План по финансовой грамотности старшая группа
календарно-тематическое планирование по основам финансовой грамотности (старшая группа)

в данной работе указана планирование на год занятий для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_fin_gramotnosti_starshiy_vozrast_1.docx40.12 КБ

Предварительный просмотр:

План совместной деятельности с детьми старшего

дошкольного возраста  по формированию основ финансовой грамотности

                                       Группы №11  на 2021 – 2022 уч. год

                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                Воспитатель:

                                                                                                       

                                                                                                            Абдушева Р.Б.

                                                                                               

                                                                                                     Энгельс 2021 год.

План мероприятий с детьми

Тема

Педагогические средства

Оборудование

Сроки проведения

Входная диагностика

Беседа, упражнения, работа с
карточками, игровое упражнение

Сентябрь

 Модуль 1. «Финансовая азбука»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях.

Задачи:

  1. познакомить детей с многообразием потребностей человека;
  2. научить определять разницу между «хочу» и «надо»;
  3. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
  4. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

1

Что такое потребности?

Потребности семьи

Д/и «Заветные желания», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение, игра  «Если бы я выиграл миллион…»

Компьютер, лото «Заветные желания», лото «Кому что нужно?»

Сентябрь

2

Что необходимо человеку?

Д/и «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тётушки Совы», беседа, упражнение.

Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф «Уроки тётушки Совы» (7 серия), картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов, лото «Кому что нужно?».

Модуль 2. «Труд»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о труде.

Задачи:

  1. расширить представления детей о труде взрослых;
  2. познакомить детей с многообразием профессий человека;
  3. способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей;
  4. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность;
  5. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.

1

Почему все взрослые работают?

Беседа, соревнование, д/и, упражнение.

Картинки-путаницы с изображением людей разных профессий, лэпбук «Все профессии важны»,  фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (6 серия), цветные карандаши.

Октябрь

2

Путешествие в страну профессий

Сюжетно - ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение.

Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка-схема с изображением аэропорта, картинки-коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов.

Модуль 3. «Товар. Результаты труда человека»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров.

Задачи:

  1. познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама»;
  2. научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
  3. объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей;
  4. объяснить, от чего зависит цена товара;
  5. развивать внимание, мыслительные операции, речь;
  6.  воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к нему надо относиться бережно.

1

 «Кто что делает?»

Дидактическая игра, Лэпбук «Все профессии важны», загадки, пословицы, поговорки.

 Картинки или предметы с названием профессий, лэпбук.  

Ноябрь

2

Что такое товар?

Обмен и покупка товаров

Беседа,  загадки, игра «Хочу и надо», физкультминутка «Колобок», логические задачи, поговорки о бережливости.

Сказки «Муха-Цокотуха» и  «Золотой ключик», карточки для игры «Хочу и надо» и  демонстрационный материал для игры «Бартер», презентация «В гостях у сказок», ноутбук/компьютер,  мультимедиапроектор, экран. 

Модуль 4. «Деньги»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
Задачи:

  1. познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота»;
  2. закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;
  3. учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства;
  4. помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
  5. способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
  6. способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
  7. формировать разумное отношение к расходованию денег;
  8. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.

1

Деньги. Монета. Банкнота.

Беседа,  д/и, НОД, изобразительная деятельность.

Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши.

Декабрь

2

«Достоинство монет и купюр»

Работа с морфологической таблицей, сравнение монет разного и одинакового достоинства, игра «Поезд монет и купюр», чтение стихотворения Ш.Галиева «Три копейки на покупку»

Набор монет на каждого ребенка для практических действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся последовательности; Морфологическая таблица признаков монет и купюр.

3

«Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они бывают?»

Дидактическая игра «Хорошо - плохо», загадки, стихи, клад – шкатулка с деньгами, работа с таблицей «Какие бывают деньги», работа с плакатом с картинками, решение задач, изготовление денег в магазин.

Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (1 серия), образцы денежных купюр в шкатулке, морфологическая таблица, схема-карта, куклы: гном Эконом, Золушка

 Модуль 5. «Семейный бюджет»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

Задачи:

  1. познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов;
  2. научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
  3. сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
  4. сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;
  5. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
  6. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

1

«Семейный бюджет»

Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход».

Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные накопления, необязательные расходы; мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности.

Январь

2

Как приходят деньги в семью, азбука доходов

Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет».

Изображение человека (ребенка), модель круга, набор карточек с изображением членов семьи.

Модуль 6. «Семейные доходы и расходы»

Цель: расширить  представление  детей  о  том,  как  складывается  семейный  бюджет;  познакомить с новым понятием  «расходы», какими они бывают (на товары длительного  пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);  воспитывать  в  детях  бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.  

Задачи:

  1. познакомить с понятием «денежные сбережения»;
  2. продолжать познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
  3. закрепить понятия «доход», «расход»;
  4. раскрыть  сущность  понятий  семейный  бюджет  и  его  основные  источники  (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).  
  5. воспитывать бережное отношение к собственным доходам.

2

«Семейный  бюджет и расходы семьи»  

Упражнения, проблемная ситуация, игра- размышление, игра- соревнование, кроссворд, чтение художественной литературы К.   Чуковский  «Муха-цокотуха»,  В. Даль «пословицы и поговорки»,  дидактическая  игра  «Какие бывают доходы».  

Атрибуты   к   сюжетно-ролевой   игре   «Супермаркет»,   карточки   с  изображением  членов  семьи;  карточки  с  изображением  предметов,  символизирующих  основные     и   неосновные      расходы,     иллюстрации      с   изображением       различных     видов  деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка,  
компьютерная презентация, компьютер, картинки к загадкам, картинки с изображением профессий, картинки с изображением предметов и орудий труда, фишки.

Февраль

3

«Азбука юного финансиста»

Чтение художественной литературы «Три поросенка», беседа, изобразительная деятельность, решение проблемных ситуаций.

Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные карандаши.

Модуль 7. «Юные финансисты»    

Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  1. расширить  знания детей о возникновении  денег, о том,  что служило деньгами для древних людей;
  2. развивать  память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
  3. воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

1

«Путешествие в сказочную страну Финансов» 

Дидактическая игра «Супермаркет», рассказ - визуализация, отгадывание загадок, изобразительная деятельность.

Деньги бумажные, металлические, компьютер, презентация, материалы для детского творчества: бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии), презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего».

Март

2

«Юные финансисты»

Игра «Брейн-ринг», команда «Знайки»  и  команда  «Почемучки», загадки, дыхательная гимнастика, игра «Хочу и надо», физкультурная минутка, вопросы к детям. Формирование правил обращения с деньгами.

Монеты, красные, зеленые смайлики, схема потребностей, кошелек,

Модуль 8. «Магазины бывают разные»

Цель:

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  1. ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», «детский мир»;
  2. продолжать знакомить детей  с профессиями продавца, кассира;
  3. учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов;
  4. продолжить формировать элементарные понятия: деньги, цена, продажа, покупка;
  5. формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;
  6. продолжать формировать у детей понятия «хочу», «надо»;
  7. развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
  8. воспитывать нравственные чувства по отношению к родителям, желание порадовать их своим трудом;
  9. воспитывать культуру речевого общения.

1

Магазины бывают разные. Как правильно выбирать товары в магазине?

Сюжетно - ролевая игра, рассказ,

дидактическая игра, подвижная игра.

Экскурсия.

Карточки с изображением различных товаров; опорные таблички с изображением и названием видов магазинов, мяч, магнитная доска с магнитами. Компьютер, плакат с изображением двух коров, муляжи или карточки с изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд, два мешочка, изображающие кошельки; плакат с изображением пар товаров

Апрель

2

 «По страницам сказки «Цветик-семицветик»

Сюжетно - ролевая игра с подвижными элементами.

Игра «Уточним цвет лепестков». Чтение сказки.

Склеенный из цветного картона цветок с семью лепестками, сказка «Цветик-семицветик», презентация «По страницем сказки  «Цветик-семицветик», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран. Комнатные растения, семена, луковицы.

3

«Магазин «Детский мир»

Игровое занятие Подвижная игра, беседа - рассуждение, загадки, стихи, игра «Найди себе пару»

Касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки, флажки для игры «Найди себе пару», презентация «Магазин «Детский мир», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран, аудиозапись МП3 песенка «Весёлые путешественники».

Модуль 9. Страна «Зкономград»

  Цель:  содействие  финансовому  просвещению  и  воспитанию  детей  дошкольного  возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности;  

Задачи:    

  1. учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях;
  2. закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются  не только в реальной жизни, но и в сказках.
  3. развивать у детей  умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;  
  4. выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку   поступкам героев;  
  5.  развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел  с замыслами сверстников;  
  6. развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в  процессе познавательно-игровой деятельности;    
  7. воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями  бюджета семьи. Воспитывать уважение к любой работе.  

1

«Путешествие в сказочную страну Экономию»

Путешествие, беседа, загадки, поговорки о бережливости, игра «Услуги и товары», динамическая пауза.   

Ступа Бабы-Яги, диски с аудиозаписями песен и музыки, ширма, таблицы  Товары  и  Услуги. 

Май

2

«Веселая ярмарка»

Ролевая игра.

Диски с аудиозаписями песен и музыки к танцам; русские народные костюмы (коробейников, скоморохов и пр.); музыкальные инструменты (трещотки, ложки деревянные, колокольчики, бубны, погремушки); костюмы кота Белобока, медведя, Мухи-Цокотухи; столы;  скатерти; глиняные горшки;

корзины; товары для продажи на ярмарке (для ролевой игры).

3

«Путешествие в страну «Экономград»  

Беседа, путешествие, игровые задания, физкультминутка, поговорки, пластический этюд.

Деньги (бумажные и металлические), касса, кошельки, чеки, атрибуты  для игр «Стройка», «Магазин», ширма-трансформер,  ноутбук, мульти-медиапроектор, экран.  

Диагностика на конец учебного года

май

Работа с родителями

Мероприятие

Сроки реализации

1

Сообщение на родительском собрании: «Уроки финансовой грамотности в семье»  Анкета для родителей.

сентябрь

2

Консультации и рекомендации для родителей.

«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

октябрь

3

Рекомендации для родителей

«Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы»

ноябрь

4

Сообщение на родительском собрании: «Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников».

декабрь

5

Памятка родителям «Формируем у детей разумные потребности».

январь

6

Консультация « Правила карманных денег»

февраль

7

Посещение открытого мероприятия

март

Буклет «Советы финансового воспитания»

апрель

Отчет на родительском собрании по обучению дошкольников финансовой грамотности за 2019-2020 учебный год.

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессии. Финансовая грамотность. Старшая группа.2020г.

Финансовая грамотность детей. Консультация для родителей(дистанционная) «Семейный бюджет».  Дети быстро растут. Наша общая задача дать им такие знания, которые помогут ...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности (старшая группа) «Почему взрослые работают?»

Данное занятие проводилось в старшей группе с целью закрепить понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», &la...

Перспективное планирование на год ОО "Финансовая грамотность" старшая группа

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понят...

Рабочая программа по Финансовой грамотности (старшая группа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (СТАРШАЯ  ГРУППА)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (финансовая грамотность). Старшая группа

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (финансовая грамотность)....

Непосредственно–образовательная деятельность «Обучение Буратино финансовой грамотности» (старшая группа 5-6 лет)

НОД «Обучение Буратино финансовой грамотности» (старшая группа 5-6 лет) Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обм...

Беседа "Финансовая грамотность" старшая группа

Беседа Финансовая грамотность.doc 1 / 3 Беседа «Финансовая грамотность» - Смотри, что я достала из кошелька? Откуда у человека берутся деньги? На что человек тратит деньги? (ответ ребёнка) В д...