Проектный метод организации сюжетно-ролевой игры "Наш любимый детский сад"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Бондарева Мария Александровна

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnyy_metod_organizatsii_syuzhetno-rolevykh_igr.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №1

Выборгского района Санкт-Петербурга

Проектный метод организации сюжетно-ролевой игры

«Наш любимый детский сад»

Автор-составитель:

Бондарева М.А.

2013

 С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, что  убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.

  По утверждению отечественных психологов основным видом деятельности, в котором происходит всестороннее развитие дошкольников, является игра. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых

Если с ребёнком не играют, он играет примитивно. В результате всё чаще место сюжетно-ролевой игры даже у старших дошкольников начинает занимать игра-манипуляция с игрушками: пострелять из пистолета, запустить машинку, изменить форму у робота-трансформера. Причём чем эффектнее и дороже игрушка, тем меньше воображения обычно требуется для игры с ней, тем сильнее она поощряет простое манипулирование. Следствием этого является увеличение числа детей с неразвитым воображением, не умеющих ничего делать самостоятельно, занимать собственную позицию в отношениях с другим человеком или понимать позицию другого. В школе у таких детей возникают большие сложности. А чтобы ребенок выработал свое отношение к жизни, надо с детства формировать умение адекватно ориентироваться в социальном окружении, а это более доступно через игру.

Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребёнка в решении проблемы, лично значимой для ребёнка.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В среднем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Для работы по формированию сюжетно-ролевых игр использовался проектный метод, который включает такие этапы:

1 – обогащение жизненного опыта детей (чтение книг, рассматривание картин, иллюстраций, рассказ о профессиональной деятельности людей, экскурсии, прослушивание музыкальных произведений)

2 – отражение представлений об игре в художественной деятельности (аппликации, лепке, рисовании)

3 – обогащение игрового опыта детей (обыгрывание игровых ситуаций)

4 – обогащение игры атрибутами (поделка атрибутов к игре детьми)

5 – Итог проекта - самостоятельно развернутая детская сюжетно-ролевая игра, объединенная с другими сюжетно-ролевыми играми.

Проблемой, подтолкнувшей нас к написанию проекта «Наш любимый детский сад», явился узкий круг знаний детей среднего возраста о деятельности сотрудников детского сада.

«Наш любимый детский сад»

Цель проекта:

Уточнить и обогатить представления детей о детском саде. Создать эмоционально-положительное отношение к детскому саду и к его сотрудникам.

Задачи:

- Расширить представления детей о профессиях в детском саду. Закрепить представления о необходимости и значении труда взрослых людей.

- Активизировать творческое мышление

- Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми. Обеспечить психологический комфорт детей и родителей.

- Развивать коммуникативные навыки и игровую деятельность детей

Участники проекта:

Дети 4-5 лет (средняя группа), родители, воспитатели, музыкальный руководитель, работники детского сада.

Сроки реализации проекта: 01.11.2013 – 15.11.2013


Предварительная работа:

- Составление перспективно-тематического плана работы. Обсуждение темы проекта с сотрудниками детского сада, содержания фотовыставки.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Проблема

Узкий круг знаний детей среднего возраста о деятельности сотрудников детского сада

Полное наименование проекта

«Наш любимый детский сад»

Тип проекта

Познавательно-игровой

Цель проекта

Обогатить представления детей о детском саде, о профессиях детского сада.

Образовательные области

Познание и Коммуникация

Период (продолжительность)

Этапы реализации

Краткосрочный проект

Продолжительность: две недели, с 01.11.2013 – 15.11.2013

1 этап – подготовительный

2 этап – «Кто так вкусно готовит?»

3 этап –« Путешествие к Белоснежной Фее»

4 этап – заключительный

Ожидаемые конечные результаты:

для детей

для педагогов

для родителей

для доу

Обогащение и расширение представлений об окружающем мире, в частности, о детском саде

  1. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей;
  2. Развивать коммуникативные навыки
  3. Сформировать познавательный интерес к людям, работающим в детском саду
  4. Развивать игровую деятельность детей
  5. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и самостоятельности.

Приобщить к жизни детей и детского сада в целом. Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми

Привлечь работников детского сада к взаимодействию с детьми

Презентация проекта

Досуг, проведённый совместно с родителями

«Мы играем в детский сад»

ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

             Познание

  • «Экскурсия на кухню» - знакомимся с поварами, оборудованием и продуктами
  • «Экскурсия в прачечную»
  • Опыты с водой, мылом
  • КГН «Зачем нам мыло?»
  • Д/И «Назови лишний предмет»

Чтение художественной литературы

  • Экологическая сказка «Маленькая капелька воды»
  • Е. Бехлерова «Капустный лист»
  • «Колосок» - укр. сказка

          Коммуникация

  • Игровая ситуация «Ребёнок и огонь», «Откуда взялась каша?», «У Мишки грязные штанишки»
  • Творческое рассказывание «Кто помогает маме стирать?», «Где берут обед?»
  • «Как стирают в детском саду?»

(высказывания и предположения)

  • Общение: «Моя мама работает в детском саду», «Зачем нужен детский сад?», «Кто работает в нашем детском саду?»

        Социализация

Д/И «Кто что делает?»

Д/И «Что нужно для работы?»

с/р игры «Повара», «Готовим дома обед»,

«Стирка», «Детский сад»

                  Труд

  • Помогаем выстирать кукольное бельё
  • «Приготовим овощной салат»

          Безопасность

« Если не выключить утюг»

«Кухня – не место для игр»

            Здоровье

Беседы «Зачем мыть руки перед приготовлением пищи?», «Где живут витамины?», «Почему вредно ходить в грязной одежде?»

Игры с песком «Печём пирожки»

Игры с мыльными пузырями

    Физическая культура

Соревнование «Разгрузка овощей и фруктов»

Игровое упражнение «Раздувайся, пузырь!»

Комплексы ОРУ «В саду ли, в огороде…», «Путешествие по волнам»

Формы взаимодействия с семьёй

Совместная работа над творческими заданиями

Ознакомление с режимом и правилами детского сада

Оформление газеты «Мой день в детском саду»

Художественное творчество

Лепка «Вкусное печенье»

Аппликация « Готовим вкусный обед»

Конструирование. Оригами «Чистые рубашки»

Рисование «Платочки и полотенца сушатся на верёвке»

              Музыка

Аудиозаписи: «Бармалей» из репертуара гр. «Киндер-сюрприз»;

«Все спортом занимаются», муз. Е.Туманян, сл. В.Викторова;

«Кашка»- муз. Е.Шашина, сл. Н. Кузьминых

Музыка

«Айболит» муз. О.Фельцмана, сл. М. Рябинина;

«Детский сад» муз. К. Костина, сл. Т. Керстен, К. Костина

Проводилось планомерное обогащение опыта детей. На экскурсиях, прогулках, при чтении книг, рассматривании иллюстраций, картин, во время бесед, встреч с людьми разных профессий расширялись представления детей об окружающем: предметах, социальных явлениях, деятельности взрослых, формировались эмоционально-нравственные оценки. Это содержание при определенных условиях становилось источником возникновения замысла игры.

На втором этапе проекта, накопленные знания об окружающем дети с интересом отражали в конструировании и изобразительной деятельности, что способствовало формированию игровых умений детей.

 на третьем этапе проекта, использовался прием - обыгрывание игровых ситуаций, где все участники, используя уже накопленный опыт, дополняя друг друга, вводят новые сюжетные события, развивающие выбранную тему. Поскольку события предлагаются в разных вариантах, у детей есть новые “идеи” для игры, но нет готового сюжета, который остается только разыграть, выбирая тот или иной вариант, включая новые роли.

Условиями возникновения игрового замысла и его реализации является своевременное изменение игровой среды. Поэтому на четвертом этапе проекта, учитывая практический и игровой опыт детей предлагается им самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью собственных поделок. Создаются условия для самостоятельной игры, дети уже самостоятельно организовывают игровое пространство, развивают сюжетную линию, комбинируя предложенные участниками игры события в общем сюжете.

Такое планирование эффективно влияет на длительность игры. В длительной игре у ребенка быстрее вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни, ребенок проявляет больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении ролей, использовании подсобных материалов. Такая игра учит ориентироваться в общественных событиях, проигрывать разные варианты выхода из трудных ситуаций, пока только придуманных в воображении детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектный метод организации сюжетно-ролевой игры»

Освоение проектного метода в организации сюжетно-ролевых игр позволяет создать в детском саду условия для планомерной и эффективной воспитательно-образовательной работы....

Использование проектного метода в организации сюжетно-ролевых игр

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Использование инновационных педагогических технол...

Наше Подмосковье - премия Губернатора Московской области.Проектный метод организации сюжетно- ролевой игры.«Наш любимый детский сад» средняя группа №8 «Муравьишки».

Проектный метод организации сюжетно- ролевой игры. «Наш любимый детский сад»   средняя группа №8 «Муравьишки».Проблема.Узкий круг знаний детей среднего возраста о деятельности сотрудников детско...

Тематический контроль по теме: "Использование метода проекта для организации сюжетно-ролевой игры в средних группах"

Тематический контроль по теме: "Использование метода проекта для организации сюжетно-ролевой игры в средних группах" (план, арты контроля и аналитическая справка об итогах)...

Методы организации сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, составляет основное содержание жизни. ...

Проектная работа Тема: «Организация сюжетно ролевой игры детей дошкольного возраста в младшей группе»

Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его деятельности. Интересные игр...

ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

laquo;Игра в конденсированном виде  содержит в себе, как в фокусе  увеличительного стекла, всетенденции развития ребенка»  Л.С.Выготский   ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬС...