Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №133 «Почемучка» города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"
Подготовила:
воспитатель
Петрова Калиса Анатольевна
город Чебоксары
Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать первичные экономические понятия: деньги, монета, банкнота, наличные деньги, безналичные деньги, пластиковая карта.
- Раскрыть сущность понятия «семейный бюджет» его основные источники (зарплата, пенсия, стипендия).
Развивающие:
- Развивать интерес к истории появления денег.
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;
- Воспитательные:
- Способствовать воспитанию нравственных качеств дошкольников, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка.
Словарная работа: введение новых слов: банкнота, монета, семейный бюджет, деньги.
Подготовка к НОД:
А) Изучение литературы: Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.
Б) Предшествующая работа: Беседа «Почему взрослые работают?», «Труд и продукт труда». Загадки о труде и профессиях. Сюжетно ролевая игра «Супермаркет». Создание кошельков, денег, экскурсия в банк, чтение художественной литературы: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Муха-цокотуха», К.И. Чуковский «Федорино горе».
В)Материал и оборудование: мультимедийная доска, шкатулка, кошелек, монеты металлические, бумажные банкноты, пластиковые карты и кошельки для всех детей, мяч, доска, магнитные картинки «Семейный бюджет», конструктор -Лего, каски для мальчиков, телефон, столы, ножницы, листы бумаги с шаблонами платьев, кассовые аппараты ( 3 шт), открытки.
Методические приемы по структуре НОД: организационный момент, игровая мотивация.
Ход НОД
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются). Я хочу попросить вас взяться за руки и сделать дружный круг.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам друг с другом нужно.
Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа),
Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева),
Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе).
Крепко за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Спасибо за улыбки, мы зарядили друг друга хорошим настроением!
Теперь присядем на стульчики. Я хочу вам прочитать отрывок произведения.
Муха, муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
- Ребята, из какого произведения этот отрывок? Кто это написал? (ответы детей)
Правильно, произведения Корнея Ивановича Чуковского «Муха-муха Цокотуха».
Воспитатель: Что муха отдала за самовар? (денежку)
Дети: Она заплатила за самовар денежку.
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, как же появились деньги, кто их придумал? (показ презентации). Тогда слушайте внимательно. Давным-давно, миллионы лет назад, денег не было совсем. Люди сами добывали себе еду: охотились на животных, ловили рыбу, делали посуду. И они менялись продуктами своего труда. Например: я тебе - зайца, а ты мне – рыбу. Но это было неудобно, стали они думать и поняли, что им необходимо общее средство обмена. И стали они расплачивались камешками, позже ракушками, потом появились металлические деньги – их изготавливали из различных металлов. И были они разной формы: овальные, прямоугольные. Потом, придумали круглые деньги – монеты, но они были очень большие, тяжелые и занимали много места, через некоторое время стали выпускать круглые маленькие монеты. Прошло время, и наконец, люди придумали вот такие металлические деньги – монеты и бумажные деньги - банкноты.
Воспитатель: Вот мы с вами и узнали, какие деньги бывают в наши дни - металлические и бумажные. Как называются металлические деньги? (монеты). А бумажные? (банкноты).
Игра « Дополни»
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру. У меня есть вот такая шкатулка, в ней лежат деньги. Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …(Прямоугольная)
Банкнота бумажная, а монета …(металлическая)
Монета звенит, а банкнота …(шуршит)
Монета тяжелая, а банкнота …(Легкая)
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, деньги нам нужны? (ответы детей)
Игра с мячом « Для чего детям нужны деньги»
Воспитатель: Для чего нам деньги нужны, мы с вами узнаем. Встанем в красивый круг, я буду бросать вам мяч, вы ловите и отвечаете на вопрос: для чего нужны деньги, после ответа, обратно передаете мяч.
-для покупки продуктов питания, одежды, ремонт квартиры.
-для оплаты бытовых услуг (свет, газ, электричество, интернет)
-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
-для оплаты проезда на транспорте;
-для покупки подарков;
-на благотворительность (на лечение, на одежду чужим людям, которые находятся в трудном положении).
Воспитатель: Да, деньги нужны всем людям разных профессий, без них прожить невозможно.
Сейчас немного отдохнем. «Разминка» «Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 раза)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя напяточку то правую, то левую ножку).
Воспитатель: Немного с вами отдохнули. Присаживаемся на стульчики. Я хочу познакомить вас с одной семьей. ( «Семейный бюджет»)
-Знакомьтесь, в этой семье живут: папа-строитель, мама-швея, бабушка и
дедушка, старшая дочь-студентка, младшие – дочка и сынишка. Сколько взрослых людей живут в этой семье? (4) Сколько детей? (3). Всего сколько человек, давайте посчитаем.(7).
Мама и папа работают и за свой труд получают зарплату. (Выкладывается карточка из модели «Семейный бюджет»). Зарплата это - оплата труда, за месяц, за неделю, за 1час.
А бабушка и дедушка уже старенькие и не работают, но они получают пенсию. (Добавляется карточка). Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет на заводе, фабрике или на других предприятиях.
Дочка не работает, но она учится и за хорошую учебу, учеба это тоже труд,
получает стипендию. Стипендия-это плата за учебу. (Добавляется карточка).
Младшие дети – девочка с мальчиком маленькие и они ходят в детский сад, они не получают денег. Им иногда дают деньги на сладости, игрушки, но эти деньги они не
сами заработали, а взрослые.
Все деньги, которые получают члены семьи: папа, мама, бабушка и дедушка, старшая дочка - это семейный бюджет.
- Ребята, я предлагаю вам заработать деньги.
Игра "Выполни работу качественно".
Воспитатель: Девочки у нас будут работать в ателье закройщиками, мальчики – строителями. Девочкиу вас на столе имеются листы бумаги с выкройками платьев разного фасона. Вам нужно выбрать фасон и выкроить как можно больше платьев.
Мальчики, которые работают на строительномобьекте, вам нужно построить дом из конструктора - лего. Ребята, выберите пожалуйста свое рабочее место. Девочки, не забудьте о правилах работы с ножницами. Мальчики – строители не забудьте перед началом работы надеть каски. Все работают тихо, не отвлекают друг - друга. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Наши девочки какие молодцы, посчитаем, сколько платьев вы вырезали. (Дети считают)
- Теперь посмотрим, какой красивый дом построили наши строители. Молодцы, рабочий день закончился, все выходят с работы, мальчики снимите каски и оставьте на столе. Все садимся на стульчики. За вашу работу, я вам должна заплатить. Где же у меня деньги?
Воспитатель: Посмотрите, вот у меня они в кошельке. Я их вижу, я могу их подержать, и могу посчитать. Они у меня в наличии и называются они «наличные деньги». Повторите пожалуйста. Ещё бывают "безналичные деньги». Они хранятся на пластиковой карте (показать пластиковую карту). Вот на такие пластиковые карты поступают заработанные деньги. И этой картой можно расплачиваться в магазине. Теперь вы знаете, что бывают наличные и безналичные деньги. Я знаю, у вас в кошельках, которые мы с вами вместе сделали, есть ваши пластиковые карты. И за вашу работу я вам переведу деньги на ваши карты. (перевод с телефона). Всё, деньги на ваши карты поступили. Все вы знаете, что у нас скоро приближается День матери. И я предлагаю вам отправиться в магазин самообслуживания «Мир открыток», где на заработанные деньги вы можете купить открытки для своих мам. Продавцом буду я.
Воспитатель: Молодцы. Скажите, вам понравилась наша игра? Что вам больше всего понравилось, что нового вы узнали? (ответы детей). И мне тоже очень понравилось как вы дружно играли, отвечали на вопросы, выполняли все задания, умели договариваться между собой.
Все вместе:
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
Теперь мы с вами пойдем в группу и продолжим нашу игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности (старшая группа) «Почему взрослые работают?»
Данное занятие проводилось в старшей группе с целью закрепить понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», &la...
Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:- Формирование первичных экономических понятии: монета, банкнота, расход, доход. Продо...
Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников
Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников...
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности "Азбука финансов". Старшая группа
-Формировать представление о прямой взаимосвязи труда и вознаграждением за него, понимание того, что в жизни следует полагаться на собственные способности и трудолюбие.-Уточнить знания детей о некотор...
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности старших дошкольников. «Путешествие в денежную страну»
Цель: обобщение и систематизирование знаний детей по формированию финансовой грамотности дошкольников. ...
Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:- Формирование первичных экономических понятии: монета, банкнота, расход, доход. Продо...