Тематическое планирование по основам финансовой грамотности
календарно-тематическое планирование по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны
Тербунского муниципального района Липецкой области
Актуальность:
Знакомство с финансовой грамотностью детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме.
Актуальность воспитания экономической культуры детей обусловлена тем, что сегодняшним дошкольникам, предстоит жить в динамично меняющемся социуме и важно не упустить тот огромный потенциал в развитии, когда дети приобретают первый опыт экономических отношений.
Поэтому одной из важнейших задач дошкольной педагогики и стало обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений, подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.
Процесс познания экономики не прост для дошкольника.Необходимо создать положительную мотивацию к ее изучению, чему в значительной степени способствует игровая деятельность.
Разработанное перспективное планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических бесед, игровых и проблемных ситуаций, занятий, развивающих, дидактических и сюжетных игр, викторин, чтение художественной литературы и т.д.
Система работы рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся фронтально или с подгруппой детей в ходе режимных моментов, совместной и самостоятельной деятельности.
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- Сформировать экономическую культуру у детей дошкольного возраста путем знакомства с основами финансовой грамотности.
- Закрепить знания из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты труда, индивидуальный - коллективный труд).
- Способствовать овладению детьми на доступном им уровне качествами: бережливостью, рациональностью, трудолюбием, экономичностью, честностью, добротой, отзывчивостью и др.
- Формировать у детей экономическое мышление путем вовлечения дошкольников в процесс сюжетно-ролевых игр, настольно-печатных, дидактических; чтение художественной литературы.
- Организовать педагогическое просвещение родителей по вопросам ознакомления старших дошкольников с экономическими понятиями.
Предполагаемые результаты:
- Дети знают основные финансово-экономические понятия и категории.
- У детей сформированы элементарные финансовые умения: определять разницу между «хочу» и «надо», регулировать потребности в соответствии с возможностями.
- У детей развиты элементарные умения разумно расходовать деньги, планировать семейный бюджет; сберегать средства семейного бюджета.
- Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
- Повышена осведомленность родителей о системе работы в ДОУ по финансовой грамотности.
.
Перспективный план на 2021 – 2022 уч. Год
дата | Содержание | задачи | Методическое обеспечение | |
1 | Сентябрь | Понятие об экономике. Как жили первобытные люди. | Способствовать формированию первоначальных представлений об экономике, развивать экономическое мышление. | Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009 |
2 | Беседа «Как появились деньги?» | Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Формирование представлений детей о том, какие бывают деньги. Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность. Развивать логическое мышление. | Блискавка. Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / М.: ОК Пресс, 2019 | |
3 | Чтение худ. Литературы «Сказка о финансовой грамотности или про то, как Емеля стал царем». | Сказки по финансовой грамотности. | ||
Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.119 | ||||
4 | Презентация «Какие деньги бывают. Виды денег». | |||
5 | Октябрь | Беседа «Потребности современного человека». | Познакомить детей с многообразием потребностей человека; научить определять разницу между «хочу» и «надо». | Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009 |
6 | Игра: «Потребность – возможность» | Дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. | Картотека дидактических игр по финансовой грамотности . | |
7 | Игра «Надо» и «хочу» | Формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания. | Картотека дидактических игр по финансовой грамотности . | |
8 | Беседа «Труд и товар». | Познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа». | Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009 | |
9 | Ноябрь | Игра: «Что откуда берется?» | Картотека дидактических игр по финансовой грамотности . | |
10 | Беседа о рекламе. Рисование «Реклама на плакате». | Способствовать формированию у детей представления о рекламе, ее назначении; поощрять у детей объективное отношение к рекламе; Учить детей правильно определять свои финансовые возможности. | Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, | |
11 | Обсуждение сказки Б.В. Минина «Доверчивый зайчик». | Продолжать формировать у детей представления о деньгах, бережливости и рациональной трате денег. | Сказки по финансовой грамотности. | |
12 | Декабрь | Беседа «Поговорим о профессиях». | Способствовать развитию правильного отношения к деньгам, способам их зарабатывания, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями; воспитать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги. Уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место. | Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009 |
13 | Дидактические игры «Кто кем работает», « Кто это делает?» | Картотека дидактических игр по финансовой грамотности | ||
14 | Занятие – игра «Угадай какая это профессия» | Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.23 | ||
15 | Проблемная ситуация «Почему взрослые работают?» Рисование «Моя будущая профессия» | Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода. Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность». | Конспекты игровых и проблемных ситуаций по финансовой грамотности для детей 5-7 лет. | |
16 | Январь | Беседа «Обмен деньгами». | Формировать элементарные экономические знания. Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах; познакомить с понятиями «дороже/дешевле». | Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009 |
17 | Развивающая игра: «Дорого – дешево» | Картотека дидактических игр по финансовой грамотности. | ||
18 | Беседа «Как люди обмениваются результатами труда при помощи денег» | Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / М.: ОК Пресс, 2019 | ||
19 | Игра – занятие «Муха по полю пошла, муха денежку нашла». Чтение худ. литературы : Сказка Т.В. Грековой «Клад» | Закрепить понятия «монета», «рубль», «копейка», формировать умение различать монеты. Познакомить с новым понятием «расходы». | Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.49 | |
20 | Февраль | Беседа «Экономика семьи». | Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике. Учить решать проблемные ситуации. Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход. Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас; | Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009 |
21 | Проблемная ситуация «Как посчитать и проверить деньги» | Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / М.: ОК Пресс, 2019 | ||
22 | Экономические минутки | Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с. 118 | ||
23 | Чтение худ. литературы : сказка «Копилка» Аппликация «Копилка для монет. | Сформировать и закрепить у детей представление о деньгах, как о мере стоимости, средств платежа и накоплений. Воспитывать бережное отношение к деньгам. | Сказки по финансовой грамотности. | |
24 | Март | Игровая ситуация «Мы с мамой идем в магазин». | Учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания о разновидности торговых объектов. Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. | Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009 |
25 | Дидактическая игра «Разложите товар» | Картотека дидактических игр по финансовой грамотности | ||
26 | Дидактическая игра «Не ошибись» | Закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом. | Картотека дидактических игр по финансовой грамотности. | |
27 | Игра – занятие «Интересные покупки» | Раскрыть детям покупательную способность денежных знаков. раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). | Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.21 | |
28 | Апрель | Беседа «Знаете ли вы экономику?». Обсуждение сказки Б.В. Минина «Муравьи и старый горошочек». | Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев. | Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009 |
29 | Дидактическая игра: «Запланированная покупка» | Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; сформировать у детей понятие «список покупок». | Картотека дидактических игр по финансовой грамотности. | |
30 | Игра: «Сдача» | Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях; формирование умения делать первичные экономические расчеты. | Картотека дидактических игр по финансовой грамотности. | |
31 | Беседа: «Экономия тепла, света, воды» Игровая ситуация «В гостях у семьи экономистов» | Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; Формировать у детей потребность в их экономии. | Игровые и проблемные ситуации по финансовой грамотности для детей 5-7 лет. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.43 | |
32 | Май | Игровая ситуация «Гном –эконом экономит электроэнергию» | Выявить знания детей об электроприборах, дать понятие об экономии. Показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов. | Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.58 |
34 | Игровая ситуация «Путешествие Капа и Капельки» | Познакомить со способами попадания воды в дома, учить экономному использованию воды в реальных жизненных (бытовых) условиях. Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике. | Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.75 | |
35 | Дидактическая игра «Осознанный выбор» | Формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность), развивать умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям. | Картотека дидактических игр по финансовой грамотности. | |
36 | Сюжетно- ролевая игра «Магазин. Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама». | Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях. Воспитывать финансовую грамотность, способствуя целостному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира. | Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- тематический план по обучению дошкольников основам финансовой грамотности
Учебно- тематический план по обучению дошкольников основам финансовой грамотности...
Учебно - тематическое планирование к программе "Основы финансовой грамотности"
Содержание учебно - тематического планирования к программе "Основы финансовой грамотности"...
Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по основам финансовой грамотности
Разработанное тематическое планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических занятий....
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»
Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...
Консультация для родителей «Дошколята и основы финансовой грамотности» Финансовая грамотность детей.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления ...
Сценарий развлечения «Ярмарка» по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ экономического мышления, умения использовать в игре знания о финансовых понятиях....