Консультация для педагогов Оформление предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр в группах детского сада «Вторая жизнь картону»
консультация
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая находилась бы в прямой
зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет
совершенствоваться из самого себя, от природы…»
Е.И. Тихеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 49.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Оформление предметно-пространственной среды
для сюжетно-ролевых игр в группах детского сада
«Вторая жизнь картону»
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая находилась бы в прямой
зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет
совершенствоваться из самого себя, от природы…»
Е.И. Тихеева
Для того чтобы организовать сюжетно-ролевую игру в современных условиях необходимо соблюдать следующие требования:
- Выполнение санитарно – гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек).
- Организация игрового пространства (организация предметно – игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; атрибуты для сюжетно – ролевой игры должны быть красочными, эстетичными, прочными; создание безопасных условий игры; игровое пространство должно соответствовать содержанию игры и количеству играющих; атрибуты для сюжетно – ролевых игр должны быть доступны детям).
Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.
Наличие игрушек для сюжетно-ролевых игр:
- сюжетно – образная игрушка: это игрушка, отражающая в себе образ одушевленного существа (мишки, зайцы, котики и т. д.).
- техническая игрушка: она отражает средства передвижения, технику, используемую в труде, средства связи и информации.
- игрушка-забава: это – смешные человечки, фигурки зверей, домашних животных. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность.
- маскарадно – елочная игрушка: она лишь чем – то напоминает тот или иной персонаж, например – хвост, клюв, ушки. Но этого достаточно, что бы дети играли, жили в образе.
- спортивно – моторная игрушка: предназначена для осуществления задач физического воспитания
- музыкальная игрушка: удовлетворяет интерес к звукам.
- театральная игрушка: она служит целям эстетического воспитания, развивает речь, мышление, воображение, способность воспроизведения.
Дидактическая игрушка предназначена для сенсорного и умственного развития, обучения ребенка (шары, пирамиды, матрешки, парные картинки)
- строительный материал: назначение – развитие внимания, сообразительности, конструктивных способностей детей.
- игрушка – самоделка: при изготовлении игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху.
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала:
- "Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные
предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечное хозяйство, транспортные средства, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т. п.).
- "Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и
животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли, например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т. п.)
- "Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой
материал, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, дома, другие здания, сооружения, малые архитектурные формы, мебель, некоторые предметы интерьера и ландшафта, игрушечная кухонная плита, дом - теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т. п.).
Требования к игрушкам
- должна побуждать детей к творчеству, формировать дружеские взаимоотношения, организованность, справедливость;
- должна быть динамичной;
- отражать здоровый юмор;
- должна быть окрашена стойкими, безопасными красками;
- легко подвергаться обработке
Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям:
это прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.
Принцип универсальности предметно-игровой среды является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе с воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития.
Именно поэтому предметно-игровая среда должна быть развивающей, т.е. она должна функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.
Развивающая предметно-игровая среда отвечает также и принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность игрового пространства
В состав предметно-игровой среды входят:
- крупное организующее игровое поле;
- игровое оборудование;
- игрушки;
- игровая атрибутика разного рода;
- игровые материалы.
Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.
Игровые средства обязательно должны быть сомасштабны друг другу и другим предметам интерьера. Это означает, что интерьер должен не содержать ничего лишнего и органично сочетаться в эстетическом отношении с игровыми средствами. Все игровые и неигровые предметы должны отвечать принципу безопасности.
Педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен передавать постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры, заботится о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.
Немаловажную педагогическую ценность в организации предметно-пространственной среды имеют макеты.
Макет - это уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического).
Учитывая многообразие сюжетных игр, педагоги должны ориентироваться на организацию таких сюжетных игр, в которых каждый ребенок сможет: удовлетворять свои интересы; реализовывать свои возможности; создавать игровой сюжет и реализовать его; проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.
Создать такие условия помогают игры с макетами, они являются более высокой степенью сюжетно-ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.
«Универсальные» макеты условно делятся на два типа:
- Макеты - модели:
Макет - модель представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, церковь, светофор, добавлением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие действия - события, мелкий транспорт - автомобили, самолеты, наборы мелких фигурок – персонажей - семья, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи, антураж (деревья, цветы).
2. Макеты - карты:
Макеты - карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства.
Так, на макете - карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонки) и дополнением служат предметы, обозначающие события–действия - это транспорт.
Обитатели - персонажи, дополнительный антураж к макету, да и сам макет могут быть сделаны в процессе продуктивной совместной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки, соленого теста, природного материала, что способствует развитию творчества в различных видах деятельности (в ручном труде, конструировании и изготовлении макетов).
Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые бы давали простор изобретательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетно – ролевой игры в средней группе детского сада.
Программное содержание:создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.Формировать у детей умение играть по собственному замыслу,стимулировать творческую а...
Сюжетно-ролевые игры в младшей группе детского сада
Сюжетно-ролевые игры в младшей группе детского сада...
Педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры в средней группе детского сада.
В работе отражены влияние игры на физическое воспитание детей и роль педагога в организации игры и развитии игровых умений детей средней группы детского сада. Приведены результаты диагностики игровых ...
Сюжетно-ролевые игры детей младшей группы детского сада
В младшей группе действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно повторяется. Основным содержани...
Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевые игры в средней группе детского сада в условиях реализации ФГОС ДО»
Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому р...
Консультация "Сюжетно-ролевые игры детей подготовительной группы детского сада"
Консультация "Сюжетно-ролевые игры детей подготовительной группы детского сада"...
Развивающая предметно - пространственная среда по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада.
Развивающая предметно - пространственная среда по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада.Большое значение для успешного обучения рисованию имеет организация развивающей сред...