«Знакомство Буратино с финансовой грамотностью»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Сценарий занятия по финансовой грамотности
в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Светлячок»
Сценарий занятия по финансовой грамотности
в старшей группе
«Знакомство Буратино с финансовой грамотностью»
Выполнила:
воспитатель
Ариничева Ю.В.
п. Малое Луговое
Гурьевский муниципальный округ
2022 год
Цель:
Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.
Задачи:
- содействие формированию разумного финансового поведения, проявления ответственного отношения к личным финансам.
- повышать осведомленность в сфере семейных финансов;
- развивать ответственность при обращении с финансами.
- расширять словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
Ход образовательной деятельности.
Буратино: Ребята, у меня случилась беда: я закопал в землю пять золотых монет и жду - жду, когда же из них вырастет дерево с целой кучей денег. Прошло уже много времени, но дерево никак не растет…Что же делать, ведь мне срочно нужна новая курточка, старая то уже совсем порвалась…
Ребенок: Буратино, а куда ты закопал свои деньги?
Буратино: Да в том то и беда, что я забыл…Но у меня есть карта на которой обозначены пункты: мимо них надо пройти, выполнить какие – то задания, чтобы получить подсказки. Вы мне поможете?
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Буратино?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Тогда давайте рассмотрим карту. Первый пункт нашего путешествия называется «Финансы». Кто знает, что такое «финансы»?
Ответы детей: Финансы – это деньги.
Воспитатель: Для чего нужны деньги?
( Для покупок, для оплаты за квартиру, телефон, детский сад и т.п.)
- Что с ними можно делать?
( менять, копить, тратить).
Что мы приобретаем в магазине?
(товар)
Чем мы платим за товар?
(деньгами)
Какие деньги появились первыми?
(металлические, монеты)
Правильно. Деньги бывают не только металлические, но и бумажные. Как их называют?
(купюры)
Какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах?
- Деньги счет любят;
-Копейка рубль бережет;
-Деньги как птицы, то улетают, то прилетают;
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
- Деньги не то, что заработано, а что с умом потрачено.
- Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Воспитатель: Ребята! Вы сами того не зная выполнили первое задание – ответили на вопросы викторины про деньги! Поэтому мы можем уже получить первую подсказку. Для этого надо отгадать загадку: с ручейка берет начало, что бы это означало? Глубока и широка средь полей течет…река. Значит продолжать наше путешествие мы будем по реке. Но река эта необычная – это река времени. Она поможет нам вернуться в прошлое, чтобы вспомнить, как появились первые деньги. Говорим волшебные слова: раз, два, три повернись и в прошлом окажись…
Подходим в экрану и рассматриваем слайды.
У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то умел находить съедобные корешки. Когда у людей оставались лишние продукты питания – они придумали ими обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на растения, или другие предметы. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки. С течением времени на Руси появились первые монеты, которые люди подвязывали на веревочку и носили на шее. Мы живем с вами в современном мире, и наши деньги изменились по отношению к прошлому веку. Каждое государство имеет свои деньги: в Америке – доллары, во Франции и Германии – это евро, а как у нас в России называются деньги?
Ответы детей: Это рубли.
Воспитатель: А вы знаете, что слово РУБЛЬ произошло от слова РУБИТЬ. Дело в том, что в стародавние времена, когда деньги только стали появляться, для обмена товарами использовали отруб — серебряный слиток, который рубился на две равные части — рубли, т.е. рубли были частями куска серебра, от которого их и отрубали. А металлические деньги – монеты назвали копейкой, потому, что на монете изображен всадник с копьем. Найдите на слайде российские деньги.
Воспитатель: Ой, что то в моем кармане звенит…
(Достаю деньги, кладу на стол…)
Буратино: Ой, денежки. Они мне очень пригодятся.
Воспитатель: Буратино, зачем ты взял наши деньги! Верни нам их, пожалуйста.
Буратино: Ну, вот еще, вы себе еще нарисуете, а может быть, найдете или украдете у кого-нибудь.
Воспитатель: Дети, разве можно нарисовать деньги, а тем более их украсть?
Ответы детей: Нет. Воровать деньги нельзя.
Воспитатель: Буратино, отдай нам наши деньги, а мы с ребятами тебе расскажем, что нужно сделать, чтобы у тебя появились твои собственные деньги.
Ребенок: Деньги можно заработать на работе.
Ребенок: Деньги можно получить от продажи дома или других предметов.
Ребенок: Деньги можно выиграть в лотерею.
Ребенок: Деньги можно получить в качестве подарка на день рождения.
Воспитатель: Буратино, а у тебя есть профессия? Кем ты будешь работать, когда закончишь школу?
Буратино: Что это такое профессия? Знать ничего не знаю об этом. Ерунду вы мне какую-то говорите…..
Воспитатель: Буратино, ты не знаешь, что такое профессия…. Сейчас ребята тебе расскажут, что такое профессия….
Ребенок: Профессия – это труд, который требует от человека специальных знаний и умений и служит источником дохода.
Ребенок: Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь и приносит пользу обществу.
Буратино: И что? Я сам смогу заработать деньги? И потратить их как захочу? И смогу делать то, что мне нравится? (говорит ласковым голосом)
Ответы детей: Да
Буратино: Ну ладно, забирайте свои деньги. Тем более там еще какая – то записка попалась…
Воспитатель: Ребята, это вторая подсказка. Что нарисовано на картинке?
(фото людей разных профессий)
Ребята, как вы думаете, для чего здесь фотографии людей разных профессий?
Ребенок: Наверное, для того, чтобы рассказать Буратино о том, какие профессии бывают и какую пользу эти люди приносят обществу…
(Обсуждаем профессии)
Воспитатель: Молодцы! Все правильно объяснили Буратино…А вот и следующая подсказка (фото семьи). Ребята, зачем здесь фото семьи?
Ребенок: Надо объяснить Буратино, откуда в семье берутся деньги….
Воспитатель: Правильно! Расскажите Буратино, откуда деньги берутся…
Ребенок: Родители получают зарплату;
Ребенок: Дедушка и бабушка получают пенсию;
Ребенок: Сдают в аренду жилье;
Ребенок: Брат и сестра получают стипендию.
Воспитатель: Все деньги, которые появляются в семье - это доход семьи. А есть еще и расход. Давайте поиграем с вами в игру «Доход и расход»:
- Папа получил зарплату;
- Заболела бабушка;
- Мама выиграла приз;
- Сестра потеряла кошелек;
- Заплатили за квартиру;
- Брат получил стипендию;
- Купили телевизор;
- Бабушка продала пирожки;
- Брат порвал куртку.
Воспитатель: Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему? Все ли деньги нужно тратить? Почему? Как нужно относиться к деньгам? (Бережно и экономно). А что значит «экономно»?
Ребенок: Это значит, что нужно покупать только то, что необходимо, а не то, что хочется….Если деньги тратить бездумно, то их может не хватить на нужные вещи.
Воспитатель: Давайте мы с вами попробуем научить Буратино правильно распределять финансы - поиграем в игру «Хочу и надо». Но сначала надо провести разминку, подготовимся, чтобы правильно выполнить задание:
«Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)
Игра «Хочу и надо»
Под словом «надо» мы будем иметь ввиду наши потребности – то, что важно для жизни человека, а под словом «хочу» - желания, без которых мы можем обойтись:
вода, велосипед,
хлеб, мяч,
тепло, кукла,
свет, мороженое,
молоко, лимонад,
носки, компьютер,
витамины, аттракционы.
Воспитатель: Молодцы! А вот и подсказка: нужно идти к выходу…
Появляется картинка «Банк»
Буратино: Что это?
Ребенок: Банк – это такой дом, где живут деньги. Деньги изготавливают на специальном заводе. Он называется « Монетный двор». С этого завода деньги попадают в банк, где они хранятся. Банк – это место для хранения денег.
Воспитатель: Если положить деньги в банк на долгое время, то потом можно забрать чуть больше, чем оставил…
Буратино: Ах вот куда мне надо было деньги спрятать, чтобы кучу денег получить!!! Ой, а вот и то место, куда я закопал свои монеты…
Спасибо, ребята, побегу их скорее в банк отнесу!
Воспитатель: Ребята, а вы поняли, для чего вам нужны знания о деньгах?
Дети: Да!
Будем знания получать,
Капитал умножим,
И тебе, наш детский сад,
В будущем поможем!
Воспитатель: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Расскажите, чему мы сегодня научились и чем помогли Буратино? Продолжи предложение, которое начинается так:
-Я узнал сегодня...
-Я удивился....
-Я запомнил...
(Ответы детей)
Воспитатель: А теперь нам снова надо вернуться в детский сад:
1, 2, 3 повернись и в детском саду очутись!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»
Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»
Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....
Конспект интегрированного занятия по финансовой грамотности Тема: «Посвящаем Буратино в финансовую грамотность»
Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем ви...
Знакомство дошкольников с финансовой грамотностью через технологию ТРИЗ
Предлагаю Вашему вниманию технологию ТРИЗ и как можно ее использовать при ознакомлении детей с финансовой грамотностью....
Знакомство с основами финансовой грамотности.
Конспект занития...
Семинар «С чего начать знакомство детей с финансовой грамотностью или Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать ден...
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»
Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...