Долгосрочный проект «Формирование финансовой грамотности у детей дошко-льного возраста 4-5 лет»
методическая разработка (средняя группа)

Семенова Равиля Фагимовна

Актуальность проекта:

В настоящее время ребенок встречается с экономикой на каждом шагу. Дети узнают, что такое «деньги», «цена», «товар» и т.д.   Первые знания о финансах дети получают в семье. Если родители сами не умеют правильно планировать свои расходы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, неверное мнение, не будет осознания, что денежные средства зарабатываются собственным трудом и нужно уметь правильно ими распоряжаться. Как правило, в возрасте трёх лет дети начинают понимать различия в стоимости товаров, разбираться в видах профессиональной деятельности.  После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам, если он привык к определенной системе поведения. У детей нужно поэтапно формировать основы финансовой грамотности, но не делать все за него. В формировании основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на первый план ставится усвоение таких нравственных понятий как честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь. Ориентироваться в экономическом пространстве современного мира дошкольникам помогут полученные знания, посредством дидактических материалов, которые соответствуют возрастным возможностям.

 

Проблема: огромное количество красивых игрушек, вещей порождает желание купить. Разные финансовые возможности родителей приводят к формированию низкой самооценки у детей. Выход – правильное финансовое воспитание, формирование понятий «Хочу» и «Надо»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

Наименование проекта

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 4-5 лет»

Тип проекта

 

Познавательно-информационный

Организация заявитель

Адрес

Оренбург МДОАУ № 198

Разработчик проекта

Семенова Равиля Фагимовна

Цель проекта

формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта

Для педагога:

Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей финансовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Разработать систему перспективного планирования мероприятий.

Создать предметно-развивающую среду.

Составить конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений

 

Для детей:

1. Развивать интерес и желание знать прошлое предмета: познакомить детей с историей возникновения денег (что стало причиной их появления); с процессом их преобразования человеком.

2.Познакомить с денежными знаками разных народов, с монетами разного достоинства и разной ценности.

3.Формировать интерес к экономической сфере жизнедеятельности (бюджет семьи и государства, денежный оборот, знание о бартере как операции взаимообмена товарами).

4. Довести до сознания детей понятия, что деньги - это ценность, предмет жизненной необходимости, их зарабатывают, это культурно-историческое явление, честный бизнес-это хорошо, надо уметь жить на то, что зарабатывает семья.

5. Активизировать словарь детей новыми словами: монетный двор, деньги, купюры, денежные знаки, валюта, бартер, товарообмен, семейный бюджет и др.

6. Воспитывать у детей осознанную регуляцию своего поведения (умение сдерживать свои потребности в соответствии с семейным бюджетом), бережливость к предметам одежды, игрушкам, пособиям и др.

Для родителей:

Формировать представление о денежных средствах и понимание их назначения. Прививать любовь к природе у детей. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Срок реализации

Один год

Ожидаемые результаты

Для педагогов:

Повышение уровня педагогического мастерства

Для детей:

У детей сформирован интерес к экономической сфере жизнедеятельности (бюджет семьи и государства, денежный оборот, знание о бартере как операции взаимообмена товарами). Имеют представление и понятие, что деньги - это ценность, предмет жизненной необходимости, способы заработка.

Участники проекта

Дети 4-5 лет

Родители

Обеспечение проекта

 

Материально - техническое:

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Материалы для продуктивной деятельности

Учебно-методическое:

Детская художественная литература

Методическая литература

Дидактические игры.

Конспекты занятий

Развивающие альбомы

Демонстрационные альбомы

Настольно-печатные игры

Трансляция проекта

Сайт педагога, сайт дошкольной организации, информационный чат  родителями и педагогами в мессенджерах WhatApp / telegram

Продукты проекта

1. Круги Лулия по финансовой грамотности

2. Развивающий альбом «Финансовая грамотность»

3. Рабочая тетрадь «Пиши стирай»

4. Дидактическая игра «Расходы/доходы»

5. Лэпбук «Поговорим о деньгах»

Список литературы

1.Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.   

2.Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_finansovaya_gramotnost.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 4-5 лет»

Актуальность проекта:

В настоящее время ребенок встречается с экономикой на каждом шагу. Дети узнают, что такое «деньги», «цена», «товар» и т.д.   Первые знания о финансах дети получают в семье. Если родители сами не умеют правильно планировать свои расходы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, неверное мнение, не будет осознания, что денежные средства зарабатываются собственным трудом и нужно уметь правильно ими распоряжаться. Как правило, в возрасте трёх лет дети начинают понимать различия в стоимости товаров, разбираться в видах профессиональной деятельности.  После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам, если он привык к определенной системе поведения. У детей нужно поэтапно формировать основы финансовой грамотности, но не делать все за него. В формировании основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на первый план ставится усвоение таких нравственных понятий как честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь. Ориентироваться в экономическом пространстве современного мира дошкольникам помогут полученные знания, посредством дидактических материалов, которые соответствуют возрастным возможностям.

Проблема: огромное количество красивых игрушек, вещей порождает желание купить. Разные финансовые возможности родителей приводят к формированию низкой самооценки у детей. Выход – правильное финансовое воспитание, формирование понятий «Хочу» и «Надо»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 4-5 лет»

Тип проекта

Познавательно-информационный

Организация заявитель

Адрес

Оренбург МДОАУ № 198

Разработчик проекта

Семенова Равиля Фагимовна

Цель проекта

формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта

Для педагога:

Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей финансовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Разработать систему перспективного планирования мероприятий.

Создать предметно-развивающую среду.

Составить конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений

Для детей:

1. Развивать интерес и желание знать прошлое предмета: познакомить детей с историей возникновения денег (что стало причиной их появления); с процессом их преобразования человеком.

2.Познакомить с денежными знаками разных народов, с монетами разного достоинства и разной ценности.

3.Формировать интерес к экономической сфере жизнедеятельности (бюджет семьи и государства, денежный оборот, знание о бартере как операции взаимообмена товарами).

4. Довести до сознания детей понятия, что деньги - это ценность, предмет жизненной необходимости, их зарабатывают, это культурно-историческое явление, честный бизнес-это хорошо, надо уметь жить на то, что зарабатывает семья.

5. Активизировать словарь детей новыми словами: монетный двор, деньги, купюры, денежные знаки, валюта, бартер, товарообмен, семейный бюджет и др.

6. Воспитывать у детей осознанную регуляцию своего поведения (умение сдерживать свои потребности в соответствии с семейным бюджетом), бережливость к предметам одежды, игрушкам, пособиям и др.

Для родителей:

Формировать представление о денежных средствах и понимание их назначения. Прививать любовь к природе у детей. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Срок реализации

Один год

Ожидаемые результаты

Для педагогов:

Повышение уровня педагогического мастерства

Для детей:

У детей сформирован интерес к экономической сфере жизнедеятельности (бюджет семьи и государства, денежный оборот, знание о бартере как операции взаимообмена товарами). Имеют представление и понятие, что деньги - это ценность, предмет жизненной необходимости, способы заработка.

Участники проекта

Дети 4-5 лет

Родители

Обеспечение проекта

Материально - техническое:

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Материалы для продуктивной деятельности

Учебно-методическое:

Детская художественная литература

Методическая литература

Дидактические игры.

Конспекты занятий

Развивающие альбомы

Демонстрационные альбомы

Настольно-печатные игры

Трансляция проекта

Сайт педагога, сайт дошкольной организации, информационный чат  родителями и педагогами в мессенджерах WhatApp / telegram

Продукты проекта

1. Круги Лулия по финансовой грамотности

2. Развивающий альбом «Финансовая грамотность»

3. Рабочая тетрадь «Пиши стирай»

4. Дидактическая игра «Расходы/доходы»

5. Лэпбук «Поговорим о деньгах»

Список литературы

1.Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.    

2.Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.

Основные этапы реализации проекта:

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Сроки

1 этап -  подготовительный

Цель: самосовершенствование по данной теме.

Диагностирование детей через наблюдение, беседу;

Составление перспективного плана по реализации проекта;

Подбор художественной литературы;

Индивидуальное консультирование

родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы;

Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды.

Будет собран необходимый

материал для работы в данном направлении.

Будет создана позитивная работа с родителями.

Первый этап

2 этап -  практический

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

Разработка        конспектов        занятий, сценария развлечения.

Ежедневная работа с детьми:

Беседа с детьми о финансовой грамотности

Составление рассказов по схеме.

Речевые игры.

Дидактические игры.

У детей будет сформулировано понятие   о бережном отношении к деньгам,  познавательный интерес к процессу возникновения денег и их оборота.

Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас детей. Родители станут участниками образовательного процесса.

Второй этап

3 этап -  заключительный

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

Творческий отчет

Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.

Анкетирование и опрос детей и родителей.

Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада.

Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно- образовательном процессе        и превратится в повседневную необходимость.

По итогам проекта на педагогическом совете, на родительском собрании.

Перспективный план для работы с детьми

Деятельность

Средства реализации

Сроки

1

1 Диагностика.

2. Беседа: «Что такое деньги?»

3 .Просмотр мультфильма «Фиксики» серия «Копилка»

4. Занятие: «История копилки»

5. Индивидуальная работа с одаренными детьми в тетради «Пиши-стирай»

Приложение 1.

Картотека бесед.

Приложение 2.

сентябрь

2

1. Занятие: «Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключения монетки»»

2. Беседа: «Обсуждение пословиц и поговорок о деньгах»

3. Дидактическая игра «Размен»

4. Индивидуальная работа с одаренными детьми с дидактическими играми «Круги Лулия»

Приложение 2.

Картотека бесед.

Приложение 3.

Картотека игр.

октябрь

3

1. Занятие: «Где что купить?»

2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

3. Дидактическая игра «Кто кем работает?»

4. Просмотр мультфильма «Фиксики» серия  «Деньги»

5. Индивидуальная работа с одаренными детьми с дидактическими играми «Альбом на липучках»

Приложение 2.

Картотека игр.

ноябрь

4

1. Занятие «Профессии наших родителей»

2. Игра «Услуги и товары»

3. Индивидуальная работа рисование в нетрадиционной технике «Фроттаж» «Монета для Мухи - Цокотухи»

4. Индивидуальная работа с одаренными детьми с развивающим альбомом «Финансовая грамотность»

Приложение 2.

Картотека игр.

Приложение «фроттаж»

Приложение 3.

декабрь

5

1. Занятие «Как мы с мамой ходим в магазин»

2. Игра «Какие бывают доходы»

3. Сюжетно-ролевая игра «Банк»

4. Просмотр презентации «Как появились деньги» часть 1.

5. Индивидуальная работа с одаренными детьми с лэпбуком «Поговорим о деньгах»

Приложение 2.

Картотека игр.

январь

6

1. Просмотр презентации «Как появились деньги»  часть 2.

2. Занятие «Где живут деньги»

3. Игра-спектакль «Денежки дом»

4. Рассказ о моей копилке.

5. Индивидуальная работа с одаренными детьми с дидактическими играми «Круги Лулия»

Приложение 2.

февраль

7

1. Беседа «Кому что нужно для труда»

2. Занятие «Все профессии важны»

3. Экскурсия по детскому саду

Игра «Кто, что делает»

5. Индивидуальная работа с одаренными детьми с дидактическими играми «Альбом на липучках»

Картотека бесед.

Приложение 2.

Картотека игр.

март

8

1. Беседа «Как потопаешь, так и полопаешь»

2. Занятие «Деньги всякие нужны»

3. Рисование денег.

4. Индивидуальная работа с одаренными детьми в тетради «Пиши-стирай»

Картотека бесед.

Приложение 2.

Приложение 3.

апрель

9

1. Диагностика

2. Беседа «Экономика в сказках»

3. Открытое занятие

4. Открытое занятие

5. Индивидуальная работа с одаренными детьми с лэпбуком «Поговорим о деньгах»

Приложение 1.

Картотека бесед.

Приложение 2.

май

Итого – 36 недель

Перспективный план для работы с родителями

Вид деятельности

Сроки

1

1. Анкетирование

2. Совместное рисование с детьми в технике фроттаж

Сентябрь-октябрь

2

1. Консультация «Финансовая грамотность вашего ребенка»

2. Привлечь родителей к выполнению совместных заданий с детьми

Ноябрь-декабрь

3

1. Рекомендации по воспитанию у детей бережного отношения к деньгам.

2. Привлечь родителей к созданию поделок и рисунков на тему финансовой грамотности

3. Мастер-класс «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

январь

февраль

март

4

1. Подведение итогов на родительском собрании

Награждение благодарственными грамотами, детей и родителей принявших самое активное участие в работе над проектом.

апрель

май

Заключение:

         Проект имеет развивающую направленность, предназначен для детей дошкольного возраста; включает в себя использование блочной системы реализация, которой происходит по средством различных видов детской деятельности и технологий, что способствует формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников и социализации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необхо...

Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны посту...

Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект  «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общес...

Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», &la...

Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Паспорт проекта          Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды  по формированию  экономиче...

Методическая разработка: Проект по теме: «Формирование финансовой грамотности у детей подготовительного дошкольного возраста»

Проект по теме: «Формирование финансовой грамотности у детей подготовительного дошкольного возраста»Выполнила: воспитатель подготовительной группы № 1Родионова Наталия Александровна20...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...