Мастер –класс для педагогов «Знакомство с методами работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте через игру».
консультация по основам финансовой грамотности
Цель мастер-класса: повышение педагогического уровня компетентности педагогов в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОО.
Задачи:
- создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы
- познакомить педагогов с необходимостью финансовой грамотности, ее возможностями;
– расширить кругозор посредством игр экономической направленности
- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_dlya_pedagogov.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер –класс для педагогов
«Знакомство с методами работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте через игру».
Подготовил воспитатель
Чупина Н.Л.
Цель мастер-класса: повышение педагогического уровня компетентности педагогов в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОО.
Задачи:
- создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы
- познакомить педагогов с необходимостью финансовой грамотности, ее возможностями;
– расширить кругозор посредством игр экономической направленности
- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОО.
Ход мастер-класса
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.
Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики.
Детей дошкольного возраста тоже стоит обучать финансовой грамотности. Чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить детям следующие вопросы: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться.
Сегодня я вас приглашаю принять участие в мастер -класс «По ступенькам финансовой грамотности» , где мы обсудим вопросы финансовой грамотности в детском саду, используя игровые приемы и методы . Разделились на 2 команды. Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись. Начинаю разминку с загадок-добавлялок и заданием «Вопрос-ответ», а вы вслух и хором можете мне отвечать
- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
- Мотоцикл экономит время, а велосипед (деньги)
- Какое животное всегда при деньгах (свинья)
- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
- Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся (залог)
- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).
- Назовите пожалуйста профессии, в которых встречается финансовая грамотность. Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д)
- С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)
Вывод по разминке: Неспроста начали с разминки, потому что эту разминку вы можете использовать и на своих занятиях, только вместо слов вводите картинки с изображением профессии.
Молодцы . Вижу, что вы готовы продолжать работу. А сейчас мы перейдем к основной части практикума, где познакомимся с играми, позволяющими расширять понятия финансовой грамотности в детском саду, которые можно использовать как в организованной деятельности с детьми, так и в работе с коллегами, родителями.
Работать будем не просто так, а зарабатывать фишки , за правильный ответ выполненного задания .
Задание №1
Уважаемые коллеги! Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия. Задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д.
Я буду задавать вопросы, а вы мне дать ответ и краткое пояснение.
1. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
2 В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах)
3 В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок)
4 В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой)
5 В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход (Вершки корешки)
6 В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала ? («Курочка Ряба»)
Вывод: Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.
Задание №2
Задание называется «Продолжи предложение». Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.
1-й стол: Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …
а) у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
б) это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.
в) это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.
2 стол: Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…
а) говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
б) удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи
1 стол: Если на каждую просьбу что-то купить ребенок реагирует раздраженно то …
а) Нужно, объяснить ребенку, что вы не можете себе позволить купить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас.
б) Согласится и купить эту вещь.
в) Попробовать помочь ребенку найти другой вариант, например: попросить это в подарок на Новый год.
2 стол: Объясните, почему взрослые с неохотой привлекают детей к планированию семейного бюджета?
а) Дети пока не зарабатывают, поэтому им рано решать, на что тратить родительские деньги.
б) Они не знают всех статей доходов и расходов, а объяснять им долго.
в) Мы и так знаем, что они могут предложить, и учитываем их пожелания.
Вывод по 2-му заданию: Правильно коллеги, в ваших ответах услышала значимость проблемы финансовой грамотности в семье. Многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст, где можно прививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не выдерживают истерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на покупку игрушки. Наша с вами задача донести до родителей сущность проблемы, научить, как правильно выходить с данной ситуации.
Задание №3
Скажите мне пожалуйста, какой основной вид деятельности у детей. (ответы: Игра). Какие игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей? (магазин, заправка, банк, )
Назовите мне два финансовых действия с которыми мы знакомим в играх- магазин, театр, заправка? Ответы: (это покупка и продажа)
А в игре «Банк»? (обмен).
Я вам даю слова:1-покупка-продажа, 2-обмен-расчет картой
Коллеги задание№3 называется «Выполни действие». Разыграть игру «Магазин»и «Банк»
Вывод по 3-му заданию:
Коллеги предложенное задание позволило увидеть элементы финансовой грамотности в сюжетно-ролевой игре. Расширяя развивающую среду, нам легко будет познакомить детей с такими понятиями как деньги, обмен, покупка, продажа. Исходя из этого мы можем сделать вывод, что даже через с\р игру мы невольно формируем представление детей о финансовой грамотности.
Задание №4
Уважаемые коллеги, чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.
Кто хочет свой товар продать,
Тот с нею должен подружиться
И будут так товар хвалить,
Что долго он не залежится.
Вы, конечно, догадались, что это реклама, «Для чего нужна реклама?» (ответы: она помогает купить самый лучший товар, помогает узнать где можно купить дешевые товары.)
Какие виды рекламы вы знаете? (Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама и т. д.)
Сейчас вам предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента. Я предлагаю вам следующее задание №4 «Рекламный агент». Внимание задание.
«Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К масленичной неделе они планируют начать выпуск новых сортов молочного товара. Предлагаю выбрать продукт, который вам необходимо прорекламировать, то есть сделать рекламу» и презентовать ее
Обратите внимание у вас на столах лежит чистый лист, карандаши, клей картинка к рекламе данного продукта. Вам дается 2 минут, чтобы придумать текст и нарисовать или наклеить картинку к продукту .
Вывод по 4-му заданию:
Использование игрового момента с рекламой позволяет детям принять информацию зрительно и отобразить ее наглядно.
В течении всего образовательного процесса мы можем применять физкультминутки. И мы с вами тоже поиграем
Физкультминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
Задание №5
Следующее задание - это экономический кроссворд. Вам дается 1 мин на его заполнение.
Вывод по 5 заданию:
Кроссворд позволит нам с вами закрепить финансовые понятие, которые мы даем детям.
Задание № 6 Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – пословицы. Какие пословицы вы знаете с использованием финансовых понятий «Денег куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережёт», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Я предлагаю вам задание « Собери пословицу»
Скупой платит дважды
Хороший товар сам себя хвалит
Рефлексия
- В течении нашего мастер класса вы зарабатывали жетоны, с помощью которых можно произвести финансовое действие ( обмен).
Мы сегодня поиграли с вами в игры, применили игровые приемы, которые вы легко можете использовать в работе с финансовой грамотностью в детском саду. Но в каких областях образовательной деятельности?
На это вопрос нам поможет ответить следующее задание. И выполним мы его все вместе (на магнитной доске расположены надписи:
разминка, реклама, кроссворд, сюжетно-ролевые игры, сказки, пословицы, физкультминутки, а внизу 5 кружочков с надписью 5-ти образовательных областей).
∙ Скажите в какой образовательной области можно использовать проведенную сегодня разминку? реклама, кроссворд, сюжетно-ролевые игры, сказки, пословицы, физкультминутки
(Маркером при ответе отмечаем стрелочкой)
Коллеги посмотрите, что получилось. Каждое предложенное нами задание можно запланировать и провести в любой образовательной деятельности. А это есть интеграция образовательных областей, то, что диктует нам ФГОС.
Хочу подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить, что сегодняшние дети – это будущее.
Если вам было интересно – похлопайте, а если нет- потопайте. Я вам желаю стабильного финансового благополучия!
Играйте с детьми в экономику!
И я благодарю всех! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте
Цель: формирование представлений детей о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.Задачи...
Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....
Работа по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте
Помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....
Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте.
Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте....
Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста, когда дети получ...
Перспективный план «Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством игры»
РАБОТА С ДЕТЬМИТаблица 1Тематический план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста № п/пТемаСодержаниеМероприятия Тема 1. «Окружа...
Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте
формирование у детей представлений о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере....