Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Цель: формирование представлений детей о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.
Задачи:
- познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, зарплата, доход, расходы.).
- формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки; развивать умение правильно обращаться с деньгами, разумно подходить к своим желаниям, сопоставлять их с возможностями бюджета семьи;
- формировать у детей представления о рекламе, ее назначении;
- Формировать понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги
не купишь.
- приобщать к некоторым традициям русского народа (традиции благотворительности);
- воспитывать уважение к труду, людям труда, бережливое отношение ко всем видам собственности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sultanova_sistema_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 37.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях. «Деньги», «богатство», «бедность», «реклама», «кредит», «долги» и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста.
Цель: формирование представлений детей о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.
Задачи:
- познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, зарплата, доход, расходы.).
- формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки; развивать умение правильно обращаться с деньгами, разумно подходить к своим желаниям, сопоставлять их с возможностями бюджета семьи;
- формировать у детей представления о рекламе, ее назначении;
- Формировать понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги
не купишь.
- приобщать к некоторым традициям русского народа (традиции благотворительности);
- воспитывать уважение к труду, людям труда, бережливое отношение ко всем видам собственности;
Месяц | Задачи | Содержание деятельности | Пространственная предметно-развивающая среда |
Октябрь | Труд Расширять у детей представления о труде и лени, о результатах труда (товар и услуга), продолжать знакомить с профессиями взрослых, воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги | Беседы «Труд и профессии», «Домашний труд». Цель: формировать представления о необходимости домашнего труда, о важности его распределения между всеми членами семьи Дидактическая игра «Выбор профессии». Цель: закреплять знания о профессиональных действиях. Д/и «Найди ошибки»-закреплять представления об орудиях труда. ИКТ-игры «Кому нужны эти предметы». Беседа «Товар или услуга». Цель: формировать представление о результатах труда. Просмотр презентации «Профессии». Цель : формировать представление о профессиях, об орудиях труда, о продуктах труда. Обсуждение смысла пословиц и поговорок о труде: • Дело мастера боится • Дерево ценят по плодам, а человека — по делам • Каков мастер, такова и работа Чтение и обсуждение сказки К.Д. Ушинского «Два плуга» Чтение стихов о труде Н.Харитонова «Выбор за тобой», Дж.Родари «Чем пахнут ремесла», сказки «Домашнее хозяйство» Составление рассказов о профессиях по схеме-развивать умение декодировать информацию Изобразительная деятельность: Лепка по мотивам дымковской игрушки «Лошадки», Конструктивная деятельность «Конструирование из лего «Мебель» Сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Водители», «Ярмарка мастеров», «Фермер» Работа с родителями: предложить рекомендации «Воспитываем трудолюбие. Домашние обязанности ребенка». Подготовить совместно с ребенком поделку для с/р игры «Ярмарка мастеров» | Предметные и сюжетные картинки по теме «Профессии» ИКТ-игра «Кому нужны эти предметы», д/и «Найди ошибки» Презентация «Профессии» Схема для составления рассказа о профессии Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Ярмарка мастеров»: поделки детей «Фермер»: муляжи овощей, фруктов, грабли, лопатки, лейки, предметы -заместители Видеофайлы мультфильмов |
Ноябрь | Товар познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа»; научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара; объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей; объяснить, от чего зависит цена товара; научить детей сравнивать и анализировать цены на товар; воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к нему надо относиться бережно. | Рассказ воспитателя «Что такое «товар»?», «Что такое цена?», Решение экономических задач- научить детей считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность. Сюжетно-ролевые игры «Ярмарка», «Семья в магазине», «Город мастеров» Лото «Бартер» Дидактическая игра «Товар или услуга»- закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках, воспитывать уважение к любой работе. Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» «Ценные вещи». | Предметные картинки: продукты, одежда, дом, мебель, обувь, книги, игрушки, бытовая техника |
Декабрь | Деньги Познакомить детей с видами денежных знаков, денежными единицами некоторых стран, формировать представления о понятиях: деньги, купюры, монеты, аверс, реверс, обмен, обучать детей пользоваться деньгами, разумно относиться к расходованию денег. | Рассказ воспитателя «Что такое деньги?», «Дом, где живут деньги. Банк», Виртуальная экскурсия в банк Беседы «Как правильно тратить деньги?», «Труд и зарплата», Встреча с интересными людьми «Банковский работник» Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы» серии «Что такое деньги», «Уроки тетушки Совы. Работа и зарплата» Рассматривание денежных знаков разного достоинства. Познавательное сообщение «Современный вид денег – пластиковая карта» Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок: По работе и деньги. Денежки труд любят. Копейка рубль бережет. Интерактивное чтение сказки «Приключение монетки», чтение и обсуждение сказки Т.В. Грековой «Клад» Дидактические игры «Сложи монетки», «Замени купюру монетами»- развивать умение считать деньги, умение разменивать купюры монетами меньшего номинала. ИКТ- игра «Покупки» («На какой товар хватит денег») Сюжетно –ролевые игры «Супермаркет», «Банк» Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах: Копейка рубль бережет. Копейка к копейке — проживет семейка. Деньги счет любят. Оригами «Кошелек» Работа в книжном уголке: чтение познавательной литературы по темам «Деньги», «Покупки в магазине». Викторина для детей «О какой сказке идет речь?» Работа с родителями: Памятка «Советы по финансовому воспитанию», консультация «Карманные деньги» | Презентация «Что такое банк» Изображения российских монет и купюр разного достоинства, банковских карт Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Банк»: окно «Касса», банкомат, бумажные деньги, монеты. Видеофайлы мультфильмов Бумага для оригами Альбомы Иллюстрации к сказкам для викторины |
Январь | Семейный бюджет Формировать первоначальные представления о семейном бюджете, о его составляющих, Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами. | Рассказ воспитателя «Семейный бюджет. Доходы. Расходы». Просмотр мультфильма «Азбука денег с тетушкой Совой. Семейный бюджет», беседа по содержанию Беседа «Доходы и расходы вашей семьи» Чтение сказки «Хранители бюджета» Игра с мячом «Доход или расход?» -закреплять умение различать доходы и расходы. Составление модели «Доходы и расходы семьи»-развивать умение составлять схемы, кодировать информацию Составление рассказов на темы: «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым». Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин», Игра-ситуация «Папа и мама получили зарплату. Распределение дохода» Решение арифметических задач «Выбор подарка», «Мяч», «В магазин за продуктами» - научить дошкольников считать деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность. Поделка из бросового материала (пластиковая бутылка) «Копилка» Рисование «Моя семья» | Картинки, иллюстрирующие доходы и расходы семьи. Материал для поделки: пустые пластиковые бутылки, цветная бумага. Атрибут для сюжетно-ролевых игр Иллюстрации к арифметическим задачам «Выбор подарка», «Мяч», «В магазин за продуктами Материал для рисования |
Февраль | Потребности Формировать у детей общее представление о потребностях и возможностях их удовлетворения, о понятиях «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности», формировать умение группировать потребности (физиологические, потребность в безопасности, в образовании, потребность в общении и семье, другие потребности) | Беседа «Что необходимо человеку? Потребности семьи» Дидактические игры «Шкатулка с желаниями», «Что нужно доктору?», «Что важнее?» , «Кому что подарим» Создание модели «Потребности человека» Сюжетно-ролевые игры «Семья на отдыхе», «Овощной магазин», «Поликлиника», «Салон красоты (Парикмахерская)» Чтение К.И.Чуковский «Телефон», Просмотр м/ф «Уроки тетушки Совы. Потребности и возможности», мультфильма «Ох и Ах идут в поход» Беседа по сказкам «Потребности сказочных персонажей»: В.Катаев «Цветик-семицветик», «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Как коза избушку построила» | Картинки, иллюстрирующие потребности человека для создания модели Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: наборы «Поликлиника», «Салон красоты (Парикмахерская)», «Прейскурант цен» на услуги доктора, парикмахера, деньги монеты номиналом 1, 2, 5, 10 руб Видеофайлы мультфильмов Презентация с иллюстрациями из сказок |
Март | Магазины и покупки Расширять и уточнять представления об устройстве и разнообразии магазинов, о профессиях работников магазина. | Рассказ воспитателя «Места торговли: магазин, рынок, ярмарка», «Цена, ценник, товар», Беседа «Кто работает в магазине?» - расширять и уточнять представления о профессиях работников магазина. Ситуативный разговор «Идем за покупками. Как правильно выбирать товары в магазине» Чтение и обсуждение сказки «Мишин магазин» Составление модели «Семейные покупки» Составление рассказа на тему «Как мы ходили в магазин» Сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Семья», «Кафе», Дидактические игры «Что где продается?», «Лучший товар (Что купят)», «Что и когда лучше продать?»-формировать представления о разнообразии магазинов, «Разложите товар» - учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов. Изобразительная деятельность: рисование «Магазин» | Презентация «Места торговли» Иллюстрации о разных видах магазинов Атрибуты для сюжетно-ролевых игр Дидактические игры «Что где продается?», «Лучший товар (Что купят)», «Что и когда лучше продать?», «Разложите товар» Материалы для изодеятельности |
Апрель | Бережливость Заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей, формировать представления о разных видах ресурсов понятиях «экономия ресурсов», ресурсы», «накопления», вклад» | Рассказ воспитателя «Полезные экономические привычки», «Сохранить и приумножить. Вклады и сбережения», Беседа «Как экономить ресурсы (электроэнергия, вода, тепло)» Дидактическая игра «Хорошо — плохо» Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка» Рисование на темы: «Игрушки моих родителей», «Моя любимая игрушка». Организация работы с детьми в «Мастерской по ремонту книг». Обсуждение пословиц «Бережливость — не скупость» Составление рассказа на тему: «Я уважаю чужой труд», «Что значит быть бережливым?». Акция «Вторая жизнь моей игрушки». Цель: побуждать детей обмениваться игрушками. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Банк» Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Цель: совершенствовать умения изготавливать по схемам картины для украшения группы, игрушек из бросового материала (пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т.д.). | Иллюстрации полезных и вредных экономических привычек Атрибуты для сюжетно-ролевых игр Материал для рисования Схемы и образцы поделок из бросового материала, пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т.д.).. . Материалы для работы в «Мастерской по ремонту книг»: (клей, калька, бумага). |
Май | Реклама Формировать представления о понятиях «реклама», «рекламировать», о том, для чего она нужна реклама и о ее недостатках. Учить детей правильно воспринимать рекламу. | Рассказ воспитателя «Что такое реклама?», «Кто создает рекламу?», Беседа «Реклама в сказке», «Почему нельзя верить рекламе». Цель: формировать представления о рекламе, о ее пользе и вреде. Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля» Составление рассказов на темы: «Какая реклама для детей по телевизору мне нравится и почему» Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи». Цель: формировать у детей многоаспектное представление о деятельности предприятия общественного питания», «Рекламное агентство» - формировать представление о процессе создания рекламы Рисование на тему «Моя любимая реклама» Самостоятельная деятельность детей в центрах активности: Работа в книжном уголке: просмотр альбомов «Реклама для детей», «Красочная реклама», «Сравним товар в рекламе и в магазине». Конкурс на лучшую рекламу игрушки (книги) «Я рекламирую…». | Рекламные буклеты из разных магазинов Иллюстрации к сказкам «Сказка о царе Салтане», «Как старик корову продавал», «Айболит», «Вешки и корешки» Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Пиццерия для всей семьи» |
Используемая литература:
- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет.
- Играем в экономику: комплексные занятия , сюжетно-ролевые и дидактические игры. Авт-сост. Л.А.Киреева, Волгоград: Учитель, 2008 год.
- А.Д. Шатова Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников.
- file:///G:/финансовая/Ekonomicheskie_skazki_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...
Работа по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте
Помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....
Мастер –класс для педагогов «Знакомство с методами работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте через игру».
Цель мастер-класса: повышение педагогического уровня компетентности педагогов в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотно...
Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте.
Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте....
Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста, когда дети получ...
Опыт работы с родителями по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Финансовая грамотность - это особое качество человека....
Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте
формирование у детей представлений о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере....