Проект «Знакомство с профессиями»
проект по основам финансовой грамотности
Проект: «Знакомство с профессиями»
Автор проекта: Баклина Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории
Краткая аннотация проекта
Проект «Знакомство с профессиями» ориентирован на создание в ДОУ условий для ранней профориентации детей. Решение поставленной проблемы планируется через вовлечение воспитанников и родителей в совместную деятельность по профориентации и знакомство с профессией.
Предлагаемый проект проводится в рамках годового планирования ДОУ. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с детьми, разные виды игр, чтение художественных произведений с последующим обсуждением. Отобран материал для работы с родителями воспитанников.
Актуальность проекта
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностным ориентациям современного общества.
Изучение профессий способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, инструментов, необходимых для той или иной профессии, развитию доказательной речи. Поэтому и возникла идея создания данного проекта.
Цель проекта: формирование представлений о профессиях, понимание важности, роли труда взрослых в обществе и в жизни каждого человека.
Задачи проекта:
Для детей:
образовательные:
– расширить представления о мире, сформировать интерес к профессиональной деятельности человека, красоте человеческого творения;
– сформировать понимание значимости профессии в жизни людей;
– формировать у детей желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;
– сформировать у детей потребность задуматься о выборе будущей профессии.
воспитательные:
– воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результатам;
– воспитывать чувство ответственности, значимости своего труда для других детей и взрослых, участвовавших в совместном труде.
развивающие:
– развивать эмоционально-положительное отношение к труду, трудовым действиям;
– развивать навыки активного речевого общения, обогащать словарь;
– развивать конструктивные способности, мышление и воображение;
– формировать потребность в чтении литературных произведений как источника новых знаний;
– развивать стремление отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в изобразительной и игровой деятельности;
– развивать интерес к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, к трудовым умениям, связанных с различными профессиями.
Для педагогов:
– создать педагогические условия для реализации современных подходов в области профориентации детей дошкольного возраста;
– способствовать приобретению нового опыта работы по воспитанию экономической культуры дошкольников;
– повысить профессиональное мастерство;
– пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе.
Для родителей:
– организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта;
– повысить педагогическую компетентность родителей в рамках совместной работы по реализации проекта.
Новизна проекта
Новизна программы заключается в использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий по формированию первоначальных представлений у дошкольников о мире профессий.
Оригинальность
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Воспитанники имеют возможность исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии через «погружение в профессию», расширять свой кругозор, представление о мире профессий посредством организации нетрадиционной формы работы с семьями воспитанников «Встречи с интересными людьми».
Вид проекта: долгосрочный, информационно-познавательный, творческий, игровой, коллективный.
Сроки реализации: учебный год (сентябрь – май).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки. Информацию о профессиях дети получают во время образовательного процесса, а так же за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями). Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания.
Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:
– игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
– продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);
– выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
– экспериментирование.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
Основное содержание проекта
Этапы реализации проекта:
Первый этап – подготовительный
• Диагностирование детей;
• постановка цели и задач проекта;
• обогащение предметно-развивающей среды по теме проекта;
• подбор методической литературы;
• подбор художественной литературы для чтения детям;
• подбор дидактических и сюжетно-ролевых игр.
Второй этап – основной
• Цикл познавательных мероприятий;
• проведение с детьми бесед;
• проведение дидактических игр;
• проведение сюжетно-ролевых игр;
• знакомство с детской художественной литературой о труде взрослых;
• рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий;
• отгадывание загадок;
• рисование, лепка, аппликация.
Третий этап – заключительный
• Оформление выставки рисунков, поделок детей;
• проведение итоговой диагностики знаний детей, подведение итогов работы над данным проектом, составление рекомендаций.
Ресурсы
Материально-техническая база: предметно-пространственная среда; наглядный и демонстрационный материал; бумага, цветная бумага, картон, клей, цветные карандаши, пластилин; наборы костюмов, париков, мелких атрибутов, элементов декораций; муляжи фруктов и овощей; полицейская фуражка, жезл, макеты рулей, дорожная разметка; медицинские инструменты (шприц, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, маска и др.); фартуки, ножницы, расчески, бигуди, фен; тесто, колпаки повара.
Теоретическая и методическая литература:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. : ООО «ЦГЛ», 2005.
2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М. : Просвещение, 1992.
3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2007.
4. День работой весел: Пословицы и поговорки о труде. – М. : Детская литература, 1986.
5. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
6. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М. : 1988.
7. Нефедова К.П. Бытовые электроприборы. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004.
8. Нефедова К.П. Инструменты. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.
9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
10. Степанов В.А. Профессии. Когда я вырасту. – М. : Омега, 1998.
11. Ушакова О.С. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М. : ИПТ, 2001.
12. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
13. Шалаева Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М. : Издательство Эксмо, 2005.
Интернет-ресурсы:
1. Международный образовательный портал «МААМ.RU» http://www.maam.ru/.
2. Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/.
Ожидаемые результаты по проекту:
Дети:
– наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей;
– обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;
– понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).
– пополнение лексики воспитанников;
– умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.
Педагоги:
– приобретение нового опыта работы по воспитанию экономической культуры дошкольника;
– повышение профессионального мастерства: повысится экономическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экономическом просвещении воспитанников;
– пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе.
Родители:
– повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей;
– успешное взаимодействие со своими детьми.
Критерии результативности проекта:
Высокий уровень. Отличное знание изученного материала; способность к творческому мышлению, проявлению индивидуальности; познавательная активность.
Средний уровень. Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; среднее наличие знаний; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах.
Низкий уровень. Небрежное отношение к изучаемому материалу; отсутствие или малое наличие каких-либо знаний по теме; отсутствие желания включаться в совместную деятельность с педагогом и другими детьми.
Вывод:
Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей. Думаю, что после реализации данного проекта вопрос, кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу.
Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.
Перспективный план работы с родителями
Месяц/неделя | Образовательный модуль | Совместная деятельность | Цель деятельности |
В течение проекта | «Ярмарка профессий» | Анкетирование по профориентации; подбор материалов и литературы для работы по проекту; организация развивающей предметной среды; консультация «Дошкольник и экономика»; консультация «Трудовое воспитание в семье»; консультация «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»; папка-раскладушка «Вот что мы узнали». | Выявить уровень экономических знаний у родителей; приобщать родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми; развивать желание родителей давать детям доступные знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.
|
Перспективный план работы с педагогами
Месяц/неделя | Вид деятельность | Программное содержание |
Октябрь Февраль Май | Создание, обновление и пополнение банка методических материалов, справочной литературы по профессиональной ориентации для детей дошкольного возраста; консультация «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий»; мастер-класс «Как мы играем в экономику». | Совершенствовать профессиональную подготовку воспитателей в работе с детьми; создать условия для развития творческого потенциала педагогов; повысить педагогическую компетентность воспитателей, систематизировать и углубить знания педагогов. |
План реализации проекта с детьми
Время проведения | Образовательный модуль | Тема | Программное содержание | Совместная деятельность с детьми | Ответственные |
Сентябрь | «Ярмарка профессий» | Труд взрослых | – Рассказать детям о важности и значимости труда каждого человека, о почетности любой профессии; – воспитывать интерес и уважение к труду взрослых; – знакомить детей с трудом родителей по дому; – привлекать родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе группы.
| Экскурсия по детскому саду; рассматривание иллюстраций о труде родителей; беседа с детьми о профессиях родителей; рисование «Наш дом»; дидактические игры «Знаю все профессии», «Кому нужны эти вещи для работы?», «Кто больше назовёт действий», «Что лишнее?», «Собери картинку из кубиков»; знакомство с детской художественной литературой о труде взрослых и разучивание стихов; просмотр презентации «Мир профессий».
| Воспитатели
|
Октябрь | «Ярмарка профессий» | Знакомство с профессиями «Врач» и «Учитель» | – Познакомить с профессиями врача и медицинской сестры; – продолжать накапливать и расширять словарь (предметы, необходимые в работе врача); – вызвать у детей интерес к профессии врача; – воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. – учить рассматривать иллюстрации, делиться впечатлениями об увиденном; – учить переносить знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда в сюжетно-ролевые игры; – формировать целостное представление о профессии учитель; – способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей новыми словами: «доска», «указка», «парта», «мел», «дневник»; – способствовать воспитанию умения работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
| Экскурсия в медицинский кабинет; наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете (бинтует, мажет мазью, взвешивает, измеряет рост); рассматривание сюжетных иллюстраций; чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Айболит»; сюжетно-ролевая игра «Больница»; отгадывание загадок о школе и школьных принадлежностях; сюжетно-ролевая игра «Школа». | Воспитатели
|
Ноябрь | «Ярмарка профессий» | Знакомство с профессиями «Библиотекарь» и «Почтальон»
| – Формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей; – познакомить и расширить знания детей об особенностях профессии библиотекарь; – познакомить с трудом почтальона, расширять впечатления детей о роли почтальона, о значении его труда, влияющего на каждого человека и общество в целом; – закреплять имеющиеся представления о труде взрослых: о трудовых действиях, совершаемых ими.
| Беседа с детьми о профессии библиотекарь; показ иллюстраций; чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок; экскурсия в библиотеку; сюжетно-ролевая игра «Библиотека»; беседа о значимости профессии почтовых работников; чтение художественной литературы (М. Пегов «Почта от наскального рисунка до электронного письма», С. Маршак «Почта»); дидактические игры «Почта», Что нужно для…»; аппликация «Письмо»; сюжетно-ролевая игра «Почта».
| Воспитатели
|
Декабрь | «Ярмарка профессий» | Труд парикмахера. Работа продавца. Знакомство с профессиями
| – Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера; – воспитывать культуру поведения в общественных местах; уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу; – учить благодарить за оказанную помощь и услугу; – создать условия для творческого самовыражения; – познакомить с профессией продавца; – учить усложнять игру путем увеличения количества объединяемых сюжетных линий; – расширять ориентировку в окружающем и словарный запас, воспитывать наблюдательность, развивать мышление.
| Рассказ воспитателя о труде парикмахера с использованием иллюстраций; чтение художественной литературы (К.И. Чуковский «Мойдодыр», С. Михалков «В парикмахерской», Е. Пермяк «Для чего руки нужны», Л. Квитко «Бабушкины руки» и др.); дидактические игры «Сделай прическу кукле», «Завяжи бантик», «Чем работает мастер»; рисование «Мамина прическа»; сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»; целевая прогулка к магазину; рассматривание иллюстраций; беседа «Какие бывают магазины»; сюжетно-ролевые игры «Магазин продуктов», «Овощной магазин»; дидактическая игра «Какие продукты продаются в магазине»; игровое упражнение «Поможем кукле выбрать покупку»; лепка «Овощи и фрукты».
| Воспитатели
|
Январь | «Ярмарка профессий» | Знакомство с театральными профессиями | – Познакомить детей с некоторыми театральными профессиями: актер, режиссер, гример, костюмер, гардеробщик; – предоставить возможность попробовать себя в роли режиссера, костюмера, гримера; – почувствовать значимость каждой профессии.
| Рассматривание иллюстраций; беседа о театральных профессиях «Кто работает в театре?»; отгадывание загадок; рисование «Костюмы»; сюжетно-ролевая игра «Театр».
| Воспитатели
|
Февраль
| «Ярмарка профессий» | Профессия «Архитектор-строитель» | – Познакомить детей с профессией архитектор-строитель; – расширять у детей представления о его трудовых действиях (забивает гвоздь, пилит, кладет кирпичи и т. д.); – обогащать познавательные знания (знакомство с бетоном, его свойствами и качествами, способом его изготовления); – воспитывать уважение к труду строителей.
| Знакомство детей с детской литературой о труде взрослых, профессиях (В.В. Маяковский «Кем быть», В.Данько «Кто построил дом»); беседа с детьми о профессии строителя; показ иллюстраций; дидактическая игра «Что лишнее»; сюжетно-ролевая игра «Строим дом». | Воспитатели
|
Март
| «Ярмарка профессий» | Знакомство с профессией «Повар»
| – Познакомить детей с трудом повара, расширить и закрепить знания о кухонной посуде, показать важность положительного отношения взрослого к своей работе; – познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок позднее может перенести в игровую ситуацию; – активизировать соответствующие слова в речи детей; – воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых.
| Беседы «Кто такой повар?», «История возникновения профессии»; дидактическая игра «Что лишнее?»; лепка из соленого теста «Баранки, крендели, батоны»; игра-инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп». | Воспитатели
|
Апрель
| «Ярмарка профессий» | Знакомство с профессиями «Пожарный» и «Полицейский» | – Формировать целостное представление о профессии пожарный; – формировать целостное представление о профессии полицейский; – создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий.
| Беседы «Спички детям не игрушки», «Эти предметы таят опасность»; чтение художественной литературы; дидактические игры «Опасно-неопасно», «Что нужно пожарному»; драматизация сказки «Кошкин дом»; рисование пожарной машины; сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные»; беседа с детьми о профессии полицейский, о безопасности в городе; показ иллюстраций по данной теме; чтение сказки С.Маршак «Дядя Степа».
| Воспитатели
|
Май | «Ярмарка профессий» | Закрепление знаний о профессиях | – Закрепить у детей знания материалов, инструментов и оборудования, необходимых людям разных профессий; – продолжать формировать представления детей о том, что такое профессия, вызывать интерес к разным профессиям.
| Беседа «Какие профессии мы знаем?»; дидактическая игра «Назови профессию и подбери предметы».
| Воспитатели
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2019_proekt_znakomstvo_s_professiyami_baklina_v.n.docx | 65.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №40»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
Протокол № 6 заседания Заведующая МДОУ «Детский сад №40»
Педагогического совета ______________________А.И. Елисеева
«____»__________2019 г. Приказ № _____ «____»________2019 г.
ПРОЕКТ
«ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЯМИ»
Автор проекта:
Баклина Валентина Николаевна
г. Саранск 2019
Проект: «Знакомство с профессиями»
Автор проекта: Баклина Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории
Краткая аннотация проекта
Проект «Знакомство с профессиями» ориентирован на создание в ДОУ условий для ранней профориентации детей. Решение поставленной проблемы планируется через вовлечение воспитанников и родителей в совместную деятельность по профориентации и знакомство с профессией.
Предлагаемый проект проводится в рамках годового планирования ДОУ. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с детьми, разные виды игр, чтение художественных произведений с последующим обсуждением. Отобран материал для работы с родителями воспитанников.
Актуальность проекта
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностным ориентациям современного общества.
Изучение профессий способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, инструментов, необходимых для той или иной профессии, развитию доказательной речи. Поэтому и возникла идея создания данного проекта.
Цель проекта: формирование представлений о профессиях, понимание важности, роли труда взрослых в обществе и в жизни каждого человека.
Задачи проекта:
Для детей:
образовательные:
– расширить представления о мире, сформировать интерес к профессиональной деятельности человека, красоте человеческого творения;
– сформировать понимание значимости профессии в жизни людей;
– формировать у детей желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;
– сформировать у детей потребность задуматься о выборе будущей профессии.
воспитательные:
– воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результатам;
– воспитывать чувство ответственности, значимости своего труда для других детей и взрослых, участвовавших в совместном труде.
развивающие:
– развивать эмоционально-положительное отношение к труду, трудовым действиям;
– развивать навыки активного речевого общения, обогащать словарь;
– развивать конструктивные способности, мышление и воображение;
– формировать потребность в чтении литературных произведений как источника новых знаний;
– развивать стремление отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в изобразительной и игровой деятельности;
– развивать интерес к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, к трудовым умениям, связанных с различными профессиями.
Для педагогов:
– создать педагогические условия для реализации современных подходов в области профориентации детей дошкольного возраста;
– способствовать приобретению нового опыта работы по воспитанию экономической культуры дошкольников;
– повысить профессиональное мастерство;
– пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе.
Для родителей:
– организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта;
– повысить педагогическую компетентность родителей в рамках совместной работы по реализации проекта.
Новизна проекта
Новизна программы заключается в использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий по формированию первоначальных представлений у дошкольников о мире профессий.
Оригинальность
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Воспитанники имеют возможность исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии через «погружение в профессию», расширять свой кругозор, представление о мире профессий посредством организации нетрадиционной формы работы с семьями воспитанников «Встречи с интересными людьми».
Вид проекта: долгосрочный, информационно-познавательный, творческий, игровой, коллективный.
Сроки реализации: учебный год (сентябрь – май).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки. Информацию о профессиях дети получают во время образовательного процесса, а так же за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями). Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания.
Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:
– игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
– продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);
– выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
– экспериментирование.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
Основное содержание проекта
Этапы реализации проекта:
Первый этап – подготовительный
• Диагностирование детей;
• постановка цели и задач проекта;
• обогащение предметно-развивающей среды по теме проекта;
• подбор методической литературы;
• подбор художественной литературы для чтения детям;
• подбор дидактических и сюжетно-ролевых игр.
Второй этап – основной
• Цикл познавательных мероприятий;
• проведение с детьми бесед;
• проведение дидактических игр;
• проведение сюжетно-ролевых игр;
• знакомство с детской художественной литературой о труде взрослых;
• рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий;
• отгадывание загадок;
• рисование, лепка, аппликация.
Третий этап – заключительный
• Оформление выставки рисунков, поделок детей;
• проведение итоговой диагностики знаний детей, подведение итогов работы над данным проектом, составление рекомендаций.
Ресурсы
Материально-техническая база: предметно-пространственная среда; наглядный и демонстрационный материал; бумага, цветная бумага, картон, клей, цветные карандаши, пластилин; наборы костюмов, париков, мелких атрибутов, элементов декораций; муляжи фруктов и овощей; полицейская фуражка, жезл, макеты рулей, дорожная разметка; медицинские инструменты (шприц, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, маска и др.); фартуки, ножницы, расчески, бигуди, фен; тесто, колпаки повара.
Теоретическая и методическая литература:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. : ООО «ЦГЛ», 2005.
2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М. : Просвещение, 1992.
3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2007.
4. День работой весел: Пословицы и поговорки о труде. – М. : Детская литература, 1986.
5. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
6. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М. : 1988.
7. Нефедова К.П. Бытовые электроприборы. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004.
8. Нефедова К.П. Инструменты. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.
9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
10. Степанов В.А. Профессии. Когда я вырасту. – М. : Омега, 1998.
11. Ушакова О.С. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М. : ИПТ, 2001.
12. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
13. Шалаева Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М. : Издательство Эксмо, 2005.
Интернет-ресурсы:
1. Международный образовательный портал «МААМ.RU» http://www.maam.ru/.
2. Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/.
Ожидаемые результаты по проекту:
Дети:
– наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей;
– обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;
– понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).
– пополнение лексики воспитанников;
– умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.
Педагоги:
– приобретение нового опыта работы по воспитанию экономической культуры дошкольника;
– повышение профессионального мастерства: повысится экономическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экономическом просвещении воспитанников;
– пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе.
Родители:
– повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей;
– успешное взаимодействие со своими детьми.
Критерии результативности проекта:
Высокий уровень. Отличное знание изученного материала; способность к творческому мышлению, проявлению индивидуальности; познавательная активность.
Средний уровень. Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; среднее наличие знаний; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах.
Низкий уровень. Небрежное отношение к изучаемому материалу; отсутствие или малое наличие каких-либо знаний по теме; отсутствие желания включаться в совместную деятельность с педагогом и другими детьми.
Вывод:
Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей. Думаю, что после реализации данного проекта вопрос, кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу.
Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.
Перспективный план работы с родителями
Месяц/неделя | Образовательный модуль | Совместная деятельность | Цель деятельности |
В течение проекта | «Ярмарка профессий» | Анкетирование по профориентации; подбор материалов и литературы для работы по проекту; организация развивающей предметной среды; консультация «Дошкольник и экономика»; консультация «Трудовое воспитание в семье»; консультация «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»; папка-раскладушка «Вот что мы узнали». | Выявить уровень экономических знаний у родителей; приобщать родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми; развивать желание родителей давать детям доступные знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др. |
Перспективный план работы с педагогами
Месяц/неделя | Вид деятельность | Программное содержание |
Октябрь Февраль Май | Создание, обновление и пополнение банка методических материалов, справочной литературы по профессиональной ориентации для детей дошкольного возраста; консультация «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий»; мастер-класс «Как мы играем в экономику». | Совершенствовать профессиональную подготовку воспитателей в работе с детьми; создать условия для развития творческого потенциала педагогов; повысить педагогическую компетентность воспитателей, систематизировать и углубить знания педагогов. |
План реализации проекта с детьми
Время проведения | Образовательный модуль | Тема | Программное содержание | Совместная деятельность с детьми | Ответственные |
Сентябрь | «Ярмарка профессий» | Труд взрослых | – Рассказать детям о важности и значимости труда каждого человека, о почетности любой профессии; – воспитывать интерес и уважение к труду взрослых; – знакомить детей с трудом родителей по дому; – привлекать родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе группы. | Экскурсия по детскому саду; рассматривание иллюстраций о труде родителей; беседа с детьми о профессиях родителей; рисование «Наш дом»; дидактические игры «Знаю все профессии», «Кому нужны эти вещи для работы?», «Кто больше назовёт действий», «Что лишнее?», «Собери картинку из кубиков»; знакомство с детской художественной литературой о труде взрослых и разучивание стихов; просмотр презентации «Мир профессий». | Воспитатели |
Октябрь | «Ярмарка профессий» | Знакомство с профессиями «Врач» и «Учитель» | – Познакомить с профессиями врача и медицинской сестры; – продолжать накапливать и расширять словарь (предметы, необходимые в работе врача); – вызвать у детей интерес к профессии врача; – воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. – учить рассматривать иллюстрации, делиться впечатлениями об увиденном; – учить переносить знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда в сюжетно-ролевые игры; – формировать целостное представление о профессии учитель; – способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей новыми словами: «доска», «указка», «парта», «мел», «дневник»; – способствовать воспитанию умения работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. | Экскурсия в медицинский кабинет; наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете (бинтует, мажет мазью, взвешивает, измеряет рост); рассматривание сюжетных иллюстраций; чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Айболит»; сюжетно-ролевая игра «Больница»; отгадывание загадок о школе и школьных принадлежностях; сюжетно-ролевая игра «Школа». | Воспитатели |
Ноябрь | «Ярмарка профессий» | Знакомство с профессиями «Библиотекарь» и «Почтальон» | – Формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей; – познакомить и расширить знания детей об особенностях профессии библиотекарь; – познакомить с трудом почтальона, расширять впечатления детей о роли почтальона, о значении его труда, влияющего на каждого человека и общество в целом; – закреплять имеющиеся представления о труде взрослых: о трудовых действиях, совершаемых ими. | Беседа с детьми о профессии библиотекарь; показ иллюстраций; чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок; экскурсия в библиотеку; сюжетно-ролевая игра «Библиотека»; беседа о значимости профессии почтовых работников; чтение художественной литературы (М. Пегов «Почта от наскального рисунка до электронного письма», С. Маршак «Почта»); дидактические игры «Почта», Что нужно для…»; аппликация «Письмо»; сюжетно-ролевая игра «Почта». | Воспитатели |
Декабрь | «Ярмарка профессий» | Труд парикмахера. Работа продавца. Знакомство с профессиями | – Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера; – воспитывать культуру поведения в общественных местах; уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу; – учить благодарить за оказанную помощь и услугу; – создать условия для творческого самовыражения; – познакомить с профессией продавца; – учить усложнять игру путем увеличения количества объединяемых сюжетных линий; – расширять ориентировку в окружающем и словарный запас, воспитывать наблюдательность, развивать мышление. | Рассказ воспитателя о труде парикмахера с использованием иллюстраций; чтение художественной литературы (К.И. Чуковский «Мойдодыр», С. Михалков «В парикмахерской», Е. Пермяк «Для чего руки нужны», Л. Квитко «Бабушкины руки» и др.); дидактические игры «Сделай прическу кукле», «Завяжи бантик», «Чем работает мастер»; рисование «Мамина прическа»; сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»; целевая прогулка к магазину; рассматривание иллюстраций; беседа «Какие бывают магазины»; сюжетно-ролевые игры «Магазин продуктов», «Овощной магазин»; дидактическая игра «Какие продукты продаются в магазине»; игровое упражнение «Поможем кукле выбрать покупку»; лепка «Овощи и фрукты». | Воспитатели |
Январь | «Ярмарка профессий» | Знакомство с театральными профессиями | – Познакомить детей с некоторыми театральными профессиями: актер, режиссер, гример, костюмер, гардеробщик; – предоставить возможность попробовать себя в роли режиссера, костюмера, гримера; – почувствовать значимость каждой профессии. | Рассматривание иллюстраций; беседа о театральных профессиях «Кто работает в театре?»; отгадывание загадок; рисование «Костюмы»; сюжетно-ролевая игра «Театр». | Воспитатели |
Февраль | «Ярмарка профессий» | Профессия «Архитектор-строитель» | – Познакомить детей с профессией архитектор-строитель; – расширять у детей представления о его трудовых действиях (забивает гвоздь, пилит, кладет кирпичи и т. д.); – обогащать познавательные знания (знакомство с бетоном, его свойствами и качествами, способом его изготовления); – воспитывать уважение к труду строителей. | Знакомство детей с детской литературой о труде взрослых, профессиях (В.В. Маяковский «Кем быть», В.Данько «Кто построил дом»); беседа с детьми о профессии строителя; показ иллюстраций; дидактическая игра «Что лишнее»; сюжетно-ролевая игра «Строим дом». | Воспитатели |
Март | «Ярмарка профессий» | Знакомство с профессией «Повар» | – Познакомить детей с трудом повара, расширить и закрепить знания о кухонной посуде, показать важность положительного отношения взрослого к своей работе; – познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок позднее может перенести в игровую ситуацию; – активизировать соответствующие слова в речи детей; – воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых. | Беседы «Кто такой повар?», «История возникновения профессии»; дидактическая игра «Что лишнее?»; лепка из соленого теста «Баранки, крендели, батоны»; игра-инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп». | Воспитатели |
Апрель | «Ярмарка профессий» | Знакомство с профессиями «Пожарный» и «Полицейский» | – Формировать целостное представление о профессии пожарный; – формировать целостное представление о профессии полицейский; – создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий. | Беседы «Спички детям не игрушки», «Эти предметы таят опасность»; чтение художественной литературы; дидактические игры «Опасно-неопасно», «Что нужно пожарному»; драматизация сказки «Кошкин дом»; рисование пожарной машины; сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные»; беседа с детьми о профессии полицейский, о безопасности в городе; показ иллюстраций по данной теме; чтение сказки С.Маршак «Дядя Степа». | Воспитатели |
Май | «Ярмарка профессий» | Закрепление знаний о профессиях | – Закрепить у детей знания материалов, инструментов и оборудования, необходимых людям разных профессий; – продолжать формировать представления детей о том, что такое профессия, вызывать интерес к разным профессиям. | Беседа «Какие профессии мы знаем?»; дидактическая игра «Назови профессию и подбери предметы». | Воспитатели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Знакомство с профессией "Повар"
Проектная деятельность для детей младшей группы...
Педагогический проект "Знакомство с профессией повар"
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЕЙ ПОВАР» ...
Проект "Знакомство с профессией повара"
Проект для детей 2 младшей группы....
Проект "Знакомство с профессиями"
Проект "Знакомство с профессиями"...
Проект "Знакомство с профессией медика детей среднего дошкольного возраста"
У детей среднего дошкольного возраста происходят значительные трансформации в области игровой деятельности и общения со взрослыми и сверстниками, которые характеризуются появлением ролевых и реальных ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЕЙ "ПОВАР"
Этот проект направлен на знакомство с профессией "Повар"через все виды деятельности....
проект "Знакомство с профессией медсестры"
проект представлен в текстовом материале Знакомство детей первой младшей группы с профессией медсестры...