в коем случае не подавляя фантазию малышей!
Правильно построенные сюжетно-ролевые игры в детском саду позволяют воспитателю наблюдать и делать выводы, возможно – посоветовать маме, на что обратить внимание.
Если сюжетно-ролевую игру для ребенка не организовать – он все равно будет играть в нее сам. Некоторые мамы удивляются и даже негодуют, видя, что их ребенок дома «разговаривает сам с собой», причем, очень увлеченно. Но это вполне нормально – ребенок играет. И чем меньше он наигрался в детском саду – тем больше будет создавать игровые ситуации в своем воображении. Все потому, что человек живет в обществе, и, как только получает определенное социальное умение – ему нужно его реализовать и развить. А сделать это пока проще всего в игре. Таким образом, игра стимулирует ускорение развития ребёнка.
На сегодняшний день организовывать игры в детском саду и дома достаточно просто и весело, так как существуют специально созданные производителями детских товаров наборы для игры «в магазин» или «в больницу», «в хозяюшек» или «в военных», «в дочки-матери» и что еще подскажет фантазия. Существуют специально на детей пошитые костюмы, символизирующие разнообразные социальные роли и дающие ребенку полностью окунуться в любой образ. Существуют наборы для пальчикового театра, представляющего собой ту же хорошо организованную сюжетно-ролевую игру, и наборы–конструкторы, позволяющие построить целый маленький «игровой мир». И это прекрасно. Потому что в этом и выражается наша забота о развитии ребенка-дошкольника – дать ему возможность полноценной игровой деятельности.
Далее следуют доклады воспитателей об особенностях сюжетно-ролевой игры в каждом возрасте.
Игровой тренинг с воспитателями
«Организация сюжетно-ролевых игр с детьми младшего и среднего возраста воспитателями ДОУ»
Психолог предлагает присутствующим на семинаре педагогам разделиться на команды по пять человек в каждой. В каждой из образовавшихся групп выбирается один воспитатель. Остальные члены группы будут исполнять роли детей.
Воспитателям предлагается выбрать карточку с описанием организации игры. «Воспитатель» возвращается к своей группе и, не показывая остальным карточки, организует сюжетно-ролевую игру по предложенной в карточке теме, распределяет роли и объясняет ролевые действия.
После просмотра получившихся игр идёт обсуждение удачных и не вполне получившихся игр.
Анализ допущенных ошибок. Обсуждение.
В конце каждому педагогу раздается комплект карточек-инструкций по организации тематических сюжетно-ролевых игр.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточки
1.Сюжетно-ролевая игра «Больница - Поликлиника»
Задачи: развивать интерес и уважение к благородной профессии врача. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре.
Роли | Ролевые действия |
Главный врач | Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными. |
Врач-специалист | Принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение. Даёт советы. Выдаёт больничный лист. |
Медсестра | Выполняет назначения врача. Беседует с больными. Моет инструменты. |
Санитарка | Убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль) |
Регистратор | Записывает больных на приём. Выдаёт талон на приём и медицинскую карту. |
Пациент | Приходит на приём к врачу с талоном и мед. картой. Рассказывает, показывает что болит. Выполняет все советы, назначения врача. |
Построение ролевого диалога
Главный врач | Медсестра | Пациент | |
Врач-специалист | Организует работу. | Выполняет указания, назначения врача. | Приходит на приём с жалобами. |
Санитарка | Контролирует работу. | Организует работу | Принимает улов. |
Регистратор | Организует работу. | Приносит мед. карты больных из регистратуры | Записывается на приём к врачу. |
Шофёр | Даёт указания о доставке медикаментов и оборудования. | Ездит помогать больным в домашних условиях |
2.Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Роли | Ролевые действия |
Доктор | Ведёт приём, прослушивает, смотрит горло; измеряет давление, выписывает рецепт. |
Медсестра | Выполняет назначение врача, делает уколы, ставят банки, горчичники. |
Пациент | Приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача. |
Регистратор | Заполняет карту больного, даёт талончик. |
Медсестра процедурного кабинета | Делает уколы, прививки, ингаляции, прогревание. |
Продавец в аптечном киоске | Отпускает лекарства по рецепту врача |
Построение ролевого диалога
Медсестра | Процедурная медсестра | Работник аптечного киоска | |
Доктор | Выполняет указания врача, помогает вести приём больных | По направлению, выданному доктором, производит соответствующие процедуры | |
Пациент | Выписывает направления на обследование | Делает уколы, берёт анализы, делает ингаляции | Выкупает лекарства по рецепту |
Регистратор | Берёт карту больного, относит её к доктору | ||
Шофёр (скорой помощи) | Выезжает к больным на дом | Даёт указания на доставку медикаментов в аптечный киоск |
3.Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Роли | Ролевые действия |
Почтальон | Берёт на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по домам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик |
Клиент | Отправляет посылки; покупает конверты, газеты и открытки; занимает очередь; отправляет денежные переводы. Соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь. |
Оператор | Принимает посылки, денежные переводы; продаёт газеты и журналы; сортирует письма, газеты, журналы |
Шофёр | Подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки; привозит посылки и бандероли; забирает посылки и бандероли, отвозит их на железную дорогу. |
Зав. почтой | Контролирует работу почтальона, оператора, звонит и заказывает свежие газеты, журналы, новые открытки; выдаёт зарплату. Выдаёт шофёру путёвку или лист-задание; благодарит служащих почты за хорошую работу |
Построение ролевого диалога
Заведующая | Клиенты | Оператор | Шофёр | |
Почтальон | Даёт указания о выполнении работы. | Получает письма, газеты, журналы, открытки. | Выдаёт газеты, журналы, письма, открытки | Подвозит почтальона |
Оператор | Даёт указания о работе с клиентами. | Отправляет посылки, бандероли, письма. | Помогает в отправлении посылок, бандеролей | Привозит посылки, бандероли, корреспонденцию |
Клиент | Общаются. | Занимает очередь. | Принимает посылки, бандероли. Упаковывает их. | |
Шофёр | Выдаёт зарплату. | Отдаёт посылки и бандероли для дальнейшей пересылки |
4.Сюжетно-ролевая игра «Шофёры»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Роли | Ролевые действия |
Шофёр | Ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их. |
Пассажир | Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, сидит. |
Бензозаправщик | Заливает в машину бензин, берёт деньги, пробивает чек |
Милиционер | Регулирует движение, штрафует водителя за нарушение, делает замечания шофёру, пассажиру |
Водитель др. машины | Перевозит груз, рулит, ведёт машину. |
Построение ролевого диалога
диспетчер | Шофёр другой машины | Пассажир | |
Шофёр | Даёт указания об отправлении машины. | Оказывает взаимопомощь. | Спрашивает о том, на какой остановке выйти. |
Пассажир | Посылает контролёров | Пересаживает на другую машину. | Беседует о поездке. |
Бензозаправщик | Устанавливает очередь. | ||
Милиционер | Выполняет указания работников милиции. | Соблюдает правила дорожного движения, поведения. |
5.Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Роли | Ролевые действия |
Капитан | Ведёт корабль, даёт указания другим членам команды |
Боцман | Командует матросами, следит за тем, как они выполняют работу. |
Штурман | Следит за маршрутом плавания |
Радист | Выходит на связь с другими кораблями, с диспетчерской службой на берегу. |
Врач | Лечит заболевших во время плавания |
Пассажиры | Покупают билеты, садятся на корабль, соблюдают правила поведения в общественном транспорте |
Кассир | Продаёт билеты, проверяет их |
Построение ролевого диалога
диспетчер | Капитан другого корабля | Пассажир | |
Капитан | Даёт указания об отправлении корабля. | Приветствует. | Спрашивает капитана о времени прибытия корабля в порт |
Радист | Передаёт сводку погоды. | Отправляет сигнал или какое-то послание | Отправляет телеграмму домой |
Врач | Оказывает помощь членам команды другого корабля | Лечит заболевших | |
Пассажир | Отправляет контролёров проверить пассажирские билеты | Пересаживается на другой корабль | Беседуют. |
Боцман | Даёт указания матросам помочь другому кораблю |
6.Сюжетно-ролевая игра «Лётчики»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Роли | Ролевые действия |
1 Пилот | Командир экипажа управляет самолётом во время полёта, руководит действиями членов экипажа |
2 пилот | Дублирует действия 1 пилота |
Штурман | Следит за навигационной обстановкой, работает с картой |
Пассажир | Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения во время полёта, сидит. |
Бортмеханник | Обслуживает системы самолёта и двигателя |
Стюардесса | Обслуживает пассажиров и экипаж (подаёт воду, чай, кофе). Следит за состоянием пассажиров |
7.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»
Задачи:помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Роли | Ролевые действия |
Зав. магазином | Подбирает товары для магазина (продовольственные и промышленные); руководит разгрузкой и погрузкой товара, выдаёт товар в разные отделы продавцам. |
Водитель | Ведёт машину, соблюдая все правила дорожного движения, получает товар от товароведа, загружает и разгружает его. |
Продавцы продтоваров и промтоваров | Получает товар по своему профилю, раскладывает на витрине, обслуживает покупателя (берёт деньги, выдаёт сдачу, чек, товар) |
Покупатели | Покупают нужный им товар, оплачивают покупку, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах. |
Построение ролевого диалога
Товаровед | Охранник | Продавцы | |
Заведующий магазином | Заказывает по телефону товар, берёт накладную | Приветствует. | Распределяет товар по отделам, выдаёт зарплату. |
Продавцы | Обращается с просьбой охранять товар во время обеденного перерыва | Общаются между собой о количестве проданных товаров, их качестве | |
Водитель | Получает и выдаёт товар, заказанный заведующей, считает его и записывает в накладной | ||
Покупатели | Следит за общественным порядком, делает замечания, проверяет содержимое больших сумок. | Рассказывает о качестве предлагаемых товаров, рекламируют их, советуют что купить |
Список использованной литературы:
- Богуславская З.М. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 2007 г. (стр.4-24)
- Бойченко Н.А. « Сюжетно ролевые игры дошкольников», Киев «Радянская школа», 2008г. Стр.18-26
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», Москва, «Просвещение», 2005 г. (стр. 3-16).
- Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. - СПб., Речь, 2005
- Гербова В.В. «Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду», Москва «Мозайка-Синтез», 2005 г. (стр.251-267)
- Година Г.Н. « Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 2007 г. (стр. 95 - 101)
- Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско - родительского взаимодействия. // Журнал практического психолога. - 2006, №6
- . Зворыгина Е.В. «Первые сюжетные игры малышей». Москва, Просвещение, 2008 г. стр.3
- Изгаршева В.М. «Игрушки и пособия для детского сада», Москва, «Просвещение», 2007 г. (стр. 54-70)
- Коссаковская Е.А. « Игрушка», Москва, «Просвещение», 2008 г. (стр.12-14)
- Лямина Г.М. «Воспитание детей в старшей группе детского сада», Москва, «Просвещение», 2007 г. (стр. 14 - 26)
- Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», Москва, «Просвещение», 2006 г. (стр. 3-58)
- Нижегородцева Н.В., В.Д.Щадриков. Психолого - педагогическая готовность ребенка к школе. - М., Владос, 2009.
- Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 2006г. (стр. 8)
- Швайко Г.С. «Игры и игровых упражнения для развития речи», Москва, «Просвещение», 2003 г. (стр. 3-8)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод организации сюжетно-ролевой игры "Наш любимый детский сад"
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практич...
Родительское собрание на тему: « Наблюдение родителей за сюжетно – ролевыми играми детей в детском саду»
старший дошкольный возраст...
Наше Подмосковье - премия Губернатора Московской области.Проектный метод организации сюжетно- ролевой игры.«Наш любимый детский сад» средняя группа №8 «Муравьишки».
Проектный метод организации сюжетно- ролевой игры.«Наш любимый детский сад» средняя группа №8 «Муравьишки».Проблема.Узкий круг знаний детей среднего возраста о деятельности сотрудников детско...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СЮЖЕТНО -РОЛЕВЫХ ИГР НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА»
В процессе игры ребенок познает окружающий мир, постоянно сталкивается с необходимостью решения многочисленных задач, максимально и разносторонне проявляет себя, применяя на практике имеющиеся навыки,...
Тема статьи: «Потенциал сюжетно-ролевой игры - как одно из ведущих условий реализации образовательной программы дошкольного образования. Действия педагога, направленные на поддержку сюжетно-ролевых игр дошкольников в детском саду».
Влияние воспитателя на развитие ребенка. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Основные моменты ме...
Краткосрочный проект «Сюжетно-ролевые игры Профессии в детском саду»
В детском саду дети проводят много времени, поэтому важно, чтобы дети знали о своём ”втором доме” как можно больше полезного и интересного. Каждый день ребят встречают взрослые, которые ст...
Консультация для педагогов Оформление предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр в группах детского сада «Вторая жизнь картону»
laquo;Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая находилась бы в прямойзависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкре...