Проект "Денежки - монеточки"
проект по основам финансовой грамотности
Ознакомление воспитанников основам финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_fingramotnosti_1.docx | 94.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по основам финансовой грамотности «Денежки – монеточки»
Автор: Блахтина Н.Г.
Введение
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников разработан в целях просвещения детей среднего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями дошкольников, что облегчает восприятие детьми знаний о мало знакомой стороне окружающего мира.
Актуальность проекта
Проведя анкетирование родителей, выяснилось, что 68% родителей не считают нужным рассказывать детям о деньгах и экономике; 52 % родителей положительно относятся к желанию детей иметь копилку; 78 % родителей не считают , что дети дошкольного возраста должны иметь карманные деньги; 58% детей имеют постоянные обязанности по дому; почти все родители считают, что ребенок не должен участвовать в процессе планирования предстоящих покупок; дети почти не знают на что тратятся деньги и откуда они берутся.
Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.
Цель проекта – содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- совершенствовать коммуникативные качества детей;
- расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.
- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
Ожидаемые результаты
Благодаря использованным материалам, дети планируют и совершают покупку в «Супермаркете» самостоятельно.
Активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар).
Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:
1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.
4. Деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
Таким образом, дети осваивают базовые принципы использования финансов на личном опыте.
Продукт
Фотоотчёт.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 2 месяца: с « 02 ноября» по «31 декабря»
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | - изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, - сбор материала необходимого для реализации цели проекта. - информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников». - подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. - подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. Создание развивающей среды по теме проекта. | |
2. | Практический этап | Познакомить с историей возникновения денег, их изменением со временем, современным видом денег, электронными деньгами. Проанализировать знания детей о деньгах, их названии, значении в жизни человека. Показать детям принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим». вызвать интерес к теме экономики и финансов, рассказать о истории накопления денег. Развивать интонационную выразительность, речь, ритм, общую и мелкую моторику, точность и переключаемость выполняемых движений, использование здоровьесберегающих технологий во время физкультминуток. Работа с родителями: Анкетирование родителей Консультация «Ребенок и финансовая грамотность» Изготовление атрибутов к сюжетно ролевой игре «Банк | |
3. | Обобщающе - результативный этап | Сюжетно ролевая игра «Магазин» «Банк» | |
4. | Презентация проекта | Фотоотчёт |
План мероприятий.
Формы работы:
• беседа, обсуждение, дискуссия,
• просмотр мультфильма,
• коллекционирование,
• чтение художественной литературы,
• игровые ситуации,
• решение проблемных ситуаций,
• рассматривание картин,
• сюжетно-ролевая игра,
• продуктивная деятельность,
• экскурсия,
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | «Покупка» «Магазин» «Наш бюджет». Подвижная игра «Заработай деньги» | Физкультминутка Пальчиковая игра |
2. | «Социально-коммуникативное развитие» | «Дети и деньги» «Магазин «(игровая ситуация «Покупка продуктов») «Помоги Буратино» «Разложите товар» «Кому что нужно» «Угадай, где продаются» | Сюжетно- ролевая игра Интерактивная игра Дидактическая игра |
3. | «Познавательное развитие» | «История денег». Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран. «Фиксики. Деньги». «Фиксики. Копилка» «Деньги. Что это такое?» «Где живут деньги?» «Мы идем в магазин (супермаркет)» «История одной копилки»
| Демонстрация детям слайд-презентации индивидуальная работа Просмотр мультфильма ООД |
4. | «Речевое развитие» | «Деньги. Для чего они нам нужны?» «Как потопаешь, так и полопаешь» | Беседа |
5. | «Художественно-эстетическое развитие» | рисование в нетрадиционной технике «Фроттаж» «Монета для Мухи- Цокотухи». | Индивидуальная работа |
Ресурсное обеспечение:
1. Компьютерное оборудование
2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
3.Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха»
4. Мультфильмы «Фиксики. Деньги» , «Фиксики. Копилка».
6. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»
7. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»
8. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы
Приложения
Консультация для родителей
Все современные родители наперебой спорят о том, во сколько лет нужно начинать обучать ребёнка читать, писать, учить второй язык и так далее. Но мало кто из них задумывается о том, во сколько лет начинать учить ребёнка финансовой грамотности. Многие считают, что это само появится или жизнь научит.
Это абсолютно неправильный подход. С того момента, как ребёнок говорит «хочу» в магазине, он должен понимать, что деньги — это не просто цветные фантики, а родительские часы, проведённые на работе. Согласно К. Марксу, величина стоимости товара определяется количеством труда, общественно необходимого для его производства, и измеряется рабочим временем. Поэтому очень важно приучать ребёнка с детства грамотно распоряжаться деньгами, воспитывать желание больших достижений, развивать творческий подход к заработку, а не просто привычку трудиться на чужого дядю от зари до зари.
Но как это сделать? Предлагаю вашему вниманию подборку советов для воспитания финансово грамотных детей.
Самые важные рекомендации
Берите детей с собой по магазинам. Не стесняйтесь и не ленитесь объяснять, почему ваш выбор пал именно на тот или иной товар. Богатый человек — не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто разумно тратит свои средства.
Прежде чем купить очередную спонтанную «хотелку», постарайтесь объяснить ребёнку, что у него уже есть аналогичные вещи дома, или же предложите ему вариант, что, покупая это, вам придётся отказаться от покупки какой-то другой более важной вещи. Не бойтесь прослыть скрягой. Если ваш ребёнок скажет, что «Васины родители всё ему покупают», не переживайте. Просто объясните, что вы его никогда не сравниваете ни с Васей, ни с Петей, а любите таким, какой он есть, и ожидаете от него взаимного подхода. Мы живём в эпоху потребления и являемся заложниками рекламы, глянцевых журналов и телевидения. В современном мире нам давно уже не продают вещи, а продают право на принадлежность к обществу обладателей тех или иных вещей. Старайтесь объяснять это своим детям.
Копилка — это символ взросления и самостоятельности. Предложите своему ребенку вести три разные копилки: текущие расходы (сладкое, мороженое, поход в развлекательный центр), сбережения (более дорогостоящие «хотелки», например, самокат, гироскутер, планшет) и копилка инвестиций (сюда откладываются деньги на будущую взрослую жизнь). Помогайте ему грамотно распределять средства между копилками. Для начала вы можете предложить следующую схему: 40% — текущие расходы, 50% — сбережения и 10% — инвестиции. Со временем ребёнок сможет вывести для себя удобное соотношение.
Ваш ребёнок должен научиться нести ответственность за свои финансовые траты. Если он потратил выделенные на определённый срок средства раньше времени или потерял их, то не спешите тут же возмещать всю сумму потери. Проработайте с ним ситуацию — это позволит сформировать бережливый подход и обучит финансовому планированию.
Приучайте ребёнка к труду. Каждый член семьи должен вносить посильный вклад в общее благо. И ни в коем случае не оплачивайте выполнение домашних обязанностей, иначе вы рискуете воспитать человека, который ничего не делает бесплатно.
Пересматривайте вместе с ребёнком вещи и игрушки, которые у него есть. Если среди них найдутся те, которыми он давно не пользуется, предложите их выставить на продажу или организуйте с другими родителями бартер-площадку, где дети могут поменяться друг с другом. Только заранее продумайте систему равноценного обмена.
Учите ребёнка благотворительности. Нужно научиться отдавать, не требуя ничего взамен.
Повышайте финансовую грамотность всей семьи в развлекательной форме. Играйте в «Монополию», «Денежный поток», посещайте семейные фестивали финансовой грамотности. Финансовые игры позволяют моделировать ситуации, с которыми ребёнок встретится в будущем. Прорабатывайте ошибки, извлекайте ценные уроки во время игры, чтобы потом не допускать их в жизни.
Воспитывайте в детях силу воли и терпение. Эти качества пригодятся им во взрослой жизни. В качестве эксперимента попробуйте провести маршмеллоу-тест. Первооткрывателем данного теста является психолог Уолтер Мишел. В конце 1960-х он оставил в комнате группу маленьких детей, дав каждому по маршмеллоу. Им предстоял трудный выбор: сразу съесть маршмеллоу или, подождав 15 минут, получить ещё по одной конфете. Став взрослыми, все «удержавшиеся» превратились в успешных людей, а почти все не устоявшие перед искушением пошли работать в рестораны фастфуда и на бензоколонки. Из этого можно сделать вывод, что успешные люди отличаются от неуспешных тем, что умеют управлять своими желаниями.
Самое главное, что вы можете сделать для воспитания финансово грамотного человека, — это быть ему во всем примером. Бесполезно рассказывать ребёнку, как полезно вести бюджет и планировать покупки заранее, и при этом спускать самим деньги на ветер.
Консультация для родителей
Первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Поэтому совместная работа воспитателя и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста. Что может стать содержанием такой работы в семье? Это прежде всего домашнее хозяйство: домашние занятия родителей, бытовая техника в доме, семейный бюджет (доходы, расходы, зарплата, пенсия), профессии родных и другое. Хорошо, когда в семье у каждого есть свои домашние обязанности, в том числе и у ребенка. Старший дошкольник может самостоятельно убрать за собой игрушки, полить комнатные растения, застелить свою постель. В семье всегда найдется поле для совместной деятельности ребенка и родителей. Содержание этой деятельности может быть многообразным:
– бытовой труд ( участие в приготовлении пищи, мытье посуды, стирка белья, покупка продуктов);
– ручной труд (плетение, вязание, вышивание, чеканка)
– технический труд (ремонт мебели, сантехники, различных приборов).
Совместный труд в семье позволяет удовлетворить потребности детей в общении, приучает к аккуратности, ответственности. Именно в семье, при включении в совместную хозяйственную деятельность, они приучаются к бережливости, экономии. Бережливость и экономность – показатели общей культуры человека, его зрелости. Они свидетельствуют об умении заботиться о членах своей семьи, о вещах их окружающих, о себе. Родители рассказывают о своей профессии, о месте работы, о плодах своего труда. Передвигаясь с родителями по поселку ребенок видит и посещает поликлинику, банк, магазин, рынок, парикмахерскую, библиотеку, знакомится с местом работы родителей и других людей. А работа существует для того, чтобы получать заработную плату и тем самым обеспечивать свою семью всем необходимым для достойной жизни. Постепенно у детей формируются представления о многообразии профессий, ценности труда родных , о взаимосвязи понятий «труд» и «деньги». Экономическое воспитание в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада. В семье, а это реальная экономическая среда, накапливается определенный «экономический» опыт. Этот опыт с ростом ребенка обогащается, уточняется, систематизируется.
Я не буду говорить об актуальности экономического воспитания дошкольников. Об этом сказано уже достаточно.Мне хотелось более подробно остановиться на детской игре как одной из форм экономического воспитания. Всем известно, что игра в жизни ребенка занимает главное место. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни, а для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей. Так, уже в средней группе мы с малышами с удовольствием играем в магазин, кафе, воспроизводим действия взрослых, — примеряя на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия включаем в занятие. Проговаривая все манипуляции, обогащаем словарный запас детей экономическими терминами. Используем условные деньги — разноцветные бумажки. Затем игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводим роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям интересно играть и в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о акциях. В магазине предлагают не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности мы вместе с детьми готовим ценники для товаров. В ходе игры периодически создаю для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т. п.
Интерактивная игра
Дети отправились в сказочный лес, где встретили Буратино, который ждал, когда вырастет чудо-дерево с деньгами. Ребята объяснили ему, что необходимо сделать, чтобы были деньги. Сообщили Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму. Также ребята посоветовали Буратино открыть свой магазин, рассказали о разнообразии товаров, что все их можно разместить в одном супермаркете, группируя по определенным признакам.
НОД
«Деньги. Что это такое?»
Тема: «Деньги. Что это такое?»
Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников. Задачи: познакомить детей с понятиями «деньги», «купюра», «монеты»; развить умение определять возможность покупки того или иного товара; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.
Методы и приёмы: беседа, решение проблемной ситуации, изобразительная деятельность, сюжетно-ролевая игра
Предварительная работа: беседа о деньгах, рассматривание купюр и монет; чтение «Муха-цокотуха» К. Чуковский; различные игровые ситуации; индивидуальная работа.
Материалы: игрушка Сова; карта-схема пути к кладу; картинка с изображением золотого желудя; картинки - раскраски с изображением различных предметов; атрибуты для сюжетноролевой игры «Магазин».
- Ребята, вы любите путешествовать? - Я сегодня нашла письмо, но оно отправлено почему-то из леса. «Дорогие друзья! Посылаю вам карту. Помогите мне найти клад! С уважением, Совёнок». - Ну что, ребята, поможем Совёнку? Если дружно встать на ножки Топнуть, прыгнуть, не упасть. То в осенний лес волшебный Можно сразу же попасть. - Вот мы и попали в лес (на дереве сидит Совёнок) Читают письмо решают помочь Совёнку
С: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Совенок. Я рад, что вы решили мне помочь. - Ребята, кто знает, кто такие кладоискатели? - Мы сейчас отправимся в путешествие и будем искать клад. И так в путь. - Идём по мостику. - Встретилась речка, перепрыгиваем. - Молодцы! - А сейчас куда повернем? (направо) - А вот и клад. Чтобы открыть сундук, нужно произнести волшебные слова: Поколдую, раз и два, Тук-тук! тук-тук тук! Открывайся наш сундук! - Молодцы, сундук открыт. А что там? (деньги) - Правильно, деньги. Деньги бумажные, они называются «купюра» и железные деньги, это «монеты». Всем вам приходилось иметь дело с деньгами. - Что такое деньги? - Правильно, ребята, деньги – это такой предмет, за который можно все купить. Например, пальто можно приобрести за рассматривают карту находят клад, произносят волшебные слова ответы детей несколько купюр, а хлеб можно купить за несколько монет. Деньги выдают людям за их труд – это заработная плата. Чтобы каждый мог покупать то, что ему нужно. С: - Так вот какие у вас деньги, а у нас в лесу это – золотые желуди (показать изображение золотого желудя). Ими моя мама платит Белке за орехи, Ежу – за вкусные яблоки и грибы. - Для чего нужны деньги в ваших семьях? - Что можно купить в магазине? Динамическая пауза Дружно, весело шагаем …(марш) В магазин мы попадаем Я скакалку… (прыжки) Ты – часы… (наклоны) Покупаем от души. Мне ракета так нужна… (руки в стороны) Очень важная она… (руки вверх) Работа с карточками: (за столами) - Нужно раскрасить те предметы, которые можно купить в магазине. С: - Ребята, а я никогда не был в магазине. - А давайте возьмём Совёнка с собой в магазин? Вместе весело пойдём, В магазин мы попадём! Сюжетно-ролевая игра «Магазин» С: - Спасибо вам, ребята, мне было с вами очень интересно! Я узнал, что такое деньги. - А сейчас нам надо обратно вернуться в детский сад. Если дружно встать на ножки Топнуть, прыгнуть, не упасть. То легко ребята смогут Снова в детский сад попасть. смотрят изображение золотого желудя ответы детей выполняют движения работают с карточками берутся за руки, встают в круг, произносят играют прощаются с Совёнком встают в круг, произносят
Рефлексия - Что нового вы сегодня узнали? - Что такое деньги? - Какие бывают деньги? - Для чего нужны деньги? ответы детей
Физкультминутки
«Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие
пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой
ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,
выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)
«Игрушки»
Мы игрушки бережем, (потираем плечи обеих рук)
В них играть не устаем. (крутим ладонями, при этом подушечки
больших пальцев соприкасаются друг с другом,
остальные широко расставлены)
Если что-то поломалось, (вскользь хлопаем правой о левую руку и наоборот)
То приклеим и пришьем. (кладут ладонь правой руки на левую и наоборот)
Глазки, ушки, лапки, хвост (показать на себе)
У зверюшек наших. (хлопать в ладоши в ритм)
И колеса, и мотор (обеими руками нарисовать в воздухе колеса, затем
покрутить мотор перед собой)
Для игрушек разных. (развести руками)
Что бы маме помогать, (потереть ладошки)
Нужно бережливым стать! (погрозить указательным пальчиком)
Пальчиковая гимнастика
- Встали в кружок, сжали левый кулачок –
Это семейный бюджет.
Кто в него вкладывает деньги?
Давайте расскажем и покажем.
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Разжали кулачок. Пальчики сложились, сложился наш семейный бюджет.
Теперь расправьте другую ладошку, с ней поиграем.
Вот он – наш бюджет.
Подвижная игра «Заработай денги»
Цель: показать детям принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим»
Задачи:
1).Обучающие: научить детей считать количество монет, денег; тратить деньги на товары
2).Развивающие: Социализация, развитие общения,нравственное воспитание: Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, развитие социального интеллекта.
2).Воспитательные:Ознакомление с социальным миром: Расширять представления о принципе «заработок – покупка товара». Воспитывать настойчивость в достижении цели, чувство коллективизма.
Суть игры
Дети выстраиваются в колонны. Перед колонной на полу разбрасываются мелкие игрушки. Напротив каждой колонны в противоположной стороне зала корзина, в которую эти игрушки нужно будет перенести. Рядом с корзиной встает один ребёнок, у него в руках монеты, купюры, то есть любые на ваш выбор, деньги.
Ход игры. Участники, выстроившись в колонну, по сигналу взрослого, по одному, должны взять с пола игрушку, быстро принести её в корзину и получить за эту работу, то есть за уборку, деньги. Их даёт (одну купюру) стоящий рядом с корзиной ребёнок, он кассир. После того как вся команда, то есть колонна получит деньги на мольберте выставляются картинки с товарами и ценниками. Команда считает сколько они заработали денег и, смотря на товары, определяются с покупкой.
ООД
«Деньги. Для чего они нам нужны?»
Цель: формирование основ финансовой грамотности дошкольников.
Задачи: познакомить детей с понятиями «деньги», «купюра», «монеты»; развивать умение определять возможность покупки того или иного товара; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Форма проведения: ООД
Методы и приёмы: беседа, решение проблемной ситуации, изобразительная деятельность, сюжетно-ролевая игра.
Предварительная работа: беседа о деньгах, рассматривание купюр и монет; чтение К. Чуковского «Муха-цокотуха».
Материалы: изображение совы, карта-схема пути к кладу, картинка с изображением золотого желудя; картинки раскраски с изображением различных предметов; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин»; цветные карандаши.
Ход ООД:
В: - Ребята , вы любите путешествовать?
Д: - Ответы детей
В: - Я сегодня нашла письмо, но оно отправлено почему-то из леса. (читают письмо). «Дорогие друзья! Посылаю вам карту. Помогите мне найти клад! С уважение совёнок».
В: - Ну что, ребята, поможем совёнку?
Д:-ответы детей.
В: - Но чтобы быстро попасть в волшебный лес, нам нужно произнести волшебные слова. (берутся за руки, встают в круг, произносят слова).
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть, не упасть.
То в осенний лес волшебный
Можно сразу же попасть.
В:- Вот мы и попали в лес (на дереве сидит совёнок – изображение Совёнка). (см. приложение № 1).
С:- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Совёнок. Я рад, что вы решили мне помочь.
В:- Ребята, кто знает, кто такие кладоискатели?
Д:-ответы детей
В:- Мы сейчас отправимся в путешествие и будем искать клад (рассматриваем карту). И так в путь: идем по мостику; перепрыгиваем через речку; повернём налево. (Постоянно спрашиваем детей по карте: что впереди?; что будем делать?; куда надо повернуть?).
В:-А вот и клад. Чтобы открыть сундук, нужно произнести волшебные слова (находят клад и произнося все вместе волшебные слова):
Поколдую, раз и два,
Тук-тук! Тук-тук-тук!
Открывайся наш сундук!
Д:-открывают сундук
В:-Молодцы! А что там?
Д:- деньги.
В:-правильно, деньги. Деньги бумажные, они называются «купюрами» и железные деньги «монетами». Всем вам приходилось иметь дело с деньгами?
Д:-ответы детей
В:-что такое деньги?
Д:-ответы детей
В:-правильно ребята, деньги – это такой предмет, за который можно купить всё что вам необходимо.
В:- вы знаете , откуда берутся деньги?
Д: - ответы детей
В: - правильно, деньги выдают людям за их труд – это заработная плата. Чтобы каждый мог покупать, что ему нужно.
С: - Так вот какие у вас деньги, а у нас в лесу это – золотые желуди (рассматривают изображение золотого желудя). Ими моя мама платит белке за орехи, ежу – за вкусные яблоки и грибы. (см. приложение № 2).
С: - Для чего нужны деньги в ваших семьях? Что можно купить в магазинах?
Д: - Ответы детей.
В: - Ребята, давайте пригласим Совёнка , на разминку про магазин?
Д:- приглашают Совёнка на разминку.
В. и Д.: (выполняют движения):
Дружно, весело шагаем….(марш)
В магазин мы попадаем
Я скакалку…(прыжки)
Ты – часы…(наклоны)
Покупаем от души.
Мне ракета так нужна…(руки в стороны)
Очень важная она…(руки вверх).
В: - Ребята, давайте покажем Совёнку, что не всё можно купить в магазине. Давайте присядем и раскрасим те предметы, которые можно купить в магазине.
Д: (работа с карточками за столами). (см. приложение № 3)
С: - Ребята, а я никогда не был в магазине.
В: - А давайте возьмем Совёнка с собой в магазин?
Вместе весело пойдём,
В магазин мы попадём!
(встают в круг и произносят слова).
Д: (играют в сюжетно-ролевую игру «Магазин»).
С: - Спасибо вам, ребята, мне было с вами очень интересно! Я узнал , что такое деньги.
В: -А сейчас нам пора обратно возвращаться в детский сад. (Дети стоя в кругу с воспитателем произносят слова).
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть , не упасть.
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть.
В:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что такое деньги?
- Какие бывают деньги?
- Для чего нужны деньги?
- Легко ли они даются?
- Как вы считаете нужно их экономить?
ООД
История одной копилки
Цель: приобщение к экономике
Задачи: вызвать интерес к теме экономики и финансов, рассказать о истории накопления денег.
Материалы: копилки разных видов и форм, картинки с изображением сейфов и старинных хранилищ монет.
Ход занятия
Дети сидят на ковре на стульчиках
Воспитатель: У меня есть вот такая коробочка. Загадка вам поможет понять что здесь находится:
Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. (копилка)
Ответы детей: Копилка!
Воспитатель: правильно, это Свинка-копилка (воспитатель достает из коробки и показывает детям Свинку-копилку). Такая красивая необычная и большая. Скажите, так для чего она нужна? Как люди ее используют?
Дети: В ней хранятся деньги, в нее их бросают, чтобы потом на них что-нибудь копить.
Воспитатель: правильно, копилку используют для того, чтобы в ней копились деньги. Копилки могут быть предназначены для одноразового и многоразового использования. Первые не имеют отверстия для выемки денег, и после наполнения их разбивают. Поэтому они чаще всего изготавливаются из керамики, гипса или фарфора (показать детям картинки разных копилок). Многоразовые копилки могут быть сделаны из различных материалов — стекла, дерева, металла, пластика — и иметь разнообразную форму, начиная от прозрачной коробочки и заканчивая макетом сейфа. У нее на спинке есть специальное узкое окошечко или прорезь, в которое бросают монетки.
На Руси накопление денег было тесно связано с необходимостью защиты сбережений от кражи. Поэтому первые ящики для хранения и перевозки денег — прообразы современных сейфов — изготавливались из досок и были окованы стальными полосками для придания дополнительной прочности. Также люди часто пользовались небольшими деревянными ящиками с крышкой, расположенной под углом к основанию. На ночь такие копилки занимали место в изголовье владельца, что служило дополнительной гарантией безопасности.
Также монеты хранили в чулках и глиняных сосудах с широкими боками и узким горлышком — «кубышках». Их нередко герметично запечатывали и закапывали в виде кладов. Позже на смену деревянным ящикам пришли металлические шкатулки со встроенными или навесными замками. Отдельные экземпляры копилок делали на заказ и оснащали их секретными механизмами: потайными кнопками, двойным дном и т. д.
Свинья-копилка и ее история
Какие у вас возникают ассоциации, если произнести «копилка для денег»? Наверняка, первое, что приходит на ум - толстенькая хрюшка. Почему именно свинья? Почему не корова, например. Ведь корова также считалась «кормилицей» семьи, хотя иметь в домашнем хозяйстве свинью, также означало обеспечить себя едой как минимум на год. Так почему же все-таки свинья?
Ответ как всегда следует искать где-то в глубине веков. Заглянем в Англию XV века. В то время вся кухонная утварь делалась из дешевой оранжевой глины, которую называли pygg. Банков как таковых еще не было, и народ держал свои сбережения в глиняных горшках.
Спустя три столетия этот, казалось бы всем привычный глиняный горшок для денег получил название piggy bank, что созвучно английскому слову «свинья». Может быть, именно поэтому копилки стали изготавливать исключительно в виде свиней, поскольку свинья считалась символом бережливости, удачи и благополучия.
Физминутка:
«Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие
пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой
ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,
выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)
Нод
Тема: Мы идем в магазин (супермаркет).
Цель: Развитие логического мышления посредством активизации мыслительных операций.
Задачи:
- Дать детям представление о магазинах, об их роли в жизни людей, дать понятие о том, что всё можно купить в магазинах, магазины бывают разные; учить группировать предметы по общему признаку.
- Воспитывать культуру поведения в магазинах.
- Развивать наблюдательность, внимание, воображение, логическое мышление, память, формировать пространственные ориентировки; уточнять и активизировать качественный словарь.
Материалы и оборудование:
Таблицы к игре «Угадай предмет» (4 шт.); знаки-символы
отделов магазина; корзинка; покрывала/накидки для витрин (4 шт.); паровоз; карточки с изображениями молочных продуктов; мешочки с бакалейными продуктами; карточки с изображением обуви; картинка к игре
«Найди лишнее»; 3медведя (резиновый, деревянный, мягкий); 2нарисованные корзинки; овощи и фрукты силуэты; фломастеры; клей; кисточки; простые карандаши; молоко; сахар)
Предварительная работа: проигрывание сюжетно-ролевой игры «Магазин»; изготовление для игры овощей и фруктов из соленого теста; родителям посетить с детьми магазин промышленных и хозяйственных товаров.
Словарная работа: супемаркет, молочный отдел, бакалея, обувной отдел, овощной отдел, отдел игрушек.
Ход занятия.
Ребята, сегодня утром моя пожилая соседка баба Валя попросила сделать в магазине покупки. Скоро приезжают в гости ее внуки. А ей самой идти тяжело, болят ноги. Ребята, давайте заглянем в корзинку за списком товаров, которых нужно купить бабушке. (вытаскиваю 4 таблицы с запиской).
(разгадываем: молоко, сахар, красные босоножки для внучки, мягкого мишку для внука, и много овощей и фруктов)
В: вот бы всё это купить сразу в одном месте. Как называют крупный магазин, в котором продаются и продукты, и игрушки, и обувь? (супермаркет).
Правильно, и он как раз перед нами, а в нём разные отделы. Этот супермаркет необычный, в нем можно не только покупать продукты, но и играть.
Ребята, а вы знаете, как нужно себя вести в магазине? (не кричать, не толкаться, не капризничать и т.д.)
1отдел (Молочный)
Интересно, в какой отдел мы сначала попадем? Вот подсказка (Знак -Корова)
Это молочный отдел.
А что продают в этом отделе? (называют молочные продукты). Давайте поиграем в игру «Паровозик».
Паровоз – это молоко. А во что его можно превратить? Что будет первым вагончиком? (сливки) А вторым? Во что могут превратиться сливки? (в сливочное масло).
Располагаем картинки последовательно на доске. Можем мы составить еще какой-нибудь поезд? (молоко – творог – сыр). Можно составить короткие поезда (молоко – кефир, молоко – ряженка, молоко – мороженое…)
Пальчиковая гимнастика
- Встали в кружок, сжали левый кулачок –
Это семейный бюджет.
Кто в него вкладывает деньги?
Давайте расскажем и покажем.
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Разжали кулачок. Пальчики сложились, сложился наш семейный бюджет.
Теперь расправьте другую ладошку, с ней поиграем.
Вот он – наш бюджет.
В: что возьмем для бабушки? (молоко)
2отдел (Бакалея)
А теперь нам пора в следующий отдел. Что здесь продается? Опять загадка! Здесь какие-то мешочки. А что в них, попробуйте догадаться на ощупь. Выберите себе пару. С кем из детей каждый из вас хотел бы разгадать загадку?
Дети располагаются вокруг стола. Раздаю мешочки с бакалейными продуктами (крупы, макароны, соль, сахар, мука, горох, фасоль, кофе, чай и прочее). Дети мнут мешочки, пытаются угадать на ощупь, что в мешочках. Предлагаю понюхать мешочки: у некоторых продуктов сильный запах. Если не могут угадать, меняются мешочками. Затем разрешаю развязать и посмотреть.
-Молодцы, кто угадал! Что нам помогало, угадывать? (пальцы и носы). Знаете, как называется этот отдел? Отдел называется бакалея.
(Вешаем знак-пачка риса)
- Долго ли могут храниться все эти продукты? (сухие съестные продовольственные товары первой необходимости, отличающиеся длительными сроками сохранности и неприхотливостью в хранении)
- Что нужно купить для бабушки в этом отделе? (сахар)
3отдел (Обувной)
В: смотрим на вывеску: отдел «Обувь». Как вы думаете, ребята, что мы можем купить в этом отделе? Скажем одним словом… (обувь).
Игра «Найди пару». (на развитие зрительного внимания)
Напомните, пожалуйста, что нам здесь нужно было купить? (красные босоножки для внучки бабушки Вали)
- Да, но мы же не можем все тапочки купить, я знаю, что ее внучке 5 лет переверните листок и найдите у кого есть цифра 5.
Положить эти тапочки в корзину.
Музыкальная физ. минутка (пяточка-носочек)
4 отдел (Отдел игрушек)
Игра «Найди лишнее» (паровоз, мяч, машина, цветок)
В: перед нами магазин игрушек. Что здесь может продаваться, ребята (игрушки) (открываю)
Кого нам здесь нужно купить (мягкую игрушку - мишку).
Сколько здесь медведей, Кирилл? (здесь три медведя). Они все разные или одинаковые (разные)
Игра «Сравни медведей»
В: чем похожи медведи? (цветом)
А чем они отличаются (размером, материалом: резиновый и меховой, деревянный). Какого медведя надо нам купить? (мягкого)
Выбираем одного медведя. Складываем в пакет.
5 отдел (Овощной отдел)
Нам осталось купить фрукты и овощи. В какой отдел мы поспешим? (овощной) (девочки - складывают в корзинку фрукты, мальчики - овощи) приклеивают на основу.
У нас в корзинках -урожай,
Все, что хочешь, выбирай.
Для борща и для салата.
Бабушка Валя будет очень рада!
В: вот, кажется, мы сделали с вами все покупки, вечером я передам их своей соседке.
Итог:
- Ребята, куда мы сегодня с вами ходили? (в большой магазин, супермаркет)
- В каких отделах магазина побывали?
- Вам понравилось делать покупки?
- Мне тоже было с вами интересно.
Мы с вами сделали доброе дело, помогли бабушке.
А бабушка Валя уже заранее передала вам конфеты в знак благодарности, угощайтесь.
Нод
Где живут деньги?
Цель: познакомить детей со словом «банк» — крупное кредитное учреждение и его функционирование. Деньги в банке всегда в обороте. Их можно вложить и снять, получить за них процент, пользуясь сберкнижкой. Сберкнижка — документ, подтверждающий наличие денег, счета в банке. При наличии денег можно открыть счет в банке.
Материал: копилка, сберкнижка, подносы с набором форм индивидуально на каждого ребенка, макет банка на каждого ребенка, игрушечные деньги.
Ход занятия
Входит кролик Степан Кошелечкин и радостно объявляет детям:
- Ребята, я нашел клад — вот эту копилку с деньгами — и пришел к вам, чтобы посоветоваться, что мне делать с ними, очень уж я боюсь, чтобы мыши их не погрызли. Подскажите, дети, как поступить с деньгами?
В. - Ребята, про копилку мы с вами уже разговаривали на первом занятии, вы помните? Что можно Степану сделать с деньгами из копилки? (Ответы детей — купить сладости, подарки, игрушки и т. д.)
— Да, ребята, можно положить деньги в кошелек и пойти в магазин. Вы знаете, что такое кошелек и для чего он нужен? (ответы детей)
Степан: - Но я не хочу тратить деньги попусту, а хочу купить автомобиль, а денег мне еще не хватает. Может, кто из ребят знает, как сохранить деньги (Ответы детей.)
— Правильно, ребята. Деньги нужно поместить в банк. Может, кто знает, что такое банк?
В. Банк — это специальный дом для денег, который держится деньгами, они здесь хозяева.
Ребята, а что значит дом для вас? (Место, куда ты приходишь, где у тебя есть своя жизнь, где с тобой всегда что-то происходит.) То же самое и банк для денег. Он создан для того, чтобы собирать деньги от людей и фирм, которым они временно не нужны, и давать их тем, кто временно в них нуждается. Дети, вы заметили, что дома бывают разные, у каждого свой характер. Есть такие серьезные, значительные, а есть, к примеру, маленькие, чуть пугливые, пятиэтажки.
Приблизительно та же история и с банком. Самые главные называются государственными, они создаются и принадлежат государству. Существуют также коммерческие банки. Государственный Центральный банк — самый главный банк в нашей стране. Он над банками начальник, над всеми командир. Обычно банки занимаются хранением денег и выдачей денег в долг (кредит). Банк выдает кредиты фирмам и разным организациям.
(появляется Винни-Пух с банкой варенья)
— Я тут мимо проходил и услышал, что тут вы все «банки», «банки»… У меня вот тоже банка с вареньем, оно такое сладкое, вкусное. Хотите попробовать? Нет, самому мало, вот уже скоро кончится.
Может, вы мне найдете банку варенья, вишневого — моего любимого?
В. Винни, мы говорим не про банку с вареньем, а про банк, где хранятся деньги и куда можно деньги поместить под процент на хранение.
Степан Кошелечкин: Я хочу поместить свои деньги из копилки в банк, но не знаю как это сделать. Может, вы, дети, расскажете мне, что для этого нужно.
Если дети не знают, объясняет воспитатель, что - надо деньги сдать в банк, там заведут личный счет, выпишут сберегательную книжку (показывает свою сберкнижку). С этого момента твои деньги будут надежно храниться в банке, а так как твоими деньгами будут пользоваться в банке, за это ты получишь проценты. Когда тебе будет нужно забрать деньги из банка, ты получишь большую сумму, чем вложил. Давайте покажем нашему гостю как это делается на примере сюжетно-ролевой игры «Положи деньги в банк».
Степан Кошелечкин: ой спасибо, подсказали, где мне лучше хранить деньги. Вы уже так много знаете о банке, что вполне можете стать управляющими своих банков. Вы меня убедили, положу деньги в банк, заработаю еще и куплю автомобиль, а Винни Пух отведет меня в ближайший банк.
Прощается с детьми.
Сюжетно-ролевая игра
Магазин
Цель: Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции; учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; учить моделировать ролевой диалог; воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки.
Оборудование: белый халат, весы, набор гирь, муляжи овощей и фруктов, кубики, набор инструментов для починки машины.
Ход игры:
Организационный момент.
Ребята, недавно мы с вами ходили на экскурсию в магазин. Расскажите, кто работает в магазине? Что делают продавцы? Кто привозит продукты в магазин? (Дети вспоминают название профессий людей, работающих в магазине.)
Хотите поиграть в магазин? Давайте распределим роли. Кто хочет быть продавцом? Шофёром? Кто будет покупать продукты? Чтобы играть, нужно построить прилавок. (Дети совместно с педагогом строят из столов и стульев прилавок). Какие продукты привезут в магазин? Ящики с овощами и фруктами.
Развитие сюжета.
Начинаем играть. (Продавцы раскладывают товар на витрине, готовят бумажные чеки, водители подвозят продукты- кубики, заменяющие ящики с овощами и фруктами, покупатели готовят бумажные деньги и выстраиваются в очередь.)
Мне нужно купить 1 килограмм груш. Покажите, пожалуйста, какие у вас груши. Мне нравятся вот эти. Сколько стоит 1 килограмм груш? Вот деньги, пробейте чек. Скажите, к вам завезут виноград? (Педагог даёт образец поведения покупателя, дети подходят к продавцам, выбирают и покупают овощи и фрукты). А что это у вас такое красное, круглое, наверное, очень сладкое? (Педагог закрепляет знания детей о признаках овощей и фруктов).
Скажите, что вы купили? Это овощи или фрукты? (Проводится работа по дифференциации понятие «овощи» и «фрукты».) Вы купили сливы для своей дочки? Какие она ещё любит? (Покупатели рассказывают, что они купили, и собираются приобрести ещё). Вот эти бананы не берите. У них кожура очень тёмная. Они уже испортились. Выберите что-нибудь другое...
Посмотрите, у грузовой машины, которая привозит овощи и фрукты для магазина, спустило колесо. Теперь их не привезут вовремя. Кто поможет шофёру починить машину? Может, среди покупателей есть автомеханики?
Вот в магазин привезли свежие продукты. (Продавцы обновляют витрины). Кто теперь хочет быть продавцом? Давайте посчитаемся. Кто будет грузчиком? Он должен быть очень сильным, чтобы донести такие тяжелые ящики! Он должен быть настоящим силачом! А вам нужно купить продукты для того, чтобы отметить день рождения.
У кого как будто будет день рождения? Хорошо. Я как будто хозяйка и на ушко скажу, кому что нужно купить. (Воспитатель называет каждому из детей список из 4-6 слов, обозначающих название продуктов питания.) Не забудешь? Может быть, повторить на другое ушко? Ну, беги в магазин и занимай очередь. (Дети покупают товар, воспитатель подсказывает через описание признаков название того, что они забыли.)
Всё купили? Все продукты проданы. Кто купил колбасу и сыр для бутербродов? Яйца и мясо для пельменей? Молоко и сахарную пудру для блинчиков? Как это, не было сахарной пудры? На что похож пакетик для сахарной пудры? Подумайте, что может заменить его? Сливки для украшения торта? На что они похожи? Идите покупать. Что вы хотите, чтобы я ещё приготовила для дня рождения?
Ну, теперь помогите убрать в комнате, а то гости скоро придут, а я пока угощение буду готовить... Смотрите, что я приготовила.
Итоги игры.
Игра закончена. Понравилась вам игра? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи? Кто хорошо играл свою роль, но и не забывал помогать товарищам? Молодцы.
Дидактические игры
Игра на внимание
Цель: закрепление знаний, полученных на занятиях и в жизни.
Задачи: активизировать знания, развивать память и внимание.
Ход беседы:
Ребята, сейчас я вам буду читать высказывания, если высказывание неверное, то вы топайте ногами. Попробуем?
- В банке хранятся деньги
- Муха- Цокотуха нашла книжку
- Продавцы работают в магазине
- В аптеке продают фрукты
- Буратино закопал в землю свой колпачок
- В супермаркете расплачиваются карточками
- Мясо и рыбу мы купили в обувном отделе
- Человека, который лечит людей называют банкир
- Самая мелкая монета 50 копеек
Игра «Разложите товар»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.
Ход игры
Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.
Задание 1 Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.
Задание 2 Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.
ИГРА «Кому что нужно»
Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.
Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека.
ТСО: карточки с изображениями людей разных профессий (Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач) и орудий труда (швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля).
ИГРА «Угадай, где продаются»
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.
Содержание: Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются
Беседа
«Как потопаешь, так и полопаешь»
Цель: формируем представление о прямой взаимосвязи между трудом и вознаграждением за него, понимание того, что в жизни следует в первую очередь полагаться на собственные способности и трудолюбие.
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и речевое развитие.
Ход:
В. Давайте разберем смысл старинной русской пословицы «Как потопаешь, так и полопаешь». От того, как будут люди трудиться – усердно или нет, зависит, будут ли в наших магазинах вкусный хлеб, спелые овощи и фрукты, одежда, обувь и пр. Поэтому понимают ее так: как поработаешь (потопаешь), так и поешь (полопаешь). Если будешь хорошо работать, то будешь зарабатывать деньги, на которые сможешь купить много разных товаров.
(описывает разные сюжеты из жизни)
- Мальчик стоит в своей комнате и думает, как бы выпросить у мамы деньги на конфеты. Рядом мама с сердитым лицом показывает на беспорядок: незаправленную постель, разбросанные вещи и игрушки.
Вопросы для обсуждения.
- о чем мечтает мальчик?
- чем недовольна мама?
- как вы думаете, заслужил ли мальчик конфеты?
2. Девочка лежит на кровати, накрыв голову одеялом и зажав в руке будильник. Мама пытается разбудить девочку и указывает на часы и разбросанные по комнате вещи.
Вопросы для обсуждения:
- как вы думаете, успеет ли девочка к завтраку, ведь все уже умылись и заправили кровати?
- кто виноват в том, что все позавтракали, не дождавшись девочку?
- как вы думаете, девочка будет теперь вставать вовремя (по будильнику)?
- что следует делать девочке, чтобы эта ситуация не повторилась?
3. Радостные мальчик и девочка помогают бабушке собирать урожай ягод (смородину и малину), а вечером все пьют чай с пирогами.
Вопросы для обсуждения:
- почему мальчик и девочка веселые?
- помогают ли они своей бабушке?
- можно ли считать работой то, что они делают?
- заслужили ли они вознаграждение (вкусный пирог)?
4. Мальчик принес сумку с капустой и картошкой и отдал ее бабушке. Бабушка погладила мальчика по голове и положила ему монетку в копилку.
Вопросы для обсуждения:
- для чего мальчик копит деньги?
- можно ли сказать, что мальчик серьезно помог бабушке и заслужил вознаграждение за свой труд?
Общий вопрос:
Поведение кого из детей в этих ситуациях понравилось вам больше всего и почему?
Беседа
«Деньги. Для чего они нам нужны?»
В:- Мы сейчас отправимся в путешествие и будем искать клад (рассматриваем карту). И так в путь: идем по мостику; перепрыгиваем через речку; повернём налево. (Постоянно спрашиваем детей по карте: что впереди?; что будем делать?; куда надо повернуть?).
В:-А вот и клад. Чтобы открыть сундук, нужно произнести волшебные слова (находят клад и произнося все вместе волшебные слова):
Поколдую, раз и два,
Тук-тук! Тук-тук-тук!
Открывайся наш сундук!
Д:-открывают сундук
В:-Молодцы! А что там?
Д:- деньги.
В:-правильно, деньги. Деньги бумажные, они называются «купюрами» и железные деньги «монетами». Всем вам приходилось иметь дело с деньгами?
Д:-ответы детей
В:-что такое деньги?
Д:-ответы детей
В:-правильно ребята, деньги – это такой предмет, за который можно купить всё что вам необходимо.
В:- вы знаете , откуда берутся деньги?
Д: - ответы детей
В: - правильно, деньги выдают людям за их труд – это заработная плата. Чтобы каждый мог покупать, что ему нужно.
С: - Так вот какие у вас деньги, а у нас в лесу это – золотые желуди (рассматривают изображение золотого желудя). Ими моя мама платит белке за орехи, ежу – за вкусные яблоки и грибы. (см. приложение № 2).
С: - Для чего нужны деньги в ваших семьях? Что можно купить в магазинах?
Д: - Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по финансовой грамотности на тему: "Разбойник "Монеточка" и его сокровища
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....
Финансовая грамотность «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»
Конспект ООД. Тема: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике» (для детей старшей группы)Цель: закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности.Зада...
Проект "Путешествие Монеточки"
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников "Путешествиее монеточки"...
Проект "Путешествие Монеточки"
Паспорт проекта по формированию финансовой грамотности у дошкольников "Путешествие Монеточки"...
Конспект " Путешествие Девочки-Монеточки" в старшей группе по формированию основ финансовой грамотности детей
Конспект "Путешествие Девочки-Монеточки" в старшей группе по формированию основ финансовой грамотности детей...
Конспект НОД Тема: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»
Цель: Закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности.Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход;Развивать у детей умение подмеча...
Конспект ООД. Тема: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»
Цель: Закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности.Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход;Развивать у детей умение подмеча...