Конспект занятия по народному творчеству для детей старшего возраста
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_narodnomu_tvorchestvu_dlya_detey_starshego_vozrasta.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад «Солнышко» п. Бытошь Дятьковского района.
Конспект занятия по народному творчеству для детей старшего возраста
«Посиделки в горнице»
Воспитатель:
Шендрик Галина Павловна.
п. Бытошь.
Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры.
Задачи:
Закрепить знания о том, как жили на Руси, чем питались, на чем готовили еду, как одевались, чем занимались в свободное от работы время, как работали и отдыхали; рассказать о характере русского человека (гостеприимство, радушие, дружелюбие).
Обогатить словарь детей: изба, горница, красный угол, бабий кут, середа, спозаранку, лапти, лукошко, веретено, балалайка, расстегай, кулебяка.
Продолжать развивать эстетическое восприятие детей средствами музыкального фольклора.
Способствовать развитию дружеских отношений между детьми, трудолюбия.
Предварительная работа:
Беседы о хлебе, об уме и глупости, профессиях гончара, пекаря, ткача, приметах времен года, об истории вещей;
Рассказ о традициях праздников: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха;
Рисование, лепка на темы народных художественных промыслов (гжель, дымка, хохлома, городец);
Разучивание музыкального материала.
Ход занятия:
Зал оформлен как комната в избе: слева — печь и бабий кут, справа — красный угол, стол, лавки и кухонная утварь. Приготовлены пироги для всех гостей, сушки, баранки. Дети — в костюмах, Василиса — в сарафане с лукошком.
Хозяйка — тоже в сарафане.
Мальчики с балалайками под музыку заходят в зал.
Мальчик: Заиграй-ка, балалайка, заиграй-ка, звончата!
Дома ль Рита, дома ль Ира,
Дома ль душенька - Танюшенька?
Девочки выглядывают из-за дома.
Девочки. Мы — туточки!
Мальчик. А что вы здесь делаете?
Девочки: А мы в доме прибираемся,
Гостей дожидаемся, созывать собираемся!
1-я девочка: Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, народ!
2-я девочка: Приходи, кому охота!
А кому неохота — тоже приходи!
Нашу беседу послушай, погляди!
Стук в дверь.
Мальчики и девочки. Слышим, слышим!
Заходят хозяюшка и Василиса с лукошком.
Гости: Здравствуйте, ребята и девчата! Какие вы все нарядные и красивые.
А наряды у вас какие необычные.
Девочки. Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим.
1-я девочка. Авы, гостьюшка, будьте хозяйкой на нашей беседе.
Гостья (кланяется в пояс). Спасибо за приглашение!
С удовольствием останемся на вашей беседе, а я буду хозяйкой.
Только скажите нам: на какую беседу вы собрались?
2-я девочка: А собрались мы, чтобы вам о русском быте рассказать.
Девочки. Проходите в горницу.
Проходят, рассматривают избу.
Хозяйка: Слава нашей стороне, слава русской старине!
И про эту старину, я рассказ свой поведу,
Чтобы дети знать могли о делах родной земли!
Xозяйка. Русский народ славен дружбой и силой.
Почему говорят, что он радушный и гостеприимный?
Дети. Потому что принимал гостей, чаем, пирогами угощал.
Xозяйка: Дружный и отзывчивый — это как понимать?
Дети. Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай.
Xозяйка. Правильно, делали одно дело.
Дети. Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, жилось в них хорошо.
Xозяйка. Как называлась самая лучшая комната в избе?
Дети. Горница.
Xозяйка. Кого в ней принимали?
Дети. Гостей.
Xозяйка. Как гости в избу входили?
Дети. Кланяясь.
Хозяйка. А почему?
Дети. Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было на лбу набить.
Xозяйка. Отгадайте мою загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка,
в мучке жучка», — что главным было в горнице?
Дети. Печь.
Xозяйка. В избе — печка, в печке — зола, а в золе — жар.
Дети: 1.Как уютно в нашей горнице! Спозаранку печка топится.
Котик лапкой умывается, наша сказка начинается!
2. На дровах огонь, пламя шустрое,
О тебе рассказ, печка русская.
3. Вьется из трубы дым чуть свет,
Печки нет в избе — значит, жизни нет.
Xозяйка. Почему так говорили: «Печи нет — жизни нет»?
Дети. Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги,
сушили варежки, валенки.
Хозяйка. А что еще сушили?
Дети. Растения от простуды, грибы, ягоды.
Хозяйка. А как печь лечила больного?
Дети. Уложат больного на печь, она его лучше горчичника прогреет.
Xозяйка. Как в старину про печку говорили?
Дети: 1. Русской печки нет добрее, всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет, деток спать уложит.
2. И сверчок поет где-то рядышком,
Как тепло с тобой, печка-матушка!
Песня «Печка», девочки.
Xозяйка. Поведем беседу дальше.
1-я девочка. Правый от печки угол назывался бабьим кутом, или середой. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи.
Отсюда и слово «закуток», т.е. особенное место (обособленное).
(Показывает на печь.)
2-я девочка. Другой, левый от печки, угол назывался красным, красивым.
Это было особое место для гостей.
Хозяйка. Русский народ всегда славился гостеприимством. Какие поговорки вы об этом знаете.
Дети: 1. «Что есть в печи, все на стол мечи».
2. «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Xозяйка. Почему так говорят?
3-й ребенок. Умей в гости звать, умей и угощать.
Xозяйка. Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали (изображает). Любой труд был почетен: взрослый и детский.
Василиса: К труду девочку приучала мать. Девочка училась прясть, вязать, вышивать с 5—7 лет. «Не та родна дочь, что бежит от дома прочь, а родна дочь, что на всякой работе видно», — гласит пословица.
В10 лет девочка умела прясть на маленькой прялке, училась ткать, помогала в стряпне. С маленькой прялкой она отправлялась на первые свои посиделки, где обучались мастерству в прядении и вышивании, а также обязательно песням, танцам.
Две девочки — за прялкой. Пятеро детей вышивают на пяльцах.
Девочки: 1. А как шили-вышивали, так и песню напевали.
Пели, правда, от души, но и песни хороши!
2. Где песня поется, там счастливо живется.
С песней и труд спорится, хорошо живется — хорошо поется.
Xозяйка. Дело за песней.
Девочки исполняют песню «Прялица».
Xозяйка. Приучали к труду и мальчиков. Их подготовка к труду была более длительной и заканчивалась к 17 годам.
1-я девочка. В 7—8 лет мальчика сажали на коня, и он приучался ездить верхом и управлять лошадью. Летом ребята отвозили родителям в поле еду, гоняли лошадей на водопой.
2-я девочка. С ранних лет мальчики пасли скот и ухаживали за ним, ловили рыбу. Они знали много разных игр.
Xозяйка. Давайте и мы поиграем.
Играют в игры «Дразнилка». «Ремешок».
Xозяйка. Чем занимались внуки и дедушки?
Дети. Зимними вечерами деды плели лапти, а внуки помогали им.
Это занятие занимало много времени.
Xозяйка. Расскажите, когда появились лапти.
Дети. Лапти появились на Руси в глубокой древности.
В других странах их не носили.
Хозяйка. А знаете, из чего плели лапти?
Дети. Из липового лыка, ракиты, ивы, вяза, березы, дуба.
Xозяйка. Как готовили лыко?
Дети. Размачивали, очищали от коры, разрезали на полосы и на специальной колодке начинали плести.
Xозяйка. Лапти были одинаковые?
Василиса: Плели разные лапти: будничные — из широкого лыка, праздничные — из вяза. А для прочности внутрь клали солому, подошвы подшивали конопляной веревкой. Ноги в такой обуви не мерзли и не промокали.
Песня «Во деревне Ольховке».
Xозяйка. Да, народ на Руси был мудрый.
Сколько пословиц и поговорок сложил о труде, отдыхе, веселье!
Выходи-ка, Василиса с лукошком, и собери ты их немножко!
Выходит Василиса.
Василиса. Девицы и молодцы, много ли вы знаете пословиц и поговорок?
Я их в лукошко положу, кому хочешь, отнесу! Начинайте-ка, ребята.
Дети:
1. «Сделал дело — гуляй смело».
2. «Делу время — потехе час».
3. «Мастера по работе видно».
4. «Труд человека кормит, а лень портит».
5. «Почет и труд рядом живут».
6. «С песней и дело спорится».
Хозяйка. А теперь, выходите, молодцы, покажите нам свою удаль молодецкую!
Выходят мальчики.
1-й мальчик: Будем с балалайками ходить, дружно пляску заводить.
Развеселое гулянье всех зовет за ворота.
Эй, сыпь веселей, лаптей не жалей!
«Русская народная пляска с балалайками».
2-й мальчик. Эх вы, лапти мои, лапоточки мои!
Разносились, не спросились, растоптались, не сказались!
Хозяйка. А чтобы лапти дольше служили, где их сушили?
Дети. У печи.
Xозяйка. Вот пока мастера работали: сеяли, пахали, лыко драли, скот пасли, хозяйки дома в своем закутке хлеб и пироги им пекли. Где же пекли пироги, хлеб?
Дети. В печи.
Xозяйка. Правильно. А где наша Василиса с лукошком?
Выходи и наши поговорки собери.
Дети. 1.«Покуда есть хлеб да вода — все не беда».
2. «Худой обед, коли хлеба нет».
3. «Хлеб на стол — так и стол престол, хлеба ни куска — стол доска».
4. «Будет хлеб — будет и обед».
Хозяйка. А кроме хлеба, что на Руси выпекали?
Дети. Пироги с начинкой, калачи, ватрушки, расстегаи, кулебяки.
Xозяйка. Наш народ отличался не только гостеприимством. Он работал дружно и отмечал весело праздники — с песнями, танцами и угощением.
Умел показать свои наряды: красивые рубахи, сарафаны, кокошники.
Выходите-ка, девицы-красавицы, покажите свой наряд!
Выходят девочки.
Хозяйка: Молодцы, не отставать, свой наряд тоже надо показать!
Выходят мальчики.
Пение частушек.
Хозяйка: Со временем наряды менялись, а сарафаны бабушек оставались и убирались в сундуки, дожидались вас, внучат, чтобы праздники отмечать.
Песня «Вот уж зимушка проходит», дети гуляют змейкой, выходят на полукруг.
Хозяйка: Спасибо всем. Наша история о быте русского народа подходит к концу.
1-я девочка. А я в горницу иду, самовар в руках несу.
Самовар в руках несу, прибаутки вам пою.
2-я девочка. Я для вас, мои друзья, девяносто блинчиков
И пирогов напекла. Где найти мне столько едоков?
Хозяйка: Вы хозяюшку потешьте, пирогов моих поешьте.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Песня «Чудо-печь»
Все идут пить чай с пирогами.
Список использованной литературы:
«Горенка» программа комплексного изучения музыкального фольклора. Хазова М.
«Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного возраста». Новикова Г. П. Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. Конспекты занятий. Сценарии досугов, развлечений, праздников. Москва АРКТИ 2002 год.
«Календарные праздники, игры и забавы для детей». Петров В. М., Гришина Г. Н, Короткова Л. Д М.: СФЕРА 1998 Москва.
«Русские народные детские песни и сказки с напевами» Г. М. Науменко Центр Полиграф Москва 2001 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста
Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей старшего возраста, имеющими речевые нарушения...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «КРАСИВЫЕ РЫБКИ В АКВАРИУМЕ»
АППЛИКАЦИЯТема занятия: «Красивые рыбки в аквариуме»Направление: художественно-эстетическоеОбразовательная область: художественное творчествоИнтеграция образовательных областей: художественное т...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста "Рассказ о городе"
ЦЕЛЬ: составление рассказа о Сарове, закрепление знаний детей о родном городе.ЗАДАЧИ:-Уточнять представления детей о родном городе;-Формировать понятие «малая родина»;-Воспитывать патриотические ...
Конспект занятия "День народного единства" для детей старшего возраста
Цель занятия: приобщение детей к истории РоссииЗадачи:1. Закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки)2. Учить узнавать и называть героев России3. Воспитывать уважение к людям, ...
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего возраста на тему: Пересказ «Сказка о крылатках»
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего возраста на тему:Пересказ «Сказка о крылатках» Программные задачи: 1. Учить детей передав...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста «Зимние забавы»
Продолжать развивать связную речь: умение отбирать для рассказа самое существенное и интересное; последовательно и выразительно рассказывать....
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для детей старшего возраста «Знакомство дошкольников с русскими народными росписями посредством пластилинографии»
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для детей старшего возраста «Знакомство дошкольников с русскими народными росписями посредством пластилинографии»Цель: знакомство д...