"Хорошему гостю хозяин рад!"
материал (подготовительная группа) на тему

Зайкова Нина Сергеевна

Место проведение - краеведческий музей п. Плесецк. С помощью экскурсии - занятия можно познакомит детей с традициямт русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.14 КБ
Файл illyustratsii_k_igre_chto_bylo_i_chto_stalo.docx69.81 КБ
Файл krossvord_starina.docx81.44 КБ
Файл chetvertyy_lishniy.docx232.7 КБ

Предварительный просмотр:

К О Н С П Е К Т

Северные посиделки

«Хорошему гостю – хозяин рад»

Воспитатель – Зайкова Нина Сергеевна,

первая квалификационная категория,

стаж работы – 2 года

МБДОУ детский сад «Журавушка», 2014 г.

Место проведения  -краеведческий музей

                                                    п.Плесецк

 «Хорошему гостю – хозяин рад!»

                                                   

                                                           Зайкова Нина Сергеевна, первая  квалификационная      категория,                                                                   МБДОУ детский сад                                                                                    «Журавушка» п.Плесецк                                                                             подготовительная группа,                                                                                    2014 г.

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.

Задачи: Закрепить знания детей об избе – жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.). Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Словарная работа: ухват, прялка, горница, чугунок , самовар.

Предварительная работа: Беседы по программе О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»; рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок, проведение народных календарных праздников; просмотр презентации «Русская изба»

Место проведения: краеведческий музей п.Плесецк

Оборудование: “Русская изба” с предметами быта (печь, лавки, стол, забор, старинная посуда, прялка и др.), дидактическая игра “Что было, что стало”, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры “Вышел Ваня..”, русские  народные  костюмы  для хозяйки и детей; сундучок; музыкальные инструменты; дидактическая игра «Четвертый лишний»; кроссворд; карандаши; маркер;

Ход:

Воспитатель и девочка

(одеты в русские  народные  костюмы - хозяйка избы и ее дочь), встречают детей

- Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь.

Девочка: Хорошему гостю хозяин рад!

Дети отвечают на приветствие известными ими пословицами:

- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

- Много гостей, много и новостей.

- Что есть в печи – на стол мечи!

Хозяйка: Горница у меня небольшая
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!

Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы, мы сейчас и посмотрим, отгадав мои загадки:

1.Зимой горит,
Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь).

Ребенок:- В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

2.Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в уголь идёт (ухват).

Ребенок:Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. С помощью ухвата передвигали горшки чугунки в печи, их так же можно было вынуть или установить в печь.

3.Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля,
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).

4.Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).

Ребенок:- Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

5.Эту обувь не забыли
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати
У печи оставят…(лапти).

6.На осине сижу, сквозьклену гляжу, березу трясу  (прялка)

По каждому предмету ведётся небольшая беседа:  Для чего вещь служила?; Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем заменены) и дру, березу трясу  (прялка)

Ребенок: - В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.

Девочки исполняют русский народный танец «Прялица»

Девочка:

- У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

- Хорошо прядётся – весело поётся.

Хозяйка:Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (ответы детей). Правильно, это то, что было до нас в далёкие времена.

Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!

Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая шутка. Даже пословица была

Девочка: “Делу время-потехе час”. Давайте послушаем, какие шутки – прибаутки они пели.

- Где ты был Иван?                                                                                                                          – В горнице.                                                                                                                                    – А что делаешь?                                                                                                                                                            – Помогаю Петру.                                                                                                                                                                                          – А Петр что делает?

- Я медведя поймал!                                                                                                                            – Так веди сюда!                                                                                                                                 – Не идет.                                                                                                                                                 - Так сам иди!                                                                                                                                                                                                                    – Да он меня не пускает!

- Ты пирог съел?                                                                                                                                    – Нет, не я.                                                                                                                     – А вкусный был?                                                                                                                           – Очень!

Хозяйка:- Ох, и рассмешили, ох, и развеселили. А хотите мы с вами ещё и поиграем? Были у меня недавно другие ребятки в гостях,игру мне оставили, называется “Что было, что стало”. Научу вас сейчас тоже играть. Например, раньше лапти носили, а теперь, что носите? Дети соединяют картинки.

Девочка:Ой, а телевизор-то где, и  компьютера тоже нет....

Хозяйка: Верно, а и не было их тогда! А как же развлекался северный народ? (ответы детей) Верно, на ложках любили играть, песни петь. Ложкари, ложки-то берите, да красных девок веселите! 

Ребенок: В нашем оркестре всего понемножку – звенит колокольчик, играет гармошка.

Ребенок: Даже играют и в бубен, и в ложки- в нашем оркестре всего понемножку!

Играет детский оркестр.

Хозяйка: (достает маленький сундучок) А еще, сундуки - обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие (из сундучка достает игру) Предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний» Назовите лишний предмет, и объясните, почему он лишний.

Хозяйка: - А ещё, ребята, раньше люди любили хороводы водить:

Коли народ невесел,
Низко голову повесил.
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора,
Становитесь в хоровод.

Игра с лентой
(под русскую народную музыку)

Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать 
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.

Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку.Игра повторяется)

Хозяйка: А закончить хочу наши посиделки вот таким кроссвордом. Вместе отгадывают кроссворд по старинным вещам.



Предварительный просмотр:

C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images.jpgC:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное.jpg


C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (1).jpgC:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (1).jpg

C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (5).jpg                C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (3).jpg

C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (7).jpgC:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (4).jpg


C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images.jpgC:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (4).jpg

C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (1).jpg

C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (5).jpg

C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (1).jpgC:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (7).jpg

                

        

C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное.jpgC:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (3).jpg



Предварительный просмотр:

КРОССВОРД «СТАРИНА»

3 

  И

З

Б

4           П

1, 2            С

А

 

 Р

А

Ф

А

Н

 

А

 

Я

   

М

   

Л

   

О

5            К

 

О

6   Ч

Е

Р

Г

А

   

В

А

У

 

А

Г

   

Р

У

Н

О

7      П

Е

Ч

К

А

C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (8).jpgC:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (17).jpg             C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (16).jpg

C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (1).jpgC:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное.jpg

C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (9).jpgC:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (15).jpg        

                       

                                                                                                                                                         

             

C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (8).jpg

C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (17).jpgC:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (16).jpg

C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (9).jpgC:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (1).jpg

C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (15).jpgC:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное.jpg



Предварительный просмотр:

               C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (9).jpgC:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (2).jpg                C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (4).jpg
C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (8).jpg

C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (3).jpg        C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (10).jpg        C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (3).jpg
C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (5).jpg

C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (12).jpg        C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (4).jpg        C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (13).jpg
C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (11).jpg

        

                                                                                                                              C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (5).jpg

C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (6).jpgC:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (14).jpg                      C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (7).jpg

          C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (2).jpg                    C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (8).jpg              C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (11).jpg
C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (10).jpg

C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (15).jpg               C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (12).jpg               C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (13).jpg    C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (14).jpg

C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\220px-Крынка_348.jpg                         C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (18).jpg            C:\Users\нина\Desktop\Новая папка\загруженное (16).jpgC:\Users\нина\Desktop\Новая папка\images (15).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Быть хорошим хозяином совсем непросто»

Занятие с дошкольниками о том, как воспитывать в себе культуру поведения в гостях и гостеприимство хозяина, развивать хорошие манеры, умение поддерживать беседу.  Разыгрываются конкретные жизненн...

Презентация к НОД по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста "Огонь- хороший слуга, но плохой хозяин"

Тема: "Огонь-хороший слуга, но плохой хозяин" Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие. Цель: Формировать представления детей о пользе и вреде огня,о пожарной безопасности. Обогащат...

"Хорошему гостю хозяин рад!"

Место проведение - краеведческий музей п. Плесецк. С помощью экскурсии - занятия можно познакомит детей с традициямт русского народа....

Презентация "Огонь хороший хозяин, но плохой слуга".

Презентация к занятиям по безопасности поможет наглядно продемонстрировать детям опасности, возникающие при неосторожном обращении с огнем и познакомит с правилами действий при пожаре....

Развлечение для детей II младшей группы "Хорошо гостей встречая, посидеть за чашкой чая"

Развлечение для детей II младшей группы "Хорошо гостей встречая, посидеть за чашкой чая"Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры, её традициям и обычаям. Познакомить детей с традици...

Сценарий итогового мероприятия «Гость на гость - хозяину радость!»

Итоговое мероприятие в рамках защиты проекта "Гости в дом- радость в нем!"...