Финансовая грамотность
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_monastyreva.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Монастырева Т.Е.
Конспект образовательного события «Школа экономики» (подготовительная группа)
Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
- Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
- Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
- Закреплять умение выполнять математические вычисления.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
- Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).
Ход образовательной деятельности
Воспитатель:
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера
Воспитатель: У каждого есть свои мечты! Новая игра, книга, велосипед, компьютер, новое модное платье, сумочка или украшение. А может быть, хотел бы завести домашнего питомца? Или ты мечтаешь о путешествии в какой-нибудь город или страну?
Звучит музыка, появляется ковёр-самолёт.
Воспитатель: Ребята, что это за замечательный предмет?
Дети:
Воспитатель: А как вы думаете, для чего он нам пригодится?
Дети:
Воспитатель: Правильно, дети. Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие и побывать в школе экономики. (Что такое экономика ?)
Воспитатель вместе с детьми, становится на ковёр-самолёт и отправляется в путешествие, при входе в «школу экономики» находят предметы (глиняный кувшин, камни, зерна пшеницы, кофе, фрукты). Предложить высказать мнение, почему же мы нашли эти предметы.
Воспитатель: Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации,…когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого – наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер – предшественник современных денег. (Слайд 1, 2)
Воспитатель: А теперь послушайте, пожалуйста, сказку. Подружились Крокодил Гена, Чебурашка и Старуха Шапокляк. Стали жить они вместе. Крокодил Гена на работу ходил в зоопарк и за это получал зарплату. Чебурашка учился в летной школе, хотел стать лётчиком, и за свою учебу получал стипендию. Шапокляк не работала, она была уже пожилая и получала пенсию. Из чего состоял доход семьи Крокодила Гены?
Что такое доход, расход, бюджет ?
Воспитатель: Это все доходы семьи, но есть еще и расходы, предлагаю поиграть.
Сейчас я вам раздам сигнальные карточки (+ и -). Плюс – вы будете поднимать, когда услышите доход семьи, минус - расход семьи.
Папа и мама получили зарплату (доход); +
Бабушка выиграла в лотерею (доход); +
Брат случайно нашёл 100 руб. (доход); +
Папа получил премию (доход); +
Брат получил степендию (доход); +
Дедушка получил пенсию (доход); +
Сестра получила деньги в подарок на день рождения (доход); +
Бабушка подучили пенсию (доход)+;
Мама потеряла кошелёк (расход)-;
Папа заплатил за квартиру (расход)+;
Порвались штаны у брата (расход)-;
Купили продукты в магазине (расход)-;
Сестре купили новое платье (расход)-;
Маме купили новые туфли (расход)-;
Дедушке купили лекарство (расход)-;
Вся семья сходила в кинотеатр (расход)-;
Сестра попросила купить ей велосипед. (расход)-;
Молодцы, а теперь в школе экономики первое практическое задание!!!
«Подсчитайте семейный бюджет»
Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль.
Выложите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10)
Второе Практическое задание.
а) «Путаница». Закрепление понятия «категория товара».
Пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.
б) Детям надо выбрать карточки товарами первостепенной потребности и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.
Воспитатель: Для чего нужны деньги в семье?
Дети:
Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Все верно. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить?
Дети:
Воспитатель: Чтобы деньги не лежали в копилке просто так, нужно заставить их работать. И сейчас я вам, расскажу, как это можно сделать. Банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%. А на что вы потратите свою прибыль, решать только вам.
Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить.
Дид.игра «Надо» и «хочу».
Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.
Задачи:
1. Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.
2. Сформировать представление о том, что желание и реальная потребность не совпадают.
3. Дать детям представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».
Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии).
Рефлексия. Вам понравилось в школе «Экономики»? Ребята, а сейчас я вас приглашаю снова встать в круг на нашем ковре-самолете. Мы будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…».
Молодцы! Мы сегодня хорошо работали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»
Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»
Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»
Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....