"Откуда на Руси деньги появились?"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Шамшурина  Наталья Владимировна

Крнспект по познавательному развитию финансовой грамотности в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkuda_na_rusi_dengi_poyavilis.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по

Познавательному развитию

с детьми подготовительной группы

на тему: «Откуда на Руси деньги появились»

Составила и провела:

                                                                                                       воспитатель  Шамшурина Н.В.

Санкт-Петербург, г. Колпино

2023г.

Организационная информация

1

Направления развития детей

Познавательное, речевое, художественно-эстетическое

2

Доминирующая образовательная область

Познавательное

3

Интеграция видов деятельности

социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие.

4

Возрастная группа

подготовительная

Методическая информация

1

Тема образовательной деятельности

Финансовая грамотность дошкольников

«Откуда на Руси деньги появились»

2

Предварительная работа

серия бесед на тему: «Деньги», «Где делают деньги», сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Аптека», «Кафе», «Парикмахерская». Чтение рассказов и сказок по теме: «Муха-цокотуха», «Золотой ключик», и т.д. Дидактические игры «Что можно - нельзя купить за деньги», «Профессии – кому что нужно»

3

Цель

расширение знания детей о деньгах, эволюции форм денег

4

Задачи обучения

1. Познакомить детей с историей  возникновения денег в России.

2. Помочь детям проследить  эволюцию денежных знаков в нашей стране.

3. Конкретизировать и углубить представления о видах денег.

4. Учить детей отыскивать причины изменений денежных знаков.

Задачи развития

1. Развивать навыки мыследеятельности, включение работы памяти.

2. Развивать самостоятельность мышления путём выполнения индивидуальных заданий

3. Обеспечить развитие активной речи и увеличение словаря за счёт слов – гривна, банкнота, чеканить, кубышка, ассигнация…

4. Развивать фантазию и воображение.

Задачи воспитания

1. Поддерживать собственные мотивации ребёнка – общение, познание.

2. Вовлечь детей в коллективные и групповые формы работы, развивать коммуникативные способности каждого ребёнка.

3. Развивать социальные навыки: умение работать со сверстниками, договариваться с ними, не перебивать друг друга, учитывать мнение партнера.

5

Методы и приёмы реализации содержания занятия

Методы: исследовательский, диалогический, словесный, наглядный, практический.

Приемы: рассматривание иллюстраций, пояснение, беседа, рассуждение, вопросы к детям, повторение, планирование последовательности выполнения действий.

6

Образовательные технологии

Здоровьесберегающие, технология исследовательской деятельности, ТРИЗ, личностно-ориентированная, игровая.

7

Культурные практики

Образовательное событие

8

Организация среды для образовательной деятельности

Альбом «Как появились деньги на Руси», «Разрезные картинки», иллюстрации с изображением банкнот и монет.

Ход занятия:

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"

Солнцу: "Привет!"

Гостям всем: "Привет!"

В.: - Ребята, а вы знаете, что всё, что вас окружает, сделано руками  человека? А  где это взяли? А что значит купили? Значит, для покупки чего-либо нужны деньги? Что же такое деньги?

В.: - Ребята, у меня есть шкатулка, в которой много интересных вещей (Дети рассматривают содержимое, называют) Как вы думаете, для чего нужны все эти вещи?

(Если дети затрудняются с ответом, напомнить, что люди менялись друг с другом)

В.: - Люди раньше менялись друг с другом: камушками, ракушками, перьями птиц и т.д. И постепенно стали появляться деньги из металла.

Дидактическая игра «Давай поменяемся» 

Цель: ознакомление  детей с понятием «обмен».

Задачи:

1. Закрепить представление о цене товара.

2. Дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность.

3. Дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе.

Ход игры: раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других), но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.

В.: - Значит, предметы из шкатулки чем могут быть?

Д.: - Деньгами.

       

             Появились на свет давно,

        Назначение у них одно;

        В магазине вы берите

        Все, что только захотите,

        Только к кассе подойдите

        И, конечно, заплатите.

В.: - Послушайте такую историю:

 - В одном государстве на свет появилась

   Настоящая монетка,

   Монетка – кокетка.

   Можно товары на неё покупать,

   Платить долги, копить и менять.

 «Я монетка красивая, серебряная.

   Кто отгадает, друзья,

   Каким образом на свет появилась я?»

(Детям предлагается выбрать ответ с помощью карточек.)

  - Из монетного двора она по карманам

    И прилавкам погуляла,

    Наконец к богатому купцу

    В кубышку попала.

    Купец меня ценил и, в новую кубышку меня он положил.

(Детям следует объяснить, что в былые времена деньги в виде монет хранились в кубышках, которые представляли собой глиняный сосуд с крутыми боками и узким горлышком. Такая форма была выбрана неспроста – если кубышка падала набок, то монеты из неё не высыпались. Самые мелкие монетки, или «чешуйки», прятали в маленькие кубышки, размером с  кулак. Крупные монеты складывали в большие емкости с толстыми стенками.  Одновременно, с пояснением, показывать детям картинки с  изображением кубышки.)

В.: - Постепенно деньги менялись, и в разных странах стали появляться свои деньги. Знаете ли вы названия каких-либо иностранных денег?

Д.: - Доллар и евро.

В.: - Как в нашей стране называются деньги?

Д.: - Рубли и копейки.

В.: - Почему они так называются?

(дети затрудняются с ответом)

В.:  - Давайте посмотрим, что лежит у нас в этой коробке.

(дети достают разрезные картинки и собирают их)

Д.: - Это деньги.

В.: – Правильно. Откуда появились деньги в нашей стране? Много столетий назад по территории Древней Руси  проходили  очень важные международные торговые пути.

    В десятом веке киевский князь Владимир стал чеканить собственные монеты из золота и серебра – их называли «златники» и «сребреники»

(рассматриваем фотографию сребреника, называем, что на ней  изображено)

В.:  - Затем на Руси наступил безмонетный период. Он продлился почти 300 лет. Как вы думаете, что значит безмонетный?

Д.:  - Не было монет.

В.: - Правильно. А денег совсем  не было?

Д.: - Наверное.

В.: -  Деньги были, только для нас они покажутся фантастическими. Посмотрите, как вы думаете, что это? (ответы детей) Это деньги – гривны (рассматривают иллюстрации) Гривной называли изделия из серебра определённого веса и формы. В разных городах были разные гривны – вытянутые шестиугольники, шестиугольники со сплющенными краями, круглые стержни и много других.

   А эту монету в народе назвали «чешуйкой», потому что она похожа на рыбью чешую или ещё называли «Копейкой». Её выпускали в Московском государстве (рассматривают иллюстрации)

- Как вы думаете, откуда произошло это название? (дети не знают) Копейкой – она называется потому, что на одной стороне писали имя и титул правителя, а на другой был изображён всадник с копьём. Так появилось название – копейка.

Пальчиковая гимнастика «Три копейки на покупки»
Маму в магазин провожает сын.
Три копейки ей даёт:
– Вот! Купи мне самолёт!
А ещё – ружьё, лопатку
Танк, лошадку, шоколадку
Самосвал, тетрадки, краски.
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть!
А на сдачу можно даже,
И свистульку мне купить!


В.: - Ребята, что можно купить на три копейки?

Д.: - Ничего.

В.: - Сейчас ничего не купишь на эти деньги, а раньше можно было купить несколько товаров.

В.: - Более трёхсот лет назад  Пётр Первый начал выпускать монету -  1 рубль (рассматриваем иллюстрации) На одной стороне монеты изображён Пётр I, на другой  - номинал монеты и герб Российской империи – двуглавого орла. Кто помнит, что это значит? (если дети затрудняются с ответом, напомнить) Орёл означает силу нашей страны, он смотрит в разные стороны, как бы показывая, что государство большое. Корона над головой орла означает, что страна живёт по законам. В одной лапе орёл держит посох, его называют скипетр, это символ царской власти. В другой лапе шар, его называют держава – обозначает могущество и силу.  С этого времени принято считать , что в одном рубле сто копеек.

Физкультминутка:

Волшебный рубль

Ты катись себе, катись
Рубль волшебный драгоценный.
Но вернись ко мне, вернись.
Вновь монетой неразменной.
Не забудь ты, не забудь –
Нерушимо наше братство.
Для меня опорой будь,
И умножь моё богатство.

Наяву, а не во сне,
Радуй звоном своим звонким.
Ты заботься обо мне,
Как родитель о ребёнке.

Не страшна с тобой беда,
Путь с тобой не будет труден.
Радуй ты меня всегда.
В шуме праздников и буден.

Я достоинство твоё

Лишь на благо тратить буду.
Обещание своё,
Никогда не позабуду.

В.:  - Если бы мы до сих пор использовали металлические деньги, то для того чтобы  принести домой зарплату, нужен был бы грузовик. Поэтому в России были введены бумажные деньги, их называли ассигнациями. Ввела их императрица Екатерина II (показ иллюстраций). 

Д.: - В разное время деньги выглядели по-разному. Давайте  вспомним, какие деньги были у древних людей?

Д.: - Камни, ракушки, перья.

В.: - Где раньше хранили монеты?

Д.: - В кубышке.

В.: - где производят деньги?

Д.: - В монетном дворе.

В.: - Кто первый стал чеканить монеты и как они назывались?

Д.: - Князь Владимир. Назывались златники и сребреники.

В.: - Кто первый начал выпускать рубль?

Д.: - Пётр Первый.

В.: - Почему копейка так называется?

Д.: - Потому, что на ней изображен всадник с копьём.

В.: - Кто первый ввёл бумажные деньги?

Д.: - Екатерина  вторая.

В.: - Ребята, сейчас я вам предлагаю превратить нашу группу в монетный двор и выпустить свои деньги. Вы можете нарисовать купюры или слепить монеты. Если вы хотите, можете делать самостоятельно или разделиться  парами.

Дети выполняют работу.

Рефлексия:

В: - Наше занятие подошло к концу. Посмотрите, здесь нарисовано солнышко, но ему не хватает лучиков. Если вам понравилось занятие и вы узнали много нового, приклейте жёлтые лучики. Если вы не узнали ничего, и вам было неинтересно, тогда приклейте голубые лучики.

 Дети приклеивают лучики, обсуждают занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Что такое деньги и откуда они к нам пришли»

Игра помогает вспомнить уже известные нам понятия, актуализировать полученные знания в сфере финансовой грамотности, а так же расширить  наш запас знаний в области финансов....

НОД для детей подготовительной группы по финансовой грамотности дошкольника «Что такое деньги и откуда они взялись?»

Цель: создать условия для знакомства с деньгами, их историей.Программные задачи:Образовательная: познакомить с деньгами.Развивающие:расширять представление об элементах экономики (деньги их история);ф...

Экономическое воспитание дошкольников. Занятие "Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?"

Занятие "Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?" (кружок "Экономика для малышей")...

Интегрированное занятие в средней группе "Откуда беруться деньги"

Расширять предаставления у детей о деньгах, их необходимости, значении осуществления выбора во время покупок....

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности. «Откуда пришли деньги»

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности. «Откуда пришли деньги»Задачи:- дать представление о том, что деньги –  удобное средство обмена;развивать интерес де...

Конспект интегрированного занятия по финансовой грамотности «Откуда у взрослых деньги?»

Конспект интегрированного  занятия по финансовой грамотности «Откуда у взрослых деньги» разработан с целью  формирования основ финансовой грамотности  у детей старшего дошко...