Проект по финансовой грамотности старшего дошкольника Тема: «Азбука юного финансиста»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Орликова Ольга  Владимировна

Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_yunogo_finansista_orlikova_ov.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8»

Проект по финансовой грамотности старшего дошкольника

Тема: «Азбука юного финансиста»

Подготовила: Орликова О.В.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад 8»

г.Сорочинск, 2022

Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-сформировать первичные экономические понятия;

-научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

-объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономичность, щедрость и т.д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.).

Продолжительность реализации проекта: 1 неделя

Методы и приемы, используемые при реализации проекта:

  • — рассказы членов семей, педагогов и рассказы детей;
  • — чтение художественной литературы;
  • — дидактические игры;
  • — сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Аукцион», «Почта гнома Эконома»
  • — Проблемные ситуации «Путешествие денежки»
  • — ролевое обыгрывание детьми жизненных ситуаций «Доход», «Расход», «Семейный бюджет»;
  • — сотворчество детей, родителей, педагогов в изготовлении атрибутики на экономическую тему;

ПЛАН – ПРОГРАММА «Азбука юного финансиста»

Понедельник «Потребности»

Цель:

  • Показать ребенку, что экономические потребности удовлетворяются купленными товарами.
  •  У человека много потребностей: в общении, еде, питье, одежде, обуви и он выбирает, что важнее.

- Обсуждение проблемы: Что надо сделать, когда человек голоден? - Выяснение: Нужны ли детям потребности? Откуда берутся вещи? Кто оказывает услуги?

- Дидактическая игра: «Реклама»,

-Игровые ситуации:  «Как попросить о помощи об услуге?», «Как предложить свою помощь?».

- Игра – занятие: «Семейный бюджет: «доход - расход»

 - Дидактические игры «Кому, что нужно для работы?»

 - Наблюдения в природе: взаимосвязь явлений в природе, живая и неживая природа.

-Литература: В. Сутеев «Яблоко», Ю. Яковлев «Кому спасибо говорим», С. Образцов «Так нельзя, а так можно и нужно», Г. Остер «Вредные советы»

Вторник «Производители и ресурсы»

Цель:

  • Познакомить детей с разными видами ресурсов: природными, капитальными, человеческими.
  • Познакомить с понятиями: «товар», «потребитель», «услуги», «производитель», «экономия ресурсов».

- Обсуждение: откуда берутся продукты питания (лес, море, поле); люди каких профессий производят товары и какие капитальные ресурсы надо для их производства.

 -Обсуждение: Для удовлетворения потребностей нужны товары и услуги.

- Практическое занятие «что кому нужно, что кем производится», «Путешествие в страну товаров»,

 - игра – занятие по теме: «Как появляется тетрадь»

- Рисование по теме.

- Литература: В. Стюарт «Пекари», С. Михалков «А что у вас?», Е. Пермяк «Мамина работа»

Среда «Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена»

Цель:

  • Помочь детям понять, что такое ограниченность ресурсов и к чему это приводит.
  • Помочь понять, что из-за ограниченности ресурсов человеку приходиться выбирать, что важнее.
  • Уточнить понятия: «ресурсы», «ограниченность ресурсов», «выбор», «цена выбора», «возможность»

- Беседы.

- Рисование, аппликация по теме

- Практическая работа: «Оставление семейного бюджета». Модели: «Банк», «касса», «Банкомат».

- Экономическая сказка – развлечение «Теремок на новый лад» Дидактическая игра

- Литература: Д. Хармс «Пирог», В. Катаев «Цветик – семицветик»

Четверг «Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена»

Цель:

  • Дать представления детям, что человек может производить все, что нужно для его жизни.
  •  Объяснить, что обмен товарами и услугами – это путь удовлетворения экономических потребностей.
  •  Бартер – это обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег. Деньги – это средство обмена. Рынок – это обмен товарами
  • Заработная плата – это цена работы
  •  Закрепить понятия: «товары», «услуги», «обмен», «продажа», «спрос», «предложение», «цена», «деньги», «рынок».

 - Решение проблемных ситуаций: «обмен между собой»;

- «организация в группе «рынка» обмена «товарами», сделанными своими руками.

 - Придумывание детьми денег, их названия и формы.

- Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

 - Конкурс «Лучшее изображение денег»

 - Обсуждение понятия «бартер».

- Конкурс «Лучший товар и услуга».

 - Беседа о деньгах и о денежных единицах разных стран.

- выставка – продажа предметов, изготовленных детьми.

- Литература: Я. Корчак «Маленький бизнесмен», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», В. Драгунский «Он живой и светится»

Пятница

НОД «Азбука денег» (старшая группа)

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

 Задачи:  расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;  развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;  развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;  воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

 Материал и оборудование: иллюстрации по тематике, зерна кофе, зерна пшеницы, камушки, глиняный кувшин, ковёр-самолёт, мультфильм, мультимедийное оборудование

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,

 Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

 Здравствуй правая рука,

 Здравствуй левая рука, Здравствуй друг,

 здравствуй друг,

 Здравствуй весь наш дружный круг.

 Воспитатель: У каждого есть свои мечты! Новая игра, книга, велосипед, компьютер, новое модное платье, сумочка или украшение. А может быть, хотел бы завести домашнего питомца? Или ты мечтаешь о путешествии в какой-нибудь город или страну?

 Звучит музыка, появляется ковёр-самолёт.

Воспитатель: Ребята, что это за замечательный предмет?

Дети: Ковёр-самолет.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего он нам пригодится?

 Дети: Для путешествия.

 Воспитатель: Правильно, дети.

 Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие. (Воспитатель вместе с детьми, становится на ковёр-самолёт и отправляется в путешествие, находят предметы в разных местах группы (глиняный кувшин, камни, зерна пшеницы, кофе, фрукты).

Детям предложить высказать мнение, почему же мы нашли эти предметы.

Воспитатель: Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации…когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, 5 шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого – наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер – предшественник современных денег. В копилку я их положила - подарок мамочке купила.

Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело».

Физминутка:

«Будем денежки считать»

 Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живем

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

 На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

 Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Воспитатель: А теперь послушайте, пожалуйста, сказку. Подружились Крокодил Гена, Чебурашка и Старуха Шапокляк. Стали жить они вместе. Крокодил Гена на работу ходил в зоопарк и за это получал зарплату. Чебурашка учился в летней школе, хотел стать лётчиком, и за свою учебу получал стипендию. Шапокляк не работала, она была уже пожилая и получала пенсию. Из чего состоял доход семьи Крокодила Гены?

Дети: Зарплата, пенсия, стипендия.

Воспитатель: Скажите, где можно получить деньги за свою работу? Дети: В банке, банкомате.

Воспитатель: Для того, чтобы пойти в банк, нужно взять с собой кошелёк. Это специальный домик для денег. Туда кладут деньги, чтобы не потерять.

 Воспитатель: Для чего нужны деньги в семье?

 Дети: Для того, чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться в аптеку за лекарством.

Практическая работа «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики: предложить ребятам создать свой «мини-банк». Предоставить право выбрать самим кто будет отвечать за сбор и хранение мелочи. Он будет напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

  Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «минибанке» – например, на покупку телевизора или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить?

 Дети: Нет, остатки можно положить в копилку.

Воспитатель: Чтобы деньги не лежали в копилке мёртвым грузом, нужно заставить их работать. И сейчас я вам, расскажу, как это можно сделать. Банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «минибанке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%. А на что вы потратите свою прибыль, решать только вам.

Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности.

Ну - ка все встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять

Ручками махать

Целый час мы занимались

И немножко баловались

А теперь детвора

 Отдыхать и вам пора!

Литература:

1. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие. СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002.

2. Экономическое воспитание дошкольников: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий \ под редакцией Е. А. Курака. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

3. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно – методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.

4. Фесюкова Л. Б. , Гехт А. Э. Хочу быть предприимчивым. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, 2004.

5. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.

6. Немыкина Э. М., Немыкин А. В. Азбука экономики, Мурманск, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Из опыта работы творческой группы проекта по финансовой грамотности старших дошкольников "Экономыч" с использованием современных ИКТ – технологий"

В статье представлен отчет из опыта работы педагогов проекта "Экономыч" по финансовой грамотности старших дошкольников с использованием ИКТ - технологий. Педагоги смогут узнать, как можно пр...

Презентация программы по формированию финансово-экономической грамотности старших дошкольников «Денежная азбука»

Рассмотрено в контексте формирования предпосылок функциональной математической грамотности и познавательного развития...

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:- Формирование первичных экономических понятии: монета, банкнота, расход, доход. Продо...

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"

Конспект  НОД  по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"...

ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ "ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ"

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников; совершенствование коммуникативных качеств детей; развитие основ финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов ...

Проект по финансовой грамотности для детей 5-6лет «Юный финансист»

формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность....