Методическая разработка "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ"
статья по основам финансовой грамотности

Татьяна Юрьевна Браженко

Статья "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" раскрывает специфику работы педагога по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Браженко Т. Ю.,

воспитатель

структурное подразделение «МБОУ Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2»-«Детский сад»,

e-mail: brazhenko1988@mail.ru

На сегодняшний день формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста является большой социальной проблемой, связанной с ребенком с самых раннего детстваФинансовая грамотность – это одна из главных социальных компетенций, которая формируется под влиянием окружающей социально-экономической среды ребенка. С раннего возраста ребенок начинает сталкиваться с экономическими представлениями в семье, знакомится с такими понятиями, как: « «товар», «цена» , «труд», «деньги» и, сталкивается с множеством рекламы, ходит в магазин вместе с родителями. Таким образом, все это влияет на первичные экономические знания и умения ребенка, пока еще на начальном уровне. Поэтому, формирование финансовой грамотности в нынешних условиях,  необходимо в дошкольном возрасте, так как правильный подход к финансовым ресурсам поможет обеспечить финансовую  безопасность и самостоятельность человеку в период взросления.

При формировании финансовой грамотности дети знакомятся с основными понятиями о деньгах, получают  необходимые представления о них. Чтобы дать правильное представление детям о деньгах, работа в этом направлении должна начинаться с раскрытия функции денег, на понятном дошкольнику языке. Дети должны знать, о способах заработка родителями. То есть они должны понимать, что каждый день родители должны ходить на работу, чтобы получить заработную плату, и на эти средства будет жить семья в течение месяца. В старшем дошкольном возрасте дети вполне могут понять, все составляющие семейного бюджета и на что он тратится. Ведя разговор о семейном бюджете, не стоит заострять внимание на таких понятиях, как «бедный» или «богатый». В процессе взросления  дети сами поймут понятия о разных финансовых возможностях людей. Также необходимо заострять внимание ребенка на том, что нужно для жизни семьи, а что является лишь желаемым и без чего можно будет обойтись. Например, придя за покупками в магазин, нужно рассказать ребенку, что такие товары, как хлеб, молоко и т. д. – это необходимость, а конфеты, мороженое – это желаемое.

В нашем дошкольном образовательном учреждении решаются следующие задачи: формирование финансовых представлений у детей дошкольного возраста; создание условий для формирования элементарных экономических представлений; использование финансовой грамотности в жизни детей; развитие познавательного интереса детей к основам финансовой грамотности. Также нужно научиться правильно относиться к деньгам, как к предмету жизненной необходимости, например, копить, тратить, вкладывать, управлять своим поведением, понимая разницу между «надо» и «хочу» и т. д.

Также в дошкольном учреждении педагогами ведется работа по формированию финансовой грамотности, которая заключается не в организации какого-либо специального обучения, а в использовании различных видов детской деятельности, наполненных экономическим содержанием. В формировании финансовой грамотности дошкольников ведущей ролью выступает игра. Посредством игры ребенок без труда изучает мир социальной действительности и приобщается к миру финансов.

Для организации предметно-развивающей среды в группе нашего детского сада были созданы игровые центры сюжетно-ролевых игр, такие как: «Семья», «Банк», «Магазин».  Также была разработана картотека дидактических игр таких как: «Копилка», «Дороже-дешевле», «Много-мало», «Потребность-возможность», «Запланированная покупка», и многие другие. Данные игры можно использовать в ходе непосредственной образовательной деятельности, во время самостоятельных и совместных игр детей. Для более успешного обучения финансовой грамотности можно использовать также мультфильмы. Например: «Утиные истории», «Фиксики».

Работа с детьми по данному направлению заключается в совместной работе с родителями воспитанников. Они проявляют активное участие в проектной деятельности. Примером такого познавательного проекта является проект «Деньги - помощники». В ходе этого проекта родители получили нужную консультацию по проблеме, участвовали вместе с детьми в создании мини-музея «Деньги», а также в семейной викторине«Азбука финансов».

В заключении, можно сделать вывод, что создание благоприятных условий и правильно организованная игровая деятельность положительно влияет на развитие экономической культуры детей, и способствует формированию финансовой грамотности. И вместе с тем совершенствуются коммуникативные навыки  и развивается познавательная активность детей. Также,  дети знакомятся с людьми различных профессий, творчески решают игровые задачи, учатся находить подход друг к  другом и более бережно относятся к вещам.

Список использованной литературы

  1. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста, и родителей: учебно-методическое пособие / авт. -сост.: М. О. Еремина [и др. ]. –Калининград: Калининградская книга, 2017 - 48 с.
  2. Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей в сказках/ авт.-сост.:  Е.А. Ульева. - Феникс-Премьер. 2020- 47с.

Интернет- ресурсы

1. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-po-finansovoi-gramotnosti-dlja-detei-5-7-let.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Тема «Азбука денег» Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить с понятием «деньги», «монета», &l...

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.

Перспективное планирование, конспекты занятий, проект, игры по финансовой грвмотности....

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Экономическое воспитание дошкольников это новое направление в дошкольной педагогике. Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 4-7 лет дети могут иметь карманные ден...

Консультация для педагогов "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно- ролевые игры"

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Поэтому обучение основам эко...

Семинар для родителей «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».учитель - логопед  ВАРЛАМОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА...