"Хорошему гостю хозяин рад!"
материал (подготовительная группа) на тему
Место проведение - краеведческий музей п. Плесецк. С помощью экскурсии - занятия можно познакомит детей с традициямт русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 25.14 КБ |
illyustratsii_k_igre_chto_bylo_i_chto_stalo.docx | 69.81 КБ |
krossvord_starina.docx | 81.44 КБ |
chetvertyy_lishniy.docx | 232.7 КБ |
Предварительный просмотр:
К О Н С П Е К Т
Северные посиделки
«Хорошему гостю – хозяин рад»
Воспитатель – Зайкова Нина Сергеевна,
первая квалификационная категория,
стаж работы – 2 года
МБДОУ детский сад «Журавушка», 2014 г.
Место проведения -краеведческий музей
п.Плесецк
«Хорошему гостю – хозяин рад!»
Зайкова Нина Сергеевна, первая квалификационная категория, МБДОУ детский сад «Журавушка» п.Плесецк подготовительная группа, 2014 г.
Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
Задачи: Закрепить знания детей об избе – жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.). Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Словарная работа: ухват, прялка, горница, чугунок , самовар.
Предварительная работа: Беседы по программе О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»; рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок, проведение народных календарных праздников; просмотр презентации «Русская изба»
Место проведения: краеведческий музей п.Плесецк
Оборудование: “Русская изба” с предметами быта (печь, лавки, стол, забор, старинная посуда, прялка и др.), дидактическая игра “Что было, что стало”, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры “Вышел Ваня..”, русские народные костюмы для хозяйки и детей; сундучок; музыкальные инструменты; дидактическая игра «Четвертый лишний»; кроссворд; карандаши; маркер;
Ход:
Воспитатель и девочка
(одеты в русские народные костюмы - хозяйка избы и ее дочь), встречают детей
- Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь.
Девочка: Хорошему гостю хозяин рад!
Дети отвечают на приветствие известными ими пословицами:
- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
- Много гостей, много и новостей.
- Что есть в печи – на стол мечи!
Хозяйка: Горница у меня небольшая
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы, мы сейчас и посмотрим, отгадав мои загадки:
1.Зимой горит,
Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь).
Ребенок:- В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
2.Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в уголь идёт (ухват).
Ребенок:Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. С помощью ухвата передвигали горшки чугунки в печи, их так же можно было вынуть или установить в печь.
3.Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля,
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).
4.Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).
Ребенок:- Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
5.Эту обувь не забыли
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати
У печи оставят…(лапти).
6.На осине сижу, сквозьклену гляжу, березу трясу (прялка)
По каждому предмету ведётся небольшая беседа: Для чего вещь служила?; Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем заменены) и дру, березу трясу (прялка)
Ребенок: - В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.
Девочки исполняют русский народный танец «Прялица»
Девочка:
- У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
- Хорошо прядётся – весело поётся.
Хозяйка:Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (ответы детей). Правильно, это то, что было до нас в далёкие времена.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая шутка. Даже пословица была
Девочка: “Делу время-потехе час”. Давайте послушаем, какие шутки – прибаутки они пели.
- Где ты был Иван? – В горнице. – А что делаешь? – Помогаю Петру. – А Петр что делает?
- Я медведя поймал! – Так веди сюда! – Не идет. - Так сам иди! – Да он меня не пускает!
- Ты пирог съел? – Нет, не я. – А вкусный был? – Очень!
Хозяйка:- Ох, и рассмешили, ох, и развеселили. А хотите мы с вами ещё и поиграем? Были у меня недавно другие ребятки в гостях,игру мне оставили, называется “Что было, что стало”. Научу вас сейчас тоже играть. Например, раньше лапти носили, а теперь, что носите? Дети соединяют картинки.
Девочка:Ой, а телевизор-то где, и компьютера тоже нет....
Хозяйка: Верно, а и не было их тогда! А как же развлекался северный народ? (ответы детей) Верно, на ложках любили играть, песни петь. Ложкари, ложки-то берите, да красных девок веселите!
Ребенок: В нашем оркестре всего понемножку – звенит колокольчик, играет гармошка.
Ребенок: Даже играют и в бубен, и в ложки- в нашем оркестре всего понемножку!
Играет детский оркестр.
Хозяйка: (достает маленький сундучок) А еще, сундуки - обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие (из сундучка достает игру) Предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний» Назовите лишний предмет, и объясните, почему он лишний.
Хозяйка: - А ещё, ребята, раньше люди любили хороводы водить:
Коли народ невесел,
Низко голову повесил.
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора,
Становитесь в хоровод.
Игра с лентой
(под русскую народную музыку)
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку.Игра повторяется)
Хозяйка: А закончить хочу наши посиделки вот таким кроссвордом. Вместе отгадывают кроссворд по старинным вещам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Быть хорошим хозяином совсем непросто»
Занятие с дошкольниками о том, как воспитывать в себе культуру поведения в гостях и гостеприимство хозяина, развивать хорошие манеры, умение поддерживать беседу. Разыгрываются конкретные жизненн...
Конспект НОД «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин»
Экспериментирование с огнем...
Презентация к НОД по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста "Огонь- хороший слуга, но плохой хозяин"
Тема: "Огонь-хороший слуга, но плохой хозяин" Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие. Цель: Формировать представления детей о пользе и вреде огня,о пожарной безопасности. Обогащат...
"Хорошему гостю хозяин рад!"
Место проведение - краеведческий музей п. Плесецк. С помощью экскурсии - занятия можно познакомит детей с традициямт русского народа....
Презентация "Огонь хороший хозяин, но плохой слуга".
Презентация к занятиям по безопасности поможет наглядно продемонстрировать детям опасности, возникающие при неосторожном обращении с огнем и познакомит с правилами действий при пожаре....
Развлечение для детей II младшей группы "Хорошо гостей встречая, посидеть за чашкой чая"
Развлечение для детей II младшей группы "Хорошо гостей встречая, посидеть за чашкой чая"Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры, её традициям и обычаям. Познакомить детей с традици...
Сценарий итогового мероприятия «Гость на гость - хозяину радость!»
Итоговое мероприятие в рамках защиты проекта "Гости в дом- радость в нем!"...