Проект "Финансовая грамотность"
проект по основам финансовой грамотности
Тип проекта: информационно-практический, фронтальный, в контакте с семьей, средней продолжительности (март, апрель, май).
Актуальность:
Миф 1. Оградить детей от всех проблем.
Как бы мы не пытались ограждать ребенка от бытовых и финансовых трудностей, но рано или поздно ему придется столкнуться с этим. И очень хочется, чтобы ребенок по максимуму был готов к этой встрече. Поэтому следует уже в раннем (но осознанном возрасте) объяснить ребенку: из чего складывается семейный бюджет. Рассказать о деньгах, как зарабатываются, на что тратятся в первую очередь, почему приоритет отдается к примеру еде, а не новой машинке или кукле. Объяснить, что и деньги являются непосредственными потребителями, но они также могут экономить не в ущерб своим основным потребностям.
Здесь очень важно показать на своем примере, что элементарная экономия света или воды-это огромный вклад не только в семейный кошелек, но и в данном случае сохранение природных ресурсов.
Миф 2. Деньги-это плохо.
До недавнего времени существовал этот миф. Мы хотим развеять его рассказав детям, что капитал, который достался через труд-физический или умственной-это вознаграждение за способности и талант человека.
А, если деньги тратятся не только на свои нужды, но и идут на помощь, вкладываются в какие-либо проекты по благоустройству своего города, меценатство делает человека и духовно богатым. И ни в коем случае нельзя вешать ярлыки «хороший-плохой», исходя из отсутствия и наличия денежный средств. Мы сталкиваемся в своей жизни (или из рассказов знакомых знаем о хороших, щедрых, богатых людях, непорядочных-бедных.
Деньги – то всего лишь инструмент, который в руках «золотого» мастера творит чудеса.
Проблема: отсутствие у детей практических знаний об экономии финансовых средств в семье.
Цель проекта: дать представление об экономии в семье через качества: трудолюбие, бережливость, хозяйственность, посредством русского народного творчества и через игру-квест «Кладовая гномиков».
Задачи:
Познакомить детей с денежными знаками (бумажные купюры и монеты)
Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей (ИКТ, пособия, игры)
Формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости
Научить понимать и ценить предметный мир (результат своего труда, труда взрослых), относиться к нему с бережливостью и уважением
Учить вести себя правильно в реальных ситуациях с разумными потребностями
Разработать в рамках проекта для:
- повышения компетентности родителей в вопросах финансовой бережливости
- вовлечения родителей на активное партнерство в образовательное пространство с помощью новых форм взаимодействия
- создания удобных мобильных условий сопровождения родителей в вопросах финансовой грамотности
- сплочения коллектива
Условия взаимодействия участников проекта.
В проекте участвуют воспитатели, дети, родители, социальные партнеры.
Принципы основания проекта.
Проект основывается на следующих принципах:
Возможность использовать в работе с детьми средней, старшей, подготовительной группы
Содействие и сотрудничество детей и взрослых
Открытость проекта для всех желающих
Создание условий для участия родителей в проекте
Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка
Обеспечение проекта:
ФГОС
Методическое: ООП ДО, парциальная программа «Бересветик», «Финансовая грамотность», рабочая программа воспитателя
Материально-техническое: детская литература, электронные презентации, материалы для продуктивной, познавательной и игровой деятельности.
Новизна: сама тема хоть и не нова, но до недавнего времени глубоко ее изучали только в специальных высших учебных заведениях. Поэтому литературы для дошкольников очень мало.
А если такой вопрос и интересовал воспитателей и родителей, то чаще всего ознакомление происходило посредством сюжетно-ролевых игр, походов в магазин, аптеку…
Мы хотим поставить понятие: «деньги на один ряд с бережливостью, хозяйственностью- и все это преподнести детям через русское народное творчество.
А в качестве поощрения, в виде монеток, использовать игру-квест «Кладовая гномиков», где за каждое выполненное задание, хороший поступок, поделку- ребенок получает награду.
Образовательные области:
социально-коммуникативное
Познавательное
Речевое
Художественно-эстетическое
Физическое
Анализ возможных рисков:
Риски | Преодоление |
Недостаточная заинтересованность детей в связи со сложностью темы «Финансовая бережливость»
В связи с пандемией невозможность проведения экскурсии (посещение банка, магазина. | Использовать для обеспечения и усвоения материала русское народное творчество, а в качестве поощрений за выполненные задания-монеты (ежедневная квест-игра «Остров сокровищ» Применение ИКТ (презентации, видеофильмы)
|
Этапы реализации проекта:
I этап: подготовительный
Диагностика детей (наблюдение, беседы, логические игры, развивающие игры
Диагностика родителей (в виде викторины вопрос-ответ) приложение №1
Интерактивное занятие («Знайка» участники семьи воспитанников)
Интернет-опрос родителей об актуальности выбранной темы
Создание предметно-развивающей среды
Подбор литературы (сказки, пословицы, поговорки, загадки, притчи (Приложение 2,3)
II этап: организационно-практический
Формы и методы работы с детьми:
Игровая деятельность:
* Игра –квест «Остров сокровищ»
* Дидактические игры «Больше-меньше», «Профессии», «Чего не хватает»
* Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Супермаркет», «Банкир»
* Игры малой подвижности «Сказочные тропинки», «Обмен»
* Игровые ситуации «Мальчик не выключил воду» (оставил свет включенным, не закрыл входную дверь…)
Познавательное развитие:
* Презентация «Какими были первые деньги»
* ИКТ «Монетный двор»
* Рассматривание купюр и денег своей страны
4.Видеофильм «Где хранятся деньги»
Конструирование:
* Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин» (деньги, продукты)
* Копилка своими руками
* Кошелек в подарок
Художественно-творческая деятельность:
* Рисование «Кем быть?», «Профессия моей мамы (папы)
* Нетрадиционое рисование «Монеты» (фроттаж)
* Коллективное рисование с элементами фроттаж «Денежное дерево»
Развитие речи:
* Чтение пословиц, поговорок, сказок по теме
* Рассказ из личного опыта «Поход в магазин» (банк, парикмахерскую)
* Беседы с детьми «Профессии»
* Чтение сказок Бересветика
* Сочинительство сказок о бережливости
* Проблемные ситуации «Дядюшка Ток», «Как беречь и как сберечься».
Музыка:
* Прослушивание песенок о труде взрослых, профессиях
* Частушки для детей о деньгах, труде, профессиях.
Физкультура:
1.Спортивный праздник «Квест «Здоровый-значит богатый» (родители –дети-воспитатели).
Формы и метод работы с родителями
* Подбор картотеки из пословиц, поговорок, сказок по данной теме
* Игра-викторина «Поле чудес» (дети –родители)
* Привлечение родителей к пополнению атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Больница», «Банк»
* Конкурс «Вторая жизнь вещей»
* Создание настольных игр из бросового материала.
* Папка-передвижка «Семейный кошелек»
* Советы-психлога «Экономный не значит жадный»
* Консультации (индивидуальные по интересующему вопросу)
* Книжка сказок совместно с детьми о бережливости
* День «Открытого окна» (трансляция занятий по финансовой грамотности)
III этап завершающий
Подведение итогов
Вторичная диагностика детей и родителей с целью дальнейших перспектив
Планы на учебный год
Транслируемость опыта
Педагогическая разработка проекта
Печатные способы распространения (публикации в газете, доклад для коллег, выступление на педагогическом совете, в печатном виде для самообразования)
Педагогические сайты (маам, педагогическая копилка, инфоурок
Список используемой литературы
1.Парциальная программа «Бересветик»
2.Парциальная программа «Финансовая грамотность»
3.Сборник русский народных сказок
4.Сборник пословиц, поговорок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социокультурная акция "Говори грамотно. Пиши грамотно. Читай грамотно"
ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ в ДЕТСКОМ САДУГрамотность - истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»
Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...
Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности
Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности
Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....