Сценарий итогового мероприятия по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной к школе логопедической группы «Путешествие с Буратино» (квест-игра)
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Кондратьева Наталия Александровна

       Образовательное мероприятие разработано с целью закрепления у детей подготовительной логопедической группы представлений по основам финансовой грамотности посредством использования инновационной технологии – квест-игры.  В игровой форме с использованием традиционных методов и инновационных технологий, различных видов деятельности, дети вместе со сказочными героями выполняют задания, в ходе которых формируются экономическое мышление и правильные ценностные ориентиры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_nash_variant3.docx43.37 КБ
Файл igry_k_kvestu_-_szhatie.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ – детский сад № 196 компенсирующего вида города Саратова

Сценарий итогового мероприятия  

по формированию основ финансовой грамотности

у детей подготовительной к школе логопедической группы

«Путешествие с Буратино»

 (квест-игра)

                                                                                 Подготовили:

                                                                       воспитатели высшей

                                                                       квалификационной категории

                                                                       подготовительной логопедической

                                                                       группы «Василек»

                                                                       Кондратьева Н.А., Невская И.Н.

г. Саратов

2022 г.

       Основная образовательная программа: Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

     

       Тема: Основы финансовой грамотности в квест-игре «Путешествие с Буратино»

     

       Возрастная группа: подготовительная к школе логопедическая.

       

       Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».

       Цель: закрепление у детей подготовительной логопедической группы представлений по основам финансовой грамотности посредством использования инновационной технологии – квест-игры.

       Задачи:

       «Познавательного развития»:

      - расширять знания дошкольников об основах финансовой грамотности посредством разнообразных видов деятельности;

      - в игровой форме закрепить представления детей о некоторых экономических категориях (виды денег, изображения на денежных знаках, источники дохода, бартер, цена, купля-продажа, экономия);

      - закреплять представления об истории городов России, их символике, достопримечательностях;

      -  продолжать формировать у дошкольников экономическое мышление и правильные ценностные ориентиры;

      - способствовать развитию мышления, интеллектуальных способностей, памяти;

      - совершенствовать навыки подбора состава числа;

      - развивать умение адекватно воспринимать игровую ситуацию и выполнять игровые задания в форме квеста;

      - совершенствовать навыки выполнения электронных игровых заданий на интерактивной доске;

      - стимулировать развитие творческого воображения;

       

       «Речевого развития»:

     - совершенствовать навыки ведения диалога, умение отвечать на вопросы кратко и полно, обосновывать свой ответ;

     - активизировать словарный запас по теме «Основы финансовой грамотности»;

     - развивать монологическую речь через рассказы об изображениях на денежных купюрах;

     - совершенствовать навыки использования сложноподчиненных предложений с придаточными причины;

       «Социально-коммуникативного развития»:

    - в результате игровой деятельности формировать у детей положительное отношение к финансовой грамотности, интерес к экономике;

    - способствовать совершенствованию коммуникативных навыков: сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи, умение работать в паре, группе;

     - способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию;

     - способствовать становлению патриотических ценностей;

     - закреплять значимое, заинтересованное отношение к школе;

     - создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации, проявлению инициативности, самостоятельности;

      «Физического развития»:

     - совершенствовать физические качества: общую и мелкую моторику, координацию движений;

     «Художественно-эстетического развития»:

  • развивать чувство ритма, умение подпевать, выполняя танцевальные движения;

       Форма организации: подгруппа – 8 человек.

       Участники образовательного события: дети подготовительной к школе логопедической группы, воспитатели группы, музыкальные руководители.

       Предварительная работа:

Познавательная и речевая деятельность:

  • НОД и беседы по основам финансовой грамотности с использованием презентаций «История возникновения денег», «Деньги современной России», «Буратино и золотые монеты», «Юный финансист», «В гостях у Гнома Эконома»;
  • викторина «Юные финансисты» с использованием материалов экономической игротеки «Азбука юного финансиста»;
  •  чтение книг: Попова Т. «Откуда берутся деньги?», Максютов Т. «Куны, каури, копейки», «Сказки дядюшки Финансиста», Толстой А.Н. «Приключения Буратино, или Золотой Ключик»;
  • Просмотр и обсуждение мультфильмов «Уроки тетушки Совы»: «Азбука денег»; «Смешарики»: «Финансовая грамотность».

Игровая деятельность: 

  • сюжетно-ролевая игра «Магазин»;
  • дидактические игры: «Собери купюру», «Угадай, с какой купюры объект», «Денежка без сдачи», «Хочу – Надо», «Семейный бюджет», «Что можно и что нельзя купить за деньги?», «Запланированная покупка»,
  • словесные игры: «Попробуй, объясни», блиц-игра «Маленький финансист», «Сказочные финансы», «Доскажи словечко», разгадывание загадок, ребусов по теме «Основы финансовой грамотности»;
  • подвижные игры: эстафета «Заполним корзину» (на заданную группу товаров)

Продуктивная деятельность:

  • рисование: «Раскрась купюру», «Придумай и нарисуй свою купюру», «Монеты»;
  • пластилинография: «Монетный двор»;
  • конструирование: оригами «Кошелек», строительный материал: супермаркет; лего: «Банк», «Магазин».

       Методы и приемы: информационно-рецептивный, словесный, наглядный, практический, игровой методы.

       Форма организации: подгрупповая, индивидуальная, работа в паре.

       Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная.

       Словарная работа:

       Существительные: купюры, банкноты, монеты, рубль, копейка, деньги, финансы, банкомат, банковская карта, накопления, копилка, товар, бартер, бюджет.

       Прилагательные: металлические, запланированная, необходимые.

       Глаголы: покупать, продавать, обменивать, тратить, экономить, рассчитывать.

Материалы и оборудование: 

  • интерактивная доска, мультимедийная установка, ноутбук, магнитофон, видеоролик с участием сказочных героев, видеоролик с песней «Деньги-лепесточки» (из серии «Три котенка»), аудиозаписи с музыкой для сопровождения выхода сказочных героев;
  • презентация с игровыми заданиями «Угадай объект. На какой денежной купюре изображен?», «Что можно и что нельзя купить за деньги?», аудиофайлы с музыкой из кинофильма «Приключения Буратино»;
  • магнитная доска, магниты, карта, 2 стола, стулья по количеству детей, «магазин», песочные часы, сумка-кошелек, свинья-копилка, прозрачная банка-копилка с прорезью в крышке, игровые монеты, карточки с вопросами для блиц-игры, 4 конверта с разрезными купюрами, карточки-ценники, муляжи продуктов, две корзинки, рюкзак школьные принадлежности (по количеству детей), тележка для товара, шоколадные монеты по 5 на каждого ребенка.
  • костюмы для героев (Буратино, Лиса Алиса).

Ход образовательного события:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

       Образовательное событие сопровождается показом слайдов презентации на интерактивной доске.

Вступительная часть.

Орг. момент:

Воспитатель вводит детей в подготовленную к мероприятию группу.

СЛАЙД 1.

Воспитатель: Ребята, предлагаю сейчас поиграть в квест. В ходе квест-игры мы будем встречаться со сказочными героями и выполнять интересные задания. Хотите принять участие?

СЛАЙД 2.

Внезапно на экране появляются Лиса Алиса и Кот Базилио (сидят лицом к экрану, ссорятся, имитируют общение с детьми через компьютер):

Лиса Алиса: Базилио, курочку надо в интернет-магазине заказать!

Кот Базилио: Нет, рыбку!

Лиса Алиса: Ну вот, Базилио, опять ты сослепу не на ту кнопку нажал! Посмотри, мы, кажется, в детском саду оказались, вон смотри, детишки! Здравствуйте! (Машут в экран.) А мы тут такой хитроумный план провернули! Уговорили Буратино денежки на Поле Чудес закопать, чтоб дерево с монетами выросло, а сами эти денежки выкопали и теперь хотим себе вкусненькое купить! А глупенький Буратино ни в какую школу не попадет, денег-то у него на азбуку теперь нет! (Изображение исчезает с экрана.)

В входит грустный Буратино.

СЛАЙД 3.

Воспитатель: Ребята, вы узнали этого героя?

Конечно, это Буратино. Давайте поздороваемся с ним. Буратино, мы знаем про твою беду. Ребята, вы готовы помочь Буратино? Скажите, прав он был, когда надеялся, что деньги могут вырасти на дереве? А как можно получить деньги? Правильно, один из способов получить деньги – это заработать. Поможем Буратино заработать монеты, чтобы он смог купить себе нужные вещи для школы?

Хорошо, только как же нам это сделать? Куда пойти?

Буратино: Черепаха Тортилла дала мне вот этот сверток. Только для чего, я не понял.

Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим. Как вы думаете, что это такое? Да, действительно, это карта. Она нам пригодится в путешествии. Будем следовать карте, выполнять задания и зарабатывать монеты. (Прикрепляет карту на магнитную доску.)

Основная часть.

Буратино (радостно): Ребята, я так рад, что вы согласились мне помочь! Отправляемся в путешествие! Я ужасно люблю приключения!

Воспитатель: Давайте посмотрим, какое первое испытание ждет нас на пути? Правильно, изображены песочные часы. Это означает, что у нас сейчас начнется блиц-игра.

СЛАЙД 4.

1.Блиц-игра «Время – деньги» (словесная)

Воспитатель: Ребята, встаньте вокруг стола. Перед каждым из вас на столе лежит сигнальная карточка с изображением песочных часов.  Я буду задавать вопросы. Ваша задача - быстро подумать и поднять сигнальную карточку, это будет означать, что вы готовы ответить. За каждый правильный ответ игрок получает монету. Блиц-игра – это игра на время, поэтому ставим песочные часы. Они рассчитаны на три минуты. Посмотрим, на сколько вопросов вы успеете ответить. Итак, будьте внимательны, мы начинаем!

(Воспитатель устанавливает песочные часы и задает вопросы. По окончанию игры Буратино помогает раздать детям монеты за правильные ответы.)

1 вопрос: Предмет, который принимается в качестве оплаты за товары и услуги? (Ответ: деньги).

2 вопрос: Как называются бумажные деньги? (Ответ: купюры, банкноты) А металлические? (Ответ: монеты)

3 вопрос: Как называется монета с изображением св. Георгия на коне и с копьем в руке? (Ответ: копейка)

4 вопрос: Как называется сделка, когда папа Карло меняет свою куртку на азбуку для Буратино? (Ответ: обмен, бартер).

5 вопрос: Аппарат для выдачи и приема денег? (Ответ: банкомат).

6 вопрос: Как называется любой предмет, который можно купить или продать? (Ответ: товар).

7 вопрос: Организация, которая имеет право принимать деньги на хранение и давать их в долг? (Ответ: банк).

8 вопрос: Какие наши деньги в давние времена «отсчитывали» топором? (Ответ: рубль).

9 вопрос: Как назывались золотые монеты в сказке «Приключения Буратино, или Золотой Ключик»? (Ответ: сольдо).

Буратино: Стоп игра! Песок весь высыпался! Ой, какие вы молодцы, так много знаете про деньги! Заработали кучу монет!

Воспитатель: Ребята, подскажите Буратино, куда нужно складывать деньги, чтобы их скопить? Правильно, в копилку.

Буратино: Ой, у меня есть вот такая копилка, предлагаю в нее складывать наши накопления.

Воспитатель: Ну, вот, с первым заданием вы справились. Посмотрим на карту, что нас ждет дальше?

(Следующий пункт на карте  – кошелек.)

2.Дидактическая игра «Собери купюру» (работа в парах)

СЛАЙД 5.

Буратино: Ребята, оглядитесь, где-то здесь должен быть кошелек!

Звучит музыка из кинофильма «Приключения Буратино», входит Лиса Алиса с сумкой-кошельком.

Лиса Алиса: Ну что, кошелечек ищите? А он у меня! Полный денежек! Мы его с Базилио нашли. Хотели деньги поделить, но поссорились, и все купюры случайно порвались! Как их собрать и склеить, я не знаю. Может быть, вы мне поможете?

Воспитатель: Ребята, поможем Лисе Алисе собрать купюры?

(Лиса Алиса достает из сумки-кошелька 4 конверта с разрезными купюрами кладет на столы перед детьми.)

Воспитатель: Вам нужно поделиться на пары, подойти к столам, собрать купюры и рассказать, что на них изображено. Договоритесь, кто будет рассказывать, что изображено на вашей купюре, а кто добавлять. Помните, это задание выполнят только дружные ребята, которые умеют работать сообща.

(Воспитатель, Буратино и Лиса Алиса подходят к каждой паре, выслушивают ответы, хвалят детей.)

Воспитатель: Вот видишь, Алиса, если дружно браться за работу, не ссориться, тогда все получится (отдает Лисе конверты с разрезными купюрами).

Лиса Алиса: Ой, спасибо, ребята. Я все запомнила. Сейчас пойду, помирюсь с Базилио, и мы вместе склеим эти деньги. А вам за работу я подарю монетки.

(Достает из сумки-кошелька монеты, раздает детям, уходит под музыку.)

Воспитатель: Ребята, добавим эти деньги в копилку? (Буратино помогает детям.)

Воспитатель: Продолжим путешествие. На что указывает нам карта?

3. Игра на интерактивной доске «Угадай объект. На какой денежной купюре изображен?»

СЛАЙДЫ 6 – 11.

Воспитатель: Ребята, садитесь удобно на стулья, немного отдохнем и выполним задание на волшебном экране.

(На экране появляются объекты, изображения которых можно увидеть на денежных знаках России. Детям предлагается назвать объекты, рассказать, что о них знают и назвать номинал денежной купюры.)

Буратино: Ребята, какие вы молодцы, как много интересного мне рассказали!

Воспитатель: Да, Буратино, ребята многое уже знают про деньги. Думаю, они заслужили еще монеты. (Раздает детям монеты, Буратино помогает сложить их в копилку.)

(Воспитатель снова обращает внимание присутствующих на карту.)

 СЛАЙД 12.

4. Динамическая пауза под песню «Деньги-лепесточки» (видеоролик «Три котенка»)

Буратино: Ребята, вставайте в круг, давайте немного потанцуем и споем песенку про деньги.

СЛАЙД 13.

5. Игра-эстафета «Хочу – надо»

Воспитатель: Как вы думаете, почему следующий значок на карте – это свинья-копилка? Мы должны помочь Буратино сэкономить их с папой Карло семейный бюджет. Нам предстоит игра-эстафета «Хочу – надо». Вам нужно поделиться на две команды и собрать в корзинки только необходимые для жизни товары. Те товары, без которых можно обойтись, оставляйте на полке магазина.

(Примерный набор игрушек-муляжей:

Хочу: пирожное, бургер, шоколад, чипсы;

Надо: хлеб, молоко, фрукт или овощ, курица.)

Милана, почему вы оставили некоторые продукты?

Воспитатель: Найдите в группе свинью-копилку. Там для вас есть вознаграждение. Наша копилка пополняется.

6. Интерактивная игра «Что можно и что нельзя купить за деньги?» (на экране)

Воспитатель: Ребята, какой следующий значок на карте?

СЛАЙД 14 - 22. 

Волшебный экран приглашает нас поиграть. Присаживайтесь на стулья и подумайте, что можно, а что нельзя купить за деньги?

Молодцы, справились с заданием. Снова заслужили монетки.

8. Игра «Запланированная покупка»

Буратино: Ребята! Посмотрите, сколько у нас уже монет в копилке! Вот здорово!

Воспитатель: Да, денег уже много заработали, благодаря своим знаниям и умениям. На карте осталась последняя картинка около надписи «финиш». Что изображено? Что это может означать? Правильно, карта нам подсказывает, что уже пора идти в магазин, покупать школьные принадлежности для Буратино.

Ребята, подскажите Буратино, что нужно сделать перед тем, как идти в магазин? Правильно, составить список покупок, заранее подсчитать, сколько может понадобиться денег и не брать лишние деньги.

Буратино, высыпай из копилки монеты, ребята помогут тебе набрать необходимую сумму.

(Буратино высыпает монеты из копилки на поднос.)

СЛАЙД 23.

Начинаем игру «Запланированная покупка».

На столе приготовлены игровые монеты и картинки-ценники (школьные принадлежности: пенал, тетрадь, краски, альбом, ручка, азбука, линейка, кисточка; другие предметы).

Подойдите к столу. Каждому из вас нужно выбрать по одной картинке-ценнику, с изображением нужного товара. Соберите из монет ту сумму, которая понадобиться каждому из вас для покупки без сдачи. Молодцы.

А вот и магазин. Посмотрите, кто же продавец?

Лиса Алиса: Добрый день. Да, мы с Базилио  исправились. Мы поняли, что деньги нельзя добывать обманным путем, а нужно зарабатывать. Мы работаем в магазине: Базилио поставляет товар, а я его продаю. Очень рада вас видеть. Что вы хотите купить?

Буратино (пытается все предметы из тележки взять в руки): Ой, сколько всего нужно для школы! Как же я это понесу?

Лиса Алиса: Буратино, мне так стыдно, что мы с Базилио обманом у тебя выманили деньги и потратили их на себя! Мы просим у тебя прощение и дарим школьный рюкзак.

Воспитатель: Ребята, помогите Буратино сложить школьные принадлежности в рюкзак.

Буратино: Большое спасибо! Алису и Базилио я прощаю! А вас, ребята, благодарю за помощь! Вы такие сообразительные, умелые и дружные! Мне ужасно понравилось с вами путешествовать! Но мне пора бежать в школу, до свидания!

(Буратино с рюкзаком убегает.)

СЛАЙД 24.

Дети встают возле воспитателя, слушают, отвечают на вопрос.

Обращают внимание на экран.

Отвечают на вопросы. Здороваются с Буратино.

Отвечают на вопросы.

Подходят к магнитной доске, рассматривают карту.

Ответы детей.

Встают вокруг стола, слушают правила игры.

Слушают вопросы,

поднимают сигнальные карточки, отвечают на вопросы, получают монеты.

Ответы детей.

Складывают монеты в прозрачную банку-копилку.

Подходят к доске, смотрят на карту.

Дети осматривают группу.

Слушают героя.

Ответы детей.

Дети делятся на пары, подходят к столам, собирают разрезные купюры, договариваются о том, кто о чем будет рассказывать.

Попарно рассказывают.

Дети опускают монеты в копилку.

Подходят к доске, называют следующий пункт на карте: флаг России и купюра.

Садятся на стулья напротив экрана, выполняют игровое задание.

Опускают монеты в копилку.

Возвращаются к карте. Отмечают, что следующий знак – нота.

Образуют круг, выполняют движения физкультминутки и подпевают слова.

Дети слушают воспитателя, участвуют в игре.

В итоге игры один или несколько детей обосновывают свой выбор.

Находят игрушку свинью-копилку, достают из нее монеты. Опускают заработанные монеты в копилку для Буратино.

Находят следующий значок - сердце. Садятся на стулья перед экраном. Участвуют в игре.

В конце игры дети (по необходимости с помощью воспитателя) формулируют вывод о том, что любовь, дружбу, счастье, здоровье, явления природы, сон нельзя купить за деньги, их нужно ценить и беречь.

Обращают внимание на карту, значок «тележка для товара», отвечают на вопросы.

Подходят к столу, выполняют игровое задание.

Подходят к импровизированному «магазину», узнают Лису Алису.

Дети отвечают, что хотят купить школьные принадлежности для Буратино. Под руководством Лисы Алисы дети выстраиваются в очередь, называют, товар, который хотят купить, отдают ценник и деньги, получают товар, складывают его в тележку, которую везет Буратино.

Помогают Буратино.

Прощаются с Буратино.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, наша квест-игра подошла к концу. Вы молодцы, справились со всеми испытаниями. Вам понравилось играть? Мирон, какое задание тебе понравилось выполнять больше всего? Почему? А тебе Лера?

(Спрашивает нескольких детей.)

Сюрпризный момент.

Лиса Алиса: Внимание, внимание! Акция! Только в нашем магазине и только сегодня всем детям, купившим школьные принадлежности, вручаются шоколадные монеты!

(Отдает детям копилку, наполненную шоколадными монетами).

Воспитатель: Спасибо, Лиса Алиса. И вам, ребята, спасибо за игру.

Ответы детей.

Благодарят Лису Алису, берут монеты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Квест-игра по основам финансовой грамотности для детей логопедической подготовительной к школе группы «Василёк» «Путешествие с Буратино»

Слайд 4

Блиц-игра «Время – деньги!»

Слайд 5

Игра «Собери купюру»

Слайд 6

Угадай, объект. На какой денежной купюре России изображён?

Слайд 7

Угадай, объект? На какой денежной купюре России изображён?

Слайд 8

Что изображено? На какой денежной купюре России можно увидеть?

Слайд 9

Что изображено? На какой денежной купюре России можно увидеть?

Слайд 10

Что изображено? На какой денежной купюре России можно увидеть?

Слайд 11

Угадай, что изображено? На какой денежной купюре России можно увидеть?

Слайд 12

Музыкальная пауза

Слайд 13

Игра-эстафета «ХОЧУ - НАДО»

Слайд 14

Выбери правильный ответ Игра «Что нельзя купить за деньги?»

Слайд 15

Что нельзя купить за деньги? ЛЮБОВЬ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПРОДУКТЫ

Слайд 16

Что нельзя купить за деньги? ЛЕКАРСТВА ДРУЖБА ИГРУШКИ

Слайд 17

Что нельзя купить за деньги? ПОХОД В КИНОТЕАТР СОЛНЦЕ, НЕБО, ВОЗДУХ ДОМ

Слайд 18

Что нельзя купить за деньги? ТЕХНИКА ВРЕМЯ ОДЕЖДА

Слайд 19

Что нельзя купить за деньги? ШОКОЛАД ВЕЛОСИПЕД СОН

Слайд 20

Что нельзя купить за деньги? СЧАСТЬЕ ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ ТОРТ

Слайд 21

Что нельзя купить за деньги? ЗДОРОВЬЕ АВТОМОБИЛЬ ПУТЕШЕСТВИЯ

Слайд 22

Что нельзя купить за деньги? МЕБЕЛЬ ТАЛАНТ МОРОЖЕНОЕ

Слайд 23

Игра «Живые слова»

Слайд 24

Игра «Запланированная покупка»

Слайд 25

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда по формированию основ финансовой грамотности детей подготовительной группы

ull;Образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности разворачивается не только в форме непосредственной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продо...

Конспект " Путешествие Девочки-Монеточки" в старшей группе по формированию основ финансовой грамотности детей

Конспект "Путешествие Девочки-Монеточки" в старшей группе по формированию основ финансовой грамотности детей...

Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....

НОД по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. «Приключения Буратино и его денежек»

НОД по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. «Приключения Буратино и его денежек» Название: НОД по формированию основ финансовой грамотности д...

Проект по формированию ОСНОВ финансовой грамотности детей подготовительной группы

ull;Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные пр...

Экономика для дошкольника формирование основ финансовой грамотности детей старшего и подготовительного к школе возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 105 комбинированного вида «Улыбка»...