Деловая игра
материал по основам финансовой грамотности
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЬЕДЕНЕНИЕ
ЗАВЕДУЮЩИХ, СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
- ТЕМА ММО «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной дошкольной организации»
- ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:
Деловая игра «Экономика семьи и домашнего хозяйства»
Подготовили:
воспитатель дошкольной группы
МБОУ «Гора – Подольской СОШ»
Шелоханова Л.А.
Старший воспитатель дошкольной группы
МБОУ «Гора – Подольской СОШ»
Коваленко Н.В.
Цели:
- Формировать знания о структуре семейного бюджета, умения планировать расходы, доходы семьи, определять семейный бюджет;
- Добиваться понимания воспитанниками сущности экономики семьи.
- Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительных процессов, создавать основу для формирования умения сосчитать расходы и доходы семьи.
- Способствовать воспитанию бережливости, предприимчивости, способствовать воспитанию чувства ответственности за общие семейные интересы.
Оборудование:
- 2 коробки из-под подарков (для копилок)
- «банкноты» достоинством в 500руб-2шт, 50руб.- 8 шт, 100руб.- 16 шт.,
- купюры по 100 руб. на вход (красные - 4 шт., синие – 4 шт.).
- Карточки (по 2) красного, желтого и синего цветов
- Распечатки задач для каждой семьи (8 шт. на каждую)
- Карточки к задаче «доходы – расходы»
Ход занятия.
- Орг. момент. (Ребята в начале занятия вытягивают «банкноту» синего или «красного цвета)
В жизни каждого человека очень много значит семья. Семья – наш тыл, начало начал, школа трудовых навыков. Благополучие семьи зависит от многих факторов… Немаловажным является экономический фактор.
Сегодня у нас необычное занятие, а занятие – деловая игра, где мы потренируемся в ведении домашнего хозяйства, попробуем провести некоторые расчеты, представив себя полноценными членами семьи.
Для работы нам надо разделиться. Вы в начале занятия выбирали «банкноту». Те, кто выбрал синий цвет – садятся за один стол, те, кто красный - за другой. (деление) Итак, у нас получилось 2 группы, 2 семьи.
Ваша задача - распределить роли в семье и сферу деятельности каждого члена семьи.
- Прежде чем начать игру, я хочу вас познакомить с правилами: На столе у каждого стоит копилка. Ваша задача сегодня вспомнить все, что вы знаете по теме экономика. И тем самым заработать как можно больше денег в бюджет своей семьи. На протяжении всего занятия вам будут заданы вопросы по экономике, а вот стоимость его зависит от сложности. Для ответа глава семь поднимает руку. Чья семья первая поднимет руку, той дается право первого ответа. Всем все понятно?
Итак, мы начинаем. ЭТАПЫ ИГРЫ:
I. Этап. РАЗМИНКА.
В качестве разминки предлагается семьям расшифровать ключевое слово нашей сегодняшней встречи. Вы получаете карточки с заданиями, производите расчеты, с которыми регулярно сталкиваются все семьи, полученные ответы будут соответствовать буквам, из которых вы составите ключевое слово- тему нашего занятия.
Стоимость задания 500 рублей
8 | 10 | 1 | 6 | 2 | 4 |
Ю | Ж | Б | Т | Д | Е |
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 СЕМЬИ:
Буква 1. - 100гр. Масла по 10 руб. за кг.
Буква 2. – 10 шт. яиц по 8 руб. за десяток.
Буква 3. – 0,5 кг. Риса по 4 руб. за кг.
Буква 4. – 2 пачки творога по 5 руб. за каждую
Буква 5. – 400 гр. Колбасы по 10 руб. за 1 кг.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 СЕМЬИ:
Буква 1. - 100гр. Масла по 10 руб. за кг.
Буква 2. – 10 шт. яиц по 8 руб. за десяток.
Буква 3. – 0,5 кг. Риса по 4 руб. за кг.
Буква 4. – 2 пачки творога по 5 руб. за каждую
Буква 5. – 400 гр. Колбасы по 10 руб. за 1 кг.
Буква 6. – 2 булки по 3 руб. за штуку.
II. Этап. БЕСЕДА.
Стоимость 50 руб. за ответ
Итак, тему нашего занятия определили – это БЮДЖЕТ.
-а) Кто скажет, что такое Бюджет?
(бюджет – это структура доходов и расходов на неделю, месяц или год.)
б) Очень хорошо. Тогда, кто ответит, что такое Доход?
(доход - денежные средства, получаемые от предприятия или государства) что сюда входит? (зарплата, пенсия, стипендия, пособие)
- Мы говорили, что бюджет состоит из доходов и расходов…
в) Так что же такое Расход?
(расходы – это затраты, издержки, потребление) что может сюда входить, на что мы можем потратить наши доходы? ( Питание, одежду, транспорт и т.п.)
Итак, бюджет, в нашем случае «семьи», состоит из доходов и расходов. Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы семьи, на другую – расходы.
Как вы думаете, в каком положении должны быть весы, чтобы семья жила в достатке и все семейные нужды были исполнены? (в равновесии или лучше, чтобы доход был больше расходов)
- Этап. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. Стоимость – 100 рублей
Итак, повторим, что входит в расходы.
- Вам предлагается список (на карточка). Ваша задача – разделить этот список на 2 группы - доходы и расходы. . - Зарплата, коммунальные услуги, пенсия, пособие, счет за электроэнергию, стипендия, плата за телефон, плата за д/с, поход в театр, покупка одежды, транспортные расходы, расходы на питание, подработка в такси извозчиком
- Заполните таблицу, распределив в графы следующие расходы:
Питание | Коммунальные услуги | транспорт | Культурные потребности | Хозяйственно –бытовые товары | Товары длительного пользования |
Молоко, мыло, билет на автобус, кастрюля, книга, билет в цирк, картофель, зубная паста, квартплата, мебель, холодильник, плата за отопление, поход в театр.
- Посчитайте, чему равен доход семьи, если:
папа получает зарплату 5 рублей в месяц,
мама – 3 рубля в месяц,
бабушкина пенсия составляет 2 рубля в месяц (ОТВЕТ: 10 руб.)
- Посчитайте, чему равны доходы и расходы семьи из 4 человек, если:
Зарплата папы и мамы – 8 руб.
Истратили на продукты – 3 руб.
Заплатили за квартиру, свет, газ – 2 руб.
Пенсия бабушки – 2 руб.
Ремонт холодильника – 1 руб.
Подарок сыну на день рождение – 1 руб.
Выиграли в лотерею - 4 руб.
Интернет, телевидение – 1 руб.
(ОТВЕТ: 6 руб.)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЗАРАБОТОК. Как сэкономить?
( 50 руб. за ответ)
Случается так, что семья попадает в сложную ситуацию, когда денежных средств на необходимые нужды просто не хватает. Посовещайтесь, пожалуйста, в семьях и дайте совет, как можно сэкономить денежные средства, когда в наличии денег немного?
- ремонт обуви и одежды своими руками
- Экономия электричества
- Отказ от курения и спиртного
- Занятие спортом, закаливание организма, тем самым отказ от лекарств
- Своевременное утепление окон, чтобы было тепло
- Бережное использование личного имущества, оберегает его от лишнего ремонта
- Заготовки на зиму
ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ.
Каждая семья имеет цель, свои привязанности, интересы, причуды, увлечения, хобби. У каждой семьи своя система ценностей. Все это влияет на структуру семейного бюджета. Кроме того, нужно учитывать размер доходов, место жительства, уровень культуры, состав семьи. Семейный бюджет – это искусство лавирования между возможностями и потребностями. Добиваться этого позволяет учет, планирование, экономия и поиск дополнительных заработков.
Подводя итог нашей сегодняшней работы, предлагаю нашим семьям – участникам оценить слаженность работы своей семьи поднятием карточки:
Желтая – если работали слаженно, дружно, успешно
Синяя – не всегда была работа слаженная
Красная – к сожалению, нам не удалось поработать слаженно и дружно .
Ну, а сейчас, давайте посчитаем, чему равен семейный бюджет, заработанный на нашем занятии (вскрытие копилок)
ИТОГ: я вам желаю, чтобы в будущем вам было легко так же зарабатывать деньги и , чтобы ваша будущая профессия вам доставляла бы удовольствие.
Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.
"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения Деловая игра способствует повышению интереса у педагогов к...
Деловая игра "Основы делового общения"
Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...
Деловая игра "Учите играя"
В ходе деловой игры педагоги уточнят знания по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...
Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"
Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....
Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»
закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....
Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»
Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...