Конспекты по финансовой грамотности
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Клещёва Елена Ивановна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»

Основная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Тема: «Путешествие в страну Финансов».

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

2. Познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги», «товар», «банк», потребность», «зарплата», «кредит», «карта» и др.;

3. Расширять знания детей об истории возникновения денег;

4. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные качества детей;

5. Расширять представления о профессиях, связанных с финансами;

6. Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и возможности.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;

2. Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

3. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

4. Расширить представление детей о необходимости рационально использовать деньги;

5. Способствовать развитию внимания, логического мышления

Воспитательные:

1. Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера;

2. Воспитывать основы финансовой культуры;

3. Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по финансовой грамотности, понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;

4. Воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги;

5. Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие.

Предварительная работа:

1. Беседы:

-Что лучше - копить или тратить?

- Совместное составление правил обращения с деньгами.

- «Осторожно - деньги!», составление рассказов на тему.

- «Кем работает моя мама».

2. Чтение художественной литературы:

- Чтение пословиц и поговорок,

- сказок «Приключение Буратино, «Муха – Цокотуха», «Как старик корову продавал», «Жадный мельник», «Кот в сапогах»,

«Добрый жаворонок», «Скупой» и др.,

- отгадывание загадок.

3. Дидактические и сюжетно - ролевые игры:

- Дидактические игры «Кто кем работает?», «Можно и нельзя купить», «Разложите товар», «Товар или услуга», «Где живут деньги?» «Доход – расход».

- Сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Аптека», «Рынок», «Банк», «Семья».

4. Просмотр мультфильмов: Фиксики «Как делают деньги», «Азбука денег тетушки Совы», «Смешарики. Финансовая грамотность – благородное дело», «Трое из Простоквашино», «Как старик корову продавал», «Муха – Цокатуха» и др.

Ход:

- Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в необычную страну – «Страну Финансов». Наше путешествие будет веселым и увлекательным. Всем понадобится смекалка, внимание и сообразительность.

Звучит музыка из мультфильма «Лунтик», в группу заходит Лунтик.

- Ребята, я прилетел к вам с другой планеты и многого не знаю. Слышал, что вы отправляетесь в незнакомую мне страну «Финансов». Я хотел бы вместе с вами отправиться в путешествие и узнать, что такое финансы. Возьмёте?

Дети приглашают Лунтика, путешествие начинается.

Воспитатель:

- Во время путешествий встречаются препятствия, трудности, которые необходимо преодолеть, готовы? Тогда, в путь.

Звучит музыка, дети отправляются в путешествие.

На экране появляется здание Банка.

- Дети, перед нами здание, где хранятся деньги. Кто может сказать, как оно называется? (Банк).

- Как называются металлические деньги? (Монеты)

- Как называются российские деньги? (Рубли)

- Зарплата ваших родителей, пенсия бабушек и дедушек - это…(Доходы)

- Деньги, которые мы тратим на покупки, транспорт, походы в кино и другие наши потребности называются…(Расходы)

- Кто знает, каким словом называются все иностранные деньги? (валюта).

- Молодцы, правильно ответили на вопросы.

Предлагаю поиграть в игру «Третий лишний».

- Из ряда слов нужно назвать то, которое не имеет отношение к остальным. Цена правильного ответа 1 монета.

1. Доллар, рубль, Россия;

2. Зарплата, квартплата, пенсия;

3. Банкир, продавец, инкассатор;

4. Купюра, монета, конфета.

- Лунтику понравилась игра, и то, как вы справились с заданием.

Следующее задание «Закончи предложение»

1. В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ... (в банке)

2. И врачу, и акробату выдают за труд … (зарплату).

3. Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине (копилка)

4. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)

5. На товаре быть должна

Обязательно …(цена)

За каждый правильный ответ дети получают 1монета.

Послушать ситуацию и предложите правильное решение.

Ситуация первая.

В магазин завезли новую игру, о которой вы давно мечтали. Но мама сказала, что сейчас у семьи нет на нее денег, и нужно подождать до зарплаты. Как правильно поступить? Послушайте варианты:

- начать плакать и уговаривать маму;

- попросить денег на игру у бабушки;

- подождать, когда мама получит зарплату.

Ситуация вторая.

Мама или папа получили зарплату. Как правильно нужно ею распорядиться? Послушайте варианты ответов:

- купить много сладостей;

- купить продукты, заплатить за услуги, а оставшиеся деньги отложить;

- поехать всей семьей в путешествие.

Дети предлагают ответы и объясняют свой выбор.

Следующее игровое задание: поднимаете красные флажки, если слышите, что речь идет о товаре, поднимает синие, если слышит, что речь идет не о товаре:

1. Фермер привез на рынок молоко (товар).

2. Папа починил детям игрушку (не товар).

3. Мама испекла пирог к празднику (не товар).

4. Плотник сделал шкаф и продал его (товар).

5. Маша сварила варенье для друзей (не товар).

6. На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар).

7. Бабушка сшила фартук для своей внучки (не товар).

8. В издательстве напечатали много детских книг (товар).

Следующее задание «Доход, расход».

- Те деньги, которые мы зарабатываем и вкладываем в семейный бюджет, называются …(доход), а то, что мы тратим на определённые нужды, называется …(расход).

- Я начну говорить, а вы мне отвечайте: доход или расход

1. Родители получили зарплату ...(доход)

2. Бабушка заболела …(расход).

3. Выиграли в лотерею …(доход).

4. Потеряли кошелёк… (расход).

5. Продали часть урожая картофеля…(доход).

6. Нашли клад…(доход).

7. Купили новую игрушку…(расход).

8. Заплатили за воду… (расход).

9. Получили вознаграждение…(доход).

10. Отправились в путешествие …(расход)

- Вот и подошло наше путешествие к концу. Вы все замечательно потрудились, заработали монеты своими знаниями, своим трудом.

- Лунтик тоже благодарен вам. Он много нового узнал и понял для чего нужны деньги и как ими нужно распоряжаться.

- Юные финансисты, а все ли можно купить? (Ответы детей)

Список литературы:

1.Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

2."Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО"/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

3.Сборник игр по организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия:Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

4.Советы родителям: говорите с детьми о финансах Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»

5.Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....