Мастер класс «Использование фольклора на музыкальных занятиях»
методическая разработка
Добрый день уважаемые коллеги. Вас приветствует музыкальный руководитель детского сада № 6 «Солнышко» Сиротина Светлана Евгеньевна. Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему «Использование фольклора на музыкальных занятиях».
«Времена теперь другие, как и игры, и дела.
Далеко ушла Россия от страны, какой была,
но преданья старины забывать мы не должны».
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 «Солнышко»
Мастер класс
«Использование фольклора на музыкальных занятиях»
Музыкальный руководитель
Сиротина С.Е.
Добрый день уважаемые коллеги. Вас приветствует музыкальный руководитель детского сада № 6 «Солнышко» Сиротина Светлана Евгеньевна. Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему «Использование фольклора на музыкальных занятиях».
«Времена теперь другие, как и игры, и дела.
Далеко ушла Россия от страны, какой была,
но преданья старины забывать мы не должны».
Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов "фольк" -народ, "лор"- учение. Фольклор - это народная мудрость. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о ребёнке. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "попевки", "частушки", "потешки«, игры.
Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает в себя целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества.
Элементы народного фольклора я включаю во все виды музыкальной деятельности.
И сегодня я приглашаю вас окунуться в мир фольклора.
Хозяйка: Здравствуйте ребятки, розовые пятки,
Умные головушки, звонкие соловушки.
Свою работу по знакомству с фольклором я начинаю с младшей группы, малыши, впервые попадая в музыкальный зал, могут растеряться. Их необходимо собрать, наладить с ним контакт. В этом мне помогает песенка «Ладошечка» (на мотив рус. нар. песни «Я на горку шла»)
1. Дай ладошечку,
Моя крошечка,
Я поглажу тебя
По ладошечке. Взрослый, напевая песенку, поглаживает ребёнка по ладошечке)
2. Вот ладошечка,
Моя крошечка,
Ты погладь меня
По ладошечке. Взрослый, напевая песенку, протягивает ребёнку свою ладонь, ребёнок гладит ладонь взрослого.
Важно с первых же занятий научить детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста я использую такие потешки, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив.
1. Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать.
3. Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!
музыкальный руководитель показывает движения, а дети подражают показывают ротик, носик, ручки и т.д.
Следующие упражнения предназначены для детей 4-5 лет, так как помогают освоить уже такие движения, как подскоки, приставной шаг.
1.Из-за леса, из-за гор Дети идут высоким шагом, «держат поводья»
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке
Жена на коровке
Детка на телятках
А внуки на козлятках.
Гоп-гоп, гоп – гоп Выполняют прямой галоп
Гоп-гоп, гоп-гоп
Тпрру… Останавливаются, «натягивают поводья»
2.Идёт петушок, Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги
Красный гребешок,
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Частая походка,
Рано утром встаёт,
Красны песенки поёт!
Действенным приемом в развитии чувства ритма является прохлопывание ритма народных песенок и прибауток:
Андрей – воробей,
Не гоняй голубей.
Гоняй галочек
Из-под палочек.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Чики-чики, чикалочки,
Едет Коля на палочке,
Сашенька в тележке
Щелкает орешки.
Василек, василек,
Мой любимый цветок.
Скоро ль ты, мне скажи,
Засинеешь во ржи?
Эти незатейливые веселые и шуточные песенки и прибаутки нравятся детям, и они с радостью их прохлопывают, отстукивают ритм палочками и выкладывают ритмический рисунок карточками.
Проводится коммуникативная игра «Я по горенке иду» (на мотив р. н. п. «Ах, вы, сени»
Я по горенке иду (идет запевала, ищет себе друга)
Друга милого найду. (останавливается напротив кого-нибудь)
Вот ты –(хлоп, хлоп – двумя руками друг о друга)
Вот я (хлоп, хлоп – перед собой)
Вот компания моя (берутся за руки, идут по залу, ищут нового друга)
Игра проводится до тех пор, пока все дети не примут участия.
Хозяйка: Сколько у меня гостей, с ними будет веселей.
Есть внучки и бабушки (Хозяйка раздает платки одному из педагогов в паре)
А поиграем в «Ладушки»?
Проводится коммуникативная игра «Ладушки» – пение с движением в парах.
Ладушки, ладушки. (поют и хлопают в парах с перекрестным движением рук)
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька.
Бражка младенька.
Попили, поели,
Кшшшш! Полетели («бабушка» берет за руки «ребенка» и кладет его руки ему на голову)
Маше на головку сели.
Хозяйка: Все бабушки нашли своих внуков? Вижу, перепутались все. Нужно нам сказать волшебные слова, чтобы внучков своих найти.
Проводится пальчиковая игра «Бабушка очки надела»
Бабушка очки надела (соединить большие и указательные пальцы в колечки и изобразить очки)
И внучонка разглядела. (Смотрят в свои «очки», ищут внука)
Хозяйка: Ой, полон дом гостей, а печь-то я не растопила, дров-то не нарубила! Щей не наварила! Помогите мне, детушки!
Проводится рече-двигательная игра «Лёли-лёли-лёли»
Лёли-лёли-лёли. (трут ладони друг о друга)
Ежи дрова кололи. (ребром правой ладони 2 раза стукнуть по ребру левой ладони и наоборот)
Складывали заиньки. (предплечиями рук «складывают дрова» перед грудью)
Два больших (ладони рук прислонить к затылку сзади, изображая зайцев)
и маленький. (указательным и средним пальцами правой руки пошевелить, как ушками зайца)
Работают, не ленятся. (ребром правой ладони 2 раза стукнуть по ребру левой ладони и наоборот)
Сложили три поленницы. (предплечиями рук «складывают дрова» перед грудью)
Хозяйка: Сколько дров-то нарубили,
Печь как быстро натопили.
Ну, вставайте, все в кружок,
Испечем мы пирожок.
выбираем пирожок по считалке:
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы играть.
Вдруг сорока прилетела
И тебе водить велела.
Хороводная игра «Пирожок» с музыкальным сопровождением (на мотив р. н. п. «Каравай»)
Все участники идут по кругу за руки, «пирожок» танцует в середине.
Посмотри-ка, дружок (идут по кругу за руки)
Мы печем пирожок.
Вот такой вышины, (поднимают руки вверх)
Вот такой ширины (расходятся в из круга)
Вот такой сладенький (гладят живот рукой)
Вот такой мягонький. (мнут воображаемый пирог перед собой)
С праздником всех поздравляем (хлопают в ладоши)
Пирожком всех угощаем. (разводят руки в стороны)
Говорком: Ешь его!
Поднимают руки вверх и сходятся в круг, «пирожок» должен убежать в любое «окошечко».
Хозяйка: Стоит в поле теремок, и красив он и высок.
По ступенькам мы пойдем, свою песенку споем.
Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу: “По ступенькам я иду...”, затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу: “В дом чудесный захожу!”, придумывая свой мотив, – и “заходит” в дом. Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи “зайдут” в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.
Персонаж спускается по ступенькам и поет: “По ступенькам вниз иду...”, затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: “Пo тропиночке уйду”, также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.
Использование музыкального фольклора на занятиях необходимо для формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы народного фольклора. Занятия, которые проводятся с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: посиделки, праздничные утренники, тематические вечера.
Уважаемые коллеги! Всегда помните о своих корнях и дайте возможность детям прикоснуться к великой культуре русского народа!
Желаю творческих и педагогических успехов!
Огромное значение для развития музыкальных способностей играют дидактические игры, которым я уделяю огромное значение и использую их на каждом занятии, начиная с младшего возраста. Например, на закрепление знаний детей о поступенном движении мелодии вверх и вниз можно использовать игру “Теремок”. Для ее проведения понадобится игровое поле с изображением теремка с семи этажами поступенчато, фигурки зверей: мышка, лягушка, заяц, петушок, кошка, лиса, собака, птичка.
Музыкальный руководитель (поет): Стоит в поле теремок, и красив он и высок. По ступенькам мы пойдем, свою песенку споем.
Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу: “По ступенькам я иду...”, затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу: “В дом чудесный захожу!”, придумывая свой мотив, – и “заходит” в дом. Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи “зайдут” в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.
Персонаж спускается по ступенькам и поет: “По ступенькам вниз иду...”, затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: “Пo тропиночке уйду”, также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.
Подговорочка для «ковырялочки», «дроби»:
«Каблучками я стучу,
Пляску русскую учу.
Пляска русская моя
Замечательная».
Подговорочка для полуприсядки, присядки:
«Сяду, встану, сяду, встану
И как мячик подскачу.
Приседать я не устану,
Я танцором стать хочу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс"Использование игрового занимательного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников"
Представление педагогического опыта на конкурсе " Воспитатель года "в форме мастер-класса"....
мастер - класс «Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста »
Мастер - класс "Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста"...
Мастер – класс «Использование спортивного инвентаря на физкультурных занятиях» (фрагмент НОД с большим массажным мячом для детей 5-7 лет)
Мастер – класс «Использование спортивного инвентаря на физкультурных занятиях» (фрагмент НОД с большим массажным мячом для детей 5-7 лет) является практической частью семинара и...
Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»
Цель внедрения здоровьесберегающих технологий: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей....
Мастер-класс «Использование театрализованной игры, как части занятия»
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение во всех видах деятельности, потому что...
Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»
Пояснительная запискаИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности...
МАСТЕР-КЛАСС «Использование интеллект-карт на логопедических занятиях»
МАСТЕР-КЛАСС«Использование интеллект-карт на логопедических занятиях»...