Методическая разработка "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с разными национальностями"
методическая разработка
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с разными национальностями
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад «Алёнка» г. Советский"
Воспитание толерантности
у детей дошкольного возраста
через ознакомление с разными национальностями
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад «Алёнка» г. Советский"
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с разными национальностями
(методическая разработка)
Мельникова Елена Ивановна,
воспитатель
г. Советский
Содержание | Стр. | |
Введение | 4 | |
1 | Воспитание у детей дошкольного возраста толерантности, уважения и симпатии к людям другой национальности. | 5 |
2 | Методы и приёмы ознакомления дошкольников с людьми разных национальностей | 7 |
3 | Диагностика толерантного поведения | 10 |
4 | Система работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста | 16 |
5 | Система работы с родителями по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста | 21 |
Литература | 22 | |
Приложения | ||
1.1. | 23 | |
1.2. | 24 | |
1.3. | 26 |
Введение.
16 ноября с 1995 года ежегодно отмечается международный день толерантности.
В нашем городе Советском проживает много людей разной национальности.
Несмотря на кажущееся благополучие, отношения между представителями разных национальностей далеки от совершенства. И если крупных национальных конфликтов нет, в обычной жизни многие представители национальностей, порой испытывают значительные проблемы, возникающие из-за несформированности у них толерантности.
Толерантность – терпимость к чужому мнению и поступкам, к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям.
Умение общаться друг с другом, находить компромисс в создавшейся ситуации люди учатся еще в детстве. В зависимости от того, какие отношения складываются у сегодняшних дошкольников в общении со сверстниками, взрослыми, внешним и внутренним миром, зависит их поведение в обществе и отношение к этому обществу. Именно поэтому, сегодня такое большое значение приобретает воспитание толерантности.
Правительством России принята Федеральная программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактики экстремизма в российском обществе».
Понятие «толерантность» должно стать основой новой идеологии, которая включает понятия: личность, семья, гражданство, общество. Формирование толерантности должно стать важнейшим направлением в гуманистическом воспитании.
Проблема интернационального воспитания детей была всегда актуальна. Хотя в современных педагогических исследованиях и используется другой термин – поликультурное воспитание, сущность его не изменилась, единственное что «осталось за бортом» - это идеологическая направленность.
Цель поликультурного воспитания на современном этапе состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований
Интернациональные чувства только зарождаются в раннем возрасте, и хотя они элементарны по своим проявлениям, но важны для дальнейшего формирования личности.
В современной России нет, пожалуй, ни одного детского коллектива, где бы не встретились дети разных национальностей. Попадая в коллектив, каждый ребенок приносит с собой багаж знаний и представлений о мире, который он получил от своих родителей и, конечно же, в нем есть место для представлений о национальной культуре своего народа. Попадая в поликультурный коллектив, ребенок обогащает свои знания о многонациональном мире, общаясь с детьми других национальностей. В этих условиях происходит систематическое воспитание симпатии и уважения к людям разных национальностей.
Исходя из выше сказанного выбрала творческую тему: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с разными национальностями».
Цель: Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей через ознакомление с разными национальностями.
Для реализации работы с детьми по теме: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с разными национальностями» определила задачи:
- Ознакомление детей с национальными костюмами разных народов.
- Формирование у детей духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию.
- Воспитание уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей.
- Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).
- Расширение форм взаимодействия с родителями по данной теме.
Новизна: Выстроена система работы с детьми 4-7 лет по формированию толерантности
через ознакомление с разными национальностями
Предполагаемый результат:
Познавательный интерес к сверстнику другой национальности и расы проявляется у детей довольно ярко, он относительно устойчив. Отношение к иностранным сверстникам строится у них на знании нравственных общечеловеческих ценностей и принятых в обществе правил поведения. Дошкольники более осознанно подходят к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, настроены на общение, взаимопонимание, хотят «играть» и «дружить» с ними. В конфликтных ситуациях они стремятся наладить диалог, могут предложить конкретные пути разрешения ситуации. Дети часто опираются на освоенные с помощью педагога требования позитивного взаимодействия со всеми людьми.
1. Воспитание у детей дошкольного возраста толерантности, уважения и симпатии к людям другой национальности.
Педагог – человек, который трудится сегодня, создавая наше завтра. Хотим ли мы, чтобы завтра была война? Конечно, нет! Каждому из нас хочется жить в мире, вот поэтому сегодняшние педагоги должны личным примером показывать детям, как нужно относиться к людям разных национальностей. И здесь неприемлема позиция «человек в маске», ведь дети, словно рентгеновский аппарат видят педагога насквозь. Никакие самые красноречивые рассказы, супер профессионально проведенные занятия не воспитают в ребенке симпатии и уважения к людям разных национальностей, если сам педагог не толерантен, если все что он говорит и делает не идет от души и сердца его. На воспитателях лежит большая ответственность за то, чтобы донести до детей простую человеческую идею превосходства доброты и любви над материальными благами, научить их сопереживать и уважать людей разных национальностей
Педагог должен быть и компетентен в вопросах поликультурного воспитания, обладать информацией о современных взглядах на эту проблему, знаниями о современном социальном, политическом, экономическом состоянии общества, чтобы эффективно выполнить социальный заказ на воспитание толерантного человека.
Если просто рассказывать детям дошкольного возраста о самобытности разных национальностей и в то же время и различиях между ними, дети, в силу своих возрастных особенностей, вряд ли, смогут понять, о чем с ними говорят. А на доступных их пониманию примерах из сказок, наглядном материале, педагогу легче будет добиться положительного результата в воспитании симпатии и уважения к людям разных национальностей.
Знакомясь с различными народными сказками, ребёнок невольно станет сравнивать их друг с другом. Возможность и оправданность такого сопоставления заложена в самом характере сказочных сюжетов и образов. Сказки разных народов часто так схожи, что их можно считать разными национальными вариантами и версиями одного и того же произведения (например, русская народная сказка «Кот и лиса», удмуртская народная сказка «Котофей Иванович» и татарская народная сказка «Котан Иванович»; «Коза и волк» (татарская) и «Волк и семеро козлят» (русская); «Коза и овца» (татарская) и «Коза, баран и семья волков» (чувашская); «Петух и курица» (удмуртская) и «Кочеток и курочка» (русская); «Солдатский топор» (татарская) и «Щи из топора» (русская) и другие).
Произведения устного народного фольклора является уникальным по своей всесторонности средствами формирования личности ребёнка, когда открывается естественное взращивание в нём лучших черт: нравственного, чуткого отношения к людям, любви к своему народу и уважения к другим.
Средством воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей можно считать также и народные песни потому, что их язык интернационален. Если вслушаться в песни татарского, чувашского, удмуртского народов можно почувствовать некоторые сходства, хотя язык этих песен разный. Музыка – более универсальное средство общения народов, отражает единство людей земли, помогает сблизить народы.
К.Д. Ушинский советовал обратить внимание на народные игры, рекомендовал педагогам «разработать этот богатые источник, организовать их». Он считал их материалом наиболее доступным детям, так как образы, сюжетам близки их воображению. Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. В ней ребёнок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства – симпатию и дружеское отношение к людям разных национальностей («Тимебай» (татарская), «Горелки» (русская). Представления детей о родине, особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняются, закрепляются в народной игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и затем становятся основой их поведения и убеждений («Скачки на конях» (татарская), «Каравай» (русская).
Важное место среди средств воспитания толерантности у дошкольников является их собственная деятельность: игра, художественная деятельность. В педагогической литературе подчеркивается возможность воспитания у детей в игре тех или иных положительных качеств. В дошкольном возрасте происходит «интеллектуализация детских чувств», переход от элементарных, неосознанных эмоций к сознательным и обобщенным (Л.С. Выготский). Сюжетно-ролевые игры позволяют закрепить нравственные представления, чувства, качества, которые формируются на занятиях и в повседневной жизни. В художественной деятельности ребенок видит результат своего труда, радуется освоению новых знаний, глядя на него, может на собственном опыте прочувствовать отличия и сходства национальных культур разных народов. В этом виде деятельности у детей воспитывается уважение к труду представителей разных национальностей.
Самое близкое для детей дошкольного возраста средство воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей – это кукла в национальном костюме. Е.А. Флерина указывала на то, что «игрушка не только радует, но и глубоко влияет на ребенка, игрушка воспитывает его». Среди игрушек она особо выделила куклу, способствующую расширению представлений о национальном костюме, знакомящую их с бытом людей разных национальностей.
Дети, как и все люди постоянно находятся среди различных предметов. В домашней среде – это всевозможные бытовые предметы, а в детском саду всё, что окружает ребенка, образует предметную развивающую среду. По концепции С.Л. Новосёловой, «развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика». Значит и в решении задач по воспитанию у детей дошкольного возраста симпатии и уважения к людям разных национальностей нам поможет предметное окружение. О каждом предмете можно многое рассказать с точки зрения его происхождения и истории, различиях похожих предметов в культуре разных национальностей, предметах характерных только для одной из национальностей. Чтобы воспитательный эффект предметной развивающей среды был больше содержание её необходимо обновлять. Не обязательно постоянно именно новыми предметами заменять старые, можно просто одни на другие предметы предоставить в распоряжение детей. И ребята, играя с куклой в национально костюме, которую они некоторое время не видели, замечают в ней новые детали костюма, доброжелательную улыбку и так далее.
Методами воспитания толерантности у дошкольников можно считать: личный пример взрослых; создание педагогических ситуаций, в которых ребёнок упражняется в толерантном поведении; положительная оценка действий ребёнка взрослым.
Итак, симпатия и уважение к людям разных национальностей является нравственным качеством личности, которое необходимо воспитывать, начиная с раннего возраста через общение со сверстниками и взрослыми разных национальностей, ознакомление с культурой и бытом разных народов, обогащение содержания игр дошкольников в хорошо продуманных и организованных педагогических условиях.
Для реализации намеченного плана необходимо было создать развивающую среду в группе, так возникла идея создания мини-музея. В мини-музее собраны куклы в национальных костюмах разных народов, населяющих нашу страну. Так же в создании музея принимали участие родители воспитанников.
2. Методы и приёмы ознакомления дошкольников с людьми разных национальностей
Методы воспитания толерантности.
Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.
В зависимости от того, на какую сущностную сферу человека влияет педагог, М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук выделяют следующие методы воспитания толерантности у дошкольников.
При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения.
Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.
Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию и стыд и др.
Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение.
Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Через внушение в сознание входят стереотипы, создаётся настроение. Внушение является важным фактором распространение лозунгов – суждений, в которых предельно кратко, но точно определяются отношение к людям. Поэтому внушение имеет существенное значение для формирования толерантного отношения к людям.
Метод внушения может реализовываться через использование цитат из библии, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и их скандирование на различных мероприятиях.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности.
Стимулирование может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет своё поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.
Метод стимулирования должен применяться педагогом очень осторожно. Нужно учитывать, что позитивная оценка поведения одной группы детей не всегда может быть понята другой группе. В результате может возникнуть непонимание действий педагога.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказаться методы требования и упражнения.
По форме предъявления различают прямые и косвенные требования. Для воспитания толерантности более эффективно использование косвенного требования. Среди них выделяются позитивные:
требование – совет;
требование – игра;
требование – просьба;
требование – намёк;
требование – одобрение.
К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.
Для воспитания толерантности гораздо менее эффективны прямые требования.
Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – навыки и привычки – устойчивые качества личности. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.
В сфере саморегуляции необходимо формировать совестливость, самооценку, самокритичность, самоконтроль, добропорядочность. Способствует этому использование метода коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми.
Коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребёнок часто может сам изменить своё поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.
В предметно – практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. Этому способствует использование методов воспитывающих ситуаций – ситуаций, когда ребёнок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, прежде всего связанную с выбором способа отношений с другими людьми. Таких ситуаций множество. Например, дети должны выбрать себе команду, с которой нужно выполнить какое – либо задание учителя. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определённая толерантная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.
Экзистенциальная сфера помогает человеку вступать в определённые отношения с другими людьми. У каждого ребёнка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, высоконравственные установки, которые позже не позволяют вести себя непорядочно бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой – «труд души».
Таким образом, выделены следующие доминирующие методы воспитания толерантности: убеждение и самоубеждение, стимулирование и мотивация, внушение и самовнушение, требование и упражнение, коррекция и самокоррекция, воспитывающие ситуации.
Показатели толерантности у дошкольников:
• выдержка с элементами самообладания, т.е. способность сдержать импульсивное действие;
• терпеливость, т.е. способность долгое время заниматься неинтересным делом, не капризничать, выполнять не очень интересные роли в игре, определенные обязанности в труде, не обращать внимания на оскорбления;
• сензитивность к эмоциональному состоянию другого человека, т.е. умение замечать состояние другого человека;
• эмпатия, т.е. сопереживание, сочувствие, содействие;
• принятие, т.е. способность ребенка преодолеть барьеры раздражения (даже в том случае, если он не испытывает к сверстнику симпатии); умение ставить и достигать свои цели с учетом желаний сверстников без причинения им ущерба.
Приёмы воспитания толерантности.
Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приёмов.
Приёмы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определённым образом.
Можно выделить три группы приёмов воспитания толерантности.
Первая группа приёмов связана с организацией деятельности детей в группе.
Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали воспитанники разных групп.
Приём «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.
Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговор с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
Приём «Ломка стереотипов» Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли, что не всегда правильным может быть общественное мнение.
Приём «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети лучше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей её проиграть.
Приём «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение детей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения.
Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии.
Под диалоговой рефлексией понимают диалог педагога и ребёнка, способствующий формированию отношения детей к какой – либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках.
Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.
Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившийся ситуации.
Приём «Обнажение противоречий». Разграничение позиций воспитанников с последующим столкновением противоречивых суждений. Приём предполагает чёткое ограничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.
Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.
Приём «Сочини конец истории». Детям предлагается придумать своё завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.
Приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни и т.д.) любят их товарищи по классу.
Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом нужно, чтобы слова были обращены людям другой национальности, бывшим врагам и т.д.)
Педагогических приёмов – великое множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Приём, который подходит одному воспитаннику, может неприемлем для другого.
Формы организации деятельности детей.
1. НОД. На занятиях знакомлю детей с особенностями внешнего вида народных костюмов. Воспитываю интерес и уважение к народной культуре. Приобщаю детей к народным играм, закрепляю представления о предметах быта. Широко использую приёмы, обеспечивающие эмоциональную активность детей. Среди них игровой, сюрпризный момент, элемент новизны. Помогаю детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту русского костюма и попробовать изобразить её в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский народный костюм, мужскую косоворотку.
Рассматриваем иллюстрации, где герои сказок в народных костюмах. Разучиваем пословицы о труде, стихи о Родине.
Учитывая индивидуальные особенности детей, добиваюсь, чтобы каждый ребёнок участвовал в работе. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.
2. Проектная деятельность.
3. Экскурсии.
4. Проведение народных музыкально – игровых праздников. Совместно с музыкальным руководителем были проведены развлечения: «Масленица», «Ворно хат», «Колядки», где дети знакомились с народными традициями. Так же к нам в детский сад был приглашен театральный коллектив «Квинорд», детям была представлена хантыйская сказка «Две сестры», дети могли полюбоваться хантыйскими костюмами, послушать, как звучат народные музыкальные инструменты.
5. Продуктивная деятельность. Дети работают в творческой мастерской. Рассматриваем иллюстрации, кукол в национальных костюмах, знакомимся с орнаментами, украшаем костюмы, (аппликация, рисование).
6. Решение проблемных ситуаций.
7. Народные и дидактические игры: «Старинное - нестаринное», «Отбери нужное», «Платочек» (музыкальная, хороводная игра), «Чем мы похожи».
8. Познавательные беседы: «Моя семья», «Мы все разные, но мы все равны», «Вместе жить и работать легче», «Родина моя – бескрайняя Россия».
9. Чтение художественной литературы.
Основная работа по теме проходит в совместной деятельности воспитателя и детей.
3. Диагностика толерантности старших дошкольников.
Предмет диагностики: изучить особенности проявления толерантности у детей дошкольного возраста.
Цель диагностики: определить особенности проявления толерантности у детей 4-7 лет.
Задачи:
- Определить уровень знаний о расовых, национальных и культурных особенностях людей и изучить интерес к сверстнику другой расы (национальности).
- Определить уровень развития у детей 4-7 лет эмоционального компонента толерантности.
- Выявить уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.
В соответствии с поставленными задачами проводятся следующие задания:
- беседы (№1 и №2)
- три экспериментальных ситуации («Выбери напарника для игры», «Нужен твой совет», «Невыдуманная история»).
Индивидуальная беседа с ребенком № 1
(адаптивная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок)
Цель: изучить особенности представлений детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей, выявить интерес к обсуждению вопросов о расах и этносах.
Материал: глобус, карта мира с изображением жителей земли.
Предъявление задания:
- Посмотри на глобус (карту мира) – как много на земле разных морей, земель, рек, гор… Знаешь, на планете есть несколько континентов – огромных территорий, которые называются: Африка, Америка, Евразия, Австралия.. На них расположено множество стран, в которых живут люди, не похожие друг на друга внешне. Например, у них кожа отличается друг от друга по цвету.
- Людей, с каким цветом кожи ты знаешь? Где они живут – назови, а я покажу на карте (глобусе).
Если ребенок не может на вопросы, то взрослый дополнительно спрашивает у него: - Какого цвета твоя кожа? Все называют нас людьми белой расы. На каких континентах, в каких странах еще живут люди белой расы?
- А ты знаешь, что в Африке живут негры? Мы называем их людьми черной расы.
- А в Азии живут с желтым цветом кожи.
- Ты бы хотел(а) бы поиграть с детьми другой расы? Какой?
- Знаешь ли ты, что на земле живут люди разных национальностей?
- Какие национальности ты знаешь?
- Хотел(а) бы ты поиграть с детьми других национальностей? Каких?
- Как ты думаешь, в какие игры играют эти дети? В какие игры играли бы Вы?
- Знаешь ли ты, что в разных странах люди по-разному отмечают праздники?
- Ты бы хотела(а) узнать как отмечают праздники дети в других странах?
- А как ты думаешь, какие праздники отмечают дети всех национальностей?
Индивидуальная работа с ребенком № 2.
Цель: определить своеобразие представлений детей о национальностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников «ближнего зарубежья», а также изучить интерес дошкольников к этническим проблемам.
Вопросы детям:
- Знаешь ли ты, что в России живут люди различных национальностей?
- Какие национальности ты знаешь, которые живут в России?
- Кто ты по национальности?
- Есть ли в твоей семье родственники другой национальности? Какой?
- Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой?
- Что ты можешь о них рассказать?
- Хотел бы познакомиться с детьми другой национальности? Почему?
- Хотел бы ты поиграть с детьми другой национальности? Почему?
- В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности?
Способы обработки и анализа ответов детей на вопросы бесед №№1-2
В процессе бесед фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.
- Проявление когнитивного компонента толерантности (представления детей, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний…).
- 1 балл – представления отсутствуют, иногда ошибочны или отрывочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расширению.
- 2 балл – представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира отсутствуют или очень фрагментарно; представления о национальном составе жителей России и о национальностях своих родственников и друзей находятся в стадии становления, формализованы, не осознанны, получены исключительно из житейского опыта, не системные, ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания, иногда задавая ответные вопросы экспериментатору.
- 3 балла – представления более полные, не достаточно систематизированные, основаны на личном опыте и опыте просмотра телепередач, кинофильмов, реже – на литературном опыте; ребенок стремится к получению новых знаний, задавая экспериментатору вопросы, выясняя у него справедливость своего мнения, вызывая его на обсуждение некоторых вопросов, высказывание им личного мнения.
- Проявление эмоционального компонента толерантности (интерес к представителям разных этносов, желание организовать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей).
- 1 балл – интерес к этнической проблематике отсутствует, часто проявляется сдержанно-негативное отношение к людям других рас и национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с другими детьми.
- 2 балла – отношение к сверстнику другой национальности индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко выраженное желание познакомиться и поиграть с иностранными сверстниками, но при этом не может мотивировать свою позицию.
- 3 балла – интерес к представителям разных этносов выражен достаточно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментатором по этой проблеме; ребенок проявляет желание налаживать с разными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовывать совместную деятельность с детьми других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других национальностей), при этом мотивируют и аргументируют свою позицию.
Результаты анализа ответов детей заносятся в таблицу.
Ф.И. ребенка, возраст | Компоненты толерантности | ||||
Когнитивный (представления) | Эмоциональный (интерес) | ||||
о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира | о национальном составе жителей России | представления о национальных своих родственников и друзей | к представителям разных этносов | к совместной деятельности с детьми разных наций |
Экспериментальная ситуация «Выбери друга для игры»
(адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок)
Цель: выявить у детей старшего дошкольного возраста особенности эмоционального отношения к детям другой национальности (расы).
Материал: изображения детей различных рас (европеоидная раса, негроидная, монголоидная), различных национальностей (англичане, китайцы, индийцы, африканцы, русские, армяне, грузины, украинцы…).
Предъявление задания: представляет собой игровою ситуацию, в которой перед ребенком располагаются изображения детей различных рас ( в каждой паре мальчик и девочка) и предлагается выбрать того, с кем хотелось бы играть.
1 этап: ребенку предлагается выбрать 1-2 рисунка из набора. По поводу каждого выбора задаются следующие вопросы:
- Почему выбран этот ребенок (пара детей)?
- Что нравится в нем?
- Что не очень нравится?
- Как ты думаешь, какой у него характер?
- А как он себя ведет?
- Как ты думаешь, он любит играть? Какие игры он любит?
- Ты хотел бы с ним поиграть?
- Что бы ты хотел узнать, спросить у этого ребенка?
- Как ты будешь относиться к этому ребенку, если он придет к нам в гости?
- Ты хотел бы подружиться с этим ребенком?
2 этап: ребенку предлагается набор рисунков детей различных национальностей, одетых в национальные костюмы. Последовательно задаются вопросы предыдущей серии.
Экспериментальная ситуация «Нужен твой совет»
Цель: изучить особенности представлений у детей 5-7 лет о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними.
Предъявление задания: воспитатель приходит в группу и рассказывает ребенку о том, что в соседнем детском саду появился мальчик, который приехал из другой страны, он плохо говорит на русском языке, с ним никто не хочет играть, все дети над ним смеются, его обижают и не разговаривают с ним, поэтому этот мальчик очень грустит и не хочет ходить в детский сад. Далее задается вопрос: «Что можно посоветовать детям из группы, в которой находится этот мальчик?»
В случае затруднения, воспитатель задает ребенку следующие вопросы:
- Можно ли так поступать с ребенком, который приехал из другой страны?
- Почему нельзя смеяться над этим ребенком?
- Как надо себя вести в присутствии ребенка, который плохо понимает русский язык?
- Как надо относиться к детям, которые приезжают к нам из других стран, к детям другой национальности (расы).
Экспериментальная ситуация «Невыдуманная история»
Цель: выявить уровень сформированности представлений у детей 5-6 лет об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой расы и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.
Материал: для решения проблемной ситуации предлагается коллаж по содержанию рассказа воспитателя, на которой схематично изображены герои ситуации: в центре – афро-американская девочка, справа – дети, которые обижали девочку (-), а слева дети, которые с ней подружились (+). В каждой группе детей имеется силуэт «без лица», с которым ребенок может соотнести то место, которое он бы занял в данной ситуации.
Предъявление задания: воспитатель рассказывает ребенку ситуацию: «Представь себе, что вчера ты гулял с мамой на детской площадке. Было много детей, все весело…(в зависимости от сезона) катались с горки, играли в снежки и веселились. И вдруг на площадке появилась девочка, у которой были черные кудрявые волосы и темная кожа. Несколько детей решили с ней подружиться и стали играть, делились своими игрушками, а другие дети начали ее обижать, не хотели с ней разговаривать, смеялись над девочкой, потому, что она не была похожа на всех остальных детей. Посмотри, я нарисовала про этот случай картинку (показ)».
Далее задаются вопросы:
- Могла ли случиться это история в реальной жизни?
- А в какой группе детей находился бы ты? Покажи «свое место» в этой ситуации. Почему бы ты был среди этих детей?
- Как ты думаешь, почему одни дети стали обежать девочку-негритянку, а другие начали ее защищать и играть с ней, были не против того, чтобы с ней подружиться?
- А что говорили те дети, которые обижали девочку-негритянку?
- Как ты думаешь, каким образом другие дети защищали девочку, непохожую на других?
Способы обработки и анализа материалов экспериментальных ситуаций.
В ходе обсуждения экспериментальных ситуаций фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.
- Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность)
- 1 балл – представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними отсутствуют.
- 2 балла – ребенок имеет довольно формализованные представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности; совместную игру рассматривает как основной способ налаживания дружеских взаимоотношений с ними.
- 3 балла – представлений о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к людям и детям другой национальности, а так же знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними сформированы на начальном уровне; ребенок более осознанно подходит к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, считая важным для этого не только игру, но и содержательное общение, выражая при этом желание самому другой язык или помочь иностранцу освоить русский язык.
- Проявление эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей).
- 1 балл – ребенок отказывается от общения и совместных игр с детьми различных рас и национальностей, дает им отрицательную эмоциональную оценку, не может определить свое отношение к детям других национальностей и рас.
- 2 балла – интерес к напарнику для игры и общения основан на общепозитивном отношении к сверстникам; ребенок проявляет не яркое желание «в общем» узнать «про жизнь, интересы» детей, и более заинтересованы в информации об играх и игрушках детей различных рас и национальностей; проявляет желание познакомиться с «другими» детьми, поиграть, показать свои игры и игрушки.
- 3 балла – интерес и желание к совместной деятельности с детьми разных этносов выражен более ярко, проявляется в желании подробнее узнать не только про игры, игрушки, праздники, но и про природу, историю, культуру, язык и другие способы общения в других странах, а также про расовые и национальные особенности иностранных детей.
- Проявление поведенческого компонента этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).
- 1 балл – практические умения не сформированы и проявляются только в высказываниях о необходимости соблюдения правил вежливого общения по указанию взрослых.
- 2 балла – умения организовывать общение и совместные игры находится в стадии становления, проявляются фрагментарно, определяются личными интересами ребенка; умения действовать в конфликтной ситуации отсутствуют, ребенок стремиться обратиться за помощью взрослого.
- 3 балла – умения общаться и взаимодействовать с детьми – представителями других рас и национальностей находится в стадии становления, выражаются в речи-рассуждении о нормах и правилах взаимодейтсвия, освоенных с помощью взрослых; умения действовать в конфликтной ситуации межэтнического общения развиты на начальном уровне, определяются общими толерантными установками ребенка или ранее слышанными объяснениями взрослых.
Совокупный анализ результатов проводится по следующим критериям:
Дети с низким уровнем толерантности - ориентируются исключительно на внешние особенности людей и сверстников других национальностей, фиксируя внимание на их «непохожесть на нас». Именно этим часто объясняя отсутствие представлений в этой области и свое сдержанно-негативное отношение к другим.
Дети со средним уровнем - выражается в наличии у них фрагментарных, не осознанных знаний о расовых, национальных и культурных особенностях людей, полученных из житейского опыта. Отношение к сверстнику другой расы и национальности у них индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей. Данная группа дошкольников выказывает общее доброжелательное отношение к «иным» взрослым и детям, иногда с некой долей снисходительности. Умения налаживать дружеские контакты находятся на стадии первичного становления. В конфликтной ситуации дети не стремятся наладить диалог наладить самостоятельно, предпочитая обратиться за помощью к взрослым, часто констатируя выдвигаемые ими общепринятые требования к общению или предполагая их негативную реакцию.
У детей с высоким уровнем - знания и у детей о национальных, расовых и культурных особенностях систематизированы. Им интересно общаться с взрослым на эту тему, они с удовольствием отвечают на вопросы, рассматривают картинки, сами задают вопросы, участвуют в обсуждении этнических проблем более осознанно. Познавательный интерес к сверстнику другой национальности и расы проявляется у них довольно ярко, он относительно устойчив. Отношение к иностранным сверстникам строится у них на знании нравственных общечеловеческих ценностей и принятых в обществе правил поведения. Дошкольники более осознанно подходят к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, настроены на общение, взаимопонимание, хотят «играть» и «дружить» с ними. В конфликтных ситуациях они стремятся наладить диалог, могут предложить конкретные пути разрешения ситуации. Дети часто опираются на освоенные с помощью педагога требования позитивного взаимодействия со всеми людьми.
- Система работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста
Система работы по воспитанию толерантности у детей 4-5 лет (средняя группа)
Задачи.
- Развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
- Познакомить с русским костюмом (хантыйским).
- Расширять представления об окружающем мире.
- Учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
Месяц | Тема | Задачи | Интеграция ОО |
Сентябрь | Беседа - "Моя дружная семья" Наша группа | Закреплять представления о семье. Развивать осознанное отношение к проявлению любви, уважения и сочувствия к близким людям. Дать детям представление о том, что в нашей группе есть дети разных национальностей. Рассматривание кукол в национальных костюмах. | Социализация Коммуникация Познание |
Октябрь | Чтение украинской народной сказки - "Рукавичка" Знакомство с мини-музеем «Россия – многонациональная страна» | Познакомить детей с содержанием сказки и сравнить ее с русской народной сказкой "Теремок". Познакомить детей с экспонатами мини-музея. | Социализация Коммуникация Познание Чтение х/л |
Ноябрь | "Колыбельные мира" – мультфильм (Просмотр мультфильма) Рассматривание матрёшки. | Познакомить детей с тем, что поют мамы своим детям в разных странах, что объединяет различные колыбельные. Познакомить с русской народной игрушкой. | Социализация Коммуникация Познание Музыка |
Декабрь | Беседа: «Дом, в котором ты живешь». Коренные жители нашего края. | Формировать представления о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (двор, дом, улица города). Воспитывать добрые чувства. Интерес к месту, где живешь. Познакомить с народами ханты и манси. | Социализация Коммуникация Познание |
Январь | Культура и быт народов ханты и манси. | Рассматривание куклы в хантыйском национальном костюме. Подчеркнуть особенности хантыйского костюма. Воспитывать уважение к людям других национальностей. | Социализация Коммуникация Познание |
Февраль | Рассматривание куклы в русском народном костюме. Русская народная игра «Ручеек» | Познакомить с русским костюмом. Познакомить детей с русской народной игрой. | Социализация Коммуникация Познание Физическая культура |
Март | Чтение стихотворений о маме авторов разных стран. Сравнение русского и хантыйского костюмов. | Дать представление детям о том, что образ матери в стихах разных народов имеет общие черты. Продолжать знакомить детей с культурой народов живущих в нашей стране. Воспитывать уважение к народам разной национальности. Учить видеть особенности народных костюмов, сходство и различие. | Социализация Коммуникация Познание Чтение х/л |
Апрель | Чтение хантыйских сказок: «Мышка на промысле», «Жир кулика» Рассматривание иллюстраций к сказкам. | Познакомить детей с хантыйскими сказками. При рассматривании иллюстраций к сказкам обращать внимание на одежду персонажей. | Социализация Коммуникация Познание Чтение х/л |
Система работы по воспитанию толерантности у детей 5-6 лет (старшая группа)
Задачи:
Знакомить детей с материальной и духовной жизнью народов России.
Познакомить с татарским (азербайджанским, армянским) костюмами.
Воспитывать у детей чувство симпатии, уважения и дружеского отношения к народам разной национальности.
Месяц | Тема | Задачи | Интеграция ОО |
Сентябрь | "Россия - многонациональное государство" | Знакомство с культурой, традициями других народов. (Чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, музыка, сотрудничество с семьями воспитанников) | Коммуникативная Познавательно– исследовательская Восприятие худ.литературы |
Октябрь | «Мы разные, но мы вместе». Знакомство с татарским костюмом. | Знакомство с культурой, традициями других народов. (Чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, музыкально-художественная деятельность, сотрудничество с семьями воспитанников) | Коммуникативная Познавательно– исследовательская Восприятие худ.литературы |
Ноябрь | Проведение недели толерантности. Знакомство с азербайджанским костюмом | Ознакомление с культурой народов России | Коммуникативная Познавательно– исследовательская Восприятие худ.литературы |
Декабрь | Просмотр мультфильмов по сказкам, чтение сказок народов России | Знакомство со сказками народов России. Показать детям, что многие сказки очень похожи и значит, культуры разных народов взаимосвязаны между собой. | Коммуникативная Познавательно– исследовательская Восприятие худ.литературы |
Январь | Народы России. Знакомство с армянским костюмом. | Знакомство с культурой, традициями других народов. | Коммуникативная Познавательно– исследовательская Восприятие худ.литературы |
Февраль | Спортивный праздник - соревнования и подвижные народные игры. | Знакомство с культурой, традициями других народов. | Коммуникативная Познавательно– исследовательская Восприятие худ.литературы |
Март | Знакомство с народами ханты и манси. "Образ матери в стихах авторов разных стран" | Знакомство с культурой, традициями других народов. Дать представление детям о том, что образ матери в стихах разных странах имеет общие черты. | Коммуникативная Познавательно– исследовательская Восприятие худ.литературы |
Апрель | "Музыкальные инструменты народов России" - видео - презентация. | Познакомить детей с разнообразными музыкальными инструментами | Коммуникативная Познавательно– исследовательская Восприятие худ.литературы |
Май | «Этот день победы… » | Закрепить знания о том, как защищали свою родину русские люди в годы В. О. В., как живущие помнят о нем. Формировать представление о том, как люди разных национальностей защищали Родину от врагов. | Коммуникативная Познавательно– исследовательская Восприятие худ.литературы |
Система работы по воспитанию толерантности у детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Задачи:
Знакомить детей с материальной и духовной жизнью народов мира.
Месяц | Тема | Задачи | Интеграция ОО |
Сентябрь | Наш дом - Земля" | Дать детям знания о том, что Земля является домом для людей разных национальностей. Познакомить детей с политической картой мира, с различной расовой принадлежностью населения планеты. | Коммуникативная Познавательно– исследовательская Восприятие худ.литературы |
Октябрь | Культура и традиции русского народа. Рисование куклы в русском костюме. | закрепить знания о названии своей страны, о ее природе, устном народном творчестве и народно- прикладном искусстве. | Коммуникативная Познавательно– исследовательская Восприятие худ.литературы |
Ноябрь | Неделя толерантности Знакомство с чувашским (армянским) костюмом. | Подведение итогов проектной деятельности групп по ознакомлению с культурой народов мира. | Коммуникативная Познавательно– исследовательская Восприятие худ.литературы |
Декабрь | "Традиции празднования Нового года в разных странах" Рисование куклы в армянском костюме. | Дать первоначальное представление об обычаях и традициях разных народов в праздновании нового года. Подвести к выводу о том, как важно уметь приносить радость другим людям (дарить подарки, составлять добрые пожелания). | Коммуникативная Познавательно– исследовательская Восприятие худ.литературы |
Январь | "Дома, в которых живут люди" - беседа, видео – презентация. Рисование куклы в хантыйском (мансийском) костюме. | Познакомить с разнообразием архитектуры в различных странах мира. | Коммуникативная Познавательно– исследовательская Восприятие худ.литературы |
Февраль | Подвижные игры народов ханты и манси. | Продолжать знакомить детей с народами ханты и манси. Познакомить во что и как играли дети ханты и манси. Познакомить с хантыйской куклой «Акань». | Коммуникативная Познавательно– исследовательская Восприятие худ.литературы |
Март | Образ матери в мировой художественной культуре (картины Рафаэля, Микеланджело и др.) - | Закрепить знания детей о произведениях зарубежных авторов. | Коммуникативная Познавательно– исследовательская Восприятие худ.литературы |
Апрель | "Необычные музыкальные инструменты народов мира" Музыкальные инструменты народов Тюменского Севера. | Познакомить детей с разнообразными музыкальными инструментами | Коммуникативная Познавательно– исследовательская Восприятие худ.литературы |
Май | Чтение сказок народов мира. | Знакомить с народной литературой стран мира | Коммуникативная Познавательно– исследовательская Восприятие худ.литературы |
5. Система работы с родителями по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста
Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности.
Необходимо отметить, что невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль общения между её членами влияют на формирование толерантности у ребёнка.
В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Знакомство с семьёй дошкольника педагог может проводить в различных формах, можно начать с небольшой анкеты для родителей. Помимо того, что педагог сможет получить интересующие его данные, анкета заставит и самих родителей задуматься о проблемах в воспитании своего ребёнка.
Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением детей. Для младших дошкольников можно предложить нарисовать рисунки на темы: «Моя семья» или «Выходной день в нашей семье».
Проведение семейных конкурсов, другая организация совместной деятельности родителей и детей позволяет изучить их взаимоотношения, уровень сформированности толерантности.
Исходя из вышеизложенного, можно продумать тематику занятий и бесед с родителями.
Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями целесообразно проводить следующую работу:
-Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям через организацию поздравлений, творческие встречи с родителями, организация выставок результатов труда родителей.
-Организация совместной деятельности родителей и детей через представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семьях, проведение совместных дел, выполнение семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление и т.д.), выполнение семейных заданий по учебным предметам.
-Проведение праздников семьи.
-Проведение совместных занятий.
-Создание совместных объединений по интересам.
-Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьёй.
Таким образом, дошкольный возраст – важнейший период в психо- социальном развитии человека. В этом возрасте ребёнок включается во взрослую жизнь, формирует сою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для сосуществования человечества, а не конфликтов.
Литература
1. Актуальные задачи гражданского образования и патриотического воспитания: идеи сотрудничества и толерантности: материалы Всероссийской научно-практической конференции [Санкт-Петербург, 22–23 апреля 2004 г.] / [сост. Н. Н. Мазняк, В. К. Кузнецова, И. Б. Белая]. — СПб., 2005.
2. Боголюбова М. И. «Интернациональное воспитание дошкольников М., Просвещение. 1988.
3. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города Москвы. — М.: Школьная Пресса, 2010.
4. Гершунский, Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. — 2002. — № 7.
5. Данилина Г. Н. Дошкольнику — об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». — М: АРКТИ, 2003.
6. Евдокимова Е. С. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры. — Волгоград, 1999.
7. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 11.
8. «Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста» ч.2, РГПУ им. А.И.Герцена, СПб 2008
Приложение 1
Анкетирование родителей.
Цель: выявить особенности отношения родителей к проявлению толерантных установок к людям различных рас (национальностей) и изучение знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания толерантности у детей 5-7 лет.
Уважаемые родители!
Подчеркните, пожалуйста, высказывание,
которое Вы считаете наиболее подходящим.
- Согласны ли Вы с тем, что в нашем городе должны жить люди:
- Разных национальностей да нет не знаю
- Разных рас да нет не знаю
- Разного вероисповедания да нет не знаю
- Как Вы относитесь к тому, что Вы сами или Ваш ближайший родственник (родственница) женится (выйдет замуж) за человека:
- Другой национальности положительно отрицательно нейтрально
- Другой расы положительно отрицательно нейтрально
- Другого вероисповедания положительно отрицательно нейтрально
- Из другой страны положительно отрицательно нейтрально
- Согласны ли Вы с тем, что на месте Вашей работы должны работать (учится) люди:
- Разных национальностей да нет не знаю
- Разных рас да нет не знаю
- Разного вероисповедания да нет не знаю
- Зависит ли Ваш выбор друзей от их:
- Положения в обществе да нет не знаю
- Национальности да нет не знаю
- Расы да нет не знаю
- Вероисповедания да нет не знаю
- Пола да нет не знаю
- Места проживания да нет не знаю
- Есть ли в кругу Ваших знакомых люди другой национальности?
да нет не знаю
- Считаете ли Вы, что в группе детского сада Ваш ребенок должен находиться среди детей:
- Одной расы различных рас не важно
- Одной нации разных наций не важно
- Одной веры разного вероисповедания не важно
- Дружит ли Ваш ребенок с детьми другой национальности, расы, вероисповедания? да нет не знаю
- Одобряете ли Вы его общение с детьми другой национальности, расы, вероисповедания? да нет не знаю
- Считаете ли Вы данное общение полезным и развивающим для Вашего ребенка?
да нет не знаю
- Считаете ли Вы, что дети другой национальности отрицательно влияют на поведение Вашего ребенка? да нет не знаю
- Считаете ли Вы необходимым воспитание у ребенка доброжелательного отношения к людям различных рас и национальностей?
да нет не знаю
- Что способствует воспитанию у детей доброжелательного отношения к людям различных рас и национальностей_______________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за участие!
Приложение 2.
Тест «Насколько Вы терпимы»
1. Вы считаете, что у Вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да; б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что Вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто не знает правил.
3. Спокойно ли Вы воспринимаете неприятную для Вас новость?
а) да; б) нет.
4. Раздражают ли Вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не преступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
б) мне всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5. Можете ли Вы легко найти контакт с людьми иными, чем у Вас, профессией, положением, обычаями?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я отвечу в такой же манере.
7. Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?
а) да; б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как Вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание
отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9. В гостях Вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете Вы?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
А теперь подсчитаем очки. Запишите по два очка за ответы: 16, 26, 36,4а, 56, 66, 76, 86, 9а. Суммируйте результат
От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и упрямы. Возникает впечатление, что Вы стремитесь навязать свое Мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. Из-за Вашего характера Вам трудно поддерживать нормальные отношения с людьми) которые думают иначе, чем Вы, не соглашаются с тем, что Вы говорите и думаете
6-12 очков. Вы способны твердо отставать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость неуважение к собеседнику. И в такой момент Вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого слабый характер Но стоит ли «брать горлом» тогда, когда можно победить более достойно?
14-18 очков. Твердость Ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному, на первый взгляд, поступку, даже если Вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов которые, как выяснилось, были ошибочны.
Приложение 3
Упражнение «Эмблема толерантности»
Цели: продолжить работу с определением толерантности;
развивать фантазию, экспрессивные способы самовыражения.
Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.
Время на проведение: 20 минут.
Ведущий: А сейчас участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 минут. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга. Затем провести презентацию своей эмблемы.
притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»
В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно - воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекватного, ...
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Толерантность - одно их важных личностных ка...
Перспективное планирование по теме: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с разными национальностями».
Перспективное планирование по теме: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с разными национальностями»....
Консультация для родителей: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»
В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно - воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекватного, ...
Консультация для родителей. «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»
laquo;Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»...
Консультация для родителей «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»
В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно - воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекватного, ...
Методическая разработка "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через ознакомление с произведениями изобразительного искусства"
АннотацияДанная методическая разработка посвящена проблеме формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) посредством знакомства с произведениями искусств...