Мастер –класс для педагогов «Знакомство с методами работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте через игру».
консультация по основам финансовой грамотности

Чупина Надежда Леонидовна

Цель мастер-класса: повышение педагогического уровня компетентности педагогов   в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОО.

Задачи:
- создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы

- познакомить педагогов с необходимостью финансовой грамотности, ее возможностями;

– расширить кругозор посредством игр экономической направленности

- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_dlya_pedagogov.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер –класс  для педагогов

«Знакомство с методами работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте через игру».

  

Подготовил  воспитатель

Чупина Н.Л.

 

Цель мастер-класса: повышение педагогического уровня  компетентности педагогов   в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОО.

Задачи:
- создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы

- познакомить педагогов с необходимостью финансовой грамотности, ее возможностями;

– расширить кругозор посредством игр экономической направленности

способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОО.

Ход мастер-класса

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.

Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики.   

 Детей дошкольного возраста тоже стоит обучать финансовой грамотности. Чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить детям следующие вопросы: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться.

Сегодня я вас приглашаю принять участие в  мастер -класс «По ступенькам финансовой грамотности» , где мы обсудим вопросы финансовой грамотности в детском саду,  используя игровые приемы и методы . Разделились на 2 команды. Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись. Начинаю разминку с  загадок-добавлялок и заданием «Вопрос-ответ», а вы вслух и хором можете мне отвечать

- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)

- Мотоцикл экономит время, а велосипед (деньги)

- Какое животное всегда при деньгах (свинья)

- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)

- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)

- Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся (залог)

- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).

- Назовите пожалуйста профессии, в которых встречается финансовая грамотность. Ответы(бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д)

- С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)

 Вывод по разминке:  Неспроста начали с разминки, потому что эту разминку вы можете использовать и на своих занятиях, только вместо слов вводите картинки с изображением профессии.

 Молодцы  . Вижу, что вы готовы продолжать работу. А сейчас мы перейдем к основной части практикума, где   познакомимся с играми, позволяющими расширять понятия финансовой грамотности в детском саду, которые можно использовать как в организованной деятельности с детьми, так и в работе с коллегами, родителями.

Работать будем не просто так, а зарабатывать фишки , за правильный ответ выполненного задания .

Задание №1

Уважаемые коллеги! Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.   Задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д.

Я буду задавать вопросы, а вы мне дать  ответ и краткое пояснение.

1. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка). 

2 В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах) 

3 В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок)

4 В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой) 

5 В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход (Вершки корешки) 

6 В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала  ? («Курочка Ряба»)

Вывод: Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.

Задание №2

 Задание называется «Продолжи предложение». Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.

1-й стол: Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …

а) у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

б) это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.

в) это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.

2 стол: Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…

а) говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.

б) удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи

1 стол: Если на каждую просьбу что-то купить ребенок реагирует раздраженно то …

а) Нужно, объяснить ребенку, что вы не можете себе позволить купить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас.

б) Согласится и купить эту вещь.

в) Попробовать помочь ребенку найти другой вариант, например: попросить это в подарок на Новый год.

 

2 стол: Объясните, почему взрослые с неохотой привлекают детей к планированию семейного бюджета?

аДети пока не зарабатывают, поэтому им рано решать, на что тратить родительские деньги.

б) Они не знают всех статей доходов и расходов, а объяснять им долго.

в) Мы и так знаем, что они могут предложить, и учитываем их пожелания.

Вывод по 2-му заданию: Правильно   коллеги, в ваших ответах услышала значимость проблемы финансовой грамотности в семье. Многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст, где можно прививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не выдерживают истерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на покупку игрушки. Наша с вами задача донести до родителей сущность проблемы, научить, как правильно выходить с данной ситуации.

Задание №3

 Скажите мне пожалуйста, какой основной вид деятельности у детей. (ответы: Игра).  Какие игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей? (магазин, заправка, банк, )

Назовите мне два финансовых действия с которыми мы знакомим в  играх- магазин, театр, заправка? Ответы(это покупка и продажа)

А   в игре «Банк»(обмен). 

 Я вам даю слова:1-покупка-продажа, 2-обмен-расчет картой

Коллеги задание№3 называется «Выполни действие». Разыграть игру «Магазин»и «Банк»

Вывод по 3-му заданию:

Коллеги предложенное задание позволило увидеть элементы финансовой грамотности в сюжетно-ролевой игре. Расширяя развивающую среду, нам легко будет познакомить детей с такими понятиями как деньги, обмен, покупка, продажа. Исходя из этого мы можем сделать вывод, что даже через с\р игру мы невольно формируем представление детей о финансовой грамотности.

 

Задание №4

Уважаемые коллеги, чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.

Кто хочет свой товар продать,

Тот с нею должен подружиться

И будут так товар хвалить,

Что долго он не залежится.

Вы, конечно, догадались, что это реклама, «Для чего нужна реклама?» (ответы: она помогает купить самый лучший товар, помогает узнать где можно купить дешевые товары.)

Какие виды рекламы вы знаете? (Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама и т. д.)

Сейчас вам предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента. Я предлагаю вам следующее задание №4 «Рекламный агент». Внимание задание.

«Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К масленичной неделе они планируют начать выпуск новых сортов молочного товара. Предлагаю выбрать продукт, который вам необходимо прорекламировать, то есть сделать рекламу» и презентовать ее

Обратите внимание у вас на столах лежит чистый лист, карандаши, клей картинка к рекламе данного продукта. Вам дается 2 минут, чтобы придумать текст и нарисовать или наклеить картинку к продукту .

Вывод по 4-му заданию:

Использование игрового момента с рекламой позволяет детям принять информацию зрительно и отобразить ее наглядно.

        

В течении всего образовательного процесса мы можем применять физкультминутки. И мы с вами тоже поиграем

Физкультминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

Задание №5

Следующее задание - это экономический кроссворд. Вам дается 1 мин на его заполнение.

Вывод по 5 заданию:

Кроссворд позволит нам с вами закрепить финансовые понятие, которые мы даем детям. 

Задание № 6 Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – пословицы. Какие пословицы вы знаете с использованием  финансовых понятий «Денег куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережёт», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

 Я предлагаю вам задание « Собери пословицу»

Скупой платит дважды

Хороший товар сам себя хвалит

  Рефлексия

   - В течении нашего мастер класса вы зарабатывали жетоны, с помощью которых можно произвести финансовое действие ( обмен).

Мы сегодня поиграли с вами в игры, применили игровые приемы, которые вы легко можете использовать в работе с финансовой грамотностью в  детском саду. Но в каких областях образовательной деятельности?

На это вопрос нам поможет ответить следующее задание.  И выполним мы его все вместе (на магнитной доске расположены   надписи:

разминка, реклама,  кроссворд,  сюжетно-ролевые игры, сказки, пословицы, физкультминутки,  а внизу 5 кружочков с надписью 5-ти образовательных областей).

         Скажите в какой образовательной области можно использовать проведенную сегодня разминку? реклама,  кроссворд,  сюжетно-ролевые игры, сказки, пословицы, физкультминутки 

(Маркером при ответе отмечаем стрелочкой)

Коллеги посмотрите, что получилось. Каждое предложенное нами задание можно запланировать и провести в любой образовательной деятельности. А это есть интеграция образовательных областей, то, что диктует нам ФГОС.

Хочу подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить, что сегодняшние дети – это будущее.


Если вам было интересно – похлопайте, а если нет- потопайте. Я вам желаю стабильного финансового благополучия!

Играйте с детьми в экономику!

И я благодарю всех! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте

Цель: формирование представлений детей о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.Задачи...

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....

Работа по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте

Помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....

Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте.

Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте....

Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте

          Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста, когда дети получ...

Перспективный план «Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством игры»

РАБОТА С ДЕТЬМИТаблица 1Тематический план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста № п/пТемаСодержаниеМероприятия  Тема 1. «Окружа...

Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте

формирование у детей представлений о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере....