НОД в старшей группе " Доходы и расходы семьи"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Кулага Виолетта Алексеевна

Содержание мероприятия.

Цель: содействовать  финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развивающие.

Познакомить детей с понятиями:  «доход»«расход»; дать представление о сущности расходов, познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета : зарплатой, стипендией.

  1. Обучающие.

Формировать знание: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, что копить непросто, но полезно, ответственно и важно.

  1. Воспитательные.

 воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Активизация словаря:  копилка, доход, расход, сэкономить, зарплата, стипендия.

Материал:  демонстрационный: коробка, копилка, картинки с видами копилок,. Раздаточный : пластиковая бутылка, цветная бумага, клей, самоклеющиеся глазки, деревянные бусинки, проволока.   

Образовательные области:  познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

 Ход образовательной ситуации:

  1. Мотивационный момент.

Педагог заносит в группу коробку.

Ребята, я вам сегодня принесла интересный предмет, хотите  узнать, что это? (ответы детей) Отгадайте загадку.

«Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

 Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине» (ответы детей)

- Правильно, ребята, это копилка.

  1. Основная часть.

 Дети с воспитателем рассматривают копилку.

 - А  кто знает, что такое  копилка?  (ответы детей)

- Да, ребята, я с вами согласна, копилка -   это закрытая емкость или коробочка с отверстием. Копилку можно купить в магазине  или сделать своими руками из подручных средств. Копилки бывают разные.

Показывает картинки с видами копилок

- Ребята, а что же в копилке? (ответы детей)

- А зачем их класть в копилку?  (ответы детей)

В копилку взрослые очень часто складывают деньги, которые они сэкономили. Для того чтобы сэкономить деньги, нужно четко их распределять и следить за своими расходами.

-Ребята, а что такое доход и расход вы знаете? (ответы детей)

 Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

А вот то на что мы их тратим - это РАСХОД. Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Все вы знаете, что ваши родители платят каждый месяц за свет, воду и другие коммунальные услуги. Как вы думаете, можно на этом сэкономить? (ответы детей)

Конечно, можно. Нужно не оставлять включенными зря электроприборы, вовремя выключать воду, следить за состоянием труб и кранов, чтобы вода не тратилась в пустую - тогда удастся сэкономить на оплате. А если в хорошую погоду вы с мамой пройдете до сада пешком, а не на машине, сэкономить на бензине.

- А хотите, я вам расскажу рассказ?

В деревне Простоквашино жили мама, папа, д. Федор, кот Матроскин и собака Шарик. Мама работала в магазине и за это получала зарплату, папа работал на стройке, и тоже получал зарплату. Д. Федор учился в летней  школе и очень хотел стать летчиком и за хорошую учебу ему платили стипендию, кот Матроскин  продавал молоко, которая давала его любимая корова ,  а Шарик  ходил на охоту  и продавал  дичь. Это всё приносило доход. 

- Ребята, из чего состоял доход семьи Д. Федора? (ответы детей)

Я вам предлагаю поиграть в игру,  которая так и называется «Доход – расход»:

Я начну читать сейчас, а вы кончайте

Хором мне вы отвечайте: доход или расход

Мама получила зарплату - доход

Бабушка заболела - расход

Выиграла приз - доход

Потеряла кошелёк - расход

Продала бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

- А хотите узнать, что было дальше в Простоквашино? ( ответы детей)

Д. Фёдор захотел велосипед, и родители сказали ему,  если ты  что-то хочешь купить, нужно сначала   накопить деньги, а поможет  тебе в этом копилка.

- Чтобы исполнить свое желание, Д. Фёдор старался  не тратить деньги, которые ему давали родные на всякие мелочи и безделушки,  Он бережно хранил и копил деньги, и так он насобирал на новенький велосипед.

- Ребята, у вас есть мечта? (ответы детей)

Думаю, что каждый из вас мечтает купить игрушку, которую родители вам еще не купили из-за того, что она стоит очень дорого. Я вам предлагаю изготовить копилку, если наберешься терпения, будешь  опускать монетку за монетой в прорезь копилки, заветная покупка становится ближе. Некоторые называют содержимое копилки богатством, ведь это деньги, которые удалось не истратить, а сберечь .

  1. Практическая деятельность.

Прежде чем приступить к работе,  необходимо провести разминку.

Разминка.

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)

Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Яблоки и виноград. Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

Дети изготавливают копилки под руководством воспитателя.   

 

  1. Рефлексия.

Ребята, что мы с вами сегодня делали, что нового узнали? (ответы детей) Кто запомнил, что такое доход?  (ответы детей)  Что такое расход? (ответы детей) Что нужно делать человеку, чтобы накопить на что-то денег? ( копить, продумывать свои покупки).

Как вы думаете, с кем вы можете поделиться новыми знаниями, кому можете рассказать об этом?

Молодцы ребята, вы хорошо поработали сегодня!!!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доходы и расходы семьи

Уточнить представления детей о составе семейного бюджета, о семейных  доходах и расходах (обязательных и необязательных),                    ...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Доходы и расходы»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19719174","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"1971...

ООД по финансовой грамотности «Семейный бюджет, доходы и расходы семьи» в старшей группе

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия и д.р.); доход; расход (обязательный и необязательный)....

Примерный сценарий НОД в старшей группе "Доходы-расходы"

Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные: -познакомить детей с составляющими семейного бюджета,-познакомить детей с путями эконом...

Конспект совместной деятельности в старшей группе на тему: «Семейный бюджет, доходы и расходы семьи»

Создание условий для формирования первичных экономических понятий.Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия и д.р.); доход; расход (обязат...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе "Доходы и расходы"

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе "Доходы и расходы"Данное занятие направлено на содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, формиро...