Учебно - тематическое планирование к программе "Основы финансовой грамотности"
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Содержание учебно - тематического планирования к программе "Основы финансовой грамотности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание учебно-тематического планирования 1-ого года обучения.
Тема 1: «Давайте, познакомимся!»
Игры на знакомство «А я знаю…», «Что я люблю…», «Бусы»
Заинтересовать детей предстоящими занятиями
Входная диагностика перед изучением курса
Форма занятия: беседа, игра, чтение художественной литературы, игровое упражнение
Методическое обеспечение:
Входная диагностика по базовому модулю «Финансовая азбука»
Раздел 2: Потребности:
Тема 2.1 Потребности семьи
Практика: С/р игра «Семья», загадки, рассматривание картинок, Д/и «Кому что нужно». Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное»
Тема 2.2 Что я хочу?
Игровое упражнение «Хочу и надо», изобразительная деятельность
Тема2.3 Что мне нужно?
Д/и «Кому что нужно», Игра-беседа «Что такое хорошо, что такое плохо».
Раздел 3: Труд
Тема 3.1 Почему все взрослые работают?
Игровая или проблемная ситуация, беседа, рассматривание картинок.
Тема 3.2 Почему нельзя получить что-то бесплатно?
Решение проблемной ситуации. Игра «Платное-бесплатное».
Тема 3.3 Профессии родителей
С/р игры: «Больница», «Парикмахерская», «Шоферы»
Знакомство с профессиями родителей, Игра « Угадай профессию по движениям»
Раздел 4: Товар
Тема 4.1 Что такое магазин?
С/р игра «Магазин», рассматривание картинок, мультфильмов.
Тема 4.2 Как кот Белобок узнал, что такое товар.
Беседы: Что такое товар? Откуда берутся товары в магазине? В чем состоит полезность товара?
Тема 4.3 Какие бывают магазины?
Игра «Где что купить?», дидактические игры.
Тема 4.4 Покупка товаров.
Игра «Покупаем подарки на день рождения», дидактические игры
Раздел 5: Деньги
Тема 5.1Что такое деньги?
Беседа «Детям о деньгах», проектная деятельность «Деньги- помощники»
Дидактическая игра, решение экономических задач
Тема 5.2 Деньги. Монета. Банкнота
Пальчиковая игра «Будем денежки считать». Дидактическая игра, изобразительная деятельность
Раздел 5: Копилка
Тема 5.1 Для чего нужна копилка?
Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра. Детская экономическая игра «Копилка»
Тема 5.2 «Копилка малыша»
Изобразительная деятельность, мини-музей, проектная деятельность.
Раздел 6: Кошелек
Тема 6.1 «Что такое кошелек?»
Решение проблемных ситуаций. Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра
Тема 6.2 «Что лежит в кошельке?»
Дидактические игры, сенсорные игры
Тема 6.3 «Каким бывает кошелек?»
Изобразительная деятельность, мини-музей, проектная деятельность.
Содержание учебно-тематического планирования 2-ого года обучения.
Тема 1: «Давайте, познакомимся!»
Игры на знакомство «А я знаю…», «Что я люблю…»
Заинтересовать детей предстоящими занятиями
Форма занятия: беседа, игра, чтение художественной литературы, игровое упражнение
Раздел 2: Потребности:
Тема 2.1 Что необходимо человеку?
Теория: Рассматривание картинок разных жизненных ситуаций, беседы.
Практика: Дидактические игры, «Определи общие потребности», детско-родительские презентации.
Тема 2.2 Потребности семьи
Теория: Рассматривание картинок, беседы, загадки.
Практика: С/р игра «Семья», загадки, Д/и «Кому что нужно». Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Что важнее»
Тема2.3 Что мне нужно?
Теория: Игра-беседа «Что такое хорошо, что такое плохо»
Практика: Д/и «Кому что нужно». Игровое упражнение «Хочу и надо», изобразительная деятельность.
Раздел 3: Труд
Тема 3.1 Как кот Белобок решил построить дом
Теория: фрагмент НОД из методического пособия,
Практика: просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» (6-я серия) «Работа и зарплата».
Тема 3.2 Как деньги приходят в дом?
Теория: НОД «Как приходят деньги в семью?»
Практика: загадки, дидактические игры.
Тема 3.3 Почему все взрослые работают?
Теория: беседа, рассматривание картинок.
Практика: Игровая или проблемная ситуация
Тема 3.4 Профессии родителей
Теория: Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение отрывка «А что у вас?», «Кем быть?». Чтение пословиц.
Практика: С/р игры: «Больница», «Парикмахерская», «Шоферы».
Знакомство с профессиями родителей, проектная деятельность, презентации. Игра «Угадай профессию по движениям».
Раздел 4: Товар
Тема 4.1 Что такое магазин?
Теория: рассматривание картинок, мультфильмов
Практика: С/р игра «Магазин», «Развези товар по магазинам».
Тема 4.2 Как кот Белобок узнал, что такое товар.
Теория: Беседы: «Что такое товар? Откуда берутся товары в магазине? В чем состоит полезность товара?»
Практика: С/р «Супермаркет»
Тема 4.3 Что такое стоимость товара?
Теория: НОД «Деньги, цена. Стоимость»,
Практика: дидактические игры.
Тема 4.4 Покупка товаров.
Теория: НОД «Идём за покупками».
Практика: Игра «Покупаем подарки на день рождения», дидактические игры
Раздел 5: Деньги
Тема 5.1Что такое деньги?
Теория: НОД «Что такое деньги и зачем они нужны?», Беседа «Детям о деньгах», проектная деятельность «Деньги - помощники»
Практика: Дидактическая игра, решение экономических задач
Тема 5.2 Деньги. Монета. Банкнота
Теория: НОД «Деньги. Монеты. Купюра»
Практика: Экспериментальная деятельность «Проверим деньги на прочность», «Какие деньги легче, прочнее?» . Пальчиковая игра «Будем денежки считать». Дидактическая игра, изобразительная деятельность
Раздел 6: Семейный бюджет
Тема 6.1 Мои первые накопления?
Теория: НОД «В поисках клада». Рассматривание иллюстраций.
Практика: Игра — загадка «Что продается, а что — нет»
Дидактическая игра. Детская экономическая игра «Копилка»
Тема 6.2 «Какие бывают копилки для денег?»
Теория: НОД «МОЯ КОПИЛКА», рассматривание иллюстраций.
Практика: «Аппликация «Моя первая копилка»
Мини-музеи, проектная деятельность.
Тема 6.3 «Семейный бюджет и экономия ресурсов»
Теория: беседа-размышление «Семейный бюджет», «Экономия ресурсов». Презентация «Правила экономии энергоресурсов».
Практика: Игра-диалог «Доходы-расходы», рассматривать картинки из серии «Основные правила энергосбережения; запрещающие знаки – «береги воду», «береги вещи», «береги игрушки», «береги электроэнергию», «береги книги».
Тема 6.4. «Правила поведения в магазине»
Теория: игра-путешествие «Мы идём в магазин», презентация
Практика: игра «Назови одним словом».
Тема 6.5 «Семейные покупки»
Теория: чтение художественной литературы «Три копейки на покупку», «Муха-цокотуха», просмотр м/ф «Как старик корову продавал», беседы.
Практика: дидактические игры, С/р игра «Подарки для всей семьи»
Раздел : Кошелек
Тема 6.1 «Что такое кошелек?»
Теория: чтение художественной литературы «Хранители бюджета» Ястребова Л., Мальгина Н. Решение проблемных ситуаций. Рассматривание иллюстраций.
Практика: Дидактическая игра
Тема 6.2 «Каким бывает кошелек?»
Теория: рассматривание иллюстраций, презентаций
Практика: Изобразительная деятельность, конструирование из бумаги, мини-музей, проектная деятельность.
Тема 6.3 «Жители кошелька»
Теория: НОД «Путешествие в сказочную страну Экономики», чтение художественной литературы «Хранители бюджета»
Практика: Дидактические игры «Разложи монетки по кошелькам», сенсорные игры
Содержание учебно-тематического планирования 3-ого года обучения.
Тема 1: «Давайте, познакомимся!»
Игры на знакомство «А я знаю…», «Что я люблю…», «Бусы»
Заинтересовать детей предстоящими занятиями
Входная диагностика
Форма занятия: беседа, игра, чтение художественной литературы, игровое упражнение
Методическое обеспечение:
Входная диагностика
Раздел 2: Потребности:
Тема 2.1 Что такое потребности
Теория: Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон». Основные потребности и желания, загадки, упражнение
Практика: Дидактическая игра «Заветные желания»
Тема 2.2 Что необходимо человеку?
Теория: Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранения здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье пище, одежде. Демонстрация мультфильма «Уроки тетушки Совы»
Практика: Дидактическая игра «Кому что нужно?», игровое упражнение.
Тема 2.3 Потребности семьи
Теория: Разнообразие потребностей членов семьи.
Практика: Дидактическая игра «Потребности семьи», игровое упражнение.
Тема 2.4 Что мне нужно?
Теория: Личные жизненные потребности и желания
Практика: Изобразительная деятельность, игровое упражнение
Раздел 3: Труд
Тема 3.1 Как кот Белобок лень преодолевал
Теория: Что такое труд? Труд - потребность человека. Труд помогает удовлетворить разнообразные потребности.
Практика: игровое упражнение в тетради по финансовой грамотности.
Тема 3.2 Как кот Белобок решил построить дом
Теория: Труд, которому человек посвящает всю свою жизнь.
Практика: Игровые упражнения в рабочей тетради
Тема 3.3 Почему все взрослые работают?
Теория: Знакомство с профессиями: врач, продавец, повар, маляр, бухгалтер, спасатель, швея. Что такое работа? Для чего родители ходят на работу?
Практика: Игровые упражнения в рабочей тетради, соревнования, дидактическая игра.
Тема 3.4 Путешествие в страну профессий
Теория: Знакомство с профессиями: строитель, артист, врач. Знакомство со специальностями (каменщик, стекольщик, маляр, стоматолог, ветеринар)
Практика: Игровые упражнения в рабочей тетради, сюжетно-ролевая игра, отгадывание загадок.
Тема 3.5 Всякому делу надо учиться
Теория: Чтобы стать в какой-нибудь сфере специалистом, мастером своего дела, нужно много и упорно трудиться
Практика: Изобразительная деятельность, выставка рисунков
Раздел 4: Товар
Тема 4.1 Как кот Белобок, узнал, что такое товар
Теория: Что такое товар? Откуда берутся товары в магазине? В чем состоит полезность товара?
Практика: Дидактическая игра, игровое упражнение в рабочей тетради
Тема 4.2 Что такое стоимость товара?
Теория: От чего зависит стоимость товара?
Практика: Дидактическая игра, игровое упражнение в рабочей тетради
Тема 4.3 Обмен и покупка товаров
Теория: Чем обмен отличается от купли-продажи?
Практика: Дидактическая игра, решение экономических задач
Тема 4.4 Что такое цена?
Теория: От чего зависит цена товара? Все ли можно купить?
Практика: Дидактическая игра, решение экономических задач
Тема 4.5 Ярмарка
Теория: От чего зависит цена товара? Зачем проводят распродажи? Что такое ярмарка? Реклама?
Практика: Ролевая игра
Раздел 5: Деньги
Тема 5.1Что такое деньги?
Теория: Необходимость обмена для удовлетворения потребностей людей. Деньги как универсальное средство обмена. Все ли можно купить?
Практика: Дидактическая игра, решение экономических задач
Тема 5.2. Деньги. Монета. Банкнота
Теория: Отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства
Практика: Дидактическая игра, изобразительная деятельность
Тема 5.3.Дом, где живут деньги
Теория: Банки ( банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, представляет деньги в долг). Монетный двор, валюта
Практика: Дидактическая игра.
Тема 5.4.Как правильно тратить деньги?
Теория: Обучение детей пользованию деньгами. Разумное отношение к расходованию денег. Что такое вклад и кредит
Практика: Дидактическое упражнение
Раздел 6: Семейный бюджет
Тема 6.1. «Доверили Андрюше вести бюджет семьи?»
Теория: Семейный бюджет. Доходы семьи. Необходимые расходы семейного бюджета.
Практика: Дидактическая игра «Доход-расход», решение арифметических задач
Тема 6.2. Как приходят деньги в семью Андрюши или азбука доходов
Теория: Составляющие семейного бюджета (формы дохода). Зарплата, трудовая пенсия, стипендия, премия. За что получат деньги?
Практика: Дидактическая игра «Семейный бюджет», решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов.
Тема 6.3. Андрюша с мамой идут в магазин
Теория: На что тратятся деньги, заработанные членами семьи. Основные потребности семьи и как эти потребности удовлетворяются
Практика: Отгадывание загадок, составление рассказов
Тема 6.4. Семейные доходы и расходы
Теория: Составляющие семейного бюджета (формы доходов и расходов). Статьи расходов семьи: оплата услуг (квартплата, газ, свет ремонт обуви, одежды), питание, одежда, развлечения, отдых.
Практика: Дидактическая игра «Семейные расходы», решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, составление экономического словаря
Тема 6.5. Аукцион знаний, или как накопить на любимую игрушку
Теория: Способы накопления и формы сбережения денежных средств семейного бюджета (банковские вклады, неприкосновенные запасы, сэкономленные денежные средства)
Практика: Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра-соревнование, игра- размышление, кроссворд
Дополнительный раздел 7: Труд
Тема 7.1. Как кот Белобок узнал, откуда берутся товары в магазине
Теория: закрепить первоначальное представление о потребностях человека и роли труда в его жизни посредством различных видов деятельности – игровой, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, двигательной, коммуникативной. закрепить понимание экономических категорий «потребности»,
«труд», «продукт труда», «профессия»;
Практика: Изобразительная деятельность, игровое упражнение
Тема 7.2. В гостях у кота Белобока
Теория: уметь соотносить свои желания со своими возможностями; продолжить формирование элементарных представлений о различных профессиях;
Практика: Изобразительная деятельность, отгадывание загадок, дидактическая игра
Тема 7.3. Мир профессий транспорта
Теория: продолжить формирование элементарных представлений о различных профессиях; дать представление о профессиях людей работающих на разных видах транспорта.
Практика: Изобразительная деятельность, дидактические и подвижные игры, решение проблемных ситуаций
Тема 7.4. Как кот Белобок спасателям помогал
Теория: познакомить детей с профессией спасателя; учить детей быть внимательными и острожными на воде.
Практика: подвижная игра, демонстрация мультфильма
Тема 7.5. «Профессии модного мира»
Теория: познакомить детей с профессией модельера, портного.
Практика: подвижная игра, отгадывание загадок, рассказ
Тема 7.6. Профессии на свете важнее не бывает
Теория: продолжить знакомство детей с профессией врача.
Практика: сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, отгадывание загадок.
Тема 7.7. От купца до продавца
Теория: расширить представление детей о профессии продавца; познакомить с историей возникновения профессии
Практика: изобразительная деятельность, дидактическая игра, отгадывание загадок.
Тема 7.7. «Программист – великий волшебник»
Теория: познакомить детей с профессией программиста
Практика: отгадывание загадок, игра-пазл.
Тема 7.8. Сила печатного слова
Теория: познакомить детей с профессией программиста
Практика: отгадывание загадок, дидактические и подвижные игры, изобразительная деятельность.
Содержание учебно-тематического планирования 4-ого года обучения.
Дополнительный раздел «Деньги»
Тема 1.1Профессий много в мире есть
Теория: - Обобщить и расширить представление детей о профессиях.
Практика: Интерактивная игра, отгадывание загадок.
Тема 1.2. Денежные истории
Теория: Формировать умение составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план схему; активизировать словарь экономических понятий
Практика: Дидактическая игра, составление обобщающих рассказов.
Тема 1.3. Как кот Белобок узнал, что такое номинал и как деньги разменивают
Теория: Сформировать понятия «номинал», «размен»; научить детей определять номинальную стоимость денежной единицы
Практика: Дидактическая игра, подвижная игра
Тема 1.4. Для чего родители ходят на работу
Теория: Продолжить формировать представление дошкольников о причинно- следственной связи между понятием труд и деньги
Практика: Дидактическая игра, изобразительная деятельность
Тема 1.5. Жители кошелька
Теория: Сформировать первоначальное о наличных и безналичных деньгах; продолжить формировать представление о понятиях цена, сдача, банкнота, монета
Практика: Сюжетно-ролевая игра с подвижными элементами, изобразительная деятельность
Тема 1.6. Как поступать с деньгами?
Теория: Научить соотносить доходы и расходы ; развивать установки о необходимости сбережения части заработанных денег.
Практика: Дидактическое упражнение, подвижная игра.
Тема 1.7. Путешествие денег в разные страны
Теория: Сформировать первоначальные представления о национальной валюте как одной из отличительных черт государства; об основных элементах защиты денежных монет и банкнот.
Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, творческая изобразительная деятельность.
Тема 1.8. Как кот Белобок узнал, что магазины бывают разные
Теория: Продолжить формировать представление детей о видах магазинов и их назначении.
Практика: Дидактическое упражнение.
Тема 1.9. Как правильно делать покупки
Теория: формировать правильное покупательское поведение у детей дошкольного возраста, объяснить значимость составления списка покупок в целях экономии средств
Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, подвижная игра
Тема 1.10. Как кот Белобок в магазин ходил
Теория: Продолжить формировать правильное покупательское поведение у детей, учить выбирать товар.
Практика: Дидактическое упражнение, рассказ.
Тема 1.11. Как правильно выбирать товары в магазине
Теория: Продолжить формировать правильное покупательское поведение, познакомить с назначением рекламы.
Практика: Сюжетно-ролевая игра, дидактическая и подвижная игра
Тема 1.12. Кот Белобок идет в банк
Теория: формировать представление о банке и его роли
Практика: Дидактическое упражнение, виртуальная экскурсия, беседа.
Тема 1.13. Центральный банк
Теория: Сформировать первоначальные понятие о структуре банковской системы в России и многообразии банков.
Практика: Дидактическое упражнение, театрализованная игра
Тема 1.14. Профессии работников банка
Теория: формировать представление об основных профессиях сотрудников банка; учить взаимодействовать с сотрудниками банка.
Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, подвижная игра.
Тема 1.15. Раз не найден клад – беги в банк делать вклад
Теория: формировать представление о возможности выгодного хранения денег в банке
Практика: Сказка с элементами театрализации
Тема 1.16. Ежик берет деньги в банке.
Теория: формировать первоначальное представление о кредитовании
Практика: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
Дополнительный раздел 2 «Семейный бюджет»
Тема 2.1. Семейный бюджет
Теория: Продолжить формировать представление об основных понятиях и характеристиках семейного бюджета
Практика: проблемный диалог, анализ игровой ситуации, дидактическая игра.
Тема 2.2. Бюджет моей семьи
Теория: Продолжить формировать представление об основных доходах семейного бюджета
Практика: Дидактическое упражнение, сюжетно-ролевая игра, изобразительная деятельность
Тема 2.3. Семейные расходы
Теория: Продолжить формировать представление о видах расходов семейного бюджета (обязательные, основные и необязательные – неосновные)
Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, творческая изобразительная деятельность.
Тема 2.4. Как распределить бюджет семьи
Теория: Развивать представление о составляющих семейного бюджета; продолжить формировать рациональное экономическое поведение
Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, проблемный диалог, игра.
Тема 2.5. Как стать экономным
Теория: Продолжить формировать рациональное экономическое поведение, способствовать воспитанию бережливости, экономности при использовании денежных средств.
Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, проблемный диалог.
Тема 2.6. Сбережения
Теория: формировать представление о том, что такое сбережения и где можно хранить деньги
Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, анализ игровой ситуации, подвижная игра, выставка
Тема 2.7. Копилка
Теория: Способствовать пониманию смысла денежных средств накоплений; развивать воображение и речь детей в разработке собственных проектов; стимулировать к экспериментированию и конструированию из бросового материала; способствовать воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия
Практика: Ситуация проектирования, упражнение, изготовление копилки.
Тема 2.8. Покупка велосипеда
Теория: формировать представление основы экономической культуры, развивать умение составлять рассказы, используя опорные картинки и употреблять в речи экономические термины.
Практика: Дидактическое упражнение, отгадывание загадок, составление описательного рассказа
Тема 2.9. Кошелек
Теория: Активизировать в речи в речи детей слов: кошелек, деньги, монеты, крупные банкноты, мелочь, покупка, товар, зарплата, копейка, рубль; воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно, развивать конструктивное мышление
Практика: Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, дидактическая игра.
Тема 2.10. Идем в магазин
Теория: Отработать навык покупки товара, способствовать уложиться в лимит выделенных средств.
Практика: Сюжетно-ролевая игра
Тема 2.11. Путешествие по финансовой азбуке
Теория: Способствовать развитию интереса к получению экономических знаний.
Практика: Экономическая игра - КВН
Тема 2.12.Тетушка Сова.
Теория: Учить планировать свою деятельность, действовать с учетом задания, использовать приемы рационального распределения материала (целое, части)
Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, творческая деятельность.
Тема 2.13. Карманные деньги
Теория: Продолжить формировать представление об основных способах накопления и сбережения денежных средств, учить рационально их расходовать
Практика: Дидактическое упражнение, беседа-рассуждение, проблемный диалог, просмотр мультфильма.
Тема 2.14. Занимательная экономика от кота Белобока
Теория: Способствовать развитию интереса к получению экономических знаний, навыков устного счета
Практика: Проблемный диалог, решение арифметических задач, дидактическая игра
Тема 2.15. Экономическая игра «Что? Где? Когда?»
Теория: Способствовать развитию интереса к получению экономических знаний
Практика: Игра-викторина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/29/picture-1257510-1593430233.jpg)
Перспективное планирование НОД по финансовой грамотности в старшей группе.
: Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста; создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/02/picture-14558.jpg)
Планирование на Неделю финансовой грамотности с детьми 4–5 лет
Планирование на Неделю финансовой грамотности с детьми 4–5 лет...
Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/17/picture-497488-1450342682.jpg)
Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности
laquo;Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты»(для дошкольников)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/02/picture-906879-1643796020.jpg)
Перспективное планирование по обучению финансовой грамотности детей младшей группы
Перспективное планирование по обучению финансовой грамотности детей младшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/02/picture-906879-1643796020.jpg)
Перспективное планирование по обучению финансовой грамотности детей средней группы
Перспективное планирование по обучению финансовой грамотности детей средней группы...