проект "Познавательная экономика"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что «существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными».
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить детям ряд вопросов: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться?
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_konkurs.docx | 39.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №196 Кировского района
Санкт-Петербурга
Познавательный проект
по формированию основ финансовой грамотности
у детей старшего дошкольного возраста
"Познавательная экономика"
Номинация: «Инновационные практики реализации ФГОС ДО»
Воспитатели:
Пименова Снежана Владимировна,
Исмаилова Анна Рудольофвна,
Васильева Ольга Васильевна.
2021г.
Паспорт проекта
1 | Наименование проекта | "Познавательная экономика" |
2 | Основание для разработки проекта. |
|
3 | Заказчик проекта. | Родители, воспитатели |
4 | Целевая группа. | Дети старшего дошкольного возраста |
5 | Цель проекта | Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, посредством развития познавательных компетенций. |
6 | Задачи проекта. |
|
7 | Ожидаемые результаты проекта
| Для детей:
для родителей:
|
8 | Срок реализации проекта | (сентябрь-декабрь 2021 г.) |
Введение
В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что «существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными».
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить детям ряд вопросов: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться?
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.
Значимость проекта
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
На основании вышесказанного был разработан проект в данном направлении в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО). При его разработке для эффективной деятельности было учтено несколько условий: повышение компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей, создание полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды группы.
Новизна
Проект реализуется на основе разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе проектной познавательной и игровой деятельности, используется метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.
Гипотеза: если в систему педагогической работы включать раннее разумное экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него реальное экономическое мышление.
Противоречия
В теории и практике современного экономического воспитания и образования дошкольников обнаруживаются некоторые противоречия:
1.Наблюдается тенденция к завышению возможностей детей. Дошкольников знакомят со сложными понятиями, которые выходят далеко за рамки их повседневной жизни и опыта.
2.1Утверждая необходимость и важность экономической подготовки детей, игнорируется трудовое воспитание и обесценивается труд — одна из ведущих категорий экономической науки и средство воспитания.
3.Проблемы этики и экономики большинство экономистов рассматривают вне взаимосвязи. Этика — одно, экономика — другое. Нужно не разделять, а учитывать богатый опыт обеих сфер и их взаимовлияние на полноценное развитие личности ребенка.
Кроме того, особое значение сегодня приобретает необходимость разработки технологий экономического воспитания, отвечающих запросам времени, позволяющих грамотно осуществлять данный процесс.
Цель проекта: Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, посредством развития познавательных компетенций.
Задачи реализации проекта:
- Формировать основы экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
- Активизировать познавательную деятельность дошкольников, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
- Содействовать проявлению у детей интереса к профессиональной деятельности взрослых.
Продолжительность проекта: с сентября 2021г. по декабрь 2021г.
Проект ориентирован на повышение интереса участников образовательного процесса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни.
Материально – техническое обеспечение:
- Информационно – методическая и художественная литература;
- Оргтехника (ноутбук, телевизор, проектор)
- Иллюстративные демонстрационные материалы;
- Материалы для продуктивной деятельности;
- Дидактические и настольно – печатные игры;
- Атрибуты для сюжетно – ролевых игр;
- Интернет – ресурсы: видео презентации, мультфильмы, обучающее видео, слайд-шоу.
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители воспитанников.
Особые «акценты проекта».
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
Принципы построения проекта
Принцип научности:
- при составлении проекта особое внимание уделяется научным представлениям и теоретическим положениям в области экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Принцип системности:
- материал проекта подается по принципу: от простого к сложному;
- каждой пройденной теме соответствуют занятия обобщения и систематизации знаний.
Принцип доступности:
- проект разработан с учетом возрастных особенностей воспитанников;
Динамичность:
- совершенствуются формы и методы реализации проекта;
- предусмотрены различные формы деятельности с детьми и родителями воспитанников в процессе реализации проекта.
Ожидаемые результаты проекта
Результатом данного проекта становится высокое качество педагогической деятельности, направленной на формирование у всех участников образовательного процесса более углубленных знаний и представлений в области экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Реализация проекта в рамках всего образовательного процесса позволяет достичь следующих результатов:
- создание мотивационной образовательной среды с вовлечением всех участников образовательного процесса;
- разработка и успешная реализация активной совместной детско-родительской деятельности по экономическому воспитанию;
- обновление воспитательного процесса с учетом современных рекомендаций и условий для экономического воспитания детей дошкольного возраста;
- изменение восприятия родителями образовательного процесса, как активных участников педагогической деятельности, заинтересованных в успехе своих детей.
- ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.
Продукт проекта:
Обогащенная развивающая предметно-пространственная среда группы, спектакль по произведению К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Этапы реализации проекта:
1. Организационный:
Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
Информирование родителей о планировании работы с детьми по теме проекта.
Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
Обновление содержания РППС группы.
Создание мотивации для реализации проектной деятельности.
2. Практический:
Реализация проектных мероприятий.
3. Заключительный:
- анализ и оценка результатов реализации проекта;
- обобщение опыта, полученного в ходе реализации проекта;
- презентация проекта в средствах массовой информации и в педагогическом сообществе;
- трансляция результатов реализации проекта на муниципальном и региональном уровне через систему мероприятий.
Тематическое планирование проекта
Совместная, самостоятельная и индивидуальная деятельность с детьми проводится в свободное от образовательной деятельности время и в режимных моментах ДОУ.
1месяц Блок «Потребности и возможности» |
1. Вводная беседа «Экономика и мы» Задачи: познакомить детей с понятиями «экономика», «золотое правило экономики»; формировать представление об экономических категориях; воспитывать вежливость, культуру общения. 2. Чтение и обсуждение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Задачи: расширить представление детей о главной проблеме экономики — постоянно возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях для их удовлетворения; формировать отрицательное отношение к трусости, глупости и жадности; развивать память, мышление, речь; воспитывать отрицательное отношение к жадности. 3. Познавательная беседа «Потребности. Какие они?». Задачи: учить ребят различать виды потребностей; устанавливать взаимосвязь между потребностями и возможностями; воспитывать отрицательное отношение к корыстолюбию и жадности. 4. Развитие речи и общения «Мои потребности». Задачи: закрепить представление детей о жизненно важных потребностях человека; воспитывать честность, целеустремлённость. 5. Экскурсия в магазин. |
2 месяцБлок «Деньги» |
1. Беседа «Деньги и их роль в жизни».Задачи: познакомить детей с историей возникновения денег, денежными знаками разных стран; установить взаимосвязь «труд — деньги»; развивать диалоговую речь; воспитывать бережное отношение к деньгам. 2. Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» (с использованием теневого театра).Задачи: помочь понять суть натурального обмена (бартера); формировать у детей-дошкольников отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости; ввести в словарь детей такие экономические понятия, как: «бартер», «натуральный обмен». 3. Рисование «Портрет профессии моих родителей».Задачи: закрепить знания детей о том, что труд является средством получения денег; формировать уважение к членам семьи, зарабатывающим деньги; развивать художественные способности; воспитывать эстетическое отношение к миру. 4. Сюжетно-ролевая игра «Банк».Задачи: накопление представлений о смысле хранения денег в банке, о возможности получения кредита; ввести новые профессии «кассир», «консультант», «инкассатор»; развивать коммуникативные умения, речь; воспитывать уважительное отношение к труду работников банка. |
3 месяц «Бюджет семьи. Доходы и расходы». |
1. Познавательная беседа «В гостях у семьи экономистов». Задачи: познакомить с понятием «семейный бюджет»; уточнить представления о правилах ведения домашнего хозяйства; развивать любознательность, исследовательские способности; воспитывать бережное отношение к семейному бюджету, уважение к труду. 2. Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр». Задачи: закрепить представление детей об ограниченности ресурсов, связать это с семейным бюджетом, который тоже ограничен; формировать навыки и привычки культурного поведения, взаимодействия с миром вещей; ввести роли «товаровед», «расфасовщик товара», «рекламный агент»; воспитывать бережливость, толерантность. 3. Беседа «Мой вклад в бюджет семьи». Задачи: расширить представление детей о составляющих семейного бюджета; развивать диалогическую речь, активизировать словарный запас; воспитывать у детей бережливость как условие сохранения семейного бюджета. |
4 месяц Что мы узнали? |
1. Сюжетно-ролевая игра «Почта гнома Эконома». Задачи: закрепить представление ребят о труде людей; расширить знания о профессиях, развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление, интерес к пониманию окружающего мира; воспитывать у детей умение слушать друг друга 2. Викторина (по итогам года). Задачи: выявить уровень представлений детей о сущности экономических понятий, изученных в течение года; развивать сообразительность; воспитывать интерес к экономике, трудолюбие. 3. Спектакль по произведению К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха» (новогоднее представление для детей других групп и родителей) |
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.
Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт.
Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.
Формы работы с родителями воспитанников
1 месяц | Консультация для родителей «Что нужно знать ребенку о деньгах» Анкетирование родителей по теме Папка – передвижка «Финансовая грамотность вашего ребенка» Помощь в оснащении центра финансовой грамотности в группе: изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, дидактических игр и др. |
2 месяц | Консультация «Формирование элементарных экономических знаний через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием» Рекомендации для родителей по экономическому воспитанию детей в семье. |
3 месяц | Консультация для родителей «Сказка–как средство экономического воспитания дошкольников» |
4 месяц | Творческое задание по изготовлению атрибутов для игр "Почта Гнома-эконома" Папка– передвижка «Советы Гнома Эконома» |
Вывод
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течении продолжительного периода времени, в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении и жизни.
Перспективы дальнейшей работы
Во второй половине учебного года (февраль-май) нами запланировано продолжение работы по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Запланирована работа по 4 блокам. 1 блок- февраль: «Труд и профессия»; 2 блок - март: «Сбережение и накопление»; 3 блок- апрель: «Товары и услуги»; 4 блок – май: «Финансовая безопасность».
Запланированные продукты проекта: викторина «Как потратить деньги с пользой» и «Финансовый крокодил» для детей и родителей.
Значимость проекта для ДОО
В процессе нашей работы создан центр финансовой грамотности, доступный для использования всеми педагогами ДОО. Центр включает в себя: методическую литературу, детскую литературу по теме, дидактические игры, картотеку пословиц, поговорок, загадок, интерактивный лэпбук, ЭОР. Пополнение РППС группы. Наш опыт был представлен на педагогическом совете ДОУ и на районном методическом объединении, а так же статья о проделанной работе была представлена в журнале «Наш любимый д/с». Возможность использования педагогическим сообществом представлена на сайте и интернет сообществе : https://nsportal.ru/ismailova-anna-rudolfovna, https://vk.com/club32606490.
Список литературы
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- М.О. Еремина «Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста, и родителей» уч. метод.пос Калининград 2019г.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С.Ю., Вихарева М.Б., Истомина Е.А. и др..-Пермь, 2019.-158 с.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
- "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации"
- Инт. ресурс https://www.fingram39.ru, https://maam.ru, https://ya-yznayu.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтапная работа по проекту "Экономика и дети"
В последнее время на современном этапе развития личности, все большую актуальность приобретает знакомство детей с экономикой. Это актуально, как для системы образования страны, так и региона и любого ...
Совместная работа родителей и детей по проекту "Экономика и дети"
В беседах с родителями мне стало ясно, что они не знают какими способами и методами можно преподнести детям экономические знания. знания ...
Конспект занятия "Экономика для малышей"
- познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата; - дать представление о рекламе; - пробуждать здоровый интерес к деньгам; - формировать экономическое сознан...
О царицы Экономики и Верной Дружбе.
Занятие по формированию элементарных экономических знаний у детей дошкольного возраста. Обогащение активного словаря детей экономическими...
Конспект занятия по экономики
Конспект занятия по экономическому воспитанию дошкольников...
Конспект занятия по экономике в подготовительной группе (по типу викторины «Что? Где? Когда?»)
Это конспект игрового занятия, целью которого является закрепление знаний по экономическому воспитанию старших дошкольников...
консультация для родителей "Дошкольник и .....экономика"
современный ритм жизни и то с какой скоростью происвходят изменения в современом мире требуют более серьезного подхода к экономическому воспитанию детей, и начинать это надо с детского сада....