Проектный метод организации сюжетно-ролевой игры "Наш любимый детский сад"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnyy_metod_organizatsii_syuzhetno-rolevykh_igr.docx | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №1
Выборгского района Санкт-Петербурга
Проектный метод организации сюжетно-ролевой игры
«Наш любимый детский сад»
Автор-составитель:
Бондарева М.А.
2013
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, что убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.
По утверждению отечественных психологов основным видом деятельности, в котором происходит всестороннее развитие дошкольников, является игра. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых
Если с ребёнком не играют, он играет примитивно. В результате всё чаще место сюжетно-ролевой игры даже у старших дошкольников начинает занимать игра-манипуляция с игрушками: пострелять из пистолета, запустить машинку, изменить форму у робота-трансформера. Причём чем эффектнее и дороже игрушка, тем меньше воображения обычно требуется для игры с ней, тем сильнее она поощряет простое манипулирование. Следствием этого является увеличение числа детей с неразвитым воображением, не умеющих ничего делать самостоятельно, занимать собственную позицию в отношениях с другим человеком или понимать позицию другого. В школе у таких детей возникают большие сложности. А чтобы ребенок выработал свое отношение к жизни, надо с детства формировать умение адекватно ориентироваться в социальном окружении, а это более доступно через игру.
Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребёнка в решении проблемы, лично значимой для ребёнка.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В среднем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Для работы по формированию сюжетно-ролевых игр использовался проектный метод, который включает такие этапы:
1 – обогащение жизненного опыта детей (чтение книг, рассматривание картин, иллюстраций, рассказ о профессиональной деятельности людей, экскурсии, прослушивание музыкальных произведений)
2 – отражение представлений об игре в художественной деятельности (аппликации, лепке, рисовании)
3 – обогащение игрового опыта детей (обыгрывание игровых ситуаций)
4 – обогащение игры атрибутами (поделка атрибутов к игре детьми)
5 – Итог проекта - самостоятельно развернутая детская сюжетно-ролевая игра, объединенная с другими сюжетно-ролевыми играми.
Проблемой, подтолкнувшей нас к написанию проекта «Наш любимый детский сад», явился узкий круг знаний детей среднего возраста о деятельности сотрудников детского сада.
«Наш любимый детский сад»
Цель проекта:
Уточнить и обогатить представления детей о детском саде. Создать эмоционально-положительное отношение к детскому саду и к его сотрудникам.
Задачи:
- Расширить представления детей о профессиях в детском саду. Закрепить представления о необходимости и значении труда взрослых людей.
- Активизировать творческое мышление
- Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми. Обеспечить психологический комфорт детей и родителей.
- Развивать коммуникативные навыки и игровую деятельность детей
Участники проекта:
Дети 4-5 лет (средняя группа), родители, воспитатели, музыкальный руководитель, работники детского сада.
Сроки реализации проекта: 01.11.2013 – 15.11.2013
Предварительная работа:
- Составление перспективно-тематического плана работы. Обсуждение темы проекта с сотрудниками детского сада, содержания фотовыставки.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Проблема | Узкий круг знаний детей среднего возраста о деятельности сотрудников детского сада |
Полное наименование проекта | «Наш любимый детский сад» |
Тип проекта | Познавательно-игровой |
Цель проекта | Обогатить представления детей о детском саде, о профессиях детского сада. |
Образовательные области | Познание и Коммуникация |
Период (продолжительность) Этапы реализации | Краткосрочный проект Продолжительность: две недели, с 01.11.2013 – 15.11.2013 1 этап – подготовительный 2 этап – «Кто так вкусно готовит?» 3 этап –« Путешествие к Белоснежной Фее» 4 этап – заключительный |
Ожидаемые конечные результаты: для детей для педагогов для родителей для доу | Обогащение и расширение представлений об окружающем мире, в частности, о детском саде
Приобщить к жизни детей и детского сада в целом. Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми Привлечь работников детского сада к взаимодействию с детьми |
Презентация проекта | Досуг, проведённый совместно с родителями «Мы играем в детский сад» |
ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ
Познание
| Чтение художественной литературы
| Коммуникация
(высказывания и предположения)
|
Социализация Д/И «Кто что делает?» Д/И «Что нужно для работы?» с/р игры «Повара», «Готовим дома обед», «Стирка», «Детский сад» | Труд
| Безопасность « Если не выключить утюг» «Кухня – не место для игр» |
Здоровье Беседы «Зачем мыть руки перед приготовлением пищи?», «Где живут витамины?», «Почему вредно ходить в грязной одежде?» Игры с песком «Печём пирожки» Игры с мыльными пузырями | Физическая культура Соревнование «Разгрузка овощей и фруктов» Игровое упражнение «Раздувайся, пузырь!» Комплексы ОРУ «В саду ли, в огороде…», «Путешествие по волнам» | Формы взаимодействия с семьёй Совместная работа над творческими заданиями Ознакомление с режимом и правилами детского сада Оформление газеты «Мой день в детском саду» |
Художественное творчество Лепка «Вкусное печенье» Аппликация « Готовим вкусный обед» Конструирование. Оригами «Чистые рубашки» Рисование «Платочки и полотенца сушатся на верёвке» | Музыка Аудиозаписи: «Бармалей» из репертуара гр. «Киндер-сюрприз»; «Все спортом занимаются», муз. Е.Туманян, сл. В.Викторова; «Кашка»- муз. Е.Шашина, сл. Н. Кузьминых | Музыка «Айболит» муз. О.Фельцмана, сл. М. Рябинина; «Детский сад» муз. К. Костина, сл. Т. Керстен, К. Костина |
Проводилось планомерное обогащение опыта детей. На экскурсиях, прогулках, при чтении книг, рассматривании иллюстраций, картин, во время бесед, встреч с людьми разных профессий расширялись представления детей об окружающем: предметах, социальных явлениях, деятельности взрослых, формировались эмоционально-нравственные оценки. Это содержание при определенных условиях становилось источником возникновения замысла игры.
На втором этапе проекта, накопленные знания об окружающем дети с интересом отражали в конструировании и изобразительной деятельности, что способствовало формированию игровых умений детей.
на третьем этапе проекта, использовался прием - обыгрывание игровых ситуаций, где все участники, используя уже накопленный опыт, дополняя друг друга, вводят новые сюжетные события, развивающие выбранную тему. Поскольку события предлагаются в разных вариантах, у детей есть новые “идеи” для игры, но нет готового сюжета, который остается только разыграть, выбирая тот или иной вариант, включая новые роли.
Условиями возникновения игрового замысла и его реализации является своевременное изменение игровой среды. Поэтому на четвертом этапе проекта, учитывая практический и игровой опыт детей предлагается им самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью собственных поделок. Создаются условия для самостоятельной игры, дети уже самостоятельно организовывают игровое пространство, развивают сюжетную линию, комбинируя предложенные участниками игры события в общем сюжете.
Такое планирование эффективно влияет на длительность игры. В длительной игре у ребенка быстрее вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни, ребенок проявляет больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении ролей, использовании подсобных материалов. Такая игра учит ориентироваться в общественных событиях, проигрывать разные варианты выхода из трудных ситуаций, пока только придуманных в воображении детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектный метод организации сюжетно-ролевой игры»
Освоение проектного метода в организации сюжетно-ролевых игр позволяет создать в детском саду условия для планомерной и эффективной воспитательно-образовательной работы....
Использование проектного метода в организации сюжетно-ролевых игр
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Использование инновационных педагогических технол...
Наше Подмосковье - премия Губернатора Московской области.Проектный метод организации сюжетно- ролевой игры.«Наш любимый детский сад» средняя группа №8 «Муравьишки».
Проектный метод организации сюжетно- ролевой игры.«Наш любимый детский сад» средняя группа №8 «Муравьишки».Проблема.Узкий круг знаний детей среднего возраста о деятельности сотрудников детско...
Тематический контроль по теме: "Использование метода проекта для организации сюжетно-ролевой игры в средних группах"
Тематический контроль по теме: "Использование метода проекта для организации сюжетно-ролевой игры в средних группах" (план, арты контроля и аналитическая справка об итогах)...
Методы организации сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте
Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, составляет основное содержание жизни. ...
Проектная работа Тема: «Организация сюжетно ролевой игры детей дошкольного возраста в младшей группе»
Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его деятельности. Интересные игр...
ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
laquo;Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, всетенденции развития ребенка» Л.С.Выготский ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬС...