Финансовая грамотность в ДОУ
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Финансовая грамотность в ДОУ | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд№1
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего выступления: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
Слайд№2
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Слайд№3
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
К сожалению, финансовой грамоте не обучали в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Слайд№4
Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?
Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца.
Важно привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись. А без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.
Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий обучить дошкольников, следующему:
что такое деньги, какие они бывают;
что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта;
как планировать свои расходы;
техника безопасности использования банковских карт.
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.
Слайд№5
Работу по финансовой грамотности нужно проводить при взаимодействии с семьей
( АНКЕТИРОВАНИЕ, КОНСУЛЬТАЦИИ, РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, СОЗДАНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ)
Слайд№6
Для работы в данном направлении мы используем:
1. ПРИМЕРНУЮ ПАРЦИАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому мы познакомились с некоторыми дополнительными программами по финансовой грамотности:
2. На ее основе была разработана программа дополнительного образования «Школа гнома Эконома» для детей дошкольного возраста 4-7 лет.
3. Дополнительная общеразвивающая программа детей старшего дошкольного возраста «Маленький Экономист» Пестова Т.Г., Рубцова Г.В.;
4. Дополнительная программа по Познавательному развитию «Основы финансовой грамотности» Виноградова К.В.;
5. Дополнительная общеобразовательная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
« Первые ступеньки в мир финансовой грамотности» Зимин Т.А., Исина Н.Ю.;
6. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «Финансовая грамотность дошкольников» Дрыгина Е.Н., Комардина Т.В., Долганова Е.Г.
Материал программы представлен в четырех разделах – блоках: « Труд – продукт», « Деньги, цена, стоимость», « Реклама», «Полезные навыки и привычки в быту». В каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды.
Не смотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде мини – программы, поскольку содержит богатый материал для воспитательно – образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В некоторых частях программа дополняется методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает разработки специальных методических указаний и наглядных пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы.
СЛАЙД №7,8,9,10.
Мы разделили их на 8 экономических блоков:
- ЭКОНОМИКА
- ПОТРЕБНОСТЬ
- ТРУД И ПРОФЕССИИ
- ТОВАР, ТОВАРООБМЕН
- ВЫГОДА И УБЫТОК
- ДЕНЬГИ И БЮДЖЕТ СЕМЬИ
- РЕКЛАМА
- БИЗНЕС И КАПИТАЛ
Программы рассчитаны на детей дошкольного возраста. Их целью является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире.
СЛАЙД № 11
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :
Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
- Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что « из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», - соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
- Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще деньги, быстро и внимательно.
- Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
- Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
- Финансы – это интересно и увлекательно!
Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами.
А что представляют собой деньги? И как они возникли?
Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят.
У первобытных людей не было ни металла, ни бумаги, чтобы изготавливать деньги. А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар.
Намного позже появились металлические деньги: золотые, серебряные, медные.
СЛАЙД № 12,13
Металлические деньги называются монетами. Они разного размера, цвета и достоинства, т.е. стоят по-разному.
Бумажные – банкнотами. Они тоже имеют разное достоинство.
СЛАЙД № 14
Предусматривается чтение сказок, где говорится про деньги или золото как их эквивалент. (Р.н.с. «Курочка Ряба», «Муха – Цокотуха» К. Чуковского, «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина, «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстого).
Дима и Совенок полезная сказка о финансах ЭДУАРДА МАТВЕЕВА
КАК Сорока карту потеряла методическое приложение к программе ЭК. Восп-я.
Так же знакомство с пословицами, загадками, Интересно поговорить о фразеологизмах – устойчивых словосочетаниях, что подразумевается под этими выражениями.
Золотые руки – мастер искусный в своем деле.
Золотое сердце – отзывчивый, добрый человек.
Золотой дождь – богатство, много денег.
Золотой голос– очень красивый певческий голос.
СЛАЙД № 15,16
Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности нужно донести до детей что: - Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образ заработок зависит от вида деятельности. – Сначала зарабатываем – потом тратим.
МАКЕТ БАНКОМАТА:
Денежные купюры ( картинки), карточки для банкомата ( с геометрическими фигурами «Пин - код»).
ИГРА «ХОЧУ – НАДО»
Закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и « жизненно необходимые предметы»; формировать умение дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы. Определять разницу между «хочу» и « надо».
ИГРА «ГРУША- ЯБЛОКО»
Формировать умение распределять ресурсы.
Предложила детям нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок был закончен, предложила нарисовать на оборотной стороне листа, яблоко. Затем попросила вырезать и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объяснила, что конечно это невозможно. Потому что лист бумаги один и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами, их нужно планировать заранее.
ИГРА «ДОХОД –РАСХОД»
Развивать логическое мышление.
Работа с сигнальными карточками «+» и «-».
Папа получил зарплату(доход)« +»;
Бабушка заболела ( расход) «-»;
Выиграли в лотерею (доход) « +»;
Потеряли кошелек ( расход) «-»;
ИГРА «КТО КЕМ РАБОТАЕТ?»
Расширять знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитывать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Дети берут картинки с изображение профессий. Должны составить рассказ при помощи схемы – картинок.
ИГРА « НЕ ОШИБИСЬ»
Собрать разрезные картинки с изображением сказочных героев.
ИГРА «РАЗМЕН»
Формировать умение считать деньги.
Это игра- соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет предложенную банкноту мелочью, тот и победил.
ИГРА В ТЕХНИКЕ «ФРОТТАЖ»
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Фроттаж» в переводе с фр. – натирание. Развивать мелкую моторику рук.
Предложить детям рисовать восковым мелком, держа его плашмя к листу бумаги. Под бумагу подкладываем монетку, затем детали прорисовываем карандашом или фломастером.
ЭКСКУРСИЯ К БАНКОМАТУ
Познакомить детей с работой банкомата, правилами пользования пластиковой картой.
ИГРА «МАГАЗИН»
Дать возможность детям практически осуществить процесс купли- продажи; развивать умение «видеть» товар, цену ( стоимость).
ИГРА «БАНК»
Расширять представление о банке, служащих банка и некоторых операциях, производимых в банке. Знакомство с правилами пользования банкоматом.
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМОВ:
« Азбука финансовой грамотности », «Золушка» - Смешарики;
«Райский остров»; «Благородное дело»;
Фиксики: « История вещей – деньги», «Как делают деньги», «Деньги»;
«Азбука денег. Уроки тетушки совы»;
Три кота : «Поход в магазин»;
«Простоквашино», «Муха – цокотуха»;
«Жила –была царевна» - серия «Магазин» где рассказывается про самостоятельные покупки девочкой в магазине по просьбе мамы.
Итог:
Из всего этого можно сделать вывод
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
СЛАЙД № 17
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»
Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»
Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»
Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....