проект "Познавательная экономика"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Исмаилова Анна Рудольфовна

В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что «существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными».

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители  и мы, педагоги, должны объяснить детям ряд вопросов: Что такое деньги? Где их взять?  Как ими правильно распоряжаться? 

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.  Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_konkurs.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №196 Кировского района

 Санкт-Петербурга

Познавательный проект

по формированию основ финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста

"Познавательная экономика"

Номинация: «Инновационные практики реализации ФГОС ДО»


Воспитатели
:

Пименова Снежана Владимировна,

Исмаилова Анна Рудольофвна,

Васильева Ольга Васильевна.

2021г.  

Паспорт проекта

1

Наименование проекта

   "Познавательная экономика"

2

Основание для разработки проекта.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования");
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

3

Заказчик проекта.

Родители, воспитатели

4

Целевая группа.

Дети старшего дошкольного возраста

5

Цель проекта

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, посредством развития познавательных компетенций.

6

Задачи

проекта.

  1. Формировать основы экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
  3. Активизировать познавательную деятельность дошкольников, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.  
  4. Содействовать проявлению у детей интереса к профессиональной деятельности взрослых.

7

Ожидаемые результаты проекта

 

Для детей:

  • умение применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • умение осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
  • имеют представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • имеют представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

для родителей:

  • Повышение  уровня ответственности родителей за формирование у детей экономического образа мышления.
  • реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
  • объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;
  • создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

8

Срок реализации проекта

 (сентябрь-декабрь 2021 г.)

Введение

В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что «существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными».

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители  и мы, педагоги, должны объяснить детям ряд вопросов: Что такое деньги? Где их взять?  Как ими правильно распоряжаться? 

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.  Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

  Значимость проекта

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.  

    На основании вышесказанного был разработан проект в данном направлении в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО). При его разработке для эффективной деятельности было учтено несколько условий: повышение компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей, создание полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды группы.

Новизна

Проект реализуется на основе разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе проектной  познавательной и игровой деятельности, используется метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.

Гипотеза: если в систему педагогической работы включать раннее разумное экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него реальное экономическое мышление.

Противоречия

В теории и практике современного экономического воспитания и образования дошкольников обнаруживаются некоторые противоречия:

1.Наблюдается тенденция к завышению возможностей детей. Дошкольников знакомят со сложными понятиями, которые выходят далеко за рамки их повседневной жизни и опыта.

2.1Утверждая необходимость и важность экономической подготовки детей, игнорируется трудовое воспитание и обесценивается труд — одна из ведущих категорий экономической науки и средство воспитания.

3.Проблемы этики и экономики большинство экономистов рассматривают вне взаимосвязи. Этика — одно, экономика — другое. Нужно не разделять, а учитывать богатый опыт обеих сфер и их взаимовлияние на полноценное развитие личности ребенка.

Кроме того, особое значение сегодня приобретает необходимость разработки технологий экономического воспитания, отвечающих запросам времени, позволяющих грамотно осуществлять данный процесс.

Цель проекта: Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, посредством развития познавательных компетенций.

Задачи реализации проекта:

  1. Формировать основы экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
  3. Активизировать познавательную деятельность дошкольников, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.  
  4. Содействовать проявлению у детей интереса к профессиональной деятельности взрослых.

Продолжительность проекта: с сентября 2021г. по декабрь 2021г.

Проект ориентирован на повышение интереса участников образовательного процесса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни.

Материально – техническое обеспечение:

  • Информационно – методическая и художественная литература;
  • Оргтехника (ноутбук, телевизор, проектор)
  • Иллюстративные демонстрационные материалы;
  • Материалы для продуктивной деятельности;
  • Дидактические и настольно – печатные игры;
  • Атрибуты для сюжетно – ролевых игр;
  • Интернет – ресурсы: видео презентации, мультфильмы, обучающее видео, слайд-шоу.

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители воспитанников.

Особые «акценты проекта». 

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.  

Принципы построения проекта

Принцип научности:

  • при составлении проекта особое внимание уделяется научным представлениям и теоретическим положениям в области экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Принцип системности:

  • материал проекта подается по принципу: от простого к сложному;
  • каждой пройденной теме соответствуют занятия обобщения и систематизации знаний.

 Принцип доступности:

  • проект разработан с учетом возрастных особенностей воспитанников;

Динамичность:

  • совершенствуются формы и методы реализации проекта;
  • предусмотрены различные формы деятельности с детьми и родителями воспитанников в процессе реализации проекта.

Ожидаемые результаты проекта

Результатом данного проекта становится высокое качество педагогической деятельности, направленной на формирование у всех участников образовательного процесса более углубленных знаний и представлений в области экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Реализация проекта в рамках всего образовательного процесса позволяет достичь следующих результатов:

  • создание мотивационной образовательной среды с вовлечением всех участников образовательного процесса;
  • разработка и успешная реализация активной совместной детско-родительской деятельности по экономическому воспитанию;
  • обновление воспитательного процесса с учетом современных рекомендаций и условий для экономического воспитания детей дошкольного возраста;
  • изменение восприятия родителями образовательного процесса, как активных участников педагогической деятельности, заинтересованных в успехе своих детей.
  • ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Продукт проекта:

Обогащенная развивающая предметно-пространственная среда группы, спектакль по произведению К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Этапы реализации проекта:

1. Организационный:

Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

Информирование родителей о планировании работы с детьми по теме проекта.

Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

Обновление содержания РППС группы.

Создание мотивации для реализации проектной деятельности.

2. Практический:

Реализация проектных мероприятий.

3. Заключительный:

  • анализ и оценка результатов реализации проекта;
  • обобщение опыта, полученного в ходе реализации проекта;
  • презентация проекта в средствах массовой информации и в педагогическом     сообществе;
  • трансляция результатов реализации проекта на муниципальном и региональном уровне через систему мероприятий.

Тематическое планирование проекта

Совместная, самостоятельная и индивидуальная деятельность с детьми проводится в свободное от образовательной деятельности время и в режимных моментах ДОУ.

1месяц

Блок «Потребности и возможности»

1. Вводная беседа «Экономика и мы»

Задачи: познакомить детей с понятиями «экономика», «золотое правило экономики»; формировать представление об экономических категориях; воспитывать вежливость, культуру общения.

2. Чтение и обсуждение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи: расширить представление детей о главной проблеме экономики — постоянно возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях для их удовлетворения; формировать отрицательное отношение к трусости, глупости и жадности; развивать память, мышление, речь; воспитывать отрицательное отношение к жадности.

3. Познавательная беседа «Потребности. Какие они?».

Задачи: учить ребят различать виды потребностей; устанавливать взаимосвязь между потребностями и возможностями; воспитывать отрицательное отношение к корыстолюбию и жадности.

4. Развитие речи и общения «Мои потребности».

Задачи: закрепить представление детей о жизненно важных потребностях человека; воспитывать честность, целеустремлённость.

5. Экскурсия в магазин.

2 месяц

Блок «Деньги»

1. Беседа «Деньги и их роль в жизни».

Задачи: познакомить детей с историей возникновения денег, денежными знаками разных стран; установить взаимосвязь «труд — деньги»; развивать диалоговую речь; воспитывать бережное отношение к деньгам.

2. Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» (с использованием теневого театра).

Задачи: помочь понять суть натурального обмена (бартера); формировать у детей-дошкольников отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости; ввести в словарь детей такие экономические понятия, как: «бартер», «натуральный обмен».

3. Рисование «Портрет профессии моих родителей».

Задачи: закрепить знания детей о том, что труд является средством получения денег; формировать уважение к членам семьи, зарабатывающим деньги; развивать художественные способности; воспитывать эстетическое отношение к миру.

4. Сюжетно-ролевая игра «Банк».

Задачи: накопление представлений о смысле хранения денег в банке, о возможности получения кредита; ввести новые профессии «кассир», «консультант», «инкассатор»; развивать коммуникативные умения, речь; воспитывать уважительное отношение к труду работников банка.

3 месяц

«Бюджет семьи. Доходы и расходы».

1. Познавательная беседа «В гостях у семьи экономистов».

Задачи: познакомить с понятием «семейный бюджет»; уточнить представления о правилах ведения домашнего хозяйства; развивать любознательность, исследовательские способности; воспитывать бережное отношение к семейному бюджету, уважение к труду.

2. Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр».

Задачи: закрепить представление детей об ограниченности ресурсов, связать это с семейным бюджетом, который тоже ограничен; формировать навыки и привычки культурного поведения, взаимодействия с миром вещей; ввести роли «товаровед», «расфасовщик товара», «рекламный агент»; воспитывать бережливость, толерантность.

3. Беседа «Мой вклад в бюджет семьи».

Задачи: расширить представление детей о составляющих семейного бюджета; развивать диалогическую речь, активизировать словарный запас; воспитывать у детей бережливость как условие сохранения семейного бюджета.

4 месяц

Что мы узнали?

1. Сюжетно-ролевая игра «Почта гнома Эконома».

Задачи: закрепить представление ребят о труде людей; расширить знания о профессиях, развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление, интерес к пониманию окружающего мира; воспитывать у детей умение слушать друг друга

2. Викторина (по итогам года).

Задачи: выявить уровень представлений детей о сущности экономических понятий, изученных в течение года; развивать сообразительность; воспитывать интерес к экономике, трудолюбие.

3. Спектакль по произведению К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха» (новогоднее представление для детей других групп и родителей)

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт.

Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.

Формы работы с родителями воспитанников

1 месяц

Консультация для родителей «Что нужно знать ребенку о деньгах»

Анкетирование родителей по теме

Папка        –        передвижка        

«Финансовая грамотность вашего ребенка»

Помощь в оснащении центра финансовой грамотности в группе: изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, дидактических игр и др.

2 месяц

Консультация «Формирование элементарных экономических знаний через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием»

Рекомендации для родителей по экономическому воспитанию детей в семье.

3 месяц

Консультация для родителей

«Сказка–как средство экономического воспитания дошкольников»

4 месяц

Творческое        задание по изготовлению атрибутов для игр "Почта Гнома-эконома"

Папка– передвижка «Советы Гнома Эконома»

Вывод

   Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течении продолжительного периода времени, в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении и жизни.

Перспективы дальнейшей работы

    Во второй половине учебного года (февраль-май) нами запланировано продолжение работы по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Запланирована работа по 4 блокам. 1 блок- февраль: «Труд и профессия»; 2 блок - март: «Сбережение и накопление»; 3 блок- апрель: «Товары и услуги»; 4 блок – май: «Финансовая безопасность».

    Запланированные продукты проекта: викторина «Как потратить деньги с пользой» и «Финансовый крокодил» для детей и родителей.

    Значимость проекта для ДОО

  В процессе нашей работы создан центр финансовой грамотности, доступный для использования всеми педагогами ДОО. Центр включает в себя: методическую литературу, детскую литературу по теме, дидактические игры, картотеку пословиц, поговорок, загадок, интерактивный лэпбук, ЭОР. Пополнение РППС группы. Наш опыт был представлен на педагогическом совете ДОУ и на районном методическом объединении, а так же статья о проделанной работе была представлена в журнале «Наш любимый д/с». Возможность использования педагогическим сообществом представлена на сайте и интернет сообществе : https://nsportal.ru/ismailova-anna-rudolfovna, https://vk.com/club32606490.

   

Список литературы

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. М.О. Еремина «Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста, и родителей» уч. метод.пос Калининград 2019г.
  5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  7. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С.Ю., Вихарева М.Б., Истомина Е.А. и др..-Пермь, 2019.-158 с.
  8. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
  9. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  10. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  11. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации
  12. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
  13. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
  14. "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации"
  15. Инт. ресурс https://www.fingram39.ru, https://maam.ru, https://ya-yznayu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапная работа по проекту "Экономика и дети"

В последнее время на современном этапе развития личности, все большую актуальность приобретает знакомство детей с экономикой. Это актуально, как для системы образования страны, так и региона и любого ...

Совместная работа родителей и детей по проекту "Экономика и дети"

В беседах с родителями мне стало ясно, что они не знают какими способами и методами можно преподнести детям экономические знания.  знания ...

Конспект занятия "Экономика для малышей"

- познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата; - дать  представление о рекламе; - пробуждать здоровый интерес к деньгам; - формировать экономическое сознан...

О царицы Экономики и Верной Дружбе.

Занятие  по формированию  элементарных экономических  знаний  у  детей  дошкольного  возраста. Обогащение   активного словаря  детей экономическими...

Конспект занятия по экономики

Конспект занятия по экономическому воспитанию дошкольников...

Конспект занятия по экономике в подготовительной группе (по типу викторины «Что? Где? Когда?»)

Это конспект игрового занятия,  целью которого является закрепление  знаний по экономическому воспитанию старших дошкольников...

консультация для родителей "Дошкольник и .....экономика"

современный ритм жизни и то с какой скоростью происвходят изменения в современом мире требуют более серьезного подхода к экономическому воспитанию детей, и начинать это надо с детского сада....