Формы и методы работы по финансовой грамотности в старшей группе
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Андреенкова Елена Михайловна

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

Финансовая грамотность

в старшей группе

Подготовили: воспитатели

Андреенкова Е. М., Сукач М. Ю.,

г. Гагарин

2021 – 2022г.

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Именно в дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой культуры детей является игровая деятельность, которая способствует расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, закреплению и обогащению знаний о финансовой сфере деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков.

Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ культуры финансов.

 Работа началась с создания условий для формирования элементарных экономических знаний у детей: предметно-пространственной среды и подготовки методического обеспечения. При подготовке к занятиям мы использовали «Сборник методических материалов», «Сборник демонстрационных материалов» (к примерной парциальной образовательной программе дошкольного образования для детей 5-7 лет), рекомендованные Банком России.

В старшей группе различные виды игровой деятельности проводились 1раз в неделю и включались в разные формы и методы работы с детьми (в образовательную, трудовую, индивидуальную и совместную деятельность) и использовались в определенной последовательности (по блокам). В работе использовались игры, которые проводились не только на этапе ознакомления нового материала, но и на этапах закрепления (слайд 2).

Изучая блок «Труд и продукт труда», дети играли в настольно-печатные и дидактические игры («Кому, что нужно для работы», «В какое время года», «Угадай, где продаётся», «Я выбираю») (слайд 3,4).  Дети упражнялись в узнавании и назывании профессий взрослых и предметов, необходимых для работы.  А также с удовольствием приняли участие в выставке рисунков на тему: «Моя будущая профессия» (слайд 5) и в инсценировке «Покажи профессию без слов» (слайд 6, 7). Мы старались донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, что все профессии необходимы, что результат труда людей оплачивается деньгами. Также свои творческие способности дети показали при изучении блока «Реклама» (слайд 8). Дети не только рисовали, но и пробовали рекламировать свой товар.

После того, как дети получили информацию об истории возникновения денег, организовывались занятия на развитие логического мышления, например, игра-занятие «Путешествие Монетки» (слайд 9), ситуативные беседы («Зачем людям нужны деньги», «Где можно купить?»), решение арифметических задач (слайд10) с целью закрепления экономических категорий – деньги, денежные купюры, производство денежных знаков.

 (Слайд 11) Для формирования понятия «бюджет семьи» использовались игровые ситуации «Доходы и расходы», «Семейный бюджет», в ходе которых дети знакомились с семейным бюджетом, доходами, расходами, заработной платой. Дети совершили заочную экскурсию в Сбербанк (слайд12)

Итоговым мероприятием стало «Путешествие в страну Финансов», где дети показали не только усвоенные экономические понятия (деньги, банк, товар, цена и т.д.), но и дружелюбное и отзывчивое отношение друг к другу при выполнении заданий. 

Таким образом можно сделать вывод, что в результате занятий по финансовой грамотности дети имеют представление о значимости разных профессий, устанавливают связи между разными видами труда. Осознают назначение денег. Стремятся аргументировать свои суждения. Могут объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеют элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимают товар как продукт труда, имеющий цену. Владеют обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняются игрушками со сверстниками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы и методы работы по финансовой грамотности в старшей группе Составили воспитатели: Андреенкова Е.М., Сукач М.Ю. МБДОУ «Детский сад «Снежинка» Г. Гагарин 2021 - 2022г.г.

Слайд 2

Сюжетно - ролевые игры

Слайд 3

Настольные игры

Слайд 5

Художественное творчество (рисуем на тему: «Моя будущая профессия»)

Слайд 6

Инсценировка « Покажи профессию без слов»

Слайд 7

Инсценировка «Покажи профессию без слов»

Слайд 8

Художественное творчество ( рисую и рекламирую товар )

Слайд 9

Инсценировка сказок

Слайд 10

Решение арифметических задач

Слайд 11

Дидактические игры

Слайд 12

Заочная экскурсия в Сбербанк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повт...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе "Почему все взрослые работают"

Формировать целостные представления дошкольников о профессиях; расширять представления детей о разнообразии профессий; познакомить с новыми экономическими понятиями: «профессия», «сп...

Мастер-класс "Формы и методы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Цель: Рассказать педагогам о формах и методах формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют фина...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Почему взрослые работают?»

Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.Задачи:-закреплять понимание экономических категорий «...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Проект по формированию финансовой грамотности в старшей группе" Финансовый Знайка"

Проект по формированию финансовой грамотности «Финансовый - знайка» включает следующую информацию:актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;ц...

Выступление из опыта работы: «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников посредством сказок».

В  Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. С экономикой сталкивается любой чел...