Проект по финансовой грамотности старшего дошкольника Тема: «Азбука юного финансиста»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_yunogo_finansista_orlikova_ov.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №8»
Проект по финансовой грамотности старшего дошкольника
Тема: «Азбука юного финансиста»
Подготовила: Орликова О.В.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад 8»
г.Сорочинск, 2022
Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-сформировать первичные экономические понятия;
-научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
-объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономичность, щедрость и т.д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.).
Продолжительность реализации проекта: 1 неделя
Методы и приемы, используемые при реализации проекта:
- рассказы членов семей, педагогов и рассказы детей;
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Аукцион», «Почта гнома Эконома»
- Проблемные ситуации «Путешествие денежки»
- ролевое обыгрывание детьми жизненных ситуаций «Доход», «Расход», «Семейный бюджет»;
- сотворчество детей, родителей, педагогов в изготовлении атрибутики на экономическую тему;
ПЛАН – ПРОГРАММА «Азбука юного финансиста»
Понедельник «Потребности»
Цель:
- Показать ребенку, что экономические потребности удовлетворяются купленными товарами.
- У человека много потребностей: в общении, еде, питье, одежде, обуви и он выбирает, что важнее.
- Обсуждение проблемы: Что надо сделать, когда человек голоден? - Выяснение: Нужны ли детям потребности? Откуда берутся вещи? Кто оказывает услуги?
- Дидактическая игра: «Реклама»,
-Игровые ситуации: «Как попросить о помощи об услуге?», «Как предложить свою помощь?».
- Игра – занятие: «Семейный бюджет: «доход - расход»
- Дидактические игры «Кому, что нужно для работы?»
- Наблюдения в природе: взаимосвязь явлений в природе, живая и неживая природа.
-Литература: В. Сутеев «Яблоко», Ю. Яковлев «Кому спасибо говорим», С. Образцов «Так нельзя, а так можно и нужно», Г. Остер «Вредные советы»
Вторник «Производители и ресурсы»
Цель:
- Познакомить детей с разными видами ресурсов: природными, капитальными, человеческими.
- Познакомить с понятиями: «товар», «потребитель», «услуги», «производитель», «экономия ресурсов».
- Обсуждение: откуда берутся продукты питания (лес, море, поле); люди каких профессий производят товары и какие капитальные ресурсы надо для их производства.
-Обсуждение: Для удовлетворения потребностей нужны товары и услуги.
- Практическое занятие «что кому нужно, что кем производится», «Путешествие в страну товаров»,
- игра – занятие по теме: «Как появляется тетрадь»
- Рисование по теме.
- Литература: В. Стюарт «Пекари», С. Михалков «А что у вас?», Е. Пермяк «Мамина работа»
Среда «Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена»
Цель:
- Помочь детям понять, что такое ограниченность ресурсов и к чему это приводит.
- Помочь понять, что из-за ограниченности ресурсов человеку приходиться выбирать, что важнее.
- Уточнить понятия: «ресурсы», «ограниченность ресурсов», «выбор», «цена выбора», «возможность»
- Беседы.
- Рисование, аппликация по теме
- Практическая работа: «Оставление семейного бюджета». Модели: «Банк», «касса», «Банкомат».
- Экономическая сказка – развлечение «Теремок на новый лад» Дидактическая игра
- Литература: Д. Хармс «Пирог», В. Катаев «Цветик – семицветик»
Четверг «Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена»
Цель:
- Дать представления детям, что человек может производить все, что нужно для его жизни.
- Объяснить, что обмен товарами и услугами – это путь удовлетворения экономических потребностей.
- Бартер – это обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег. Деньги – это средство обмена. Рынок – это обмен товарами
- Заработная плата – это цена работы
- Закрепить понятия: «товары», «услуги», «обмен», «продажа», «спрос», «предложение», «цена», «деньги», «рынок».
- Решение проблемных ситуаций: «обмен между собой»;
- «организация в группе «рынка» обмена «товарами», сделанными своими руками.
- Придумывание детьми денег, их названия и формы.
- Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»
- Конкурс «Лучшее изображение денег»
- Обсуждение понятия «бартер».
- Конкурс «Лучший товар и услуга».
- Беседа о деньгах и о денежных единицах разных стран.
- выставка – продажа предметов, изготовленных детьми.
- Литература: Я. Корчак «Маленький бизнесмен», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», В. Драгунский «Он живой и светится»
Пятница
НОД «Азбука денег» (старшая группа)
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи: расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для− древних людей; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;− развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;− воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как− экономность, бережливость.
Материал и оборудование: иллюстрации по тематике, зерна кофе, зерна пшеницы, камушки, глиняный кувшин, ковёр-самолёт, мультфильм, мультимедийное оборудование
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука, Здравствуй друг,
здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: У каждого есть свои мечты! Новая игра, книга, велосипед, компьютер, новое модное платье, сумочка или украшение. А может быть, хотел бы завести домашнего питомца? Или ты мечтаешь о путешествии в какой-нибудь город или страну?
Звучит музыка, появляется ковёр-самолёт.
Воспитатель: Ребята, что это за замечательный предмет?
Дети: Ковёр-самолет.
Воспитатель: А как вы думаете, для чего он нам пригодится?
Дети: Для путешествия.
Воспитатель: Правильно, дети.
Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие. (Воспитатель вместе с детьми, становится на ковёр-самолёт и отправляется в путешествие, находят предметы в разных местах группы (глиняный кувшин, камни, зерна пшеницы, кофе, фрукты).
Детям предложить высказать мнение, почему же мы нашли эти предметы.
Воспитатель: Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации…когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, 5 шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого – наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер – предшественник современных денег. В копилку я их положила - подарок мамочке купила.
Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело».
Физминутка:
«Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живем
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Воспитатель: А теперь послушайте, пожалуйста, сказку. Подружились Крокодил Гена, Чебурашка и Старуха Шапокляк. Стали жить они вместе. Крокодил Гена на работу ходил в зоопарк и за это получал зарплату. Чебурашка учился в летней школе, хотел стать лётчиком, и за свою учебу получал стипендию. Шапокляк не работала, она была уже пожилая и получала пенсию. Из чего состоял доход семьи Крокодила Гены?
Дети: Зарплата, пенсия, стипендия.
Воспитатель: Скажите, где можно получить деньги за свою работу? Дети: В банке, банкомате.
Воспитатель: Для того, чтобы пойти в банк, нужно взять с собой кошелёк. Это специальный домик для денег. Туда кладут деньги, чтобы не потерять.
Воспитатель: Для чего нужны деньги в семье?
Дети: Для того, чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться в аптеку за лекарством.
Практическая работа «Мини-банк»
Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».
Суть практики: предложить ребятам создать свой «мини-банк». Предоставить право выбрать самим кто будет отвечать за сбор и хранение мелочи. Он будет напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.
Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «минибанке» – например, на покупку телевизора или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить?
Дети: Нет, остатки можно положить в копилку.
Воспитатель: Чтобы деньги не лежали в копилке мёртвым грузом, нужно заставить их работать. И сейчас я вам, расскажу, как это можно сделать. Банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «минибанке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%. А на что вы потратите свою прибыль, решать только вам.
Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности.
Ну - ка все встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять
Ручками махать
Целый час мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!
Литература:
1. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие. СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002.
2. Экономическое воспитание дошкольников: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий \ под редакцией Е. А. Курака. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
3. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно – методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. Фесюкова Л. Б. , Гехт А. Э. Хочу быть предприимчивым. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, 2004.
5. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.
6. Немыкина Э. М., Немыкин А. В. Азбука экономики, Мурманск, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Из опыта работы творческой группы проекта по финансовой грамотности старших дошкольников "Экономыч" с использованием современных ИКТ – технологий"
В статье представлен отчет из опыта работы педагогов проекта "Экономыч" по финансовой грамотности старших дошкольников с использованием ИКТ - технологий. Педагоги смогут узнать, как можно пр...
Презентация программы по формированию финансово-экономической грамотности старших дошкольников «Денежная азбука»
Рассмотрено в контексте формирования предпосылок функциональной математической грамотности и познавательного развития...
Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:- Формирование первичных экономических понятии: монета, банкнота, расход, доход. Продо...
Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"
Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"...
ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ "ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ"
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников; совершенствование коммуникативных качеств детей; развитие основ финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов ...
Проект по финансовой грамотности для детей 5-6лет «Юный финансист»
формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность....