финансовая грамотность с детьми старшего дошкольного возраста
статья по основам финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
финансовая грамотность с детьми старшего дошкольного возраста | 68.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пути формирования финансовой грамотности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями. Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика?
Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению, начал ценностных ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость значительно увеличилась в последние годы.
Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада становится для ребенка авторитетным человеком, наставником, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я».
Основная форма обучения – игра. Именно через неё ребёнок осваивает и познаёт мир.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно – дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
В сюжетно – дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно – игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Одной из форм познавательно – игровой деятельности является и совместная деятельность воспитателя и детей. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, ознакомлению с социальным и предметным миром. Это даёт возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе занятий образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, художественную виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.
У детей часто пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН», «Превращения», «Поиск ресурсов» и др. Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, отгадывание кроссвордов и ребусов, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.
Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).
Значительное место отводится сказке. Народные сказки необходимы для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др.
Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей природы, людей.
Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т. е. среды в котором оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребёнок живёт и развивается.
Доминирующими формами работы является общение педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми и игра. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье.
Вот некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников:
- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;
- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
Только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты и способствуют более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
О влиянии дидактических игр на экономическое развитие дошкольников Хотелось бы вернуться к дидактическим играм:
Игры помогают сделать экономику понятной для детей через моделирование реальных жизненных ситуаций, войти в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений.
Среди разных видов игр особую значимость приобретают дидактические игры экономической направленности. Они способствуют закреплению и расширению знаний об экономических сферах деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков в сфере экономических отношений. Кроме задач общей целевой направленности, эти игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности к привлечению к экономической сфере деятельности
Какие задачи преследуют такие игры?
∙Во-первых, это создание у ребенка понимания, что для того, чтобы получить желаемое, необходимо приложить определенные усилия.
∙Во-вторых, формирование логической связи «мысль-действие-результат» для того, чтобы ребята четко понимали, что для достижения поставленной ими цели необходимо продумать тактику своего поведения и только потом ее реализовывать.
∙В-третьих, формирование осознания, что собой представляют деньги,
как их получают и как с их помощи можно достичь поставленной цели.
∙И, наконец, в-четвёртых, формирование связей между экономическими
и нравственными понятиями. В качестве средства формирования финансовой грамотности мы использовали дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления
детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые
экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое
количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными
объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации:
операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно
для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная
возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога.
Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети
учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления.
Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе
создаются необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
Для удобства все дидактические игры мы разделили по блокам
I блок. «Человек и его потребности»
II блок. «Работник. Кто производит товары? Товар»
III блок. «Потребитель. На что расходуем деньги? Семейный бюджет»
IV блок. «Деньги, обмен, торговля, реклама»
Цель первого блока —формирование у детей представлений о материальных и духовных потребностях человека, воспитание осознанно правильного отношения к предметам и явлениям окружающего мира.
Второй блок игр направлен на знакомство детей с производителями товаров и услуг, на то, чтобы показать взаимосвязь потребления и производства товаров, потребления и предлагаемых услуг; воспитание уважительного отношения к труду и людям труда.
Цель третьего блока —научить детей выделять основные направления использования денег людьми, дать представление о семейных доходах и расходах, о семейном бюджете, развивать основы экономического мышления, формировать привычки нравственно-экономического поведения.
Четвертый блок ориентирован на закрепление представления детей о деньгах как универсальном средстве обмена, спросе и предложении, их влиянии на величину цены, об обмене товарами и услугами; формирование основ экономической культуры личности ребенка.
Несколько примеров задний, игр, которые мы используем в своей работе:
ЗАДАНИЕ 1. «Кто последний?
Перечислите книги, фильмы, мультфильмы, способствующие развитию финансовой грамотности дошкольников. (команды по очереди называют, проигрывает та команда от которой не поступило очередного названия)
Буратино, Дюймовочка, Бременские музыканты, Ослиные уши, Сказка о золотой рыбке, Сказка о попе и его работнике Балде, Золушка, Морозко, Цветик – Семицветик, Конек – Горбунок, Огниво, Кот в сапогах, Фиксики- Копилка, Сказка о зоотом петушке, Фунтик и т.д.
ЗАДАНИЕ 2. «У кого больше» Перечислите игры, способствующие развитию экономических знаний и навыков (выигрывает та команда, которая перечислила большее количество)
«Семья», «Дочки-матери» «Столовая», «Кафе» «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход», «Зоопарк», «Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Дорожное движение», «Водители», «Магазин», «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье», «Монополии» и др.
ЗАДАНИЕ 3. «А у нас…пословицы и поговорки»
О труде
По работе и плата.
Кончил дело – гуляй смело.
Терпенье и труд все перетрут.
Труд кормит, а лень портит.
О деньгах, цене
Деньги – не люди, лишними не будут.
Доход не живет без хлопот.
Получишь доход – явится и расход.
О купле-продаже, товаре
Хороший товар на полке не залежится.
На что спрос, на то и цена.
Кота в мешке покупать нельзя.
О бережливости
Бережливость лучше богатства.
Бережливая вещь два века живет.
Запас человека не портит.
О лени
Леность наводит на бедность.
Лень до добра не доводит.
О добре
Доброго держись, а от худого удались.
Доброе дело само себя хвалит.
О жадности и зависти
В одну лапу всего не сгребешь.
В чужой лодке всегда больше рыбки.
Глаза завидущие, руки загребущие.
Жадность – что река: чем дальше, тем шире.
Ни себе, ни людям.
ЗАДАНИЕ 4. «Валюта стран мира»
Биткойн ДолларЕвро Фунт СтерлинговИенаЮаньРубльШекельРупияТугрикФранк
ЗАДАНИЕ 5. Подвижная игра «Выбор профессии»
Цель: развивать ловкость, скорость реакций, умение бросать и ловить мяч, быстро реагировать и отвечать на вопросы.
Оборудование: резиновый мяч.
Ход игры: дети становятся в круг, воспитатель занимает место в центре круга, в руках держит мяч. Называет профессию и кидает мяч произвольно в руки ребенка. Дошкольник, поймавший мяч, должен сказать, какую работу выполняет представитель данной профессии (например, композитор — сочиняет музыку), после чего возвращает мяч ведущему. Если ребенок затрудняется ответить, то он выходит из круга, а мяч заново разыгрывается ведущим. Выигрывает тот из детей, кто останется в кругу вдвоем с ведущим.
- Автомеханик
- Бухгалтер
- Ветеринар
- Геронтолог
- Дипломат
- Журналист
- Звукорежиссер
- Инкассатор
- Курьер
- Логист
- Менеджер
- Педагог
- Токарь
- Фермер
- Шоколатье
- Этнограф
врачи геронтологи – главные специалисты в области здравоохранения для пожилых людей. Они оказывают помощь при острых и хронических заболеваниях, амбулаторную помощь, принимают участие в уходе за больными как в стационаре, так и на дому. Геронтолог проводит консультации для людей старших возрастных категорий, оказывает информационно-образовательную, профилактическую помощь часто по месту жительства пациента.
ЗАДАНИЕ 6. Физкультминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
ЗАДАНИЕ 10. «Кроссворд»
1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)
2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)
3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)
4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)
5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)
6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)
7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)
В заключении хочется отметить:
вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу. К чему художнику трактор? Ему требуются яркие краски и мягкие кисти. Зато без трактора не обойдется фермер, выращивающий хлеб. У каждой вещи есть свой хозяин. Никогда не покупайте то, что вам не нужно. Любимое дело - наше с вами главное богатство, наш клад. А для того, чтобы что-то уметь, чтобы любимое дело все-таки появилось, надо не переставая учиться. Успехов вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является социальной проблемой с самых р...
Календарно – тематическое планирование совместной деятельности по формированию основ финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста.
Календарно - тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности дошкольников включает комплексную работу по всем областям развития детей подготовительного к школе возраста...
Познавательный проект по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия во взрослую жизнь. Банк»
Паспорт проекта по финансовой грамотности дошкольников «Экскурсия во взрослую жизнь. Банк»Возраст дошкольников: 5-7 летЦель проекта: познакомить воспитанников с работой банка и профессиями...
Организация работы по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста
Формирование финансовой культуры у детей необходимо начинать с дошкольного возраста, так как именно этот период является благоприятным для приближения ребенка к реальности жизни, закладывания основ по...
"Беспроигрышная лотерея" - игра по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: Организация игры на финансово-экономическое воспитание с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи: - Дать детям начальные представления о государственных лотереях в нашей ст...
Учебно-тематический план по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
№ п/пДатаТема, программное содержаниеВиды самостоятельной деятельности детей. 01.09Диагностика 08.09Диагностика 15.09Диагностика 22.09Труд-продуктПрограммно...
Всероссийская викторина «В мире финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста муниципальных дошкольных образовательных учреждений по финансовой грамотности населения.
Презентация фотографий, диплома и благодарственного письма...