«Пошли бог гостей, и хозяин будет сытей».
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Совместная деятельность по приобщению к русской народной культуре погружает ребёнка в национальный быт, создаёт естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни и, таким образом, пробуждает любовь к малой и большой Родине.
Цель: создание условий для знакомства детей с правилами «гостевого» народного этикета старожилов Алтая.
Задачи:
1. Пробуждать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове.
2. Обогащать словарный запас детей народными поговорками.
3. Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством игрового действия: «встреча и уход гостей».
4. Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей, образного мышления, творческого воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_deyatelnost.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности в старшей группе.
Тема: «Пошли бог гостей, и хозяин будет сытей».
Цель: создание условий для знакомства детей с правилами «гостевого» народного этикета старожилов Алтая.
Задачи:
- Пробуждать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове.
- Обогащать словарный запас детей народными поговорками.
- Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством игрового действия: «встреча и уход гостей».
- Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей, образного мышления, творческого воображения.
Оборудование: деятельность проходит в игровом центре изба, куклы закрутки.
Ход деятельности:
Воспитатель:
Ребята, проходите, усаживайтесь поудобней, будем с вами вспоминать, как люди в стародавние времена на нашей алтайской земле жили. В те времена любой человек мог, придя в деревню, гостить в ней три дня. Гостю всегда были рады. Говорили: «Пошли бог гостей, и хозяин будет сытей». Все верили, что вместе с гостем приходит счастье, достаток.
А вы любите в гости ходить? Как себя вести в гостях, вы знаете? Есть пословица: «Будь, как дома, но не забывай, что ты в гостях». Я знаю историю про одну девочку, которая этого правила не знала и вести себя в гостях не умела. Сейчас я вам её расскажу. Звали эту девочку Дунюшкой. Вот она (показывает куклу).
Наскучило Дунюшке дома сидеть, надумала она в гости сходить к своей соседке – Марьюшке. Сидит Марьюшка дома (кукла). Вдруг слышат: ноги топают, двери хлопают. Удивилась она: кто бы это мог быть? Вдруг Дуня заходит. В дверь не постучала, не поздоровалась, поклоны не кладет, прямо в горницу идет. (Рассказ инсценируется с помощью кукол.)
– Это я, Дуня, в гости к вам пришла. Мне дома скучно стало. Да подвинься, я вот тут сидеть хочу! Когда ужинать будем? Я есть захотела!
Марьюшка Дунюшку за стол усадила, чаю предложила, но она недовольна:
– Я чаю не желаю! Ты мне киселя свари! И блинов не хочу, пирогов давай! Не с капустой! Мне с мясом надо!
Еле-еле угодила Марьюшка, Дуню накормила, а она из-за стола встала, и спасибо не сказала.
– Пойду домой, тут у тебя неинтересно!
Марьюшка ее проводить хотела, да где там! Дуня дверью – хлоп! И попрощаться забыла.
Как вы думаете, ребята, правильно ли себя Дуня в гостях вела? Захотят ли соседи ее к себе еще раз позвать?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте Дуню научим, как в гости ходить и сами традиции сибирского гостеприимства вспомним. А какого человека называют гостеприимным?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот давайте по считалочке и выберем гостеприимного хозяина. (Дети выбирают хозяина, а он хозяйку. Остальные дети гости.)
Разыгрывается ситуация «Приём гостей в старину».
«Гости» стучатся в избу и говорят: «Дома ли хозяева?»
«Хозяева»: Здравствуйте, гости дорогие. Милости просим.
Воспитатель: Дети, хозяева с вами поздоровались. Чего они нам пожелали?
Ответы детей.
Воспитатель: Здоровье - самое дорогое, что есть у человека, вот почему это наиболее частое приветствие. А что значит, милости просим?
Ответы детей.
Воспитатель: И мы с вами, должны пожелать здоровья, счастья, богатства хозяину и хозяйке.
Дети: (Проговаривают вместе с воспитателем). Здоровенько ли живете? Хозяюшка, помогай вам Бог.
Воспитатель: Перешагнем порог - В доме окажемся. Раньше придя в дом, гости три раза кланялись. Первый раз - иконам, второй - хозяину, третий - хозяйке... (Дети проходят в «избу» по очереди, кланяясь как положено).
Воспитатель: Хозяйке надо обязательно гостей поудобнее усадить и приветливые слова сказать. Помните, какие? «Красному гостю – красное место!» или: «Садитесь, пожалуйста, в ногах правды нет!» Что это значит?
Ответы детей.
Воспитатель: Девочек, по обычаю, усаживают поближе к печи. Мальчиков, по обычаю, к Красному углу (где икона).
Дети рассаживаются.
Воспитатель: Помните, когда Дуня есть, захотела, то стала спрашивать, когда ужинать позовут. Можно ли так спрашивать в гостях?
Ответы детей.
Воспитатель: Тут наша Дунюшка ошиблась: хозяевам решать, звать гостей к столу или не звать. Позовут – спасибо, а не позовут – напоминать про угощение не принято, невежливо это. Да и к чему напоминать! У нас на Алтае народ и так гостеприимный, щедрый, а еще говорят – радушный. Как вы думаете, что значит слово радушный?
Ответы детей.
Воспитатель: Радушный значит, что радуется человек душой, свои запасы от гостей не прячет, угощает от души. (Игра «Слова на ладошках»)
Воспитатель: Как хозяин хозяйке говорит, что гостей угостить надо?
Ответы детей.(«Что есть в печи – все на стол мечи!»)
Воспитатель: «Мечи» – значит, быстро подавай да гостям предлагай. Это обязательно – гостей потчевать, предлагать отведать всего, что есть на столе.
С какими словами гостеприимная, радушная хозяйка гостей угощает?
Ответы детей. («Кушайте на здоровье», «Чем богаты, тем и рады!» – так говорят гостеприимные хозяева.)
Воспитатель: Гости не капризничают, едят, что подают. Когда поели – это все знают – что надо сказать? Конечно, поблагодарить.
Воспитатель: А еще говорят: «Спасибо за хлеб-соль». Как вы думаете, что это значит «хлеб - соль»?
Ответы детей.
Воспитатель: Хлеб - соль символ гостеприимства, благополучия, достатка. В старину Хлеб – соль всегда по выходным, когда приходили гости, стоял на красивом рушнике в центре стола. Когда говорят хлебосольный – это значит тоже самое, что радушный, гостеприимный.
Дети пробуют Хлеб – соль.
Воспитатель: Вот, Дунюшка, дети тебе рассказали, как себя в гостях вести. Ты постарайся больше не ошибаться и быть такой гостьей, чтобы хозяевам захотелось тебя еще раз к себе позвать. Ребята если вы сейчас закроете глазки и хорошенько прислушаетесь, то услышите, что вам Дунюшка ответит.
Дунюшка (запись на диктофоне): «Спасибо ребята, что все мне объяснили. Я теперь всегда такой гостьей буду. Но я тоже хочу гостей у себя дома принимать. Вот только у меня нет красивого рушника, на который я могла бы хлеб – соль поставить, да Марьюшку в гости пригласить, чтобы не сердилась на меня».
Воспитатель: Мы можем Дунюшке помочь?
Ответы детей.
Воспитатель: Когда гости уходят домой, еще раз благодарят хозяев, прощаются, приглашают к себе, желают хозяевам всего хорошего. Что делают хозяева? Что они говорят, что желают уходящим гостям?
Разыгрывается уход гостей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Хорошему гостю хозяин рад!"
Место проведение - краеведческий музей п. Плесецк. С помощью экскурсии - занятия можно познакомит детей с традициямт русского народа....
"Хорошему гостю хозяин рад!"
Место проведение - краеведческий музей п. Плесецк. С помощью экскурсии - занятия можно познакомит детей с традициямт русского народа....
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»...
конспект нод в подготовительной группе " В гости к хозяину леса"
На занятии дети закрепляют знания о растиельном и животном мире Южного Урала и правила поведения в природе....
Проект "Будет хлеб на столе, будут сыты все в семье"
БУДЕТ ХЛЕБ НА СТОЛЕ, БУДУТ СЫТЫ ВСЕ В СЕМЬЕ Проблема: Живя в условиях крайнего Севера, дети не знают, откуда берётся хлеб? Как он приходит в наш дом? Сколько людей трудится над тем, чтобы м...
НОД по речевому развитию в старшей группе на тему: «В гости к Хозяину леса»
Цель: Совершенствовать грамматический строй речи:умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать прилагательные с существительными. Совершенствовать умение образовыва...
Сценарий итогового мероприятия «Гость на гость - хозяину радость!»
Итоговое мероприятие в рамках защиты проекта "Гости в дом- радость в нем!"...