Статья "Использование детского фольклора на музыкальных занятиях"
статья по теме
Знакомство с произведениями устного народного творчества доставляет детям большую радость, вызывает у них только положительную эмоцию. А игровые упражнения на основе детского фольклора помогают детям проявить свою индивидуальность, развить творческие возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_detskogo_folklora_na_muzykalnykh_zanyatiyakh.docx | 29.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование детского фольклора на музыкальных занятиях
Дети дошкольного возраста очень любознательны, и постоянно пытаются познать многообразие окружающего мира. «Почему?» - этот вопрос они задают и педагогам, и родителям. И взрослые не всегда могут подобрать слова, которые могли бы полностью удовлетворить любознательность ребенка.
Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала произведения детского фольклора. Пестушки, потешки, прибаутки, песенки, сказочки по своей значимости уникальны. В них рассказывается о разных явлениях природы, о птицах, животных порою с юмором, в шутливой форме. Реальный мир представлен ярко, художественно, а главное понятно даже для самых маленьких детей. Незатейливые стишки то ласковые, то радостные, вызывают у детей большой интерес, бурю эмоций. Известно, что ребенок испытывает потребность все выразить в жесте, мимике, движении.
С младенческих лет мама играет с малышом в «ладушки», «сороку –сороку», «идет коза рогатая» и т. д. Ребенок еще не умеет говорить, а уже включается в игру, повторяя за мамой движения, мимику, улыбается и смеется. Он просит повторить игру еще и еще раз, так как получает заряд положительных эмоций. Вечерние колыбельные, спокойные и ласковые готовят ребенка ко сну, убаюкивают малыша. Нежные мамины прикосновения: поглаживания по головке, спине, ручкам развивают тактильные ощущения, расслабляют тельце ребенка.
В дошкольном возрасте дети с радостью и интересом соприкасаются с произведениями детского фольклора. В обыгрывании потешек, прибауток дети и педагог имеют возможность самовыражения, проявления эмоции, самостоятельности и творческой инициативы. Каждое слово сопровождается движением, которое конкретизирует его, делает это слово более понятным ребенку. Игровые композиции на основе русского фольклора воспринимаются детьми, как игра. Для дошкольников игра – самый желанный и незаменимый вид деятельности. Именно в игре ребенок может полнее выразить себя, проявить свою индивидуальность, попробовать себя в творчестве. Использование детского фольклора в работе с детьми помогает педагогам решить ряд педагогических задач:
- Приобщение детей к истокам русской культуры, формирование положительного интереса к русскому народному творчеству.
- Развитие памяти, обогащение словарного и речевого словаря.
- Развитие у детей мелкой и общей моторики, координации движений.
- Ритмизованное произношение текста развивает у детей чувство ритма.
- Формируется правильная интонация
- Эмоциональное развитие, способствует развитию творческих возможностей ребенка.
Тщательно подобранный фольклорный материал представляет особую ценность в работе с детьми с ОВЗ. Известно, что интерес ребенка неустойчив, требует частой смены видов деятельности и обучающего материала. Чтобы поддерживать интерес детей я использую потешки, прибаутки, игры. Сначала мы обыгрываем потешки, а затем дети выполняют музыкально – ритмическое упражнение: «Ветерок и ветер», «Прямой галоп», «Большие крылья». Обыгрывание потешек вызывает у ребенка яркую эмоцию, которая сохраняется при исполнении музыкально – ритмического упражнения. Первое знакомство с игровыми композициями на основе детского фольклора проходит на музыкальных занятиях. Затем материал закрепляется с воспитателями в группе (картотека потешек, песенок, прибауток дублируется в группе). На начальном этапе взрослый проговаривает тексты, а дети по показу педагога только повторяют движения. Когда материал детьми усвоен, им предлагается самостоятельно обыгрывать игровые упражнения. В этот момент важно увидеть творческие проявления воспитанников, обратить внимание на их творчество, сказать, что (имя), по – своему придумал движения.
Практический материал.
Мир матери и ребенка
1.Развитие у детей тактильных ощущений
2. Восприятие и понимание нежной, ласковой интонации, музыки.
I. Дети стоят в кругу. Воспитатель и музыкальный руководитель, поглаживая ребенка по голове, по плечам ласково и нежно говоря мальчику:
Ой, мой маленький, Ой ты, мой сыночек,
Ненаглядненький, Пшеничный колосочек,
Мой хорошенький, Лазоревый цветочек,
Мой пригоженький Сиреневый кусточек.
Девочке:
Ой, моя маленькая, Ах ты, моя девочка,
Ненаглядненькая, Золотая белочка,
Моя хорошенькая, Сладкая конфеточка,
Моя пригоженькая. Сиреневая веточка
II вариант. Затем дети произносят текст и сами себя поглаживают.
III. Следующий этап. Звучит фонограмма пьесы «Мама» П.Чайковского, и дети поглаживают свои руки от плеча к кисти руки. Важно, чтобы дети выполняли это движение в медленном темпе с нежностью, ласково.
IV.Можно предложить детям погладить друг друга (в парах), поочередно выполняя роль мамы и ребенка.
Поскорее усни. Колыбельная.
Развивать у детей понятие жанра «Колыбельная»
Перед игровым упражнением потянуться и позевать.
Первый хамочек- поймать около рта зевотку
На потолочек бросить ее на потолок.
Другой хамочек поймать зевотку
На стенку. и бросить на стенку.
Третий хамочек- поймать зевотку и бросить вниз, и
На постельку. сложив руки ладонь на ладонь, положить
на них голову, закрыть глаза и поспать.
Звучит «Колыбельная» по усмотрению музыкального руководителя
Ходит сон близ окон. Баю-баюшки, бай-бай,
Ходит Дрема возле дома. Глазки, Маша, закрывай.
И глядит, все ли спят. Я тебя качаю, тебя величаю.
А баю, баю, баю, Ай, люли, люли, люли,
Не ложися на краю. Спи, сыночек мой, усни.
А то с краю упадешь, Скоро ноченька пройдет
И головку расшибешь. Солнце красное взойдет
Ай, люли, люли, люли
Ты, сыночек, крепко спи.
Движения: сложить руки полочкой, качать воображаемую куклу или ребенка.
Затем продолжить движение под музыку «Колыбельной
Развитие чувства ритма
Ладушки – лады схватиться обеими руками за голову и Не поливаны сады. качать ею
Не досуг поливать, отмахнуться обеими руками
Будем в ладушки играть ритмично хлопать
После обыгрывания потешки, дети под музыку хлопают в разном метро - ритме.
1.«Калинка» рус нар мел.
- целые длительности,
- четвертные длительности
-восьмые длительности
2. «Травушка муравушка» рус нар мел
- восьмые длительности
- четвертные длительности
Гром гремучий, хлопать над головой то с одной Тресни тучи, стороны, то с ругой
Дай дождя
С небесной кручи.
Дождик, дождик, дай воды помахивать кистями сверху вниз по По колено глубины. четыре раза на каждую фразу
Дождик, дождик пуще,
Будет поле гуще.
Затем под музыку дети хлопают по коленям поочередно каждой рукой в разном метро – ритме. Можно использовать те же русские народные мелодии
Или подобрать по усмотрению другую музыку.
Лошадки.
1.Упражнять детей в прямом галопе
Ходит конь по бережку, высокий шаг на месте
Вороной по зеленому.
Он головушкой помахивает, кивать головой из стороны в сторону
Черной гривушкой потряхивает, качать головой перед грудью
Золотой уздой побрякивает, шевелить пальцами обеих рук от
ушей к груди и обратно
Все колечушки – то бряк, бряк, бряк, хлопать ладонями, оформленными
лодочкой, чтобы получался глухой
звук
Золотые они звяк, звяк, звяк встряхивать кистями
Конь ретивый, Натянув поводья, не отрывая носков
С длинной гривой ног от пола, сильно пружинить
Скачет по полям ногами, слегка постукивая пятками.
Тут и там двигать руками к себе и от себя,
сгибая их в локтях.
Гори, гори ярко, высокий бег или высокий шаг
Приедет Захарка – руками держать «узду».
На сивке, на бурке,
На вещем каурке.
После каждого игрового упражнения дети выполняют прямой галоп.
1. «Игра» муз. Т Ломовой.
2. « Всадники» В. Витлин
3. «Моя лошадка» А. Гречанинов
Мы играем на музыкальных инструментах.
1. Знакомство с народными инструментами.
2. Развитие слухового восприятия.
3. Развитие у детей воображения.
4. Развитие мелкой моторики.
Предварительно с детьми рассматриваются иллюстрации с изображением народных инструментов. На музыкальных занятиях детей знакомят со звучанием этих инструментов, используя фонограммы.
Балалаечка – гудок играть на воображаемой балалайке
Свое дело знает.
Она в Васиных руках
Хорошо играет
Сидит Ванечка весной играть на воображаемой дудочке
Под зеленою сосной.
В дудочку – рожок играет,
Ребятишек потешает.
Ты, гармонь, гармошенька, играть на воображаемой гармошке
Развей тоску малешенько,
Развей ты горюшку – тоску
По дорожке, по песку.
Затем под фонограмму дети играют на воображаемых инструментах. Воображаемый инструмент дети выбирают по желанию
Детишкам для потехи
Эти игры успокаивают детей, снимают перевозбуждение после активных видов музыкальной деятельности.
Прилетели журавли махать крыльями
И сказали нам: «Замри»
А кто первый отомрет, грозить пальцем
Тот получит шишку в лоб. с юмором изображать щелчки
поочередно всеми пальцами обеих рук
Не смеяться, не болтать, стоять, не шевелясь
А солдатиком стоять.
Чок, чок, чок, указательный палец приложить ко рту
Зубки на крючок снова щелкать пальцами, а потом
Кто слово скажет некоторое время постоять молча
Тому в лоб щелчок
На болоте стоит пень стоять, не двигаясь, руки прижаты
Шевелиться ему лень. к телу
Шея не ворочается
А посмеяться хочется. в конце расслабиться и посмеяться
Дождик, лей, лей, лей помахивать кистями рук сверху вниз
На меня обе руки к груди
И на людей обе руки развести в стороны
На людей по ложке обеими руками показать ложки:
вытянуть руки в стороны, а ладошки
сложить в «ложки» - углубления
На меня – по крошке обеими руками показать крошку,
соединив большой палец и
указательный
А на Бабу – Ягу схватиться обеими руками за голову
Лей по целому ведру обе руки сначала поднять вверх,
потом резко наклониться вниз,
расслабиться, руки свободно повисают
Детский фольклор в сочетании с движениями доставляет детям большую радость и только положительную эмоцию.
Дети с удовольствием и неоднократно повторяют выученный материал, ярко проявляют свою индивидуальность, творчество, и имеют возможность самовыражения.
Используемая литература
- Г. Федорова «Заглянет солнце и в наше оконце»
«Колокольчик»
Санкт – Петербург
1997год
- А. Николаев «Школа игры на фортепиано»
Издательство «Музыка»
Москва 1976год
- «Музыкально – двигательные упражнения в детском саду»
3е издание переработанное
Москва «Просвещение» 1991 год
- П. Чайковский «Детский альбом» фонограмма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклора на музыкальных занятиях. Консультация для воспитателей.
Дидактическая направленность фольклора. Использование игр, танцев, песен детского фольклора на музыкальных занятиях детского сада. ...
Русский фольклор на музыкальных занятиях и развлечениях
Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его....
«Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» видеопрезентация
Видеопрезентация логоритмика и фольклор...
Презентация по теме: "Знакомство с фольклором на музыкальных занятиях"
В работе показаны виды хородов и детские деревянные игрушки....
Обобщение опыта работы "Русский фольклор на музыкальных занятиях и утренниках"
"Русский фольклор на музыкальных занятиях и утренниках"...
Фольклор на музыкальных занятиях в детском саду.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет святое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что...