«Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» видеопрезентация
презентация к уроку по музыке на тему
Видеопрезентация логоритмика и фольклор
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Руэмский детский сад «Лесная сказка» общеразвивающего вида
Выступление с презентацией на тему
«Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики»
Подоготовила: Накул Ю.В., музыкальный руководитель
2015 год
п. Руэм
Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы-все это и многое другое подчинено определенному ритму. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. В настоящее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. По статистическим данным, лишь 10 %детей появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушение речи, что влечет и отставание в развитии. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе. На сегодняшний день существует множество технологий в помощь детям с нарушением речи и педагогам работающим с такими детьми:
- Артикуляционная гимнастика;
- Пальчиковые игры;
- Логоритмические игры;
- Речевые игры
Задачи:
- Формировать артикуляционные уклады этих звуков;
- Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
- Развитие слухового и зрительного восприятия;
- Увеличение объема памяти;
- Формирование двигательных навыков;
- Развитие пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
- Логопедическую (артикуляционную) гимнастику (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
- Чистоговорки – для автоматизации и дифференциации всех звуков, так как к 6 годам дети должны овладеть правильным произношением;
- Пальчиковая гимнастика – для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;
2
- Упражнение под музыку на развитие общей моторики (соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- Вокально-артикуляционные упражнения – для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- Фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук (для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга);
- Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами;
- Музыкальные игры (способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве);
- Упражнение на развитие мимических мышц (для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления);
- Коммуникативные игры и танцы (для развития динамической стороны общения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения);
- Упражнение на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Занятие может включать в себя не все вышеперечисленные элементы. В зависимости от характера нарушения применяются преимущественно те или иные формы логопедических игр. Большинство игр на своих занятиях я связываю с русским фольклором. Русский фольклор – ценнейший материал для гармоничного развития ребенка. В воспитании дошкольника фольклор играет важную роль, так как его главным принципом является единство поэтики, музыки и манеры исполнения. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставничество. Детский дошкольный фольклор – прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать.
Логоритмичские упражнения и игры основанные на репертуаре детского фольклора способны решать не только проблемы нарушения речи, но и проблемы нравственного воспитания дошкольников. А именно:
3
- Уважительное отношение к природе, животным, родителям, педагогам;
- Позитивное отношение со сверстниками и др.
На музыкальных занятиях логоритмическими играми мы уделяем 2-3 минуты. Начиная со 2 младшей группы на каждом музыкальном занятии (то есть 2 раза в неделю) мы с детьми играем в пальчиковые игры. И сейчас хотелось бы предложить Вам посмотреть пальчиковую игру на основе русской народной потешки «Идет коза рогатая»: видео
И еще один фрагмент занятия. Игровой массаж «Били лен», также на основе русского фольклора: видео
Вывод: Занятия с элементами логоритмики я провожу сравнительно не большое время, но уже можно сказать с уверенностью, что дети очень любят этот вид деятельности. Это и слово, и игра, и тактильный контакт со сверстниками. Все это способствует улучшению настроения детей, их памяти, мелкой моторики, а как следствие, и улучшение речи. Чистоговорки способствуют улучшению качества произношения проблемных звуков. Игровой массаж учит детей бережному отношению друг к другу. Первые занятия с элементами массажа иногда заканчивались обидами и даже слезами, теперь дети стараются выполнять движения аккуратно, не причиняя боль. После массажа я всегда спрашиваю: «Кому понравился массаж?». Дети отвечают хором: «Мне!!!» и всегда улыбаются. А улыбка ребенка во время занятия - это самое главное!!!
4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемы: количество детей с ОВЗ постоянно увеличивается, появились дети, которые «тяжело идут» по традиционным логопедическим программам; недооценка родителями всей серьезности положения и не придания этому значения; нежелание заниматься со своим ребенком, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Цель: формирование предпосылок к успешной постановке основных групп звуков и развитию правильной связной речи. Задачи: формирование артикуляционных укладов проблемных звуков; расширить словарный запас, представления ребёнка об окружающем мире; улучшить дикцию, интонационную выразительность речи; сформировать желание и умение говорить, разговаривать, спрашивать; улучшить речевой слух, внимание и память.
Элементы логоритмического занятия : Логопедическая (артикуляционная) гимнастика; Чистоговорки ; Пальчиковая гимнастика; Вокально-артикуляционные упражнения; Фонопедические упражнения; Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук; Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами; Музыкальные игры; Упражнения на развитие мимических мышц; Коммуникативные игры и танцы.
Детский дошкольный фольклор- прежде всего культура диалога, ориентированного на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. Детский дошкольный фольклор- ценный материал для гармоничного развития ребёнка.
Литература: М.Ю.Картушина « Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет», М., 2005г.; М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет», М., 2007г.; Т.С.Овчинникова «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду», СПб, 2009г.; О.Н. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», Волгоград, 2013г.; Н.Щербакова «Музыкальный сундучок», М.,2012г. и многое другое.
Логоритмические упражнения и игры основанные на репертуаре детского фольклора способны решать не только проблемы связанные с нарушением речи, но и проблемы нравственного воспитания дошкольников. Например, бережное отношение к природе, животным, труду; уважительное отношение к родителям и педагогам, к сверстникам и малышам.
Музыкальное занятие II мл. группа: Приветствие; Музыкально-ритмические движения; Музыкально-дидактическая игра; Пальчиковая гимнастика; Слушание музыки (пассивное или активное); Артикуляционная гимнастика; Распевание, пение; Танец; Игра.
Логоритмические упражнения на музыкальном занятии во 2 мл. группе
Музыкальное занятие в подготовительной группе Приветствие; Игровой массаж; Музыкально-ритмические упражнения; Дыхательная гимнастика; Музыкально-дидактические игры; Пальчиковая гимнастика; Активное слушание музыки; Игра на музыкальных инструментах; Танец; Игра.
Логоритмические упражнения на музыкальном занятии в подготовительной группе
Благодарю за внимание .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование русского народного фольклора на музыкальных и логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ...
Использование русского народного фольклора на логоритмических занятиях
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расши...
Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики
Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа.Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалист...
Методическая разработка "Использование русского народного фольклора на занятиях кружка « Весёлая логоритмика»"
Использование русского народного фольклора на занятиях кружка « Весёлая логоритмика»Кружок рассчитан на детей 3-4 лет. Дети второй младшей группы, начавшие посещать детский сад, совс...
Конспект логоритмического занятия с использованием русского народного фольклора и музыкальной фольклорной логоритмики "Как мы Осень ловили"
Ребята приходят в деревню, в гости к Хозяюшке. Она рассказывает им шутки - прибаутки, сказочку про Сергиюшко. Ребята отправляются с Сергиюшко на поиски Осени......
План самообразования «Развитие чувства ритма у детей с использованием русского народного фольклора на музыкальных занятиях в ДОУ»
В плане прописаны: цель, задачи, предполагаемые результаты, актуальность. Он разбит на три этапа работы: организационно-ознакомительный, практический, обобщающий....