Организация работы по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста
статья по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Захарова Оксана Владимировна

Формирование финансовой культуры у детей необходимо начинать с дошкольного возраста, так как именно этот период является благоприятным для приближения ребенка к реальности жизни, закладывания основ познания и интереса к образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zaharova_o.v._po_finansovoy_gramotnosti.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста

Формирование финансовой культуры у детей необходимо начинать с дошкольного возраста, так как именно этот период является благоприятным для приближения ребенка к реальности жизни, закладывания основ познания и интереса к образованию.

Находясь в обществе, каждый человек придерживается моральных норм, которые регулируют отношение человека к самому себе, к другим людям, к труду, к природе. В настоящее время эти отношения проявляются в экологической и экономической культуре, в гуманном отношении к окружающему миру, в трудовой направленности.

Отличительные черты финансово грамотного человека:

- он знает свои права;

- владеет актуальной информацией о финансах;

- он ведет учет доходов и расходов;

- умеет выбирать финансовые услуги;

- тратит меньше, чем зарабатывает.

Практика работы по данной теме показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Именно в дошкольном возрасте важно заложить основы трудолюбия, организованности, бережливости, самостоятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная деятельность в дошкольном учреждении должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все образовательные области: социально-коммуникативное; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое развитие.

Содержание образовательных областей зависит от индивидуальных и возрастных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы по основам финансовой грамотности и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка).

Перед организацией детской деятельности, педагогу необходимо тщательно продумывать методы и приемы мотивации и активизации дошкольников, создавать условия для выбора, когда дети становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Необходимо использовать не только традиционные формы работы (беседы, чтение художественной литературы, игры, наблюдения, экскурсии), но и современные (викторины, конкурсы, проблемные задачи, проектную деятельность, моделирование и др.). Примерная тематика сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Аптека», «Строительная компания», «Кафе», «Бюро путешествий», «Автозаправка», «Парикмахерская». Рекомендуемая литература для чтения детям: народные сказки «Колосок», «Трудовые деньги», «Айога», «Муха-Цокотуха», «Мороз Иванович», «Как старик корову продавал». «Каша из топора», «Богач и бедняк», Б. Заходер «Портниха», С. Маршак «Почта», С. Михалков «Дядя Степа», «А что у вас?»,

В. Маяковский «Кем быть», А. Толстой «Буратино», Ш. Перро «Золушка» и т.д.

Обязательным условием при формировании основ финансовой грамотности является модернизация развивающей предметно-пространственной среды в группе. В связи с этим, при проектировании РППС, возможно организовать зоны: информационную (книги, литература, альбомы, плакаты, коллажи); занимательную (головоломки, ребусы, задачи, кроссворды, лабиринты, рабочие тетради с заданиями); игровая (игрушки, предметы, игрушки-заместители, дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, деньги, нарисованные детьми, кошельки, карты, макет-банкомат).

Основу организации образовательного процесса должны определять:

- игра как ведущий вид деятельности ребенка;

- применение наглядности;

- создание развивающей предметной среды;

- обеспечение двигательной активности детей;

- диалогическая форма общения;

- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение детей;

- введение элементов проблемности;

- закрепление понятий в деятельности;

- привлечение родителей к финансовому воспитанию детей.

Первый социальный опыт дети получают в семье, они рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. В процессе организации образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности необходимо включение родителей, как активных участников. Совместно педагогам и родителям, нужно помочь детям разобраться и понять сложные вопросы, возникающие при ознакомлении с миром финансов, создать благоприятные условия для личностного развития. Родители могут раскрыть суть финансовой стороны жизни семьи: кто зарабатывает деньги в семье, кто кем работает (семейные профессии), что такое семейный бюджет и как он формируется, как правильно тратить и экономить деньги.

Основными направлениями и формами работы с родителями (законными представителями) являются: информационные методы (тематические стенды, консультации, вкладка на сайте дошкольного учреждения); практические (семинары-практикумы, тренинги, выставки, экскурсии, встречи с интересными людьми, конкурсы, аукционы, проекты, веб-квесты, финансовые фестивали, ярмарки).

Тесный контакт между воспитателем и семьей помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии ребенка.

Таким образом, основы финансовой грамотности у детей необходимо закладывать с дошкольного детства, обсуждая вопросы экономической культуры с родителями, создавать условия в формировании успешного будущего для подрастающего поколения.

Литература

  1. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации. /Автор-сост. О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 50 с.
  2. Галкина Л.Н. Экономика для детей. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 112 с.
  3. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы. Шатова А.Д. //Дошкольное воспитание. – № 2. – 2018. – с. 22–26.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование совместной деятельности по формированию основ финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста.

Календарно - тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности дошкольников включает комплексную работу по всем областям развития детей подготовительного к школе возраста...

финансовая грамотность с детьми старшего дошкольного возраста

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней восп...

Познавательный проект по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия во взрослую жизнь. Банк»

Паспорт проекта по финансовой грамотности дошкольников «Экскурсия во взрослую жизнь. Банк»Возраст дошкольников: 5-7 летЦель проекта: познакомить воспитанников с работой банка и профессиями...

Опыт работы "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономическ...

Педагогическая статья с описанием опыта работы «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Данная статья раскрывает особенности по работе с детми по теме финансовая грамотность....

"Беспроигрышная лотерея" - игра по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: Организация игры на финансово-экономическое воспитание с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи:  -  Дать детям начальные представления о государственных  лотереях в нашей ст...

Учебно-тематический план по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

№ п/пДатаТема, программное содержаниеВиды самостоятельной деятельности детей. 01.09Диагностика   08.09Диагностика  15.09Диагностика  22.09Труд-продуктПрограммно...