Методическая разработка занятия «Деньги. Монеты. Банкноты».
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
«Методическая разработка образовательной деятельности/мероприятия по финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации»
Данная методическая разработка занятия«Деньги. Монеты. Банкноты» способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления; раскрытию сущности понятия «деньги», «монета», «банкнота» ; наличные деньги ; закреплению знаний детей о внешнем виде современных денег .
Задачи:
1.познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота»;
2.учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства;
3. способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
4. помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
5. закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;
6.формировать разумное отношение к расходованию денег;
7.формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bessonova_natalya_nikolaevna_konspekt_nod_dengi._moneta._banknota.docx | 26.52 КБ |
istoriya_deneg.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка»
города Валуйки Белгородской области
Конкурс «Ступени мастерства»
Номинация конкурса «Методическая разработка образовательной деятельности/мероприятия в дошкольной образовательной организации»
Методическая разработка занятия
«Деньги. Монеты. Банкноты».
Автор: Бессонова Наталья Николаевна
Воспитатель
первой квалификационной категории
Стаж работы 18 лет
Тема: «Деньги. Монеты. Банкноты».
Место проведения: старшая группа
Цель : способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления; раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота» ; наличные деньги ; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег .
Задачи:
1.познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота»;
2.учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства;
3. способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
4. помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
5. закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;
6.формировать разумное отношение к расходованию денег;
7.формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.
Форма проведения : непосредственно образовательная деятельность.
Предварительная работа: рассматривание детьми банкноты и монеты; сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Кафе»; чтение сказок «Петушок и бобовое зернышко», «Приключение Буратино»; Просмотр мультфильмов из серии «Уроки тетушки Совы» (1 серия); Дидактическая игра «Назови монету» (о разнообразии названий денег в художественных произведениях), дидактическая игра «Мена» (По ходу сказки «Петушок и бобовое зернышко»)
Педагогические средства : сюрпризный момент (В гости приходит Буратино), беседа, просмотр презентации, дидактические игры, изобразительная деятельность (чеканка).
Оборудование: копилка с набором разных монет, компьютер (презентация «Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они бывают?»), мяч, образцы денежных купюр в шкатулке, пазлы – банкноты, бумага и графические карандаши.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Дети стоят полукругом на ковре. Раздается стук, входит Буратино (Взрослый в костюме).
Буратино: - Здравствуйте девчонки и мальчишки!
Дети: - Здравствуй Буратино!
Педагог: – Буратино , что это у тебя так грохочет?
Буратино: Показывает копилку. – Это мне папа Карло подарил для карманных денег.
Буратино показывает детям копилку. Рассматривают.
Буратино: - Всем известная вещица. Мы ею пользуемся, если хотим насобирать на мечту денег. Догадались, что это?
Дети: -Копилка.
Педагог: - Для чего нужна копилка?
Дети: -Для денег, чтобы их копить.
Буратино: -Папа Карло дает мне деньги на карманные расходы, я их складываю в копилку, чтобы накопить на деревообрабатывающий станок для папы Карло. Он сможет с помощью станка делать кукол на продажу и зарабатывать деньги.
Выходит Лиса: - Ой, чую. денежки пахнут…
Лиса:- Буратино, миленький, слышала ты денежки копишь? Я как раз иду на поле, где выращивают деньги. Пойдем со мной.
Буратино: - Нет, спасибо, я уж лучше в копилочку насобираю.
Дети: - Деньги не растут на деревьях, их зарабатывают.
Лиса: - Подумаешь, какие все умные стали. (Уходит)
Педагог: - А что это такое деньги? Какие бывают деньги. Давайте разберемся.
Педагог: Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные.
Буратино: - Но мне очень интересно узнать , а зачем людям деньги ? Что на них можно купить?
Педагог: - Давайте поиграем. Буратино будет по очереди бросать мяч каждому из вас, у кого мяч, тот отвечает что можно купить за деньги.
2. Игра «Для чего нам нужны деньги ?»
Воспитатель: - Итак, деньги нам нужны, чтобы…:
Примерные ответы детей:
- для покупки продуктов питания;
-для оплаты бытовых услуг;
-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги ?) ;
-для оплаты услуг (уточнить , каких именно) ;
-для оплаты проезда на транспорте ;
-для покупки подарков ;
-для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет , что такая деятельность называется благотворительностью ) и т.д.
Буратино опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, педагог предлогает решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.
- Если мы едим на автобусе , мы платим ?
- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.
Буратино: - Это сколько нужно денег …!
Педагог: - Деньги - это ресурс ограниченный, то есть они всегда заканчиваются.
А чтобы их получить (или заработать) твои родители каждый день ходят на работу, где тратят свои силы на выполнение разных задач.
Очень важно научиться расходовать деньги очень осторожно, покупать только то, что тебе нужно!
3. Беседа о монетах.
Педагог: - Буратино, а нам интересно узнать что лежит в копилке, какие деньги там есть ? Покажешь нам?
Буратино вытряхивает из копилки монеты. Они рассыпаются. Дети собирают монеты и рассматривают их.
Педагог: - Это что такое ?
Дети: -Монеты
Педагог: - Правильно , монеты. Монета какая ?
Дети называют признак монет.
Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
- Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак ).
- Какие монеты вы знаете?
Дети называют монеты разного достоинства , воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.
Педагог: - Смотрите , у Буратино в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.
Буратино достаёт банкноты : - Это большие денежки, смотрите, не испортите!
Педагог: - Как можно назвать эти деньги?
Дети: - Банкноты.
Буратино: - Банкноты…, а я и не знал.
Педагог: - Банкноты. А какие они? (Если дети затрудняются в описании банкнот, помогаю им наводящими вопросами: -из какого материала сделаны, какой формы, какой звук издают).
Дети: - Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Буратино демонстрирует шуршание банкнотой.
Педагог: - Какие банкноты вы знаете?
Дети называют банкноты , воспитатель демонстрирует их детям .
4. Игра « Дополни».
Педагог: – Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется « Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот. Буратино играет вместе с детьми.
Монета круглая , а банкнота …
Банкнота бумажная , а монета …
Монета звенит , а банкнота …
Монета металлическая , а банкнота…
Педагог:- Банкнота бумажная и иногда случается – повреждается. В магазине или кафе должны принимать и мятые, и слегка поврежденные деньги, например если у банкноты оторван уголок или на ней что-то написано ручкой.
Если банкнота повреждена сильно (обгорела или была склеена из кусочков), ее нужно отнести в банк и поменять на новую.
5.Пазлы «Банкноты»
Педагог: Подойдем к столу. -Посмотрите, что не так с этими банкнотами? (Подходят к столу , на нем пазлы- банкноты с недостающими элементами)
Педагог: - Попробуйте найти недостающие элементы и восстановить банкноту.
Дети и Буратино выполняют задание.
Педагог: - Где нужно хранить деньги, чтобы они не помялись и не порвались ? (в кошельке). И относиться к ним бережно.
Педагог: - А называются они «наличные деньги», поскольку они у нас в наличии.
Педагог: -Но давным-давно денег, которыми мы пользуемся сейчас, не было. Хотите узнать историю возникновения денег?
Дети: -Да.
6. Путешествие в страну Денег.
Педагог: -Тогда отправимся в страну денег, идите за мной.
Буратино волнуется: - Куда Вы меня ведете? Вдруг в страну Дураков?
Дети: - Нет, мы идем в страну Денег.
Идут по дорожке с «камешками», перешагивают через «валуны», проходят через арку с прикрепленными на лентах купюрами, и подходят к ноутбуку)
(Рассказ сопровождается показом презентации на экране) (Приложение 1)
«В старину на протяжении долгих веков человечеством товары не покупались, а обменивались. То есть такой обмен был главным процессом в торговых отношениях разных культур и народов мира.
Натуральный обмен продуктами и товарами в некоторых случаях было очень тяжело совершать, ведь каждый из собственников не хотел отдавать свой товар за дешево, и на этой почве возникали постоянные споры, которые нередко выливались в рукоприкладство и применение оружия. Наши далекие предки использовали в качестве денег самые неожиданные вещи: камешки, ракушки, шкурки пушного зверя. У древних славян роль денег играли лен и изготовленное из него полотно (отсюда и пошло название платить).
Первые русские монеты стали изготовлять на металлических кружках, вырубленных их металлических листов.»
Воспитатель: - Посмотрите, как выглядят деньги сейчас. (На столе шкатулка с современными российскими деньгами и банкнотами различных государств). Вместе рассматривают все купюры, находящиеся в шкатулке, что изображено на купюрах разного достоинства.
1. Как называются деньги в России (Рубли)
2. Как называются деньги в Испании (Песета)
3. Как называются деньги в Мексике (Песо)
4. Как называются деньги в Японии(Иена)
Какую еще валюту (иностранные деньги) вы
знаете
Дети: Доллар, гривна.
7. Чеканка монет (рисование).
Педагог:– Ребята , а как изготовляют монеты, вы знаете?
Дети: - На заводе, на станке.
Педагог: -Правильно. Мы с вами можем стать чеканщиками монет и начеканить их для игры.
Дети: -Да.
Буратино: - И я хочу быстро разбогатеть!
Педагог: - Ребята, объясните Буратино, что эти деньги нельзя использовать для покупок, а только для игры.
Подходят к столу, на котором лежат монеты разного достоинства, листы бумаги и графические карандаши. Накладывая бумагу с веху монеты, закрашивают поверхность, получая четкий оттиск.
После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы , рассказывая об этом по плану.
Какую монету отчеканили?
Какой она формы?
Как она называется?
Что на ней изображено?
Педагог: Молодцы. Сложим монеты в коробку. Пора нам возвращаться.
Возвращаются обратно через арку на ковер.
Буратино: - Ой, мне тоже пора. Папа Карло наверное волнуется. С вами было интересно. Спасибо.
Буратино прощается и убегает.
8. Заключительная часть.
- О чем мы сегодня говорили?
- Какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от банкноты ?
- Как можно назвать монеты и банкноты одним словом?
( Наличные деньги).
Педагог: - Закончить хочется пословицей о бережливости. Есть пословица у русского народа: БЕРЕЖЛИВОСТЬ – ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО. Конечно это мудрая пословица, но не забывайте еще об одном богатстве – это дружная семья, верная дружба и здоровье и их за деньги не купишь.
Библиографический список:
1. Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
2. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.
3. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А. Д. Шатова. – М.: Ювента, 2003.
4. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Ка-рапуз, 2002.
5. Шатова, А. Д. Деньги. – М.: Ювента, 2003
6. Серия мультфильмов: "Азбука денег Тётушки Совы"
"АЗБУКА ДЕНЕГ или Как помочь ребёнку вырасти богатым"
(серия м/ф "Уроки Тётушки Совы") Производство: Украина "Приватбанк" и VISA.
https://www.youtube.com/watch?v=WyObIc899OE&t=1s (все серии подряд)
Предварительный просмотр:
КАК ПОЯВИЛИСЬ ДЕНЬГИ – УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Что было до денег
- Что использовали вместо денег
- Первые деньги Древние греки и не только
- На Руси Первые монеты Деньги сегодня
Деньги – неотъемлемая часть нашей жизни. История денег для детей позволит не только узнать, когда появились первые монеты, но и познакомит юных исследователей с разными видами денежных единиц, которыми пользовались наши предки.
ЧТО БЫЛО ДО ДЕНЕГ Сложно поверить, но было такое время, когда человечество вообще не знало, что такое деньги. И люди получали те или иные вещи, путем обмена. Первобытное общество жило в условиях натурального хозяйства. Это значит, что практически все, что нужно для жизни производилось внутри одного племени или рода. Однако в скором времени стало понятно, что каждое племя имеет какую-то свою специализацию. Кто-то жил в лесах и мог заготавливать мясо и шкуры зверей, кто-то обитал рядом с соляными карьерами и мог добывать соль. Одни племена лучше изготавливали топоры и стрелы, а другие – горшки и глиняную посуду. В итоге люди начали заключать союзы и производить обмен товарами. Выработались определенные правила меновой торговли. Например, за один топор можно было получить 10 стрел, а за одну овцу – 2 копья. Меновая торговля развивалась, и постепенно появились первые эквиваленты денег. Это были яркие блестящие украшения, изготовленные из кусочков янтаря, ракушек, серебра и золота. В древние времена считалось, что чем больше на человеке подобных украшений, тем выше его статус, поэтому многие люди с удовольствием обменивали свои товары на подобные украшения. ЧТО ИСПОЛЬЗОВАЛИ ВМЕСТО ДЕНЕГ Итак, со временем люди пришли к мысли о том, что необходим какой-то эквивалент, на который можно было бы обменять любой товар. У каждого народа была своя особая валюта: у жителей Австралии и Океании – морской жемчуг или крупные ракушки; в Южной Америке – какао-бобы; в Индокитае, а также в Африке, Индии и на островах Тихого океана – ракушки каури; в Новой Зеландии – гладкие камни, имеющие в середине небольшое отверстие; на Аляске и в Сибири – шкуры ценных пушных зверей. В ряде регионов заменой денег стали специи, например, соль. В древней Месопотамии первая разменная единица называлась «шекель». Один шекель был равен 180 ячменным зернышкам. Таким образом, на любой вид товара можно было выставить цену в шекелях. В Японии богатство человека исчислялось такой единицей, как «коку». Коку – это количество риса, необходимого, чтобы прокормить здорового взрослого человека в течение года. Поэтому, чтобы подчеркнуть богатство человека, про него говорили, что он владеет несколькими десятками тысяч коку. ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ Все эти деньги были натуральными и их ценность зависела от многих факторов: урожайности, здоровья скота, погодных условий. К тому же то, что было ценным для одного народа, не обязательно являлось такой же ценностью для другого. Возникновение первых денег тесно связано с увеличением добычи металла. Помимо железа среди людей все большей популярностью стали пользоваться такие металлы, как золото и серебро. Во-первых, они были эффектны и красивы. Во-вторых, встречались гораздо реже железной руды, и их ценность признавали практически все народы. В-третьих, они не ржавели, а значит, дольше хранились. Первые деньги были мало похожи на современные. Сначала они изготавливались в виде колец разной величины, затем им просто начали придавать конфигурацию небольших слитков. Позже слитки стали делить на кусочки. Чаще всего каждый кусочек просто расплющивали молотком. После этого с помощью зубила им начали придавать круглую форму. Вскоре на монетах появились первые оттиски. Для этого на разогретый кружок металла ставился металлический стержень, на конце которого было вырезано определенное изображение. Сверху по стержню ударяли молотком, и на монете получался оттиск с рисунком. ДРЕВНИЕ ГРЕКИ И НЕ ТОЛЬКО Самые первые круглые монеты появились в Лидии и Древней Греции примерно в VIII веке до н.э. Они были сделаны из меди и серебра и назывались: обол; талант; мина; драхма; статир. В Древнем Риме первые монеты из бронзы и меди появились лишь в IV веке до н.э. Затем в 200 г до н.э. им на смену пришли серебряные деньги – денарий и сестерций. В Древнем Китае единую форму деньги приобрели в III веке до н.э. Это были круглые монеты с квадратным отверстием. Их носили в виде связки на кожаном или шелковом шнурке. В Древней Индии почти каждый раджа чеканил свои собственные монеты, которые могли быть изготовлены из самых разных материалов: золота, серебра, свинца, меди. На территориях Малой Азии деньги появились в VI веке до н.э. Они представляли собой круглые диски из золота и серебра, на которых указывался город, где была произведена монета. Это гарантировало ее подлинность и вес. Первые монеты с изображением правителя появились при царе Дарии. Их так и называли «дарики». НА РУСИ Изначально эквивалентом денег на Руси выступал скот. Он использовался не только для обмена товарами, но даже для уплаты налогов, поэтому сборщиков податей называли «скотниками». Однако со временем стало понятно, что такая «валюта» весьма неудобна. За скотом нужно было ухаживать, а это дополнительные расходы. Кроме того, в дальние поездки гнать с собой целое стадо было, мягко говоря, неудобно. Со временем люди перешли на ценные меха, которые после сменили слитки из серебра и золота. Серебряный или золотой слиток весом 400 гр на Руси назывался «гривной». Одна золотая гривна была равна двум серебряным. Она могла рубиться на 2 части, каждая из которых получала соответствующее название – «рубль». Разрубив пополам рубль, можно было получить две полтины, а разделив надвое полтину – два четвертака. За одну серебряную гривну можно было купить на рынке корову. ПЕРВЫЕ МОНЕТЫ Чеканить монеты начали уже при князе Владимире. Золотые монеты назывались златниками, а серебряные – серебряниками. Кроме этих денег на Руси использовались арабские и византийские монеты, так как именно с этими народами русичи вели наиболее активную торговлю. В период татаро-монгольского ига чеканить монеты перестали и возобновили только после победы в Куликовской битве во время правления Дмитрия Донского. Что интересно в каждом городе чеканились свои монеты, поэтому нередко рубль московский и новгородский имели разный вес и внешний вид. В этот период существовало более 20 монетных дворов, каждый из которых выпускал свои деньги. В 1534 году была проведена реформа, в результате чего осталось всего три монетных двора: Псковский, Московский и Новгородский. И все они стали выпускать монеты единого образца. ДЕНЬГИ СЕГОДНЯ Самые первые бумажные деньги появились еще в 910 году в Китае, однако они не были так популярны как металлические монеты. Активное распространение хорошо известные всем банкноты получили только в XVII веке. В 1661 году в Стокгольме выпустили первые купюры и с тех пор они стали неизменными «обитателями» кошельков по всему миру. Сегодня все больше жителей нашей планеты пользуется новым видом денег – электронными. Это очень удобно. Их не нужно хранить в кошельке, их невозможно потерять и расплачиваясь этой валютой не нужно ждать, пока продавец найдет сдачу. Электронные деньги – это виртуальные деньги, которые впервые появились в 60-х годах прошлого века. Именно тогда в Америке прошла первая презентация электронного способа расчета. Сегодня виртуальная валюта занимает почти 20% от общей массы денег и с каждым годом эта цифра потихоньку увеличивается.
Источник: https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/kak-poyavilis-dengi
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в старшей группе в рамках Недели финансовой грамотности «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»
Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»...
Конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги. Монеты. Банкнота. Пластиковая карта» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги. Монеты. Банкнота. Пластиковая карта» для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект открытого занятия в старшей группе по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста « Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».
Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем вид...
Конспект занятия по теме: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Формирование знаний дошкольников о финансовой грамотности....
Конспект занятия «Деньги: монета, банкнота, пластиковая карта»
Конспект занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.Тема: "Деньги: монета, банкнота, пластиковая карта"Цель: ввести понятия: деньги, банкнота, пластиковая карт...
Конспект занятия "Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта"
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...
Занятие "Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта"
Занятие "Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта"...