НОД по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. «Приключения Буратино и его денежек»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Бороденко Милена Викторовна

НОД по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. «Приключения Буратино и его денежек»

 

Название: НОД по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. «Приключения Буратино и его денежек»

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, игровая деятельность.
Возраст детей: старший дошкольный возраст.

Задачи:

Дидактические:

- применять первичные экономические знания на практике;
- продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;
- расширять и активизировать словарный запас дошкольников;
- закреплять умение классифицировать предметы по определённым признакам;
- закреплять математические представления о числе, его количественном составе;

- учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и

возможности («хочу» и «надо»)

Воспитательные:

- воспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность;
- воспитывать финансовую культуру;

- воспитывать всесторонне развитую личность.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
- развивать память, мышление, воображение;

- расширять представление о труде, его роли и значимости в жизни человека.

Оборудование:

Шкатулка с зеркалом, 2 мольберта, магниты, предметные картинки, куклы Буратино и Сверчка, фломастеры, карточки для игры «Хочу- надо», ширма для настольного театра, монеты (по 5 штук на каждого ребёнка), кошельки (каждому ребёнку), муляжи овощей, фруктов, хлебобулочные изделия, упаковки чая и т.д.

Интегрируемые образовательные области:

познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, игровая деятельность.

Основной и дополнительные виды деятельности детей на занятии:

Познавательная деятельность; социально-коммуникативная; игровая.

Формы организации деятельности детей на занятии: совместная деятельность с педагогом, самостоятельная деятельность.

Количество детей: 12

Место проведения занятия: групповое помещение

Предварительная работа :

знакомство с профессиями продавец, директор, официант, повар; руководство педагогом сюжетно-ролевыми играми «Магазин», «Кафе», изготовление кошельков из бумаги.

Определение понятий и введение в словарь дошкольников слов: «потребности», товар, цена.

Примерный план занятия:

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примерное время (мин)

Ожидаемый (ые) результат(ы)

Организационный момент

Просит посмотреть в Волшебное озеро и улыбнуться.

Смотрят в волшебную шкатулку, улыбаются себе в зеркало.

3 мин

Создание положительного эмоционального фона

Мотивационно-ориентировочный

Разыгрывает кукольное представление с персонажами,

Проводит игру «Хочу-надо»

Смотрят представление, отвечают на вопросы,

Играют в игру «Хочу-надо»

5 мин

Появление желания помочь персонажу

Поисковый

Просит помочь Буратино выполнить задание на листочках.

Помогают Буратино организовать свой бизнес. Выполняют задание на листочках.

5 мин

Дети самостоятельно решают поставленную задачу

Практический

Просит детей самостоятельно совершить покупки, с учётом их потребностей.

Дети совершают покупки, аргументируют свой выбор.

9 мин

Дети закрепляют полученные знания на практике

Рефлексивно-оценочный

Подводит итог, хвалит ребят, спрашивает, чему научились и как помогли персонажу.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу.

3 мин

Дети дают оценку своей работе

Образовательным продуктом воспитанников

будет являться выполненное задание: лист , на котором отмечены нужные и не нужные вещи для организации кафе.

Результаты развития детей:

формируетсяинтерес к основам финансовой грамотности,

развивается память, мышление, воображение,

развивается бережливость, умение планировать свою деятельность,

дети решают проблемные ситуации,

развивается речь, мышление, память,

развивается бережливость, умение планировать покупки.

Работа с воспитанниками после занятия:

После занятия педагог предлагает воспитанникам вместе проверить выполненные задания на листочках. Похвалить тех, кто справился, разобрать что не верно с теми, кто не справился.

В совместной деятельности педагог может предложить поиграть в сюжетно-ролевую игру «Кафе» и «Магазин».

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Ход НОД

1.Организационный момент.
(воспитатель с детьми стоят в кругу)
Воспитатель. Дети, а вы любите сказки? (Ответы детей)
Воспитатель. Да, в сказке можно встретиться с чудесами и волшебством, невероятными событиями и интересными героями. Сегодня мы отправимся с вами в сказку. Но перед дорогой хочу, чтобы вы заглянули вот в эту волшебную шкатулку. В ней вы увидите волшебное озеро, в отражении которого заметите самого удивительного, уникального, замечательного и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему!
Игра «Волшебное озеро»
Воспитатель. Кого вы увидели? (ответы детей)
Воспитатель. Улыбнулись? Настроение отличное! Теперь и в сказку можно отправляться. (дети садятся на стулья перед ширмой)
2.Основная часть.
Воспитатель. Этот сказочный герой вам всем знаком. Его зовут Буратино. А история с ним приключилась вот какая…
Появляется кукла Буратино
Автор (воспитатель)

Папа Карло дал с собой

Буратино золотой,

Не один а целых 5

Азбуку чтоб покупать.
Сел Буратино на пенёк
Замечтался паренёк…
Бур. Что же мне купить такое?
Может быть авто крутое?
Рогатку, велик и жакет…
А куплю-ка я конфет!
Автор. Вдруг мудрый сверчок из травы выползает

И горестно он головою качает. (появляется кукла Сверчок)
Сверчок. Эх ты, глупый хвастунишка,

Необразованный мальчишка,
Слишком много хочешь ты

Что за глупые мечты!
Воспитатель. Дети, а сверчок оказался прав. Как вы думаете, можно всё хотеть сразу? (ответы детей)
Воспитатель. У каждого человека есть потребности. Это то, что необходимо, без чего нельзя обойтись. Важные потребности для жизни-это потребности «надо», а к которым мы стремимся - потребности «хочу». Надо уметь выбирать то, что тебе нужно больше всего. Поможем Буратино разобраться, что важно приобрести в первую очередь, а что можно приобрести потом.
Дидактическая игра «Хочу-надо»
Воспитатель. Ребята, прикрепляйте на мольберт под зелёный прямоугольник то, что необходимо в первую очередь, а под красный то, чего хочется, но без этого можно обойтись.
(дети на магнитную доску крепят картинки, соответствующие заданию)
Воспитатель. Спасибо, что помогли Буратино разобраться в желаниях, правильно определив самые важные потребности .Но давайте узнаем что же было дальше?
Бур. Что мне делать? Как мне быть?
Как же дальше мне прожить?
Сверчок. 
Начни ка своим трудом деньги зарабатывать!
Воспитатель. Скажите ребята, как можно заработать деньги? (ответы детей)
Автор. .
Решил Буратино открыть своё театральное кафе.
Отыскал мастеров,
Поляночку нашёл,
И кафе там возвел.
Воспитатель. Поможем Буратино построить кафе.
Физминутка «Строители»
1, 2, 3, 4, 5 Руки на поясе, повороты вправо, влево.
Дом большой, высокий строим! Встаём на носочки, тянемся руками вверх
Окна ставим, крышу кроем. «Рисуем» окно, показываем крышу.
Вот какой красивый дом! Показываем жестом «класс!»
Будет всем уютно в нём! Хлопаем в ладоши.
Воспитатель. Ребята, давайте поможем Буратино купить всё необходимое для кафе. На листочках нужно зелёным фломастером обвести то, что понадобится Буратино в кафе, красным фломастером, то, что не пригодится.

Буратино.  Спасибо, ребята, что помогли мне. Теперь моё кафе работает отлично! За это я хочу подарить вам по пять монет. (дарит каждому ребёнку кошелёчек с 5 монетками).Теперь вы сможете сходить в магазин и купить для себя необходимые продукты.
Дидактическая игра «Покупаем товар»
На прилавке лежат муляжи овощей, фруктов, пакетов молока, хлеба и других продуктов. Здесь же находятся различные предметы-игрушки, карандаши, искусственные цветы и т. д. Все товары имеют таблички-ценники с уловным обозначением (круги одного цвета) цены. Каждый ребёнок получает кошелёк, в котором 5 монет. Задача детей:
-посчитать сколько монет:
-выбрать и купить товар и объяснить свой выбор;
-посчитать сколько монет осталось;

3. Рефлексия.
Воспитатель. Молодцы! Вы справились с заданием. Расскажите, чему мы сегодня научились и чем помогли Буратино? (ответы детей)
Воспитатель. Давайте попрощаемся с Буратино и пожелаем ему успехов в труде!

Буратино. До свидания ребята. Приходите ко мне в гости в моё театральное кафе.
(В конце деятельности можно предложить детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Кафе»)

Дидактическая игра «Хочу - надо»

Задание: « Обведи зелёным фломастером то, что понадобится Буратино для работы в кафе, красным – что не пригодится».

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...

Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...

Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...

Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....