Финансовая грамотность
календарно-тематическое планирование по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Чеботарева Людмила Александровна

Финансовая грамотность — это определенный багаж знаний, который нужен, чтобы управлять доходами и расходами, правильно распределять деньги, не участвовать в сомнительных финансовых операциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie.finansovaya_gramotnost.odt21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Календарный план. Финансовая грамотность. Старшая группа.

Месяц

Тема НОД

Цель

Материалы и оборудование

Основные понятия

Октябрь. Сентябрь.

1. Почему взрослые работают? Труд и продукт труда.

Развивать представ-ление о том, что труд является средством удовлетворения пот-ребностей человека и источником дохода.

Картинки-путаницы с изображением людей различных профессий, фрагменты мультфильма "Уроки тетушки Совы (6 серия), лист-раскраска с заданием, картинка "Предметы труда", цветные карандаши, ноутбук.

Труд, работа, продукт, продукция, заработная плата, рабочее место, рабочее время, профессии, предметы труда, товар, торговля, деньги.

2. Азбука юного финансиста.

Дать представление о денежных сбережениях, необходимости экономии и ведения учета денег.

Карточки "Валюта поросят", весы, мольберт, ноутбук.

Деньги, денежные сбережения, накопления, доход, расход.

3. Откуда пришли деньги?

Формировать элемен-тарные экономические представления. Позна-комить с историей денег.

Сундучок, картинка самовар, горшочек, скалочка, иллюстрации к сказкам "Дудочка и кувшинчик", "Петушок и бобовое зернышко", ноутбук, раскраска карандаши.

Бартер, обмен продуктами труда, товар, деньги.

4. Деньги. Банки.

Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег.

Копилка, монеты и купюры, пластиковая карта, ноутбук, изображение банка.

Копилка, монета, банкнота, купюра, аверс, реверс, номи-нал, пластиковая карта, банк, наличные деньги, безналич-ный расчет, доходы, кредиты.

Ноябрь.

5. Валюта - деньги других стран. Настоящие и фальшивые деньги.

Формировать первич-ные представления о валюте. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.

Ноутбук, изображения денег других стран, альбом "Деньги", карта мира.

Иностранные деньги, номинал, купюра, монета, карта мира, валюта, деньги, доллар, евро, франк., обмен валюты, фальшивые деньги, подлинность денег.

6. Цена на товары и услуги.

Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги.

Ноутбук, презентация "Качественный ли товар?", муляжи фруктов и овощей, ценники, чеки из разных магазинов.

Цена, товар, услуги, стоимость, чек, качество, ценник, этикетка, качество, спрос, дорого, дешево, коммунальные услуги.

Декабрь.

7. Семейный бюджет.

Формировать первичные представления о семейном бюджете.

Ноутбук, презентация "Семейный бюджет", раз-даточный материал, альбом "Моя семья", карточ-ки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы семьи.

Доходы, расходы, уровень жизни, достаток, богатство, бедность, семейный совет, планирование, приоритет-ность, потребности, финансовые возможности. карманные деньги.

8. Как правильно делать покупки?

Формировать первичные экономические представления о выгодных покупках.

Ноутбук, презентация "В магазине", муляжи овощей и фруктов, предметные картинки с изображением продуктов и непродовольственных товаров.

Торговля, торг, купля-продажа, выгода, переплата, рынок, магазин, супермаркет, ярмарка, аукцион.

Январь

9. Чем пахнут ремесла?

Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность.

Ноутбук, презентация "Профессии", картинки с изображением предметов труда

Профессии, работа, труд, рабочее время, рабочее место, предметы труда, продукт труда, заработная плата.

10. Путешествие в страну "Экономград".

Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей-дошкольников.

Деньги бумажные и металлические, касса, кошельки, чеки, атрибуты для игры "Магазин", ноутбук, презентация "Экономим воду, электроэнергию и газ"

Дороже, дешевле, торг, фиксированная цена, качество, природные ресурсы, коммунальные услуги.

Февраль

11. "Хочу" и "надо".

Обобщить знания о потребностях человека, финансовом планиро-вании семьи, разумных покупках.

Ноутбук, презентация "Потребности человека", картинки на тему "Экономим воду, электроэнергию и газ".

Потребности, возможности, коммунальные услуги, бюджет, доходы, расходы, запланированные покупки, сбережения.

12. Источники дохода.

Обобщить знания об источниках дохода семьи.

Карточки-схемы по теме "Доходы семьи", деньги, ноутбук, картинки с изображением пенсионеров, инвалидов, студентов, маленьких детей, альбом "Моя семья".

Заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, премия, благотворитель, меценат, спонсор, инвалиды, пенсионеры, "всем миром".

Март

13. По страни-цам сказки "Цветик-семицветик".

Формировать первичные представле-ния о нравственном вы-боре как задаче, не имеющей готового ответа.

Ноутбук, мультфильм "Цветик-семицветик", иллюстрации в книге "Цветик-семицветик".

Покупка, желания, сострадание, благородство, милосердие, помощь ближнему, инвалид.

14. Деловая игра "Магазин Детский мир".

Содействовать финан-совому просвещению, созданию необходимой мотивации для повы-шения финансовой грамотности.

Ноутбук, презентация "Детский мир", касса, детские игрушки, "деньги", чеки, ценники, разноцветные флажки.

Профессии, чек, касса, деньги, директор магазина, продавец, покупатель.

Апрель

15. Реклама: правда и ложь. Как спасти деньги от ловушек?

Формировать первичные представле-ния о возможности избегать лишней траты денег.

Ноутбук, презентация "Реклама", рекламные листовки, буклеты.

Финансовые возможности, рекламировать, воздействие рекламы, стихийные покупки.

16. Полезные экономические привычки.

Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности.

Ноутбук, презентация "Разумно или неразумно?", "деньги", карточки с товарами.

Предметный (вещный) мир, семейный совет, экономия, неряшливость, расточитель-ность, бережливость, разум-ное использование, карман-ные деньги.

Май

17. Что важнее денег?

Обобщать знания о потребностях человека, способствовать формированию нравственных качеств.

Ноутбук, презентация "Что важнее денег?"

Жадность, щедрость, трудолюбие, леность, бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный, запасливый.

18. Мы - ребята деловые!

Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рацио-нального поведения в сфере экономики.

Ноутбук, презентация "Ситуации выбора", магнитная доска, магнитики, красные и синие карточки, "деньги", предметные картинки.

Товары и услуги, разумный полход, клад, дорого - дешево, тратить - копить, профессии, бережливость, доходы, расхо-ды, желания и потребности, безналичные, наличные.

1 "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО". Сборник методических разработок. / Сост. Блохина О.А., Терешева О.В. - Калининград: КОИРО, 2017.

2. "Финансовая грамотность в мудрости народной". Книжка-раскраска для детей старшего дошкольного возраста.

3 Сказки о деньгах.

4 "25 сказок для успешного ребенка". "

5 "История о рублике и его друзьях".

6. Конспекты НОД по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

7. "Финансовая грамотность дошкольника".

8. "Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста". Учебно-методическая программа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....