Мастер-класс «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников на основе метода морфологического анализа»
методическая разработка по математике

Федулова Татьяна Ивановна

Для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_metod_morfologicheskogo_analiza.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение 

детский сад №15 «Теремок» 

 

Мастер-класс

«Формирование финансовой

грамотности у старших

дошкольников на основе метода

морфологического анализа»

Воспитатель 

I квалификационной категории

 Федулова

Татьяна Ивановна

 

Котовск, 2020г. 

    Уважаемые коллеги! В своем мастер классе я хотела бы затронуть тему финансового просвещения и воспитания детей дошкольного возраста. Это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
   Ребенок с ранних лет его жизни, так или иначе, включается в экономическую жизнь семьи: сталкивается с деньг
ами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями пока еще на житейском уровне.
  К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах, а ведь грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию ребенка в будущем.         Кто знает кем он станет через пару десятков лет – врачом, инженером, чиновником, распределяющим бюджет или бизнесменом, имеющим свое производство? Но кем бы ни не стали наши дети, они  достойны стабильного финансового будущего.

   Поэтому в качестве темы своего самообразования я выбрала «Формирование финансовой  грамотности  старших дошкольников». Основной целью моей работы  является формирование основ экономической культуры и финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. 

   Существует множество интересных методов и приемов, которые помогают воспитателю сформировать первичные экономические представления детей и адаптировать их к социальной действительности.  

   Сегодня я покажу, как можно использовать в работе с дошкольниками метод морфологического анализа.  Придумал его астрофизик Фриц Цвикки и сначала он применялся в изобретательстве, но затем его стали использовать в педагогике для развития логического мышления и  творческих способностей у детей.

        Метод морфологического анализа основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи, так называемых морфологических признаков, характеризующих объект, и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Определение не очень понятное, но дальше на примерах мы его проясним.

Последовательная схема проведения морфологического анализа слайд

1) формулировки проблемы;

2) постановки задачи;

3) составления списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции;

4) составления перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике (перечень называется морфологической картой или таблицей (если характеристик продукта – 2) или «морфологическим ящиком (гиперящиком)», если характеристик – 3 и более).

        С детьми мы будем составлять более простую двумерную морфологическую карту.

    Выбираем два важнейших компонента продукта, составляем по каждой из них список всевозможных свойств, затем строим таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы. Количество вариантов соответствует произведению количества компонентов на количество свойств (например: 4*3=12)

    Каждый из вариантов обязательно обсуждается. Предлагаются оригинальные подходы. Морфологические свойства могут быть различными, например, формы предметов, материал, цвет и т.д.

В таблицу такого рода можно загрузить информацию на практически любую изучаемую тему.


Практическая часть

Предлагаю практически посмотреть, как работает этот метод в ООД для развития финансовой грамотности детей подготовительной группы.

Предлагаем детям представить, что мы бизнесмены и у нас есть небольшой первоначальный капитал  на открытие своего бизнеса. Параллельно знакомим детей с понятиями «бизнес», «первоначальный капитал». Выдаем каждому ребенку конверт-кошелек, просим посчитать сколько в нем монет. Возьмите конверт №1 посчитайте свой первоначальный капитал. (20 монет) Перед нами стоит задача  -  организовать работу фабрики детских игрушек. Предварительно обговариваем с детьми, что необходимо для создания такого производства: купить или построить здание фабрики, купить оборудование,  нанять рабочих, приобрести технику (грузовик, поезд и т.д.),  на которой будут возить готовые игрушки в магазин. Каждый пункт потребует расходов. Вопрос: можно ли тратить все монеты? Объясняем детям, что это  нежелательно потому, что нужно предусмотреть непредвиденные расходы. Договориваемся, что, например, 10 монет мы потратим на покупку бизнеса, а остальные отложим на  непредвиденные расходы. Давайте попробуем распределить наши 10 монет на каждый пункт. Возьмите морфологическую карту №1 и попробуйте запланировать все расходы. Например:

Морфологическая карта №1

 Здание (картинка)

Рабочие

Оборудование

Техника

5

2

2

1

Итак, мы грамотно распределили первоначальный капитал и наша фабрика готова к выпуску игрушек. Игрушек должно быть много и они должны быть разными,  предложите свои варианты (ответы: куклы, мячи и т.д.). Какими свойствами они могут отличаться? (ответы: цветом, формой, размером и т.д.). Хорошо.  Предлагаю остановимся на машине, роботе и мяче и попробуем производить их разного цвета. Возьмите Морфологическую карту №2 и конверт №2 и заполните соответствующие пустые ячейки.

Морфологическая карта №2

машина

робот

мяч

Желтая

Зеленая

Красная

   Сколько всего вариантов игрушек у нас получилось? (9)

    Давайте отправим наши игрушки на склад и попробуем установить цену на каждый вариант игрушки. Отложите с карты №2 игрушки. Если мы на каждый вариант игрушки выставим цену в 1 монету, сколько монет мы заработаем? Всего 9. Но мы уже потратили 10 монет на покупку фабрики, а заработали  получается меньше чем потратили. Нам это выгодно? (Нет) Какой вывод сделаем? Необходимо повысить цену. Попробуем за каждую игрушку  брать 2 монеты. Выложите в каждую ячейку по 2 монеты. Посчитайте парами  сколько денег заработает фабрика. Правильно 18. Это больше чем мы потратили на покупку фабрики? Как узнать на сколько больше? Правильно нужно убрать 10 монет и посчитать оставшиеся. Оставшиеся монеты – это доход нашей фабрики от продажи 1 партии игрушек. В процессе игры также приводим детей к выводу, что цены на разные игрушки могут отличаться в зависимости от размера или сложности товара.

   На следующих занятиях задания усложняются – мы добавляем еще больше свойств и компонентов. Например, опрос среди детей показал, что дети очень любят роботов. Задача детей – изобрести новую игрушку робота на нашей фабрике. Обговариваем с детьми из каких частей и какими свойствами может обладать робот. Составляем вместе с детьми морфологическую таблицу:

Например: морфологическая карта №3

В процессе игры также приводим детей к выводу, что цены на разные игрушки могут отличаться в зависимости от размера или сложности товара.

   Дети могут  участвовать как в составлении такой  таблицы, так и самостоятельно работать уже с готовой  таблицей, изобретая новые модели. Например, нарисуйте робота, используя индивидуальный готовый ключ и морфологическую таблицу №3. (выполнение задания, сбор рисунков и выкладывание их на морфологическую таблицу на мольберте для последующего аукциона)

   Чтобы больше заработать, надо продать как можно  больше роботов. Что поможет нам продать товар? (Реклама) Обсуждаем с детьми, как лучше прорекламировать товар (реклама на ТВ, в интернете, в журнале, раздать листовки, провести акцию и т.д.)

   Предлагаем детям воспользоваться АУКЦИОНОМ и продать на нем самые интересные модели роботов. Знакомим детей с понятием «аукцион» (Это такая продажа товаров когда  в процессе состязания между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона. Победителем аукциона признаётся лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами), «лот» (объект продажи), подбираем самые интересные модели роботов для аукциона. Каждый лот будет зашифрован, например, лот А2 – начальная цена 1 монета. Кто даст большую цену?  (проводится аукцион)

   В завершении своего мастер-класса хочу сказать, что формирование полезных привычек в сфере финансов у старших дошкольников, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

   Формирование финансовой грамотности у ребенка благополучно влияет на развитие мышления, памяти, воображения, развивается речь и кругозор ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Формирование правильной осанки - путь к здоровью ребенка"

Как совершенствовать навыки правильной осанки у детей....

Мастер - класс "Формирование грамматического строя речи"

В данной статье представлены методы и приемы формирования грамматически правильной речи, а также приведены примеры игр и упражнений с грамматическим содержанием по возрастам (младший, средний, старший...

мастер - класс "Формирование познавательной активности у детей с ОНР посредством технологии моделирования"

В конспекте мастер - класса рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования....

Мастер - класс «Формирование образных языковых средств»

Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников - формирование образных средств языка, которые способствуют более точной и более выразительной передаче смысла речевого высказывания. Обра...

Мастер - класс "Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ – РТВ."

Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ – РТВ.2 слайд:Целью моего мастер-класса является - знакомство педагогов с технологией ТРИЗ. При подготовке мастер...

Мастер-класс«Формирование инженерного мышления на основе работы с различными видами конструкторов (реальными/цифровыми)»

Мастер-класс «Игра. Общение. Движение» подготовлен для педагогов муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Тамбова  ...

Мастер-класс "Формирование духовно-нравственного потенциала воспитанников дошкольного возраста на основе синтеза искусств"

Мастер-класс "Формирование духовно-нравственного потенциала воспитанников дошкольного возраста на основе синтеза искусств"...