Проект "Финансовая грамотность"
проект по основам финансовой грамотности

Рыбакова Евгения Николаевна

Тип проекта: информационно-практический, фронтальный, в контакте с семьей, средней продолжительности (март, апрель, май).

Актуальность:

Миф 1. Оградить детей от всех проблем.

Как бы мы не пытались ограждать ребенка от бытовых и финансовых трудностей, но рано или поздно ему придется столкнуться с этим. И очень хочется, чтобы ребенок по максимуму был готов к этой встрече. Поэтому следует уже в раннем (но осознанном возрасте) объяснить ребенку: из чего складывается семейный бюджет. Рассказать о деньгах, как зарабатываются, на что тратятся в первую очередь, почему приоритет отдается к примеру еде, а не новой машинке или кукле. Объяснить, что и деньги являются непосредственными потребителями, но они также могут экономить не в ущерб своим основным потребностям.

Здесь очень важно показать на своем примере, что элементарная экономия света или воды-это огромный вклад не только в семейный кошелек, но и в данном случае сохранение природных ресурсов.

Миф 2. Деньги-это плохо.

До недавнего времени существовал этот миф. Мы хотим развеять его рассказав детям, что капитал, который достался через труд-физический или умственной-это вознаграждение за способности и талант человека.

А, если деньги тратятся не только на свои нужды, но и идут на помощь, вкладываются в какие-либо проекты по благоустройству своего города, меценатство делает человека и духовно богатым. И ни в коем случае нельзя вешать ярлыки «хороший-плохой», исходя из отсутствия и наличия денежный средств. Мы сталкиваемся в своей жизни (или из рассказов знакомых знаем о хороших, щедрых, богатых людях, непорядочных-бедных.

Деньги – то всего лишь инструмент, который в руках «золотого» мастера творит чудеса.

Проблема: отсутствие у детей практических знаний об экономии финансовых средств в семье.

Цель проекта: дать представление об экономии в семье через качества: трудолюбие, бережливость, хозяйственность, посредством  русского народного творчества и через игру-квест «Кладовая гномиков».

Задачи:

  • Познакомить детей с денежными знаками (бумажные купюры и монеты)

  • Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей (ИКТ, пособия, игры)

  • Формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости

  • Научить понимать и ценить предметный мир (результат своего труда, труда взрослых), относиться к нему с бережливостью и уважением

  • Учить вести себя правильно в реальных ситуациях с разумными потребностями

  • Разработать в рамках проекта для:

- повышения компетентности родителей в вопросах финансовой бережливости

- вовлечения родителей на активное партнерство в образовательное пространство с помощью новых форм взаимодействия

- создания удобных мобильных условий сопровождения родителей в вопросах финансовой грамотности

- сплочения коллектива

Условия взаимодействия участников проекта.

В проекте участвуют воспитатели, дети, родители, социальные партнеры.

Принципы основания проекта.

Проект основывается на следующих принципах:

  • Возможность использовать в работе с детьми средней, старшей, подготовительной группы

  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых

  • Открытость проекта для всех желающих

  • Создание условий для участия родителей в проекте

  • Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка

Обеспечение проекта:

  • ФГОС

  • Методическое: ООП ДО, парциальная программа «Бересветик», «Финансовая грамотность», рабочая программа воспитателя

  • Материально-техническое: детская литература, электронные презентации, материалы для продуктивной, познавательной и игровой деятельности.

Новизна: сама тема хоть и не нова, но до недавнего времени глубоко ее изучали только в специальных высших учебных заведениях. Поэтому литературы для дошкольников очень мало.

А если такой вопрос и интересовал воспитателей и родителей, то чаще всего ознакомление происходило посредством сюжетно-ролевых игр, походов в магазин, аптеку…

Мы хотим поставить понятие: «деньги на один ряд с бережливостью, хозяйственностью- и все это преподнести детям через русское народное творчество.

А в качестве поощрения, в виде монеток, использовать игру-квест «Кладовая гномиков», где за каждое выполненное задание, хороший поступок, поделку- ребенок получает награду.

Образовательные области:

  • социально-коммуникативное

  • Познавательное

  • Речевое

  • Художественно-эстетическое

  • Физическое

Анализ возможных рисков:

Риски

Преодоление

Недостаточная заинтересованность детей в связи со сложностью темы «Финансовая бережливость»

 

 

В связи с пандемией невозможность проведения экскурсии (посещение банка, магазина.

Использовать для обеспечения и усвоения материала русское народное творчество, а в качестве поощрений за выполненные задания-монеты (ежедневная квест-игра «Остров сокровищ»

Применение ИКТ (презентации, видеофильмы)

 

 

Этапы реализации проекта:

I этап: подготовительный

  • Диагностика детей (наблюдение, беседы, логические игры, развивающие игры

  • Диагностика родителей (в виде викторины вопрос-ответ) приложение №1

  • Интерактивное занятие («Знайка» участники семьи воспитанников)

  • Интернет-опрос родителей об актуальности выбранной темы

  • Создание предметно-развивающей среды

  • Подбор литературы (сказки, пословицы, поговорки, загадки, притчи (Приложение 2,3)

II этап: организационно-практический

Формы и методы работы с детьми:

Игровая деятельность:

* Игра –квест «Остров сокровищ»

* Дидактические игры «Больше-меньше», «Профессии», «Чего не хватает»

* Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Супермаркет», «Банкир»

* Игры малой подвижности «Сказочные тропинки», «Обмен»

* Игровые ситуации «Мальчик не выключил воду» (оставил свет включенным, не закрыл входную дверь…)

Познавательное развитие:

* Презентация «Какими были первые деньги»

* ИКТ «Монетный двор»

* Рассматривание купюр и денег своей страны

4.Видеофильм «Где хранятся деньги»

Конструирование:

* Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин» (деньги, продукты)

* Копилка своими руками

* Кошелек в подарок

Художественно-творческая деятельность:

* Рисование «Кем быть?», «Профессия моей мамы (папы)

* Нетрадиционое рисование «Монеты» (фроттаж)

* Коллективное рисование с элементами фроттаж «Денежное дерево»

Развитие речи:

* Чтение пословиц, поговорок, сказок по теме

* Рассказ из личного опыта «Поход в магазин» (банк, парикмахерскую)

* Беседы с детьми «Профессии»

* Чтение сказок Бересветика

* Сочинительство сказок о бережливости

* Проблемные ситуации «Дядюшка Ток», «Как беречь и как сберечься».

Музыка:

* Прослушивание песенок о труде взрослых, профессиях

* Частушки для детей о деньгах, труде, профессиях.

Физкультура:

1.Спортивный праздник «Квест «Здоровый-значит богатый» (родители –дети-воспитатели).

Формы и метод работы с родителями

* Подбор картотеки из пословиц, поговорок, сказок по данной теме

* Игра-викторина «Поле чудес» (дети –родители)

* Привлечение родителей к пополнению атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Больница», «Банк»

* Конкурс «Вторая жизнь вещей»

* Создание настольных игр из бросового материала.

* Папка-передвижка «Семейный кошелек»

* Советы-психлога «Экономный не значит жадный»

* Консультации (индивидуальные по интересующему вопросу)

* Книжка сказок совместно с детьми о бережливости

* День «Открытого окна» (трансляция занятий по финансовой грамотности)

III этап завершающий

  • Подведение итогов

  • Вторичная диагностика детей и родителей с целью дальнейших перспектив

  • Планы на учебный год

Транслируемость опыта

  • Педагогическая разработка проекта

  • Печатные способы распространения (публикации в газете, доклад для коллег, выступление на педагогическом совете, в печатном виде для самообразования)

  • Педагогические сайты (маам, педагогическая копилка, инфоурок

 

Список используемой литературы

1.Парциальная программа «Бересветик»

2.Парциальная программа «Финансовая грамотность»

3.Сборник русский народных сказок

4.Сборник пословиц, поговорок.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурная акция "Говори грамотно. Пиши грамотно. Читай грамотно"

ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ в ДЕТСКОМ САДУГрамотность - истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов...

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности

Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности

Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....