Долгосрочный проект «Формирование финансовой грамотности у детей дошко-льного возраста 4-5 лет»
методическая разработка (средняя группа)
Актуальность проекта:
В настоящее время ребенок встречается с экономикой на каждом шагу. Дети узнают, что такое «деньги», «цена», «товар» и т.д. Первые знания о финансах дети получают в семье. Если родители сами не умеют правильно планировать свои расходы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, неверное мнение, не будет осознания, что денежные средства зарабатываются собственным трудом и нужно уметь правильно ими распоряжаться. Как правило, в возрасте трёх лет дети начинают понимать различия в стоимости товаров, разбираться в видах профессиональной деятельности. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам, если он привык к определенной системе поведения. У детей нужно поэтапно формировать основы финансовой грамотности, но не делать все за него. В формировании основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на первый план ставится усвоение таких нравственных понятий как честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь. Ориентироваться в экономическом пространстве современного мира дошкольникам помогут полученные знания, посредством дидактических материалов, которые соответствуют возрастным возможностям.
Проблема: огромное количество красивых игрушек, вещей порождает желание купить. Разные финансовые возможности родителей приводят к формированию низкой самооценки у детей. Выход – правильное финансовое воспитание, формирование понятий «Хочу» и «Надо»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 4-5 лет» |
Тип проекта
| Познавательно-информационный |
Организация заявитель Адрес | Оренбург МДОАУ № 198 |
Разработчик проекта | Семенова Равиля Фагимовна |
Цель проекта | формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. |
Задачи проекта | Для педагога: Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей финансовому воспитанию детей дошкольного возраста. Разработать систему перспективного планирования мероприятий. Создать предметно-развивающую среду. Составить конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений
Для детей: 1. Развивать интерес и желание знать прошлое предмета: познакомить детей с историей возникновения денег (что стало причиной их появления); с процессом их преобразования человеком. 2.Познакомить с денежными знаками разных народов, с монетами разного достоинства и разной ценности. 3.Формировать интерес к экономической сфере жизнедеятельности (бюджет семьи и государства, денежный оборот, знание о бартере как операции взаимообмена товарами). 4. Довести до сознания детей понятия, что деньги - это ценность, предмет жизненной необходимости, их зарабатывают, это культурно-историческое явление, честный бизнес-это хорошо, надо уметь жить на то, что зарабатывает семья. 5. Активизировать словарь детей новыми словами: монетный двор, деньги, купюры, денежные знаки, валюта, бартер, товарообмен, семейный бюджет и др. 6. Воспитывать у детей осознанную регуляцию своего поведения (умение сдерживать свои потребности в соответствии с семейным бюджетом), бережливость к предметам одежды, игрушкам, пособиям и др. Для родителей: Формировать представление о денежных средствах и понимание их назначения. Прививать любовь к природе у детей. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. |
Срок реализации | Один год |
Ожидаемые результаты | Для педагогов: Повышение уровня педагогического мастерства Для детей: У детей сформирован интерес к экономической сфере жизнедеятельности (бюджет семьи и государства, денежный оборот, знание о бартере как операции взаимообмена товарами). Имеют представление и понятие, что деньги - это ценность, предмет жизненной необходимости, способы заработка. |
Участники проекта | Дети 4-5 лет Родители |
Обеспечение проекта
| Материально - техническое: Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер. Материалы для продуктивной деятельности Учебно-методическое: Детская художественная литература Методическая литература Дидактические игры. Конспекты занятий Развивающие альбомы Демонстрационные альбомы Настольно-печатные игры |
Трансляция проекта | Сайт педагога, сайт дошкольной организации, информационный чат родителями и педагогами в мессенджерах WhatApp / telegram |
Продукты проекта | 1. Круги Лулия по финансовой грамотности 2. Развивающий альбом «Финансовая грамотность» 3. Рабочая тетрадь «Пиши стирай» 4. Дидактическая игра «Расходы/доходы» 5. Лэпбук «Поговорим о деньгах» |
Список литературы | 1.Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017. 2.Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_finansovaya_gramotnost.docx | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 4-5 лет»
Актуальность проекта:
В настоящее время ребенок встречается с экономикой на каждом шагу. Дети узнают, что такое «деньги», «цена», «товар» и т.д. Первые знания о финансах дети получают в семье. Если родители сами не умеют правильно планировать свои расходы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, неверное мнение, не будет осознания, что денежные средства зарабатываются собственным трудом и нужно уметь правильно ими распоряжаться. Как правило, в возрасте трёх лет дети начинают понимать различия в стоимости товаров, разбираться в видах профессиональной деятельности. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам, если он привык к определенной системе поведения. У детей нужно поэтапно формировать основы финансовой грамотности, но не делать все за него. В формировании основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на первый план ставится усвоение таких нравственных понятий как честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь. Ориентироваться в экономическом пространстве современного мира дошкольникам помогут полученные знания, посредством дидактических материалов, которые соответствуют возрастным возможностям.
Проблема: огромное количество красивых игрушек, вещей порождает желание купить. Разные финансовые возможности родителей приводят к формированию низкой самооценки у детей. Выход – правильное финансовое воспитание, формирование понятий «Хочу» и «Надо»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 4-5 лет» |
Тип проекта | Познавательно-информационный |
Организация заявитель Адрес | Оренбург МДОАУ № 198 |
Разработчик проекта | Семенова Равиля Фагимовна |
Цель проекта | формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. |
Задачи проекта | Для педагога: Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей финансовому воспитанию детей дошкольного возраста. Разработать систему перспективного планирования мероприятий. Создать предметно-развивающую среду. Составить конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений Для детей: 1. Развивать интерес и желание знать прошлое предмета: познакомить детей с историей возникновения денег (что стало причиной их появления); с процессом их преобразования человеком. 2.Познакомить с денежными знаками разных народов, с монетами разного достоинства и разной ценности. 3.Формировать интерес к экономической сфере жизнедеятельности (бюджет семьи и государства, денежный оборот, знание о бартере как операции взаимообмена товарами). 4. Довести до сознания детей понятия, что деньги - это ценность, предмет жизненной необходимости, их зарабатывают, это культурно-историческое явление, честный бизнес-это хорошо, надо уметь жить на то, что зарабатывает семья. 5. Активизировать словарь детей новыми словами: монетный двор, деньги, купюры, денежные знаки, валюта, бартер, товарообмен, семейный бюджет и др. 6. Воспитывать у детей осознанную регуляцию своего поведения (умение сдерживать свои потребности в соответствии с семейным бюджетом), бережливость к предметам одежды, игрушкам, пособиям и др. Для родителей: Формировать представление о денежных средствах и понимание их назначения. Прививать любовь к природе у детей. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. |
Срок реализации | Один год |
Ожидаемые результаты | Для педагогов: Повышение уровня педагогического мастерства Для детей: У детей сформирован интерес к экономической сфере жизнедеятельности (бюджет семьи и государства, денежный оборот, знание о бартере как операции взаимообмена товарами). Имеют представление и понятие, что деньги - это ценность, предмет жизненной необходимости, способы заработка. |
Участники проекта | Дети 4-5 лет Родители |
Обеспечение проекта | Материально - техническое: Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер. Материалы для продуктивной деятельности Учебно-методическое: Детская художественная литература Методическая литература Дидактические игры. Конспекты занятий Развивающие альбомы Демонстрационные альбомы Настольно-печатные игры |
Трансляция проекта | Сайт педагога, сайт дошкольной организации, информационный чат родителями и педагогами в мессенджерах WhatApp / telegram |
Продукты проекта | 1. Круги Лулия по финансовой грамотности 2. Развивающий альбом «Финансовая грамотность» 3. Рабочая тетрадь «Пиши стирай» 4. Дидактическая игра «Расходы/доходы» 5. Лэпбук «Поговорим о деньгах» |
Список литературы | 1.Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017. 2.Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с. |
Основные этапы реализации проекта:
Планируемая работа | Ожидаемый результат | Сроки | |
1 этап - подготовительный Цель: самосовершенствование по данной теме. | |||
Диагностирование детей через наблюдение, беседу; Составление перспективного плана по реализации проекта; Подбор художественной литературы; Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы; Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды. | Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении. Будет создана позитивная работа с родителями. | Первый этап | |
2 этап - практический Цель: реализация проекта в образовательную практику. | |||
Разработка конспектов занятий, сценария развлечения. Ежедневная работа с детьми: Беседа с детьми о финансовой грамотности Составление рассказов по схеме. Речевые игры. Дидактические игры. | У детей будет сформулировано понятие о бережном отношении к деньгам, познавательный интерес к процессу возникновения денег и их оборота. Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас детей. Родители станут участниками образовательного процесса. | Второй этап | |
3 этап - заключительный Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив. | |||
Творческий отчет Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта. Анкетирование и опрос детей и родителей. Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада. | Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно- образовательном процессе и превратится в повседневную необходимость. | По итогам проекта на педагогическом совете, на родительском собрании. |
Перспективный план для работы с детьми
№ | Деятельность | Средства реализации | Сроки |
1 | 1 Диагностика. 2. Беседа: «Что такое деньги?» 3 .Просмотр мультфильма «Фиксики» серия «Копилка» 4. Занятие: «История копилки» 5. Индивидуальная работа с одаренными детьми в тетради «Пиши-стирай» | Приложение 1. Картотека бесед. Приложение 2. | сентябрь |
2 | 1. Занятие: «Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключения монетки»» 2. Беседа: «Обсуждение пословиц и поговорок о деньгах» 3. Дидактическая игра «Размен» 4. Индивидуальная работа с одаренными детьми с дидактическими играми «Круги Лулия» | Приложение 2. Картотека бесед. Приложение 3. Картотека игр. | октябрь |
3 | 1. Занятие: «Где что купить?» 2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» 3. Дидактическая игра «Кто кем работает?» 4. Просмотр мультфильма «Фиксики» серия «Деньги» 5. Индивидуальная работа с одаренными детьми с дидактическими играми «Альбом на липучках» | Приложение 2. Картотека игр. | ноябрь |
4 | 1. Занятие «Профессии наших родителей» 2. Игра «Услуги и товары» 3. Индивидуальная работа рисование в нетрадиционной технике «Фроттаж» «Монета для Мухи - Цокотухи» 4. Индивидуальная работа с одаренными детьми с развивающим альбомом «Финансовая грамотность» | Приложение 2. Картотека игр. Приложение «фроттаж» Приложение 3. | декабрь |
5 | 1. Занятие «Как мы с мамой ходим в магазин» 2. Игра «Какие бывают доходы» 3. Сюжетно-ролевая игра «Банк» 4. Просмотр презентации «Как появились деньги» часть 1. 5. Индивидуальная работа с одаренными детьми с лэпбуком «Поговорим о деньгах» | Приложение 2. Картотека игр. | январь |
6 | 1. Просмотр презентации «Как появились деньги» часть 2. 2. Занятие «Где живут деньги» 3. Игра-спектакль «Денежки дом» 4. Рассказ о моей копилке. 5. Индивидуальная работа с одаренными детьми с дидактическими играми «Круги Лулия» | Приложение 2. | февраль |
7 | 1. Беседа «Кому что нужно для труда» 2. Занятие «Все профессии важны» 3. Экскурсия по детскому саду Игра «Кто, что делает» 5. Индивидуальная работа с одаренными детьми с дидактическими играми «Альбом на липучках» | Картотека бесед. Приложение 2. Картотека игр. | март |
8 | 1. Беседа «Как потопаешь, так и полопаешь» 2. Занятие «Деньги всякие нужны» 3. Рисование денег. 4. Индивидуальная работа с одаренными детьми в тетради «Пиши-стирай» | Картотека бесед. Приложение 2. Приложение 3. | апрель |
9 | 1. Диагностика 2. Беседа «Экономика в сказках» 3. Открытое занятие 4. Открытое занятие 5. Индивидуальная работа с одаренными детьми с лэпбуком «Поговорим о деньгах» | Приложение 1. Картотека бесед. Приложение 2. | май |
Итого – 36 недель |
Перспективный план для работы с родителями
№ | Вид деятельности | Сроки |
1 | 1. Анкетирование 2. Совместное рисование с детьми в технике фроттаж | Сентябрь-октябрь |
2 | 1. Консультация «Финансовая грамотность вашего ребенка» 2. Привлечь родителей к выполнению совместных заданий с детьми | Ноябрь-декабрь |
3 | 1. Рекомендации по воспитанию у детей бережного отношения к деньгам. 2. Привлечь родителей к созданию поделок и рисунков на тему финансовой грамотности 3. Мастер-класс «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» | январь февраль март |
4 | 1. Подведение итогов на родительском собрании Награждение благодарственными грамотами, детей и родителей принявших самое активное участие в работе над проектом. | апрель май |
Заключение:
Проект имеет развивающую направленность, предназначен для детей дошкольного возраста; включает в себя использование блочной системы реализация, которой происходит по средством различных видов детской деятельности и технологий, что способствует формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников и социализации в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необхо...
Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны посту...
Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общес...
Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», &la...
Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Паспорт проекта Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды по формированию экономиче...
Методическая разработка: Проект по теме: «Формирование финансовой грамотности у детей подготовительного дошкольного возраста»
Проект по теме: «Формирование финансовой грамотности у детей подготовительного дошкольного возраста»Выполнила: воспитатель подготовительной группы № 1Родионова Наталия Александровна20...
Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»
Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...