Деловая игра
материал по основам финансовой грамотности

Шелоханова Любовь Алексеевна

Изучение финансовой грамотности в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Финансовая грамотность27.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЬЕДЕНЕНИЕ

ЗАВЕДУЮЩИХ, СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

  • ТЕМА ММО «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной дошкольной организации»

  • ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

        Деловая игра «Экономика семьи и домашнего хозяйства»

Подготовили:

воспитатель дошкольной группы

 МБОУ «Гора – Подольской СОШ»

Шелоханова Л.А.

Старший воспитатель дошкольной группы

МБОУ «Гора – Подольской СОШ»

Коваленко Н.В.

Цели:

  1. Формировать знания о структуре семейного бюджета, умения планировать расходы, доходы семьи, определять семейный бюджет;
  2. Добиваться понимания воспитанниками сущности экономики семьи.
  3. Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительных процессов, создавать основу для формирования умения сосчитать расходы и доходы семьи.
  4. Способствовать воспитанию бережливости, предприимчивости, способствовать воспитанию чувства ответственности за общие семейные интересы.

Оборудование:

  • 2 коробки из-под подарков (для копилок)
  • «банкноты» достоинством в 500руб-2шт, 50руб.- 8 шт, 100руб.- 16 шт.,
  • купюры по 100 руб. на вход (красные - 4 шт., синие – 4 шт.).
  • Карточки (по 2) красного, желтого и синего цветов
  • Распечатки задач для каждой семьи (8 шт. на каждую)
  • Карточки к задаче «доходы – расходы»

Ход занятия.

  1. Орг. момент. (Ребята в начале занятия вытягивают «банкноту» синего или «красного цвета)

В жизни каждого человека очень много значит семья. Семья – наш тыл, начало начал, школа трудовых навыков. Благополучие семьи зависит от многих факторов… Немаловажным является экономический фактор.

Сегодня у нас необычное занятие, а занятие – деловая игра, где мы потренируемся в ведении домашнего хозяйства, попробуем провести некоторые расчеты, представив себя полноценными членами семьи.

Для работы нам надо разделиться. Вы в начале занятия выбирали «банкноту». Те, кто выбрал синий цвет – садятся за один стол, те, кто красный - за другой. (деление) Итак, у нас получилось 2 группы, 2 семьи.

Ваша задача - распределить роли в семье и сферу деятельности каждого члена семьи.

  1. Прежде чем начать игру, я хочу вас познакомить с правилами: На столе у каждого стоит копилка. Ваша задача сегодня вспомнить все, что вы знаете по теме экономика. И тем самым заработать как можно больше денег в бюджет своей семьи. На протяжении всего занятия вам будут заданы вопросы по экономике, а вот стоимость его зависит от сложности. Для ответа глава семь поднимает руку. Чья семья первая  поднимет руку, той дается право первого ответа.  Всем все понятно?

Итак, мы начинаем.  ЭТАПЫ   ИГРЫ:

I. Этап.  РАЗМИНКА.

В качестве разминки предлагается семьям расшифровать ключевое слово нашей сегодняшней встречи. Вы получаете карточки с заданиями, производите расчеты, с которыми регулярно сталкиваются все семьи, полученные ответы будут соответствовать буквам, из которых вы составите ключевое слово- тему нашего занятия.

Стоимость  задания  500 рублей

8

10

1

6

2

4

Ю

Ж

Б

Т

Д

Е

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 СЕМЬИ:

Буква 1. -  100гр. Масла по 10 руб. за кг.

Буква 2. –  10 шт. яиц по 8 руб. за десяток.

Буква 3. –  0,5 кг. Риса по 4 руб. за кг.

Буква 4. – 2 пачки творога по 5 руб. за каждую

Буква 5. – 400 гр. Колбасы по 10 руб. за 1 кг.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 СЕМЬИ:

Буква 1. -  100гр. Масла по 10 руб. за кг.

Буква 2. –  10 шт. яиц по 8 руб. за десяток.

Буква 3. –  0,5 кг. Риса по 4 руб. за кг.

Буква 4. – 2 пачки творога по 5 руб. за каждую

Буква 5. – 400 гр. Колбасы по 10 руб. за 1 кг.

Буква 6. – 2 булки по 3 руб. за штуку.

II.    Этап.  БЕСЕДА.

Стоимость  50 руб. за ответ

Итак, тему нашего занятия определили – это  БЮДЖЕТ.

-а) Кто скажет, что такое Бюджет? 

 (бюджет – это структура доходов и расходов на неделю, месяц или год.)

б) Очень хорошо. Тогда, кто ответит, что такое Доход?

(доход -  денежные средства, получаемые от предприятия или государства) что сюда входит?  (зарплата, пенсия, стипендия, пособие)

- Мы говорили, что бюджет состоит из доходов и расходов…

в) Так что же такое Расход?

(расходы – это затраты, издержки, потребление) что может сюда входить,  на что мы можем потратить наши доходы? ( Питание, одежду,  транспорт и т.п.)

Итак, бюджет, в нашем случае «семьи», состоит из доходов и расходов. Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы семьи, на другую – расходы.

Как вы думаете,  в каком положении должны быть весы, чтобы семья жила в достатке и все семейные нужды были исполнены? (в равновесии или лучше, чтобы доход был больше расходов)

  1. Этап.   РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.   Стоимость – 100 рублей

Итак, повторим, что входит в расходы.

  1. Вам предлагается список (на карточка). Ваша задача – разделить этот список на  2 группы - доходы и расходы. . -   Зарплата, коммунальные услуги, пенсия, пособие, счет за электроэнергию, стипендия, плата за телефон, плата за д/с, поход в театр, покупка одежды, транспортные расходы, расходы на питание, подработка в такси извозчиком

  1. Заполните таблицу, распределив в графы следующие расходы:

Питание

Коммунальные

услуги

транспорт

Культурные

потребности

Хозяйственно –бытовые

товары

Товары длительного пользования

 Молоко, мыло, билет на автобус, кастрюля,  книга,  билет в цирк,  картофель, зубная паста, квартплата, мебель,  холодильник,  плата за отопление,  поход в театр.

  1. Посчитайте, чему равен доход семьи, если:  

папа получает зарплату 5 рублей в месяц,

 мама – 3 рубля в месяц,

бабушкина пенсия составляет 2 рубля в месяц (ОТВЕТ: 10 руб.)

  1. Посчитайте, чему равны доходы и расходы семьи из 4 человек, если:

Зарплата папы и мамы – 8 руб.

Истратили на продукты – 3 руб.

Заплатили за квартиру, свет, газ – 2 руб.

Пенсия бабушки – 2 руб.

Ремонт холодильника – 1 руб.

Подарок сыну на день рождение – 1 руб.

Выиграли в лотерею - 4 руб.

Интернет, телевидение – 1 руб.

(ОТВЕТ: 6 руб.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ  ЗАРАБОТОК. Как сэкономить?

 ( 50 руб. за ответ)

Случается так, что семья попадает в сложную ситуацию, когда денежных средств на необходимые нужды просто не хватает.  Посовещайтесь, пожалуйста, в семьях и дайте совет, как можно сэкономить денежные средства, когда в наличии денег немного?

  • ремонт обуви и одежды своими руками
  • Экономия электричества
  • Отказ от курения и спиртного
  • Занятие спортом, закаливание организма, тем самым отказ от лекарств
  • Своевременное утепление окон, чтобы было тепло
  • Бережное использование личного имущества, оберегает его от лишнего ремонта
  • Заготовки на зиму

ИТОГ.   РЕФЛЕКСИЯ.

Каждая семья имеет цель, свои привязанности, интересы, причуды, увлечения, хобби. У каждой семьи своя система ценностей. Все это влияет на структуру семейного бюджета. Кроме того, нужно учитывать размер доходов, место жительства, уровень культуры, состав семьи. Семейный бюджет – это искусство лавирования между возможностями и потребностями. Добиваться этого позволяет учет, планирование, экономия и поиск дополнительных заработков.

Подводя итог нашей сегодняшней работы, предлагаю нашим семьям – участникам оценить слаженность работы  своей семьи поднятием карточки:

Желтая – если работали слаженно, дружно, успешно

Синяя – не всегда была работа слаженная

Красная – к сожалению, нам не удалось поработать слаженно и дружно .

Ну, а сейчас, давайте посчитаем, чему равен семейный бюджет, заработанный на нашем занятии (вскрытие копилок)

 ИТОГ: я вам желаю, чтобы в будущем вам было легко так же зарабатывать деньги и , чтобы ваша будущая профессия вам доставляла бы удовольствие.

 Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Деловая игра "Учите играя"

В ходе деловой игры педагоги уточнят знания  по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"

Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....

Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»

закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...