Сообщение из опыта работы: «Использование инновационных технологий при изучении основ финансовой грамотности»
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Экономическое воспитание становится одним из остро востребованных направлений современной дошкольной педагогики. Процесс экономического воспитания может быть реализован через различные формы его организации путем применения традиционных и инновационных технологий. В сообщении приводятся примеры использования инновационных технологий в работе по ознакомлению детей подготовительной логопедической группы с основами финансовой грамотности: ИКТ, кейс "Азбука юного финансиста", квест-игра, технология кейс-ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx | 28.82 КБ |
soobshchenie_iz_opyta_rab._szhatie.pptx | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬННОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 196 компенсирующего вида г. Саратова
410022, улица Заречная, 2,тел./факс(845-2) 92-29-52 E-mail: dou196@yandex.ru
«Использование инновационных технологий
при изучении основ финансовой грамотности»
(сообщение из опыта работы)
Подготовили:
воспитатели высшей
квалификационной категории
подготовительной к школе
логопедической группы «Василек»
Кондратьева Н.А., Невская И.Н.
(к пед. совету от 25.02.2022 г.)
2022 г.
Одним из важных и остро востребованных направлений современной дошкольной педагогики становится экономическое воспитание. Обучение основам финансовой грамотности приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности.
Первое знакомство дошкольника с экономикой происходит в семье. Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, ему дарят наличные деньги, он копит их, то есть, получает экономический опыт. Задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться.
Экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:
- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
- с помощью игр, экономических задач, кроссвордов, обучающих мультфильмов и сказок ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными - бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость - с другой;
- научить правильно относиться к рекламе, разбираться в ней;
- показать, как вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Процесс экономического воспитания может быть реализован через различные формы его организации путем применения традиционных и инновационных технологий.
В работе по ознакомлению детей подготовительной логопедической группы с основами финансовой грамотности мы использовали различные формы работы и технологии.
Традиционно нами применялись сюжетно-ролевые игры, например: «Семья», «Супермаркет», «Парикмахерский салон», «Кафе», «Аптека». Подобные игры помогают сделать экономику понятной. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, а также устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции, оказание платных услуг и др.
Большую помощь оказали дидактические игры (печатные и изготовленные нами): «Кем быть?», «Хочу и надо», «Что можно и что нельзя купить за деньги», «Попробуй, объясни» «Денежка без сдачи», «Собери монеты в копилку», «Финансовые парочки», «Разрезные купюры», игры-ходилки. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Особый интерес у детей вызвали интеллектуальные игры-развлечения. Например: «Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», блиц-игра «Маленький финансист», викторины, разгадывание «Экономических ребусов» и «Загадок из кошелька». Интеллектуальная игра позволяет в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.
Неоценимую роль в подготовке и проведении игр, бесед, НОД сыграло использование научно-популярной и художественной литературы. Дети познакомились с книгами по финансовой грамотности (Т. Поповой «Откуда берутся деньги?», Т. Максютова «Куны, каури, копейки», сборник Е. Ульевой Я побеждаю, страхи. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках»), а также авторскими дидактическими сказками, которые мы оформили и объединили в сборник «Сказки дядюшки Финансиста». Конечно же, мы вспомнили и про «Муху-Цокотуху» К. Чуковского, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого и др. Не остались в стороне пословицы и поговорки о труде, деньгах, бережливости, добропорядочности. Дети с удовольствием собирали «Рассыпавшиеся пословицы», которые были оформлены в виде иллюстрированных карточек. Нами был составлен и оформлен «Экономический словарик», к нему подобраны предметные картинки.
Подробнее остановимся на применении инновационных технологий в нашей деятельности по приобщению детей к основам финансовой грамотности.
Практика показывает, что использование инновационных технологий и форм работы оптимизирует образовательно-воспитательный процесс, делает его более привлекательным для детей, расширяет возможности подачи и закрепления материала, дает дополнительный методический инструментарий для педагога.
Нами были использованы следующие инновационные технологии:
- ИКТ (презентации, видеоролики, обучающие мультфильмы, электронные интерактивные игры, фотоколлажи);
- методическое пособие - кейс «Азбука юного финансиста»;
- итоговое мероприятие в виде квест-игры «Путешествие с Буратино»;
- технология кейс-ситуаций.
Расскажем подробнее о применении каждой технологии.
1. Без использования информационно-компьютерных технологий сегодня не обходится ни один образовательный процесс. Создание конспектов бесед, НОД, игр сопровождается со стороны педагога поиском информации и иллюстративного материала в сети интернет. Для современных детей любое образовательное мероприятие более доступно для понимания и интересно, если оно сопровождается показом видеоролика или презентацией. При знакомстве детей с основами финансовой грамотности мы использовали презентации «История возникновения денег», «Деньги мира», «История России на денежных знаках», «В гостях у гнома Эконома», «Загадки по финансовой грамотности» и др. Для того, чтоб дети в любой момент могли вспомнить изученный материал, мы распечатали слайды некоторых презентаций, оформив их в виде альбома и набора карточек.
Электронные интерактивные игры в нашей работе стали незаменимыми помощниками при закреплении представлений о мире финансов. Дети с удовольствием разгадывали экономические загадки и ребусы, выполняли задания сказочных героев, участвовали в электронных викторинах.
Одной из новых форм работы стало для нас использование в образовательной деятельности видеороликов с участием воспитанников группы. Создание таких видеоматериалов небыстрый и трудоемкий процесс. Мы привлекли родителей. Дома дети (с помощью родителей) составили и выучили небольшие рассказы о профессиях своих пап и мам. В группе ребята на НОД, посвященной профессиям, презентовали свои рассказы на фоне фотографий рабочего места своих родителей. Мы смонтировали видеоролик «Калейдоскоп профессий» с выступлениями детей, цель которого – закрепление представлений детей о мире профессий, понимания того, что, деньги зарабатываются в ходе трудовой профессиональной деятельности, что все профессии важны и уважаемы. Также в ходе заучивания и воспроизведения текстов у детей развивалась монологическая речь, память, умение выступать на публике. Впоследствии дети с интересом пересматривали видеоролик со своим участием, а также рассматривали карточки (распечатанные слайды презентации, на фоне которых выступали рассказчики), что свидетельствует о положительном результате нашего опыта.
Важно упомянуть об одной полюбившейся нами и детьми форме подачи информации – фотоколлаже. Мы попросили родителей сфотографировать детей в обстановке, связанной с финансовыми отношениями и прислать фото. Распечатав и сформировав фотоколлаж, мы разместили его сначала в группе для изучения, а потом в раздевалке для дальнейшего закрепления. Наш фотоколлаж «Финансовая грамотность – это модно!» дает возможность не только развивать речь (во время рассказывания о том, где был и что делал), но и закреплять такие понятия, как супермаркет, банк, банкомат, витрина, кассовый аппарат, корзина для товара, банковская пластиковая карта, купюры, монеты, копилка, купля-продажа, выбор товара, оплата товара и услуг и т.д.
Мир экономических понятий и взаимоотношений становится для детей более доступным для понимания при использовании образовательных мультфильмов. В ходе занятий или бесед мы включали серии из мультфильмов «Уроки тетушки Совы: «Азбука денег», «Смешарики: «Финансовая грамотность».
2. Методическое пособие – кейс «Азбука юного финансиста» включает в себя все дидактические игры, изготовленные нами для работы с детьми по финансовой грамотности. Изначально мы задумывали оформить материалы в виде лэпбука. Однако игровых материалов набралось много (целый «чемодан»), поэтому оформили «финансовый кейс», который включает в себя карточки «История России на денежных знаках», «Деньги мира», «Калейдоскоп профессий», альбом «История создания денег», «Говорящие монеты», «Экономические лабиринты», «Экономическая игротека» (картотека словесных игр), а также дидактические игры.
3. Квест-игра «Путешествие с Буратино».
Итоговое мероприятие по изучению основ финансовой грамотности мы провели с использованием инновационной технологии – квеста. Игры в форме квеста сейчас очень популярны среди детей, молодежи и даже взрослых.
Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, благодаря обогащенной предметной среде, общаются с героями, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, выполняя игровые задания совместно или индивидуально. Во время квест-игры дети показали свои знания по основам финансовой грамотности, проявляли способности, развивали навыки коммуникативного взаимодействия. Квест построен по мотивам сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», сопровождался показом презентации на интерактивной доске. В игре участвовали сказочные герои: Буратино и Лиса Алиса. Ребята помогали Буратино заработать монеты для покупки школьных принадлежностей. В ходе игры дети участвовали в блиц-игре «Время-деньги», в игре по парам «Собери купюру», в эстафете «Хочу-надо», в игре с индивидуальными заданиями «Запланированная покупка», а также в играх на интерактивной доске «Угадай объект. На какой денежной купюре России изображен?», «Что можно и что нельзя купить за деньги?». Отдохнули с Буратино во время музыкальной динамической паузы. В процессе игры ребятам удалось убедить сказочных героев в том, что деньги зарабатываются трудом, что покупки нужно совершать обдуманно и не всё можно купить за деньги. В благодарность Лиса Алиса угостила участников шоколадными монетами.
4. Кейс-ситуации. Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Наряду с традиционными консультациями, которые в электронном виде выкладывались нами в мессенджерах («Дошколята и финансовая грамотность», буклет «Финансовая грамотность дошкольников»), была использована новая технология – технология кейсов, точнее, метод кейс-ситуаций. Родителям предлагалось рассмотреть ситуации из сферы отношений взрослых с детьми по финансовым вопросам. Кейс-ситуации были нами оформлены в виде презентации и предложены родителям. Цель кейс-ситуаций: помочь выявить ошибки, которые родители допускают каждый раз, когда приходят с ребенком в магазин или договариваются о подарке. К каждой ситуации приводятся рекомендации, которые педагог может дать родителям для формирования у ребенка правильного финансового поведения. Считаем данную технологию интересной и эффективной, поэтому рекомендуем педагогам обратить на нее внимание.
Вывод:
Процесс формирования у дошкольников основ финансовой грамотности является более действенным и успешным, если в работе с детьми наряду с традиционными методиками применяются инновационные технологии.
Источники:
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. Для детей 5 – 7 лет. – М., 2018.
- Царук Е. Проект «Города России на современных денежных купюрах // Дошкольное воспитание. – 2017. - № 9. - С. 36 – 39.
- Семенкова Е. Как формировать финансовую грамотность у ребенка. Кейсы для онлайн-собрания с родителями. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2020. - № 12. – С. 52 – 57.
- Семенкова Е. Семь тем для занятий с дошкольниками, чтобы организовать курс по финансовой грамотности. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2020. - № 9. – С. 50 – 55.
- Шатова А. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы. – Дошкольное воспитание. – 2018. - № 2. – С. 22 – 26.
- Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: М.О. Еремина и др. – Калининград, 2017.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мудрый человек держит деньги в голове, но не в сердце» (Джонатан Свифт) Обучение основам финансовой грамотности приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений: • научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; • с помощью игр, экономических задач, кроссвордов, обучающих мультфильмов и сказок ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений; • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными - бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость - с другой; • научить правильно относиться к рекламе, разбираться в ней; • показать, как вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Процесс экономического воспитания может быть реализован через различные формы его организации путем применения традиционных и инновационных технологий. В работе по ознакомлению детей подготовительной логопедической группы с основами финансовой грамотности мы использовали традиционные и инновационные формы и технологии. Традиционно нами применялись сюжетно-ролевые игры, например: «Семья», «Супермаркет», «Парикмахерский салон», «Кафе», «Аптека». Подобные игры помогают сделать экономику понятной. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, а также устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции, оказание платных услуг и др.
С южетно-ролевые игры «Супермаркет» « Кафе »
Большую помощь оказали дидактические игры (печатные и изготовленные нами): «Кем быть?», «Хочу и надо», «Что можно и что нельзя купить за деньги», «Попробуй, объясни» «Денежка без сдачи», «Собери монеты в копилку», «Финансовые парочки», «Разрезные купюры», игры-ходилки. «Денежка без сдачи» «Финансовые парочки»
«Хочу и надо» «Что можно и что нельзя купить за деньги»
игры-ходилки «Разрезные купюры»
Особый интерес у детей вызвали интеллектуальные игры-развлечения. Например: «Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», блиц-игра «Маленький финансист», викторины, разгадывание «Экономических ребусов» и «Загадок из кошелька». Интеллектуальная игра позволяет в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.
Использование научно-популярной и художественной литературы. Дети познакомились с книгами по финансовой грамотности (Т. Поповой «Откуда берутся деньги?», Т. Максютова «Куны, каури, копейки», сборник Е. Ульевой Я побеждаю, страхи. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках»), а также авторскими дидактическими сказками, которые мы оформили и объединили в сборник «Сказки дядюшки Финансиста». Конечно же, мы вспомнили и про «Муху-Цокотуху» К. Чуковского, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого и др.
Не остались в стороне пословицы и поговорки о труде, деньгах, бережливости, добропорядочности. Дети с удовольствием собирали «Рассыпавшиеся пословицы», которые были оформлены в виде иллюстрированных карточек. Нами был составлен и оформлен «Экономический словарик», к нему подобраны предметные картинки.
Нами были использованы следующие инновационные технологии: ИКТ (презентации, видеоролики, обучающие мультфильмы, электронные интерактивные игры, фотоколлажи); методическое пособие - кейс «Азбука юного финансиста»; итоговое мероприятие в виде квест-игры «Путешествие с Буратино»; технология кейс-ситуаций.
Без использования информационно-компьютерных технологий сегодня не обходится ни один образовательный процесс. Создание конспектов бесед, НОД, игр сопровождается со стороны педагога поиском информации и иллюстративного материала в сети интернет. Для современных детей любое образовательное мероприятие более доступно для понимания и интересно, если оно сопровождается показом видеоролика или презентацией. При знакомстве детей с основами финансовой грамотности мы использовали презентации «История возникновения денег», «Деньги мира», «История России на денежных знаках», «В гостях у гнома Эконома», «Загадки по финансовой грамотности» и др.
Для того, чтобы дети в любой момент могли вспомнить изученный материал, мы распечатали слайды некоторых презентаций, оформив их в виде альбома и набора карточек.
Электронные интерактивные игры в нашей работе стали незаменимыми помощниками при закреплении представлений о мире финансов. Дети с удовольствием разгадывали экономические загадки и ребусы, выполняли задания сказочных героев, участвовали в электронных викторинах.
Одной из новых форм работы стало для нас использование в образовательной деятельности видеороликов с участием воспитанников группы. Дома дети (с помощью родителей) составили и выучили небольшие рассказы о профессиях своих пап и мам. В группе ребята на НОД, посвященной профессиям, презентовали свои рассказы. Мы смонтировали видеоролик «Калейдоскоп профессий» с выступлениями детей. Впоследствии дети с интересом пересматривали видеоролик со своим участием, а также рассматривали карточки (распечатанные слайды презентации, на фоне которых выступали рассказчики).
Фотоколлаж «Финансовая грамотность – это модно!»
Мир экономических понятий и взаимоотношений становится для детей более доступным для понимания при использовании образовательных мультфильмов . Мы показывали «Уроки тетушки Совы: «Азбука денег», « Смешарики : «Финансовая грамотность».
Методическое пособие – кейс «Азбука юного финансиста» включает в себя все дидактические игры, изготовленные нами для работы с детьми по финансовой грамотности: карточки «История России на денежных знаках», «Деньги мира», «Калейдоскоп профессий», альбом «История создания денег», «Говорящие монеты», «Экономические лабиринты», «Экономическая игротека» (картотека словесных игр), а также дидактические игры.
Квест-игра «Путешествие с Буратино» Итоговое мероприятие по изучению основ финансовой грамотности мы провели с использованием инновационной технологии – квеста.
Во время квест-игры дети показали свои знания по основам финансовой грамотности, проявляли способности, развивали навыки коммуникативного взаимодействия. Квест построен по мотивам сказки А. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик», сопровождался показом презентации на интерактивной доске. В игре участвовали сказочные герои: Буратино и Лиса Алиса. Ребята помогали Буратино заработать монеты для покупки школьных принадлежностей. В ходе игры дети участвовали в блиц-игре «Время-деньги», в игре по парам «Собери купюру», в эстафете «Хочу-надо», в игре с индивидуальными заданиями «Запланированная покупка», а также в играх на интерактивной доске «Угадай объект. На какой денежной купюре России изображен?», «Что можно и что нельзя купить за деньги?». Отдохнули с Буратино во время музыкальной динамической паузы. В процессе игры ребятам удалось убедить сказочных героев в том, что деньги зарабатываются трудом, что покупки нужно совершать обдуманно и не всё можно купить за деньги.
Кейс-ситуации Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Наряду с традиционными консультациями, которые в электронном виде выкладывались нами в мессенджерах («Дошколята и финансовая грамотность», буклет «Финансовая грамотность дошкольников»), была использована новая технология – технология кейсов , точнее, метод кейс-ситуаций . Родителям предлагалось рассмотреть ситуации из сферы отношений взрослых с детьми по финансовым вопросам. Кейс-ситуации были нами оформлены в виде презентации и предложены родителям.
Цель кейс-ситуаций: помочь выявить ошибки, которые родители допускают каждый раз, когда приходят с ребенком в магазин или договариваются о подарке. К каждой ситуации приводятся рекомендации, которые педагог может дать родителям для формирования у ребенка правильного финансового поведения.
Вывод: Процесс формирования у дошкольников представлений по основам финансовой грамотности является более действенным и успешным, если в работе с детьми наряду с традиционными методиками применяются инновационные технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»....
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисцип...
сообщение «Основные формы работы с дошкольниками по формированию основ финансовой культуры и экономического мышления»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста...
Презентация "Использование лэпбуков для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Дети, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магази...
Сообщение: «Технологии, методы и формы организации по формированию основ финансовой грамотности в дошкольном учреждении».
Материал излагает используемые технологии, методы, формы и приемы используемые в дошкольном учреждении для формирования у дошкольников старшего возраста основ финансовой грамотности....
План работы с родителями по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на 2022-2023 учебный год
Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника....
Опыт работы с родителями по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Финансовая грамотность - это особое качество человека....