Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Деньги – денежки».
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_dengi-denezhki.docx | 28.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности.
Тема: «Деньги – денежки».
Яценко Т.В., воспитатель
первой квалификационной категории
МКДОУ «Ручеёк» города Бородино.
Возраст детей: 6-7 лет.
Форма мероприятия: интегрированное занятие.
Методическая цель: Формировать у детей первичные элементарные экономические представления.
Обучающие задачи:
- создать условия для знакомства с деньгами, их историей;
- формировать представления детей экономических понятий: деньги, монета, банкнота, доход и расход, наличный и безналичный расчет;
- научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;
- подвести к пониманию, что не все можно купить за деньги;
- формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы);
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес, умение размышлять, высказывать свою точку зрения;
- уделять внимание эффективности источников информации; (самостоятельнонаходить источник информации);
- обогащать словарный запас;
Воспитательные задачи:
- воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение
- распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к деньгам.
Словарная работа: деньги (железные, бумажные), монеты, купюры, банковскаякарта, доход и расход, наличный и безналичный расчет.
Материалы и оборудование:шкатулка (деньги: монеты и купюры разного достоинства, ракушка, банковские карты, кошелек, энциклопедия,ноутбук, мультимедийный проектор, презентация «История денег», иллюстрации к игре «Что можно купить»,схемы по изготовлению кошелька, цветная бумага, клей карандаши, ножницы, салфетки.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель:Здравствуйте, ребята. Проходите. Я вам предлагаю встать в круг. (Дети встают). А вы хотитепоиграть?
Дети: Да!
Воспитатель:Замечательно. Тогда я предлагаю поздороваться ладошками.Кладём ладошку на ладошку. Это нужно для нашего хорошего настроения.
«Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!»
Воспитатель: Я пришла сегодня не с пустыми руками. Принесла для вас отличныйсюрприз. (Шкатулочка).
Воспитатель:Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (трясу шкатулочку, дать детям потрясти).
Дети:(Слушают) Деньги, деньги!
Воспитатель:Надо проверить. (Открывают). И, правда, денежки.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель:Какие у нас тут деньги?
Воспитатель:Металлические деньги называют монетами.Какая монета?
(Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.)Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
- Какие монеты вы знаете?
Дети:Пять рублей, 10 рублей, 1 рубль, 2 рубля.
(Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрируетданную монету всем детям).
Воспитатель: Ребята, у нас в коробочке ещё что-то есть. Давайте достанем.(Воспитатель достаёт банкноты).
- Как можно назвать эти деньги?
- Банкноты. Купюры.А какие они?
- Бумажные, прямоугольные, шуршат.
(Можно продемонстрировать шуршание банкнотой).
- Какие банкноты вы знаете?
Дети:называютбанкноты разного достоинства.(Воспитатель демонстрируетих, проговаривают хором).50 рублей, 100, 500, 1000.
Воспитатель: А вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами?
Дети:Да.
Воспитатель: А где вы сталкивались?
Дети: Ответы.
Воспитатель:Ребята, здесь еще что-то есть! Это ракушка. Как вы думаете,почему среди денег оказаласьракушка?
Дети:Размышляют…
Воспитатель: Подумайте. Может потому, что она почти круглая? Вам интересно?
Дети: Да.
Воспитатель: Мне тоже интересно - почему ракушка здесь? А как насчёт того,чтобы побыть настоящими исследователями, больше узнать о деньгах и можетузнать, почему ракушка оказалась среди денег. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Согласны. Тогда первый вопрос к исследователям. Что такое деньги?Трудный вопрос, правда?
Дети: Размышляют.
Воспитатель: А где мы можем найти точное определение деньгам? Где можноузнать? Из чего узнать?
Дети: Размышляют.
Воспитатель: Если что - то вас заинтересовало, где вы это узнаёте?
Дети: В газете, книгах …
Воспитатель: Правильно. Вот у нас есть энциклопедия. Давайте прочитаем, что жетакое деньги.
«Деньги - это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые имнеобходимы»
Воспитатель:Деньги - это средство обмена. Как вы понимаете это?
Дети: Размышляют.
Воспитатель: Итак, деньги нам нужны:
-для покупки продуктов питания;
-для оплаты бытовых услуг;
-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
-для оплаты проезда на транспорте;
-для покупки подарков;
-для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельностьназывается благотворительностью) и т.д.
(Воспитатель спрашивает всех детей по очереди.Если дети указывают не всезначения денег, то можно предложить решение данного вопроса в виде проблемныхситуаций).
- Если мы едим на автобусе, мы платим?
- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.)
Воспитатель:Ребята мы так привыкли к деньгам, что мне стало интересно. А былили деньги у древнего человека?
Дети: Нет.
Воспитатель: А я слышала, что были. А знаете, какие? А где мы можем узнать?
Дети: Из Интернета.
Воспитатель: Мы отправляемся в информационный центр нашихисследований, посмотрим, какие деньги были у древнего человека. Усаживаемсяпоудобнее. Всем удобно. Давайте посмотрим.
ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ «ИСТОРИЯ ДЕНЕГ».
(слайд 1). Перед нами - первобытный человек.
(слайд 2). У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался.Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем,что давала им природа.
(слайд 3). Двигаемся во времени дальше. Людинаучились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашниминекоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое.
(слайд 4).Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу.Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры наовощи, или другие товары.
(слайд 5). Но обменивать товары было очень сложно.Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина.
(слайд 6). Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболееподходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьиперья, зерно, табак, даже сушеную рыбу.
(слайд 7). Такие деньги были не удобны.Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от храненияпортятся. Одними из первых денег были раковины каури-моллюсков,добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие инанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. Чем же были они удобны? Непортились, не теряли вида, легко носить с собой. За одного быка нужно былоотсчитать тысячу таких раковин.
(слайд 8). Прошло много времени, прежде чемпоявились металлические деньги. Этобыли не такие деньги, которые есть сейчас. Они имели форму брусков, колец,прутиков, слитков.
(слайд 9). Затем появились деньги похожие на современные.
(слайд 10). После металлических появились бумажные деньги. Вот такая история.
ФИЗМИНУТКА.
Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)
Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)
Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших
пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Яблоки и виноград.
Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья
вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)
Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими
руками одновременно).
Воспитатель: Так были ли у древних людей деньги?
Дети: Да.
Воспитатель: Какие они были?
Дети: Кости, брусочки, ракушки.
Воспитатель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в шкатулке оказалась ракушка?
Дети: Это древняя денежка.
Воспитатель: Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена.Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Дети: Металлические.
Воспитатель: А вы помните, как называют металлические деньги по-другому?
Дети:Монеты.
Воспитатель: А бумажные деньги?
Дети: Называются купюры. (Закрепление)
Воспитатель: Ребята, а давайте сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется«Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположныйпризнак банкноты и наоборот.
ИГРА «ДОПОЛНИ».
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Воспитатель: Ребята, и монеты, и банкноты можно назвать одним словом НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ.
Ребята, а какоесредство оплаты может быть еще? Что кроме денег можно использоватьпри оплате?
Дети: Банковская карта.
Воспитатель: Да. Это банковская пластиковая карта (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль). Деньги, которые находятся на карте, называют БЕЗНАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ.
Воспитатель: Ребята я предлагаю поиграть в игру, которая называется «ЧТОМОЖНО КУПИТЬ?».
Перед вами картинки, отберите те из них, на которыхизображено, что можно купить за деньги.(Дети рассматривают картинки,вместе с воспитателем, рассуждают, что можно купить).
Воспитатель: А почему некоторые картинки остались. А что нельзя купить за деньги?
Дети: Ответы (Дружбу, любовь, жизнь).
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вотсколько стоит ваша дружба?
Дети: Нисколько.
Воспитатель:Она бесценна, совершенно верно.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, за что можно получить деньги?(ответы детей)
Воспитатель:Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вотто, на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.
Воспитатель:А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «ДОХОД - РАСХОД».
Я начну читать сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором мне вы отвечайте:
Доход или расход.
Папа получил зарплату –доход.
Бабушка заболела –расход.
Выиграл приз –доход.
Потеряла кошелёк –расход.
Продала бабушка пирожки –доход.
Заплатили за квартиру –расход.
Нашли монетку –доход.
Купили куклу –расход.
Воспитатель: Ребята, здесь еще что-то осталось в шкатулочке. Что это?
Дети: Кошелек.
Воспитатель: А для чего он нужен? (Ответы детей).
У всех денежек - есть дом, в котором они живут. В кошельке мы носим деньги, монеты и банкноты? Давайте и мы свами сделаем кошелечек из бумаги, куда вы сможете спрятать свои монеты или поиграть в группе.
(Изготовление, детьми кошелечка с использованием схемы.)
Воспитатель: Молодцы ребята. Красивые кошелечки у вас получились.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и другдругу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…»
Мне очень понравилось с вами играть. Вы были самые настоящиеисследователи. Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:
«Мы ребята просто класс,
Получилось всё у нас! »
Воспитатель: Благодарю за работу, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспектнепосредственно-образовательной детельности по физической культуре на тему: "Весёлые воробушки"
Цель: Учить детей прыжкам через предметы (шириной 15-20 сантиметров). Закреплять ходьбу между предметами; ходьбу по кругу; ходьбу по гимнастической скамейке. Продолжать развивать интерес к...
Проект "Деньги, денежки"
Проект разработан совместно с детьми средней группы по экономике...
ООД в старшей группе "Деньги - денежки.."
ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром "Деньги - денежки.."...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Деньги - денежки"
Продолжать воспитывать бережное отношение к вещам, к деньгам, как к средству, удовлетворяющие разумные потребности....
Конспект образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Деньги – денежки»
Педагогический замысел: создать условия для расширения представления об истории, функциях и видах денег у воспитанников старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД в старшей группе «Деньги-денежки. Для чего они нужны?»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....
Конспектнепосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: Домашние животные
Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных.Программное содержание:- формировать представления о внешнем виде животных, их питании, детёнышах;- развивать умение узнавать животных по их гол...