Конспект занятия по финансовой грамотности "Что такое деньги? Виды денег"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Вильмова Ольга Александровна

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста

Задачи:

- познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- закрепить представление о составе числа 5;

- воспитывать у детей интерес к экономике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_finansovoy_gramotnosti.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по финансовой грамотности «Что такое деньги»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста

Задачи:

- познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- закрепить представление о составе числа 5;

- воспитывать у детей интерес к экономике.

 

1 Организаторский момент

-Встаньте, пожалуйста, все в круг и положите свою ладонь на ладонь своего рядом стоящего товарища. Скажем все вместе такие слова:

«Мы ребята просто класс, все получится у нас!» Замечательно!

2 Вступительная часть

- Дети предлагаю вам отгадать загадку:

«В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем» Правильно, это деньги.

- И сегодня на занятии я вам расскажу, что такое деньги и как они появились. Но вначале, я хочу спросить у вас, что вы знаете о деньгах, для чего они нужны?

- Правильно, ребята, деньги это такой предмет, которым мы расплачиваемся за что то.

- За что расплачиваются деньгами? Правильно, деньгами расплачиваются за покупки, за оказанную услугу, работу. Родители получают деньги там, где они работают.

- Вот сейчас мы поиграем в такую игру, которая называется «Для чего нам нужны деньги».

- Вы подумайте немного, я буду бросать мяч, а вы отвечайте, для чего нужны деньги.

(Воспитатель, по очереди бросает мяч детям. Если ребенок затрудняется с ответом, задает наводящие вопросы: Когда мы едем в автобусе, нам нужны деньги? А когда пришли в аптеку, за что мы платим? Дома мы пользуемся светом, интернетом, газом, за это нужно платить деньги? А если разговариваем по мобильному телефону, нужно пополнять счет? и т.д.)

3 Экспериментальная часть

- Ребята, все вы видели, как выглядят деньги. Вспомните, из чего они сделаны?

- Деньги, которые сделаны из бумаги, называются купюры. Давайте все вместе повторим это слово. Как называются деньги, которые сделаны из бумаги?

- Купюры бывают 10, 50, 100, 200, 500, 1000, 2000 и 5000 (показывает изображение на картинке)

-  Посмотрите, все эти купюры разного цвета, чтобы не перепутать.

- А еще, деньги бывают металлические. Называются они монеты. Давайте повторим, как называются металлические деньги. Монеты бывают: 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей и 10 рублей.

- Проходите, пожалуйста, к нашему экспериментальному столу и я предлагаю вам рассмотреть деньги с помощью лупы.

- Давайте вначале рассмотрим монету. Посмотрите, что изображено на одной стороне, а что на другой. Правильно, на одной стороне изображен государственный герб, а на другой цифра. Какая цифра изображена у вас? Как вы думаете, какая сторона главная у монеты?

- Главной, лицевой частью монеты считается та сторона, на которой изображен герб.

- А теперь давайте рассмотрим бумажную купюру. Посмотрите, что изображено на бумажной купюре? На одной стороне десятирублевой купюре изображен мост, а на другой часовня. Посмотрите, есть ли на бумажных деньгах изображение герба? Как вы думаете, где лицевая часть у купюры? А как вы думаете, какие деньги удобнее бумажные или металлические? Мнения разделились, поэтому, я предлагаю, это проверить и как настоящие исследователи будем записывать результаты в карты.

- Как вы думаете, для чего у нас лежит бумага? Правильно, бумага будет символизировать купюру. Возьмите лист бумаги, помните его, попробуйте разорвать. Получилось? А с монетой можно сделать эти действия: порвать, помять? Какой вывод? На карте, напротив монеты ставим плюс. Затем, берем бумажный лист и кладем его в воду. Что происходит. Правильно, бумага намокает, а мокрая бумага разваливается, разрывается. А теперь опустим в стакан монету. Что происходит, монета намокла? Какой вывод можно сделать? Напротив чего мы поставим плюс, монеты или купюры?

- Следующий опыт, на одну ладонь положим монету, а на другую купюру. Что тяжелее, что легче? Подуем на бумагу, что происходит, почему бумага слетает с ладони? Правильно, потому, что бумага легче. Бумага легче и поэтому в этом эксперименте мы ставим плюс ей. Теперь посмотрите на свои записи, сколько плюсов вы поставили купюре и сколько монете? Что удобнее? Хорошо, удобнее оказались монеты. Но один существенный недостаток у таких денег это то, что они тяжелые и когда этих денег много, то они занимают много места. Чтобы купить много покупок, нужно возить с собой мешок монет.

- В наше время люди придумали использовать вместо денег банковскую карту (показывает) Она легкая и не занимает много места. И деньги можно совсем не использовать. С такой карточкой можно ехать в другой город или полететь в другую страну без денег.

 

4 Историческая часть

- Как вы думаете, всегда ли существовали деньги? (нет).
- А как же люди совершали покупки в то время, когда денег не было? Как люди обходились без денег?

- Сейчас мы с вами отправимся в путешествие во времени и узнаем историю происхождения денег.

- А что бы нам отправится в прошлое, нам понадобятся часы (Воспитатель показывает большие настенные часы) Стрелки у часов двигаются вперед:

"Физминутка "Часы" (1 мин)
Тик-так, тик-так -
Все часы идут вот так:
Тик-так.
(Наклоняя голову то к одному, то к другому плечу).
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачиваясь в такт маятнику).
Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так.
(Ноги вместе, руки на поясе)
Тик-так, тик-так

А что бы нам попасть в прошлое, мы покрутим стрелки часов назад.

- Вот мы и попали в прошлое. Давайте подойдем к макету. Посмотрите, пожалуйста, на картину. Что вы на ней видите? Правильно, древние люди меняются. Драгоценные камни на посуду. Но обмениваться разным товаром было не очень удобно. И тогда люди стали думать, какой один предмет использовать для обмена. Они использовали вместо денег такие предметы: соль, рис, ракушки, чай, орехи, мех и шкуры животных, сушеную рыбу, драгоценные камни.

- Как вы думаете, удобно было использовать эти предметы для покупок? Конечно же, нет. Соль, рис, чай можно было рассыпать, сушеная рыба пропасть. И тогда люди придумали деньги. Как мы уже с вами проверили, самыми удобными оказались металлические монеты. А затем уже придумали бумажные, потому что они легче.
А сейчас нам пора возвращаться. Сейчас я покручу стрелки часов вперед и вот мы опять вернулись в наше время.

5 Приход героя

Звучит музыка из фильма «Приключения Буратино»

- Дети, к нам в гости заглянул Буратино. Он приветствует всех. Давайте и мы с ним поздороваемся. Буратино пришел к нам за советом. Карабас дал ему 5 монет. Он решил пойти в магазин игрушек. У игрушек разная цена. Буратино растерялся, сколько игрушек он может купить себе на эти монеты? Он просит нашей помощи. Но прежде чем мы приступим к выполнению задания, нужно немного размяться:

Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел.

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

6 Практическая часть

- Дети проходите за столы. Перед вами карточка, на которой изображены различные игрушки и их стоимость. Разложите 5 монет и скажите, какие игрушки можно купить на эти деньги. 

(Дети выполняют задание).

- Какие игрушки сможет купить Буратино?

- Дети, Буратино благодарит вас за помощь и прощается с вами. Давайте и мы с вами попрощаемся с ним:

- До свидания, всего тебе хорошего.

7 Выставка

- Ребята, вы знаете, где можно хранить деньги? Правильно. Деньги можно хранить в кошельке, в банке, в копилке. В банке деньги не просто будут сохраняться, доход будет увеличиваться. За то, что люди принесли свои деньги на сохранение в выбранный банк, банк начисляет проценты, сумма увеличивается. Если бы Буратино не потратил свои 5 монет, а положил их в банк на хранение, то через год он забрал бы уже 6 монет. Вот так примерно работают банки.

- Кто не хочет хранить деньги в банке, могут хранить и копить их дома. Для скопления денег люди придумали копилки.

- У кого из вас есть дома копилка, какая она, расскажите?

- Копилки бывают разные, интересные, необычные. Я вас приглашаю в музей копилок.

На окне под шторкой оформлена выставка копилок. Дети рассматривают, беседуют.

- Дети, посмотрите, в нашем музее собрано много копилок. Все они разные по форме и сделаны из разного материала. Есть копилки из дерева, пластмассы, гипса и т.д.

8 Рефлексия

- А сейчас я вас приглашаю встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…»

- Молодцы ребята, теперь вы знаете, откуда берутся деньги и как тяжело их зарабатывать, что покупается на деньги.

- А как вы думаете, что нельзя купить за деньги? (ответы детей). Правильно дружбу, честность, доброту. Потому что дружбу и порядочность, ни за какие деньги не купишь. И это самое главное - это и есть настоящее богатство человека.

- Послушайте стихотворение Владимира Орлова "Что нельзя купить".

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

 

Где-то дома у метро -

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

 

Если деньги накопить,

Можно многое купить -

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

 

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

- Мне очень понравилось с вами играть. Вы были самые настоящие исследователи. Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:

«Мы ребята просто класс,

Получилось всё у нас!»

9 Подарки

- Дети, а на память о нашем сегодняшнем занятии я приготовила вам вот такие красивые кошельки для игры в магазин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по финансовой грамотности для дошкольников «Азбука денег»

Конспект занятия по финансовой грамотности для дошкольников «Азбука денег»...

Конспект образовательной деятельности:" Что такое деньги,виды денег"

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возрастаЗадачи:- познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая кар...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе "Азбука денег"

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе "Азбука денег"...

Конспект логопедического занятия по финансовой грамотности «Путешествие в страну денег»

Конспект логопедического занятия по финансовой грамотности «Путешествие в страну денег», подходит для изучения основ финансовой грамотности детей старшей и подготовительной группы. А ...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие в страну Денег»

Финансовая грамотность в старшей группе «Путешествие в страну Денег»...

Конспект занятия по финансовой грамотности "Музей денег"

Материал направлен на расширение представлений старших дошкольников о свойствах и функциях денег, на развитие мыслительных процессов и формирование их коммуникативно-экономической грамотности....