"Откуда на Руси деньги появились?"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Крнспект по познавательному развитию финансовой грамотности в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_na_rusi_dengi_poyavilis.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по
Познавательному развитию
с детьми подготовительной группы
на тему: «Откуда на Руси деньги появились»
Составила и провела:
воспитатель Шамшурина Н.В.
Санкт-Петербург, г. Колпино
2023г.
Организационная информация | ||
1 | Направления развития детей | Познавательное, речевое, художественно-эстетическое |
2 | Доминирующая образовательная область | Познавательное |
3 | Интеграция видов деятельности | социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие. |
4 | Возрастная группа | подготовительная |
Методическая информация | ||
1 | Тема образовательной деятельности | Финансовая грамотность дошкольников «Откуда на Руси деньги появились» |
2 | Предварительная работа | серия бесед на тему: «Деньги», «Где делают деньги», сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Аптека», «Кафе», «Парикмахерская». Чтение рассказов и сказок по теме: «Муха-цокотуха», «Золотой ключик», и т.д. Дидактические игры «Что можно - нельзя купить за деньги», «Профессии – кому что нужно» |
3 | Цель | расширение знания детей о деньгах, эволюции форм денег |
4 | Задачи обучения | 1. Познакомить детей с историей возникновения денег в России. 2. Помочь детям проследить эволюцию денежных знаков в нашей стране. 3. Конкретизировать и углубить представления о видах денег. 4. Учить детей отыскивать причины изменений денежных знаков. |
Задачи развития | 1. Развивать навыки мыследеятельности, включение работы памяти. 2. Развивать самостоятельность мышления путём выполнения индивидуальных заданий 3. Обеспечить развитие активной речи и увеличение словаря за счёт слов – гривна, банкнота, чеканить, кубышка, ассигнация… 4. Развивать фантазию и воображение. | |
Задачи воспитания | 1. Поддерживать собственные мотивации ребёнка – общение, познание. 2. Вовлечь детей в коллективные и групповые формы работы, развивать коммуникативные способности каждого ребёнка. 3. Развивать социальные навыки: умение работать со сверстниками, договариваться с ними, не перебивать друг друга, учитывать мнение партнера. | |
5 | Методы и приёмы реализации содержания занятия | Методы: исследовательский, диалогический, словесный, наглядный, практический. Приемы: рассматривание иллюстраций, пояснение, беседа, рассуждение, вопросы к детям, повторение, планирование последовательности выполнения действий. |
6 | Образовательные технологии | Здоровьесберегающие, технология исследовательской деятельности, ТРИЗ, личностно-ориентированная, игровая. |
7 | Культурные практики | Образовательное событие |
8 | Организация среды для образовательной деятельности | Альбом «Как появились деньги на Руси», «Разрезные картинки», иллюстрации с изображением банкнот и монет. |
Ход занятия:
Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"
Солнцу: "Привет!"
Гостям всем: "Привет!"
В.: - Ребята, а вы знаете, что всё, что вас окружает, сделано руками человека? А где это взяли? А что значит купили? Значит, для покупки чего-либо нужны деньги? Что же такое деньги?
В.: - Ребята, у меня есть шкатулка, в которой много интересных вещей (Дети рассматривают содержимое, называют) Как вы думаете, для чего нужны все эти вещи?
(Если дети затрудняются с ответом, напомнить, что люди менялись друг с другом)
В.: - Люди раньше менялись друг с другом: камушками, ракушками, перьями птиц и т.д. И постепенно стали появляться деньги из металла.
Дидактическая игра «Давай поменяемся»
Цель: ознакомление детей с понятием «обмен».
Задачи:
1. Закрепить представление о цене товара.
2. Дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность.
3. Дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе.
Ход игры: раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других), но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.
В.: - Значит, предметы из шкатулки чем могут быть?
Д.: - Деньгами.
Появились на свет давно,
Назначение у них одно;
В магазине вы берите
Все, что только захотите,
Только к кассе подойдите
И, конечно, заплатите.
В.: - Послушайте такую историю:
- В одном государстве на свет появилась
Настоящая монетка,
Монетка – кокетка.
Можно товары на неё покупать,
Платить долги, копить и менять.
«Я монетка красивая, серебряная.
Кто отгадает, друзья,
Каким образом на свет появилась я?»
(Детям предлагается выбрать ответ с помощью карточек.)
- Из монетного двора она по карманам
И прилавкам погуляла,
Наконец к богатому купцу
В кубышку попала.
Купец меня ценил и, в новую кубышку меня он положил.
(Детям следует объяснить, что в былые времена деньги в виде монет хранились в кубышках, которые представляли собой глиняный сосуд с крутыми боками и узким горлышком. Такая форма была выбрана неспроста – если кубышка падала набок, то монеты из неё не высыпались. Самые мелкие монетки, или «чешуйки», прятали в маленькие кубышки, размером с кулак. Крупные монеты складывали в большие емкости с толстыми стенками. Одновременно, с пояснением, показывать детям картинки с изображением кубышки.)
В.: - Постепенно деньги менялись, и в разных странах стали появляться свои деньги. Знаете ли вы названия каких-либо иностранных денег?
Д.: - Доллар и евро.
В.: - Как в нашей стране называются деньги?
Д.: - Рубли и копейки.
В.: - Почему они так называются?
(дети затрудняются с ответом)
В.: - Давайте посмотрим, что лежит у нас в этой коробке.
(дети достают разрезные картинки и собирают их)
Д.: - Это деньги.
В.: – Правильно. Откуда появились деньги в нашей стране? Много столетий назад по территории Древней Руси проходили очень важные международные торговые пути.
В десятом веке киевский князь Владимир стал чеканить собственные монеты из золота и серебра – их называли «златники» и «сребреники»
(рассматриваем фотографию сребреника, называем, что на ней изображено)
В.: - Затем на Руси наступил безмонетный период. Он продлился почти 300 лет. Как вы думаете, что значит безмонетный?
Д.: - Не было монет.
В.: - Правильно. А денег совсем не было?
Д.: - Наверное.
В.: - Деньги были, только для нас они покажутся фантастическими. Посмотрите, как вы думаете, что это? (ответы детей) Это деньги – гривны (рассматривают иллюстрации) Гривной называли изделия из серебра определённого веса и формы. В разных городах были разные гривны – вытянутые шестиугольники, шестиугольники со сплющенными краями, круглые стержни и много других.
А эту монету в народе назвали «чешуйкой», потому что она похожа на рыбью чешую или ещё называли «Копейкой». Её выпускали в Московском государстве (рассматривают иллюстрации)
- Как вы думаете, откуда произошло это название? (дети не знают) Копейкой – она называется потому, что на одной стороне писали имя и титул правителя, а на другой был изображён всадник с копьём. Так появилось название – копейка.
Пальчиковая гимнастика «Три копейки на покупки»
Маму в магазин провожает сын.
Три копейки ей даёт:
– Вот! Купи мне самолёт!
А ещё – ружьё, лопатку
Танк, лошадку, шоколадку
Самосвал, тетрадки, краски.
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть!
А на сдачу можно даже,
И свистульку мне купить!
В.: - Ребята, что можно купить на три копейки?
Д.: - Ничего.
В.: - Сейчас ничего не купишь на эти деньги, а раньше можно было купить несколько товаров.
В.: - Более трёхсот лет назад Пётр Первый начал выпускать монету - 1 рубль (рассматриваем иллюстрации) На одной стороне монеты изображён Пётр I, на другой - номинал монеты и герб Российской империи – двуглавого орла. Кто помнит, что это значит? (если дети затрудняются с ответом, напомнить) Орёл означает силу нашей страны, он смотрит в разные стороны, как бы показывая, что государство большое. Корона над головой орла означает, что страна живёт по законам. В одной лапе орёл держит посох, его называют скипетр, это символ царской власти. В другой лапе шар, его называют держава – обозначает могущество и силу. С этого времени принято считать , что в одном рубле сто копеек.
Физкультминутка:
Волшебный рубль
Ты катись себе, катись
Рубль волшебный драгоценный.
Но вернись ко мне, вернись.
Вновь монетой неразменной.
Не забудь ты, не забудь –
Нерушимо наше братство.
Для меня опорой будь,
И умножь моё богатство.
Наяву, а не во сне,
Радуй звоном своим звонким.
Ты заботься обо мне,
Как родитель о ребёнке.
Не страшна с тобой беда,
Путь с тобой не будет труден.
Радуй ты меня всегда.
В шуме праздников и буден.
Я достоинство твоё
Лишь на благо тратить буду.
Обещание своё,
Никогда не позабуду.
В.: - Если бы мы до сих пор использовали металлические деньги, то для того чтобы принести домой зарплату, нужен был бы грузовик. Поэтому в России были введены бумажные деньги, их называли ассигнациями. Ввела их императрица Екатерина II (показ иллюстраций).
Д.: - В разное время деньги выглядели по-разному. Давайте вспомним, какие деньги были у древних людей?
Д.: - Камни, ракушки, перья.
В.: - Где раньше хранили монеты?
Д.: - В кубышке.
В.: - где производят деньги?
Д.: - В монетном дворе.
В.: - Кто первый стал чеканить монеты и как они назывались?
Д.: - Князь Владимир. Назывались златники и сребреники.
В.: - Кто первый начал выпускать рубль?
Д.: - Пётр Первый.
В.: - Почему копейка так называется?
Д.: - Потому, что на ней изображен всадник с копьём.
В.: - Кто первый ввёл бумажные деньги?
Д.: - Екатерина вторая.
В.: - Ребята, сейчас я вам предлагаю превратить нашу группу в монетный двор и выпустить свои деньги. Вы можете нарисовать купюры или слепить монеты. Если вы хотите, можете делать самостоятельно или разделиться парами.
Дети выполняют работу.
Рефлексия:
В: - Наше занятие подошло к концу. Посмотрите, здесь нарисовано солнышко, но ему не хватает лучиков. Если вам понравилось занятие и вы узнали много нового, приклейте жёлтые лучики. Если вы не узнали ничего, и вам было неинтересно, тогда приклейте голубые лучики.
Дети приклеивают лучики, обсуждают занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра «Что такое деньги и откуда они к нам пришли»
Игра помогает вспомнить уже известные нам понятия, актуализировать полученные знания в сфере финансовой грамотности, а так же расширить наш запас знаний в области финансов....
НОД для детей подготовительной группы по финансовой грамотности дошкольника «Что такое деньги и откуда они взялись?»
Цель: создать условия для знакомства с деньгами, их историей.Программные задачи:Образовательная: познакомить с деньгами.Развивающие:расширять представление об элементах экономики (деньги их история);ф...
Экономическое воспитание дошкольников. Занятие "Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?"
Занятие "Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?" (кружок "Экономика для малышей")...
Интегрированное занятие в средней группе "Откуда беруться деньги"
Расширять предаставления у детей о деньгах, их необходимости, значении осуществления выбора во время покупок....
Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности. «Откуда пришли деньги»
Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности. «Откуда пришли деньги»Задачи:- дать представление о том, что деньги – удобное средство обмена;развивать интерес де...
«Как кот Белобок узнал, откуда появились деньги. Что такое номинал и как деньги разменивают.»
........
Конспект интегрированного занятия по финансовой грамотности «Откуда у взрослых деньги?»
Конспект интегрированного занятия по финансовой грамотности «Откуда у взрослых деньги» разработан с целью формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошко...