Сообщение: «Технологии, методы и формы организации по формированию основ финансовой грамотности в дошкольном учреждении».
методическая разработка
Материал излагает используемые технологии, методы, формы и приемы используемые в дошкольном учреждении для формирования у дошкольников старшего возраста основ финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_.docx | 37.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение:
«Технологии, методы и формы организации по
формированию основ финансовой грамотности в дошкольном учреждении».
Подготовила: Нестеренко Галина Ивановна
старший воспитатель МДОУ «Детский сад №62»
«Если хочешь быть богатым,
нужно быть финансово грамотным»
Роберта Кийосаки:
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным.
Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже, сталкиваются с рекламой, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Формирование общей культуры личности детей - задача федерального государственный образовательного стандарта дошкольного образования. Она включает экономическую культуру. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качеств (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, осуждение жадности и расточительности).
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. И вот тут педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, наставником, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие технологии, формы и методы работы использует педагог. Использование разнообразных форм, дает педагогу возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, сделать процесс познания экономики интересным и доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
В процессе организации образовательной деятельности по изучению финансовой грамотности используются как традиционные, классические формы и методы (игра, беседа, чтение, экскурсии, театрализованные постановки и др., так и современные (проектная деятельность, мастерские, проблемные ситуации, викторины и конкурсы, кейс методы, создание мультфильмов, коллекционирование и др. ). Все формы носят интегративный характер и позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения. Именно через нее ребенок осваивает и познает мир. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.
В дидактических, настольных играх: «Менеджер», «Доход-расход», «Русская ярмарка», «Волшебный кошелек» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания. Знакомство с новым материалом интересно и увлекательно проходит в ходе игры - путешествия: «Музей денег», «Путешествие в прошлое».
Одно из актуальных направлений внедрения ИКТ в образовательный процесс с дошкольниками – мультимедийные презентационные технологии, что позволяет внести эффект наглядности в занятия и помогает ребёнку усвоить материал быстрее. В работе по формированию основ финансовой грамотности используются в основном экскурсии на экономические объекты: заводы, магазины, шахты, биржи, банки, музеи, учебные заведения.
С помощью виртуальных экскурсий можно побывать в любой точке земного шара. Провести экскурсию можно разными способами: фотопутешествие (с каким-либо героем); видео экскурсии и видео путешествие какой-либо семьи.
С целью поддержания мыслительной активности используются приемы, стимулирующие познавательный поиск: детям предлагается задать вопросы о том, что их заинтересовало, что кажется непонятным; вспомнить соответствующее стихотворение, пословицу, народную примету, загадку.
Интеллектуальные игры, викторины хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам. Такие игры, позволяют в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.
Финансовая сторона жизни затрагивается в детских сюжетно-ролевых играх, ведь еще в младшей группе все дети играют в магазин, кафе, парикмахерскую, то есть примеряют на себя роли продавца, покупателя.
Основной принцип в организации игровой деятельности – это тематический подход. «Игра в одной теме» помогает поэтапно вводить ее содержание в воспитательно-образовательный процесс. Взаимосвязано проходят ролевые игры: «Рекламное агентство», «Фермерская ярмарка», «Супермаркет», «Рынок», «Аукцион, «Удачная покупка» и пр. (А.А. Смоленцева «Введение в мир экономики или Как мы играли в экономику»).
Дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща и договариваться. Что особенно ценно, у них появляется интерес к новым, современным профессиям.
Современной и увлекательной формой работы с детьми по формированию финансовой грамотности является Квест – игра, в основе которой лежит проблемно – поисковый метод, что сближает её с развивающим обучением. Дети не только овладевают необходимыми представлениями, но и учатся самостоятельно мыслить, принимать решения, отстаивать свою точку зрения, добывают знания самостоятельно.
Овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы, пословицы, поговорки и др). Особое место занимает работа над народными сказками. В любой сказке есть экономическая составляющая.
Например, сказка «Репка» показывает эффективности коллективного труда, работая над сказкой «Колобок» дети познакомятся с такими экономическими категориями, как труд, изделие; «Терем – теремок» - труд, разделение труда, польза, выгода; «Морозко» - награда, расплата, убытки и т. д.
Умелое использование воспитателем приемов и методов технологии ТРИЗ позволяет развивать у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов.
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий.
Используются: метод проблемных и исследовательских ситуаций, ТРИЗовские игры: «Хорошо-плохо», «Чем был - чем стал», «Аукцион» и.т.
Технология проектной деятельности позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника это: «Юный финансист», «Страна Экономика». «Трудиться полезно и почетно», «В гости к Гному-Эконому», «Зачем человеку деньги?».
Ситуационные задачи решаются на примере разбора конкретной ситуации. Эта новая технология, предполагает организацию включения ребенка в череду разнообразных, ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт.
Источником для разработки ситуационных задач, могут послужить факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, средства массовой информации и др.
Освоение различных цифровых платформ предлагает новую форму работы с воспитанниками маленький блогер – дети выступают в роли финансовых блогеров и знакомят подписчиков с финансовыми инструментами, семейным бюджетом, зарабатыванием денег трудом и прочими основами финансовой грамотности. Цель такой формы: обучение старших дошкольников создавать качественный, информативный контент по финансовой грамотности в сети.
Технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку, соблюдая определенные правила поведения и выполняя задания. В конце обязательный рефлексивный круг (Где был? Что запомнилось? Хочешь ли ещё сюда прийти? и т.д.). Проведению «Клубного часа» предшествует подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.
Технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по карте-панно «Река времени» и «Путешествие по карте». По карте панно можно проследить историю денег, торговли, профессий, а по географической карте отправиться в разные страны и познакомиться там с финансовой жизнью, деньгами, финансовыми привычками и
Формирование предпосылок финансовой грамотности в рамках трудовой деятельности. Финансовое образование строго настаивает на качественном труде, т.к. от этого зависит выгода от товара. В этом понимании воспитатель может брать на себя роль «Купца» и оценивать товар за его качество. Для изготовления товара на продажу можно организовать «Мастерскую», «Фабрику игрушек», «Дом моделей», «Ателье маленькой модницы», «Строительную компанию» и пр.
Мастерская– как форма организации продуктивной деятельности, позволяет развивать социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.
В мастерской дети готовят рисунки «Моя будущая профессия», «Мои добрые дела», лепят из пластилина, теста, глины, вырезают из цветной бумаги «деньги будущего», создают рекламные буклеты и поделки «Мой товар на ярмарку», «Игрушка своими руками». Можно изготовить совместно с детьми коллекции денег, копилки.. Сделать атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Театрализованные постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать деньги, желания и потребности, тратить, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, планировать, занимать, долг и пр.
Все выше перечисленные технологии, формы и методы работы с дошкольниками позволяют сформировать у детей представление об экономике и тем самым повысит уровень их компетентности в вопросах потребительства и укрепления экономических знаний в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Успехов Вам и Вашим детям в освоении основ финансовой грамотности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Тема «Азбука денег» Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить с понятием «деньги», «монета», &l...
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.
Перспективное планирование, конспекты занятий, проект, игры по финансовой грвмотности....
Проект " Финансовая грамотность в дошкольном учреждении"
Проект для подготовительной группы...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Целью статьи является расширение основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...
Семинар-практикум «Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности»
Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.Задачи:- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями-расширить кругозор педагогов п...
Консультация для воспитателей Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности
Наряду с игрой важное место в формировании финансовой грамотности занимают такие методы, как создание проблемных ситуаций или подготовка и реализация различных проектов....
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».учитель - логопед ВАРЛАМОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА...