Методическая разработка. «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности» Сценарий сказки «Как Иван Змея Горыныча победил» или «Сказка о дружбе».
методическая разработка (подготовительная группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 35 «СКАЗКА» Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ № 35 «Сказка»
г. Южно-Сахалинска
___________
Методическая разработка.
По теме:
«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста
по средствам театрализованной деятельности»
Сценарий сказки «Как Иван Змея Горыныча победил» или
«Сказка о дружбе».
Составила: Веденская Марина Анатольевна
воспитатель первой квалификационной категории
2023
Аннотация.
Непобедимая наша страна дружбой народов скреплена. Сказка о дружбе и взаимопомощи.
Разработка может быть рекомендована педагогам для использования в образовательных учреждениях, в дополнительных кружках, театрализованных студиях.
Введение
Актуальность.
Толерантность признается как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в культурном и этническом обществе. Рассматривая театрализацию как пространство толерантного воспитания у детей старшего дошкольного возраста и используя методы и приемы этой деятельности позволят сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал. Польза театрализованных представлений в том, что для детей они становятся образцом для подражания, где в основном рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы, отзывчивости.
Новизна.
Из сказки дети узнают, что люди разных народов живут как соседи в одном доме, говорят и поют на одном языке дружбы и всегда готовы прийти на помощь друг к другу в случае беды. В радостные минуты играют в народные игры.
Цель:
воспитание основ толерантности у дошкольников с помощью сказок, расширение кругозора.
Задачи:
- Воспитание нравственно-эмоциональных качеств: сочувствие, сопереживание, терпимость.
- Воспитание миролюбия – принятие и понимание других людей.
- Развитие навыков работы детей в коллективе.
- Развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию
Условия применения:
- Желание педагога, родителей и детей.
- Использование национальных костюмов.
- Педагог при желании может заменить одну народность на другую, в зависимости от места расположения ОУ и программных задач.
- Можно использовать различные песни про дружбу и народные игры.
Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Ожидаемый результат: спектакль повысит знания по толерантному воспитанию детей, научит доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
Предварительная работа:
- Беседы.
- Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций.
- Дидактическая игра.
- Театрализованные игры и драматизация.
- Подвижные игры разных народов.
- Работа с родителями
- Приготовление декораций, разучивание ролей, изготовление костюмов.
Основная часть. Сценарий.
«Сказка о дружбе» или
««Как Иван Змея Горыныча победил»
Декорации: дом Ивана, башня Змея, облака, огненная стена, кипящая река, национальные предметы быта Узбекистана, Таджикистана, Армении, Киргизии, меч, лук и стрела, конь, кирпичики для моста.
Действующие лица: Автор, Рассказчик 1, Рассказчик 1, Иван, Любавушка, УЗБЕК Урман, ТАДЖИЧКА Азиза, АРМЯНИН Тагир, КИРГИЗКЫ Фатима и Али, Змей Горыныч.
Действие:
Ведущий: - Уважаемые зрители! Сказку посмотреть не хотите ли?
Сказок много в мире, сразу – не прочтёшь,
Но такой как наша сказка, в книжке не найдёшь.
Многому нас учит сказка
Доброте, терпенью, ласке.
Сказка мудрость, знанья свет!
Сказочный вам шлет привет!
Рассказчик 1: - Давно это было. В те времена, когда люди своим трудом жили. Руками себе пропитание добывали. Разводили скот, землю обрабатывали.
Рассказчик 2: - На Русь-Матушку тогда со всех сторон враги ходить повадились.
Но страшнее всех, другая напасть – Змей Горыныч. Боялся его народ.
(Звучит музыка)
Рассказчик 1: - И вот, однажды, налетел лютый Змей, пожег земли,
а девицу, прекрасную, Любавушку, с собой забрал.
Змей Горыныч: - Прилетел я на землю русскую, все сожгу, все спалю дотла!
Никто меня не остановит! И Любаву с собой заберу!
(Змей кружит, увидел Любаву и забирает ее с собой)
Рассказчик 2: - Загоревал народ, кто поможет им, от беды спасет.
Рассказчик 1: - Но не перевелись на Руси богатыри. Собрался Иван – крестьянский сын помочь людям и сразиться со лютым Змеем. Был он сильным, храбрым и добрым.
Рассказчик 2: - Стал Иван думу думать, как освободить народ свой от злого Змея.
Иван: - Нужно освободить и Землю – Матушку, чтобы сады цвели и птицы пели, а народ в радости жил, но одному мне не справиться с силой темною.
Рассказчик 1: - И решил Иван обратиться за помощью к своим друзьям. Послал он им голубей с весточкой. Узнав о беде Ивана, друзья поспешили к нему на помощь. Первым прибыл друг узбек Урман.
(Фоновая узбекская национальная мелодия)
УЗБЕК Урман: Что, друг Иван, за беда приключилась?
Иван: Помоги, Урман, одолеть Змея лютого. Пожег он деревню нашу, Любаву заточил в темнице и засел в башне высокой с огненными стенами, окруженной кипящей рекой.
Урман: - Не печалься, друг, помогу горю твоему.
- Построю тебе я каменный мост через кипящую реку.
(Строит мост из кирпичей и говорит)
УЗБЕК Урман: Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Рассказчик 2: - Сказано, сделано. Построил Урман мост.
Иван: - Спасибо тебе, друг Урман! (прощаются)
Рассказчик 1: - Перешел Иван реку и остановился – перед ним стена огненная.
Ходил – ходил он вокруг да около, да высока стена огненная. Пошел Иван коня искать.
Рассказчик 2: Видит, спешит к нему подруга Азиза из Таджикистана.
(Фоновая. таджикская национальная мелодия, Азиза въезжает на коне).
ТАДЖИЧКА Азиза - Узнала, друг мой Ваня, о беде твоей
и сразу поспешила на помощь. - Чем помочь тебе?
Иван: - Приходил узбек Урман, построил мост каменный через реку кипящую, а стена огненная так высока, не могу до верха добраться.
(ТАДЖИЧКА Азиза читает стих о дружбе на таджикском языке)
Азиза: - Не печалься, друг Иван, дам тебе коня, он перенесет тебя через огненную стену.
Рассказчик 2: - Сказано – сделано.
Иван: - Спасибо тебе Азиза!
Рассказчик 1: - Попрощалась Азиза с Иваном, с конем своим и пошла своей дорогой. Иван сел на коня и поехал. Разбежался конь ретивый и перепрыгнул через огненную стену.
Рассказчик 2: - Скачет дальше – видит башню до облаков,
а под ней Змея Горыныча о трех головах.
Иван: - Да, голыми руками такого не одолеть.
(Фоновая Армянская национальная мелодия)
Рассказчик 1: - Тут показался невдалеке Тагир, друг из Армении, бежит, руками машет, кричит, радуется встрече. Обнялись они.
АРМЯНИН Тагир - Узнал. Ваня, о беде твоей, рад помочь буду.
(читает стих о дружбе) Пусть будет небо голубым,
А солнце будет ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.
- Не печалься, друг, дам я тебе меч богатырский, вмиг им Змея одолеешь.
Рассказчик 2: - Сказано – сделано.
Иван: - Спасибо тебе друг, Тагир! (прощаются) (Фоновая музыка)
Рассказчик 1: - Сел Иван на коня, взял меч и поскакал к Змею Горынычу головы рубить.
Рассказчик 2: - А в башню – то попасть не может: нет в ней дверей, только окошечко под самыми облаками. Стоит Иван растерянный и не знает, как ему дальше быть. Вдруг слышит, будто зовет его кто-то. Оглянулся вокруг, а это его друзья, Фатима и Али.
(Фоновая Киргизская национальная мелодия)
Кричат оба: - Иван, мы спешим к тебе на помощь!
Рассказчик 1: - Встретились, обнял он своих друзей из КИРГИЗИИ – Фатиму и Али.
Фатима: - Возьми эту веревку.
Али: - Да луг тугой, привяжи веревку к стреле да пусти её в небо.
Как зацепится стрела за башню, влезешь по веревке в окошечко.
Рассказчик 2: Сказано – сделано.
Иван: - Спасибо Вам друзья за помощь! (Фоновая музыка)
Рассказчик 1: - Сел Иван на коня, взял меч и поскакал к башне. Натянул тугой лук и пустил в небо стрелу, а как зацепилась она крепко за башню, залез по веревке в окошечко.
(Иван сражается со Змеем Горынычем)
Рассказчик 1: - День бился Иван с Горынычем. Ночь бился. Одолел он Змея Лютого.
- Стало светло и мирно на земле. И выщла на встречу Ивану его Любавушка, поклонилась ему в пояс и молвила.
Любава: (поклон) - Спасибо, Ваня, за смелость и храбрость твою.
- Не побоялся Змея лютого, освободил всех от беды страшной! За это благодарствую! (целует в обе щеки)
Иван: - Я бы один не справился, спасибо друзьям моим за помощь в беде!
Все герои выходят, строятся в ряд и кланяются в пояс.
Рассказчики вместе: - Всех друзей пригласил. И был пир на весь мир!
- Тут и сказочке конец, а кто слушал – МОЛОДЕЦ!
Дети водят «Большой хоровод» (муз. А. Хайт, сл. Е. Жигалкина)
Ведущий: - По русскому обычаю принято гостей угощать! Выходите гости дорогие на угощения!
Исполняется игра «Повар-булочка»
Литература.
- Алтарева С.Г. Календарные, фольклорные и тематические праздники; М; ВАКО, 2006.
- Аникин В.П. Детский фольклор //Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 1983.
- Бахтин В. От былины до считалки. М.: Детская литература, 1982.
- Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2001. - С. 204-205.
- Сборник песен о дружбе народов «Большой хоровод» (муз. А. Хайт, сл. Е. Жигалкина)
- Картотека народных игр
- Хрестоматия для детей дошкольного возраста.
Заключение.
После предварительной подготовки дети стали дружнее, начали больше интересоваться жизнью, бытом, традициями других народов. Использовать игры и сюжеты в самостоятельной деятельности.
Разработка была представлена:
- детям старшего дошкольного возраста,
- педагогам на Методическом объединении детского сада МАДОУ №35 «Сказка» Южно-Сахалинск,
- РИП (ИРОСО) на базе МАДОУ №35 «Сказка» Южно-Сахалинск.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 35 «СКАЗКА» Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА
Рецензия
на методическую разработку по теме: «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности» Сценарий сказки «Сказка о дружбе» или ««Как Иван Змея Горыныча победил»
воспитателя первой квалификационной категории Веденской М.А.
В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. Поэтому воспитание толерантного отношения к людям стало актуальной проблемой мирового уровня.
Основная идея методической разработки заключается в воспитании толерантности и уважения к другой культуре, а также воспитанию личностных качеств, таких как уважение к себе и другим, ответственность, самостоятельность.
Театрализованные представления становятся образцом для подражания, где рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы, отзывчивости.
Педагог использует формы и методы доступные для данного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.
Использование занятий в игровой форме в ДОУ позволяет повысить полученные знания детей, расширить их представление об окружающем мире.
Значимость данной разработки в том, что воспитатель в театрализованном представлении может познакомить детей с особенностями образа жизни, быта, культуры других стран, воспитать дружеские межнациональные отношения.
Данная методическая разработка имеет актуальность и представляет интерес. Материал апробирован в данном детском саду и имеет положительные отзывы сотрудников и родителей.
Разработка может быть рекомендована педагогам для использования в образовательных учреждениях, в дополнительных кружках, театрализованных студиях.
Рецензент
Заведующий МАДОУ № 35 «Сказка»
г. Южно-Сахалинска ___________ Д.И.
Отзывы
на театрализованное представление «Сказка о дружбе народов»
или ««Как Иван Змея Горыныча победил»
воспитатель Веденской Марина Анатольевна,
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Мои любимые добрые сказки»
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства....
Музыка как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Музыка как средство толерантности у детей старшего дошкольного возраста...
Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)
Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...
НОД по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста "Сила России в единстве и дружбе наших народов!"
Цель: Формирование первичных представлений о многообразия россиян разных национальностей и толерантных отношений между ними. Если все народы России будут помогать друг другу, уважать друг д...
Конспект мастер-класса для педагогов «Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновател...
Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Сборник сказок "Сказки читаем - экономику изучаем"
Сборник сказок «Сказки читаем – экономику изучаем» для обучения детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности (для детей от 5 до 7 лет) СОДЕРЖАН...
Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Обобщение педагогического опыта работывоспитателяпо теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" вос...