Квиз-игра "Финансовый эрудит"
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Вопросы финансов затрагивают все сферы жизни современного человека, а финансовая грамотность стала необходимым жизненным навыком, как умение читать и писать. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием, строить долгосрочные планы и добиваться успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intel_igra_finansovyy_ring.docx | 261.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» № 6 «Почемучка»
п.Новоорск Новоорского района Оренбургской области
КВИЗ-ИГРА
для педагогов МДОУ «Детский сад» № 6 «Почемучка» п.Новоорск
Подготовила:
Старший воспитатель Шиваракова Р.Е.
п.Новоорск
Вводное слово ведущего: Вопросы финансов затрагивают все сферы жизни современного человека, а финансовая грамотность стала необходимым жизненным навыком, как умение читать и писать. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием, строить долгосрочные планы и добиваться успеха.
Проведенные исследования уровня финансовой грамотности населения России, показали, что у 60% лиц отсутствие знаний и навыков в сфере финансовой грамотности, либо оценили их как неудовлетворительные. Эта же категория лиц показала наиболее неудовлетворительные знания в части понимания своих прав как потребителей финансовых услуг. Лица с низким и средним доходом наиболее склонны к принятию необоснованных решений, при этом неверные решения относительно использования личного бюджета наиболее болезненно сказываются на их жизненном уровне.
Поэтому Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком был запущен проект, целью которого является - повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам.
Уважаемые педагоги, сегодня я предлагаю вам отправиться вместе со мной в удивительный игровой мир поиграть в квиз-игру «Финансовый сектор», которая позволит вам совершенствовать профессиональные компетенции в области финансовой грамотности.
Задачи:
- Формирование разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.
- Пробуждение интереса к финансовой грамотности
- Сплочение коллектива участников
- Развитие практических умений быстрого и правильного нахождения и принятия решений в ходе игры.
Подготовительный этап: на столе находится вращающийся барабан, состоящий из 12 секторов. Участники делятся на две команды.
Правила игры:
- Перед вами круг, разделенный на 12 цветных секторов. Каждый сектор обозначает определенный раздел, в котором содержатся вопросы. С помощью барабана вы можете открыть 6 секторов и заработать деньги, правильно ответив на вопросы сектора. Стоимость вопроса в секторе у каждого своя.
- Каждый участник команды по очереди крутит барабан. После того, как участники команды посовещаются, называвший номер сектора дает полный ответ. Если ответ дан правильно, команда зарабатывает деньги.
Если ответ не правильный –деньги не получаете. - Болельщики, своим участием в предлагаемых им заданиям, тоже могут заработать деньги. За каждый верный ответ 1 рубль.
- Помогать мне будет ______________________________
Итак, мы начинаем.
Ход игры:
Ведущий: Приветствие участников, объяснение правил игры.
Шуточные вопросы для определения права первого хода.
- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар).
- Мотоцикл экономит время, а велосипед что экономит? (деньги).
- Чтобы партнёров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры).
- Учреждение, в котором хранят деньги (банк).
- Он в нашем доме считает электроэнергию (счётчик).
- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог).
- Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата).
- За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробил (кассир).
- Информация о товаре (реклама).
- Что такое бартер? (обмен).
- Место, где продают товар по строго фиксированным ценам (магазин).
- Любой предмет, который можно купить или продать (товар).
- Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы).
- В чём измеряется цена товара? (в деньгах)
- Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы (ссуду)
- Место торговли, где можно торговаться (рынок).
- И врачу, и акробату выдают за труд (зарплату).
- Как называются иностранные деньги? (валюта).
- На товаре быть должна обязательно (цена).
- То, что продаётся или покупается (товар)
- Кто посоветовал Буратино закопать свои деньги на Поле Чудес? (Лиса Алиса и Кот Базилио)
- Какой товар приобрела на базаре Муха-Цокотуха на найденную денежку? (самовар)
- Какой эпитет (т.е. слово в переносном значении) часто употребляется при описании новой денежной купюры? (хрустящая)
- Какие знаки надеется увидеть на денежных банкнотах каждый кассир? (водяные)
СЕКТОР 1 «МЫСЛИ МУДРЫХ»
Задание: Замените цифры буквами по номеру в алфавите, чтобы получить изречение известного человека.Объясните полученную фразу.
Вариант 1
6 19 13 10 23 16 25 6 26 28 2 29 20 28 2 16 4 1 20 29 14, 15 21 8 15 16 2 29 20 28 22 10 15 1 15 19 16 3 16 4 18 1 14 16 20 15 29 14
Ответ:Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным.
Вариант 2
9 1 18 29 20 29 11 12 13 1 5 18 8 1 3 6 6 2010 4 15 10 7 20 13 10 26 30 3 16 2 16 18 16 20 6 9 16 13 16 20 16 18 1 19 20 7 20. 26 6 12 19 17 10 18
Ответ: Зарытый клад ржавеет и гниет, лишь в обороте золото растет. Шекспир Цена правильного ответа 50 рублей
СЕКТОР 2 «СЕМЕЙНАЯ КОПИЛКА»
Задание: Семья Ивановых и Петровых мечтают выехать на отдых к морю. Стоимость путевки на 1 человека составляет 32000, включая проживание и питание. Их доход не позволяет сразу потратить такую сумму, и они приняли решение – накопить на отдых. Высчитайте, за какой период времени их мечта осуществится при следующих данных.
Семья Ивановых (отец, мать, дочь15 лет, сын5 лет, бабушка) | Семья Петровых (отец, мать, дочь18 лет, сын10 лет) |
Доходы: зарплата: отец – 45000, мать –38000, стипендия: 2500, детское пособие – 300 рублей. | Доходы: зарплата: отец – 38000, мать –21000, пенсия бабушки: 12000, детское пособие – 400 рублей. |
Расходы: питание – 20000, коммунальные платежи (свет, газ, вода, телефон) – 7000, кредитные платежи – 25000, прочиетраты – 15000. | Расходы: питание – 26000, коммунальные платежи (свет, газ, вода, телефон) – 5000, лекарства для бабушки – 7000, прочиетраты – 19000. |
Экономия бюджета: 18000 | Экономия бюджета: 13600 |
Цена правильного ответа 50 рублей
СЕКТОР 3 «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ»
Задание: Сейчас я каждой команде по очереди буду давать описание экономического понятия, а вы меня выслушайте, посовещайтесь и дайте название «понятию» которому на ваш взгляд соответствует данное описание.
1. Набор различных видов выпускаемой на предприятии продукции, товаров (на складе, в магазине) или предлагаемых услуг. (Ассортимент)
2. Торговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам. (Распродажа)
3. Учреждение, обладающее правом распоряжаться временно свободными деньгами (вкладами) предприятий, организаций и отдельных людей и осуществлять все виды денежных расчетов, выпуск ценных бумаг и другие функции, связанные с денежным обращением. (Банк)
4. Определенная сумма денег, которую каждому производителю товара, каждому получателю дохода, каждому владельцу имущества необходимо уплатить государству для пополнения государственного бюджета. (Налог)
5.Неспособность гражданина или фирмы платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств. (Банкротство)
6. Положительная разница между доходами и расходами. (Прибыль)
7. Денежное выражение стоимости товара или услуги. (Цена)
8. Продукт труда, произведенный для продажи. (Товар)
9. Покупка и продажа средств производства и предметов потребления большими партиями, с целью их дальнейшего использования в производственном процессе или для перепродажи. (Оптовая торговля)
10. Целенаправленное распространение сведений (информации) о потребительских свойствах товаров или услугах с целью их продажи. (Реклама)
Цена правильного ответа 10 рублей
СЕКТОР 4 «РЕКЛАМНАЯ СТРАТЕГИЯ»
Задание командам:
Ведущий:Всем давно известно, что «реклама двигатель прогресса»!
Кто хочет свой товар продать,
Тот с нею должен подружиться
И будут так товар хвалить,
Что долго он не заежиться.
Вы, конечно, догадались, что речь идет о РЕКЛАМЕ!
«…….завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету планируется начать выпуск новогосорта……..»«МОЛОЧНОЕ» и «ШОКОЛАДНОЕ».
Ваша задача разрекламировать товар, не называя его.
Если остальные игроки догадаются, что вы рекламируете, вы получите –
3 монетки.
(один участник рекламирует товар, а остальные отгадывают)
Вы можете придумать слоган, т. е. лаконичную, легко запоминающуюся фразу, выражающую суть рекламного сообщения, к рекламе …….
Что характерно для хорошей рекламы:
КРАТКОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ
Сливочный пломбир «Советский»
Слоганы: По-настоящему сливочный!
Вкус детства.
«Умка», пломбир в шоколаде
Слоганы: Мой самый любимый!
Прокачано шоколадом.
Цена правильного ответа 50 рублей
СЕКТОР 5 «ФИНАНСОВОЕ МОШЕННИЧЕСТВО»
Задание для педагогов:
Родители рассказали Кате и Диме, что любые операции – кредитование, инвестирование, приобретение банковских продуктов и другое – могут быть связаны с опасностью «встречи» с мошенниками. К выбору поставщика финансовых услуг необходимо подходить тщательно. Существует целый ряд случаев недобросовестного выполнения или умышленного невыполнения взятых обязательств по представлению товара или услуг с целью овладеть средствами потребителей.
Какие признаки, за которыми могут скрываться компании-мошенники, нужно знать, чтобы себя обезопасить?
Отметьте признаки за которыми могут скрываться компании-мошенники (поставьте галочки)
Лицензия на право деятельности отсутствует, а по настойчивой просьбе клиента была предъявлена лицензия, выданная другой фирме. | + |
Активно ведется распространение информации о компании, особенно через соц.сети | |
Устав фирмы не размещен в интернете, а в офисе вам его не хотят показывать | + |
Информация о компании размещена на нескольких сайтах, которые пользуются популярностью | |
Фирма обещает гарантированно высокие проценты | + |
Просьба клиента получить возможность предварительно ознакомится с договором игнорируется | + |
Клиентам предлагается пройти обучение, посетить установочный семинар |
Цена за правильный ответ 10 рублей
СЕКТОР 6 «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕСТ»
Ответь на вопросы теста.
1.Центральный банк оказывает услуги:
а) гражданам;
б) организациям;
в) коммерческим банкам;
г) всем перечисленным субъектам.
2.Коммерческие банки не могут оказывать банковские услуги, если:
а) у них нет лицензии на осуществление банковских операций;
б) они не принимают деньги во вклады;
в) они не выдают кредиты;
г) они устанавливают слишком высокие процентные ставки по кредитам.
3.Считывающие устройства устанавливаются на:
а) компьютере;
б) эскалаторе;
в) банкомате;
г) мобильном телефоне.
4.Если банк принимает денежные средства при отсутствии у него лицензии на право привлечения денежных средств физических лиц во вклады, то такая операция:
а) допустима, но проценты по вкладу будут ниже, чем в других банках;
б) допустима, но проценты по вкладу будут выше, чем в других банках;
в) допустима, но проценты по вкладу будут на том же уровне, что и в других банках;
г) недопустима.
5.Центральный банк регулирует денежно-кредитную сферу для того, чтобы:
а) контролировать уровень инфляции;
б) контролировать издержки производства предприятий;
в) повышать уровень собираемости налогов;
г) поддерживать экологическую ситуацию в стране.
Ключ 1- в, 2- а, 3 - в , 4 - г, 5 – а
Цена правильного ответа 10 рублей
СЕКТОР 7 «А У НАС ПОСЛОВИЦЫ»
Команде даётся карточка с началом известных пословиц и поговорок. Задание: закончить их.
Пословицы и поговорки:
О труде
По работе и плата.
Кончил дело – гуляй смело.
Терпенье и труд все перетрут.
Труд кормит, а лень портит.
О деньгах, цене
Деньги – не люди, лишними не будут.
Доход не живет без хлопот.
Получишь доход – явится и расход.
О купле-продаже, товаре
Хороший товар на полке не залежится.
На что спрос, на то и цена.
Кота в мешке покупать нельзя.
О бережливости
Бережливость лучше богатства.
Бережливая вещь два века живет.
Запас человека не портит.
О лени
Леность наводит на бедность.
Лень до добра не доводит.
О добре
Доброго держись, а от худого удались.
Доброе дело само себя хвалит.
О жадности и зависти
В одну лапу всего не сгребешь.
В чужой лодке всегда больше рыбки.
Глаза завидущие, руки загребущие.
Жадность – что река: чем дальше, тем шире.
Ни себе, ни людям.
Цена правильного ответа 10 рублей
СЕКТОР 8 «ЦЕННЫЕ БУМАГИ»
Соотнесите предложенные понятия и определения
1.Листинг | А) это стартовый капитал компании, с которого она начинает свою коммерческую деятельность |
2.Фондовый рынок | Б) это платежи за пользование компанией твоими деньгами |
3.Купонные выплаты | В) это пакет акций (доля в уставном капитале), позволяющий владельцу пакета блокировать решения общего собрания акционеров в случае, если они для него невыгодны. |
4.Привилегированные акции | г) это ценная бумага, которая удостоверяет долговое обязательство компании перед владельцем и предусматривает погашение обозначенной в ней суммы в оговорѐнные сроки, а также выплату предусмотренных купонных платежей. |
5. Облигации | Д) это сегмент финансового рынка, на котором происходит купля-продажа ценных бумаг. |
6.Уставный капитал | Е) это особая процедура отбора акций, которые могут быть допущены к продаже на бирже. |
7.Обыкновенные акции | Ж) это акции, ограничивающие права своих владельцев на участие в голосовании на общем собрании акционеров, но дающие своим владельцам гарантию выплат дивидендов |
8.Блокирующий пакет акций | З) это акции, удостоверяющие право своих владельцев на участие в общем собрании акционеров, в голосовании по принимаемым ими решениям, на долю чистой прибыли |
Ключ: 1-Е; 2-Д; 3-Б; 4-Ж; 5-Г; 6-А; 7-З; 8-В.
СЕКТОР 9 «ЭКОНОМИКА В СКАЗКАХ»
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем познакомить детей с различными экономическими понятиями, с деньгами.
Задание 1
- Определите, какие экономические понятия можно рассмотреть в данных сказках
1. «Сказка о рыбаке и рыбке» (потребности для жизни)
2. «Федорино горе» (Труд)
3. «Кот в сапогах» (реклама)
4. «Огниво» (обмен, деньги)
5. «Терем-теремок» (распределение труда)
6. «Иван царевич и Серый волк» (потребности, обмен, бартер)
7. «Телефон» (Потребности)
8. «Муха-цокотуха» (Деньги)
Задание 2 «Деньги в сказках» .
Вы с детства знаете книги: «Три мушкетера», «Приключения Пиноккио», «Остров сокровищ», «Али-Баба и сорок разбойников». Назовите названия денежных единиц, которыми расплачиваются в этих книгах.
Ответы:
пистоль — «Три мушкетера»
сольдо — «Приключения Пиноккио»
пиастр — «Остров сокровищ»
динар — «Али-Баба и сорок разбойников»
СЕКТОР 10 «ПРОБЛЕМА»
Методист: Предлагаю рассмотреть несколько ситуаций.
• Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?
Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него«денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.
• Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?
Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.
• Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?
Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь, будете платить все больше и больше.
СЕКТОР 11 «МУЛЬТИ - ПУЛЬТИ»
Задание: Назовите, из каких мультфильмов эти слова:
- Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу…
- Безвозмездно — то есть даром.
- Tаити, Tаити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят.
- Ой бяда, бяда. Разорение. Запасы не меряны. Убытки не считаны. Разоримся по миру пойдем.
-За последнее время доходы нашего государства уменьшились. После того как был введён налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно! Молчаааать! Кроме того, вводится новый налог на осадки: за обыкновенный дождь — сто лир, за проливной дождь — двести лир, с громом и молнией — триста лир. Молчаааать!
СЕКТОР 12 «ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ»
В каких ситуациях нарушены права потребителя?
(отметьте ответ галочками в каждой строке)
Право потребителяНЕ нарушено
1). Елене отказали обменять в аптеке приобретенные лекарства на другие
2). Сергею отказали обменять кроссовки, которые не подошли по размеру. Он купил их 5 дней назад и не носил.
3). Вернувшись из отпуска, в котором Евгений был 21 день, он попытался поменять купленные перед поездкой брюки. Он не взял их с собой из-за неподходящей расцветки. В обмене Евгению отказали.
4). У приобретенного Сергеем рюкзака сломалась молния. Сергей обратился в магазин в день покупки, но в возврате денег продавец отказал
Рефлексия «Свободный микрофон»:
Командам предлагается ответить на вопрос: Как вы представляете, какой должен быть финансово грамотный человек?
- По окончании игры командам вручаются грамоты с учетом занятых мест, и вручаются призы.
Шиваракова Раиса Евгеньевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-олимпиада "Юный эрудит"
Интелектуальный конкурс для воспитанников дошкольного учреждения....
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ЮНЫЙ ЭРУДИТ»
Интеллектуальная игра...
Комплексно – тематическое планирование в подготовительной группе «Эрудит» (реализация ФГТ)
октябрь тема "Осень"...
Комплексно – тематическое планирование в подготовительной группе «Эрудит» (реализация ФГТ)
Январь "что нас окружает"...
""Юный эрудит
Открытое мероприятие с родителями...
Программа кружка "Эрудит" (вторая младшая группа)
Пояснительная записка Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставит в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить дет...
Интеллектуальная игра - викторина «Юный эрудит» для детей подготовительной группы
Представлен конспект мероприятия для подготовительной группы. Задания подобраны так, чтобы поддерживать интерес каждого ребенка к совместной деятельности со сверстниками, содействовать налаживанию их ...