Программа по обучению старших дошкольников 6-7 лет финансовой грамотности
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Программа по обучению старших дошкольников 6-7 лет финансовой грамотности разработана на основе программы «Финансовая Грамотность детям 3 – 10 лет. АЛМА». – Санкт-Петербург, 2020. Реализуется с использованием мультимедийного оборудования "Финансовая грамотность.АЛМА". В дополнение используется оучающий видеоконтент - серия мультфильмов "«Азбука денег тетушки Совы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_finansovaya_gramotnost.docx | 57.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по обучению старших дошкольников 6-7 лет
финансовой грамотности
Пурпе
2021
Содержание.
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | ||
1.1. | Пояснительная записка | 3 | |
1.2. | Актуальность Программы | 3 | |
1.3. | Нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию Программы | 3 | |
1.4. | Принципы и подходы к формированию Программы по обучению старших дошкольников 6-7 лет финансовой грамотности. | 4 | |
1.5. | Цели и задачи реализации Программы | 4 | |
1.6 | Планируемые результаты освоения Программы | 5 | |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||
2.1. | Общие положения | 7 | |
2.2 | Формы и методы реализации Программы | 7 | |
2.3 | Способы и направления поддержки детской инициативы | 9 | |
2.4. | Содержание Программы | 9 | |
2.5 | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 14 | |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||
3.1. | Материально-техническое обеспечение реализации Программы | 15 | |
3.2. | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 15 | |
3.3. | Методическое обеспечение Программы | 16 |
I. Целевой раздел.
- Пояснительная записка
Программа по обучению старших дошкольников 6-7 лет финансовой грамотности (далее Программа) разработана на основе программы «Финансовая Грамотность детям 3 – 10 лет. АЛМА». – Санкт-Петербург, 2020, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, и является частью основной образовательной программы МБДОУ …. Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.
Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов и товаро-денежных отношений.
Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
- Актуальность Программы
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети — это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.
Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы
- Нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию Программы
Реализация Программы по обучению старших дошкольников 6-7 лет финансовой грамотности осуществляется с учётом требований ФГОС ДО в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Устав МБДОУ….
1.4. Принципы и подходы к формированию Программы по обучению старших дошкольников 6-7 лет финансовой грамотности.
В основе методологического построения Программы лежат принципы, определенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
- амплификации детского развития;
- учет индивидуальных особенностей детей;
- системности и комплексности (системность и комплексность, конкретность и доступность дидактического материала реализуются в программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие);
- принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие);
- принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для каждого ситуации успеха;
- сотрудничество организации с семьей.
Все принципы методологического построения Программы отражают современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют тесную взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания, способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.
Программа является открытой, возможно внесение изменений в содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей (законных представителей).
1.5. Цели и задачи Программы
Цель: формирование понимания основ экономической деятельности и финансовой культуры у детей 6- 7 лет.
Образовательные задачи:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд -продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
• трудиться, работать и зарабатывать;
• деньги, доходы;
• покупать, тратить, расходовать, транжирить;
• откладывать, копить, сберегать;
• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
• планировать, экономить.
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Развивающие:
- развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.
Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
1.6. Планируемые результаты.
В результате освоения данной Программы дети:
- освоят основы финансовой грамотности и научатся устанавливать разумные экономические отношения в повседневной жизни;
- научатся понимать и ценить окружающий рукотворный мир, уважать людей, умеющих производить качественные товары, поучая в качестве вознаграждения деньги; Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
- увидят полезность приобретенных знаний для реальной действительности;
- повысится интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни;
- расширится кругозор знаниями о новых профессиях, связанных с финансами;
- повысится здоровый интерес к деньгам, осознание того, что их можно честно заработать или приобрести.
- получат необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
- Получат представление о соизмерении уровня удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями;
- познакомятся с основами организации своей работы с наименьшими затратами времени, сил и средств;
- научатся проявлять бережливость в повседневной практической деятельности;
- научатся правильно употреблять в речи экономические понятия и др.;
В результате освоения данной Программы родители:
- получат дополнительные знания об основах финансовой грамотности детей;
В результате освоения данной Программы педагоги:
- получат систему работы по приобщению дошкольников к основам финансовой грамотности.
II. Содержательный раздел.
2.1. Общие положения
Программа обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 6-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники МБДОУ, осуществляющие работу по Программе.
Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности:
- совместная образовательная деятельность взрослых и детей;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе непрерывной образовательной деятельности, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками.
Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую и познавательно - исследовательскую деятельность воспитанников в условиях специально созданной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивает каждому ребенку возможность выбора игр и атрибутов по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
Обучение детей носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи со всеми образовательными областями ФГОС ДО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Учебным планом обучение финансовой грамотности рассчитано на один учебный год (для детей 6–7 лет) с периодичностью проведения непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) 2 раза в месяц.
Длительность НОД, в соответствии с действующими СанПиН, в подготовительной к школе группе -30 минут. Работа по данному направлению преимущественно проводится в первую половину дня.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на один учебный год с сентября по май включительно (всего 19 образовательных ситуаций).
2.2. Формы и методы реализации Программы
Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса Особое внимание уделяется формам работы, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.
Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-викторины, интерактивные игры, загадки, ситуационные задачи, занятия - исследования и т. д., включают в себя:
- Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
- Решение проблемных ситуаций.
- Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие».
- Организация развивающих игр («Номинал», «Найди пару. Деньги», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
- Решение арифметических задач.
- Просмотр обучающего видеоконтента (серия мультфильмов «Азбука денег тётушки Совы», фрагмент мультфильма «Нехочуха»).
- Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
- Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
- анализ, классификация предметов;
- обобщение по заданному признаку;
- сравнение и выделение главного;
- простые умозаключения;
- действия по предложенной схеме-алгоритму
- Игровые упражнения для развития математических способностей:
- овладение счетными операциями;
- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
- сравнение количества предметов;
- освоение количественного и порядкового счета;
- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.
Методы формирования финансовой компетентности можно представить четырьмя группами:
- методы, повышающие познавательную активность;
- методы, повышающие эмоциональную активность;
- методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности;
- методы коррекции и уточнения представлений детей о мире.
Методы, повышающие познавательную активность:
- элементарный и казуальный анализ;
- сравнение;
- метод вопросов;
- метод повторения;
- решение логических проблем;
- экспериментирование и опыты.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире:
- игровые;
- сюрпризы и моменты новизны.
Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
- перспективное планирование.
Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:
- индивидуальная беседа,
- сравнительный анализ,
- оценка,
- разъяснение,
- воображаемая ситуация,
- совместный поиск выхода из ситуации,
- проигрывание положительных ситуаций,
- обсуждение способа действия,
- прием опосредованного воздействия.
- Совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, слайдов по финансовой грамотности, подготовленных исходя из возрастных ограничений.
Базовой формой и методом реализации программы является игра. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. В повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Воспитатель на протяжении всего периода обучения оказывает воспитанникам поддержку, помогать овладевать элементами самоанализа, стимулировать активную работу над собой, а также поощряет различные виды самоутверждения и самовыражения.
Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется с помощью: создания условий для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности; создания условий для выражения своих чувств и мыслей, принятия детьми решений; поддержки инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности.
Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.
Примером поддержки детской инициативы служит создание условий для творческого развития детей, такие как участие в творческих конкурсах рисунков (примеры тематик: моя будущая профессия, я помогаю близким, мои добрые дела), а также конкурс творческих работ, поделок (примеры тематик: мой товар на ярмарку, игрушка своими руками).
2.4. Содержание программы
Программа реализуется на основе материалов передового педагогического опыта, что способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности.
Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:
- материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;
- содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.
Перспективное планирование Программы по обучению
старших дошкольников 6-7 лет финансовой грамотности
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Цели | Содержание | Оборудование |
1 | сентябрь | «Работать и зарабатывать» | Закреплять понимание экономических категорий «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»; Продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях. Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым. | 1. Беседа о профессиях. Кем трудятся ваши родители? 2. Просмотр видеофильма «Уроки тётушки Совы»- серия «Работа и зарплата» 3. Игра «Что перепутал художник?» 4. Игра «Угадай профессию по движениям» 5. Задание «Людям каких профессий нужны эти вещи?» | 1. Картинки-путаницы с изображением людей различных профессий; 2. Уроки тетушки Совы - Работа и зарплата. 3. Картинка-задание «Людям каких профессий нужны эти вещи?»; 4. Цветные карандаши. |
2 | «Что такое деньги? История денег» | Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением. Воспитание уважительного отношения к деньгам. Закрепить знания детей о возникновении денег. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор. Развивать творческие способности. Формировать умение работать в команде. | 1. Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? 2. История денег. Видео. 3. Как выглядят деньги. 4. Для чего нужны деньги. 5. Почему монеты из металла, а банкноты из хлопка. 6.Игра на мультимедийном устройстве «Какие бывают деньги» | 1. Макеты денег – по одному макету каждого номинала на каждого ребёнка + 1 комплект для воспитателя 2. Кошельки – по одному на каждого ребёнка или на группу детей за одним столом. 3. Мультимедийное устройство с ПО. Экран № 1. 4. Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? | |
3 | Октябрь | «Что такое деньги? Практика» | Научить понимать назначение денег. Дать детям представление о денежной единице. Дать понятие отличия монет от банкнот,. Совершенствовать навыки счета на примере монет. Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться |
Игра на мультимедийном устройстве «Где монеты, а где банкноты» | 1. Макеты денег – по одном макету каждого номинала на каждого ребёнка + комплект для воспитателя 2. Кошельки – по одному кошельку на каждого ребёнка или на группу детей за одним столом. 3. Копилка 4. Мультимедийное устройство. Экран № 1.
|
4 | «Путешествие в страну Денег. Потребности и возможности» | Дать детям представление о денежной единице, научить понимать назначение денег, развить воображение. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор. Развивать творческие способности. Формировать умение работать в команде | 1. Приветствие, игра «Груша-яблоко» 2. Игра «Для чего нужны деньги» 3. Игра «Что можно и нельзя купить за деньги» 4. Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. 5. Игр.упр. «Сказки про деньги» 6. Игра «Поможем Буратино» 7. Игра «Накормим медвежат» - Магазин». | 1.Листы бумаги, ножницы, 2. Цветные карандаши, картинки, мяч, 3. Бумажные банкноты и монеты, национальная и иностранная валюта, 4. Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. | |
5 | Ноябрь | Номинал денег. Теория. | Раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»; - закрепить знания детей о внешнем виде современных денег; Учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства; учить определять номинал. Помочь детям осознать роль денег в жизни людей | 1. Видео «Номинал денег» 2. Обучающая игра на интерактивной доске «Какие бывают деньги. Информация» 3. Обучающая игра на мультимедийном устройстве «Найди пару. Деньги» | 1. Макеты денег – по одному макету каждого номинала на каждого ребёнка + 1 комплект для воспитателя. 2. Макеты пластиковых банковских карт, макеты счёта в банке. 3. Кошельки – по одному на каждого ребёнка или на группу детей за одним столом. 4. Мультимедийное устройство с ПО. Экран № 2. |
6 | Номинал денег. Практика. | Познакомить детей с разными видами денег. Расширять представление об элементах экономики (деньги, их история). Продолжать учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства; учить определять номинал. Помочь детям осознать роль денег в жизни людей | 1. Почему бывают разные монеты и банкноты. 2. Как считать деньги. Как делать размен. 3. Обучающая игра на мультимедийном устройстве «Номинал» | 1. Макеты денег – по одному макету каждого номинала на каждого ребёнка + 1 комплект для воспитателя. 2. Макеты пластиковых банковских карт, макеты счёта в банке. 3. Кошельки – по одному на каждого ребёнка или на группу детей за одним столом. 4. Мультимедийное устройство с ПО. Экран № 2. 5. Азбука денег тетушки Совы – Безналичные деньги. | |
7 | Декабрь | Цена и ценные вещи. Бартер. | Раскрыть сущность понятия «цена», учить понимать, из чего она складывается; «бартер»- как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; Научить различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи. Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах; Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность. | 1. Появление Чудесного сундучка. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Понятие «цена» (на примере «Мухи-Цокотухи») 4. Просмотр «Азбука денег тетушки Совы - Цена и ценные вещи». 5. Беседа о потребностях. Игра «Хочу и надо» 6. Понятие «бартер» (на примере «Петушок и бобовое зёрнышко», «Дудочка и кувшинчик», «Лисичка со скалочкой»). 7. Создание книги «бартера» (иллюстрации к сказкам) | 1. Сундучок, самовар, скалка. 2. Иллюстрации сказок: «Дудочка и кувшинчик» В. Катаев, «Петушок и бобовое зернышко». 3. Проектор, компьютер. 4. Презентация игры «Хочу и надо». 5. Раскраски, карандаши, фломастеры, восковые мелки. 6. Азбука денег тетушки Совы - Цена и ценные вещи. |
8 | Буратино и его монетки. Карманные деньги. | Дать детям возможность осознать, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все. Формировать у детей понятия о карманных деньгах. Воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь. | 1. «Поможем Буратино: для чего нужны деньги» 2. Проблемная ситуация «Как сделать так, чтобы у тебя были деньги?» 3. Мультимедийная игра «Все профессии важны, все профессии нужны» 4. «Поможем Буратино: какие бывают деньги» 5.Просмотр и беседа по содержанию мультфильма «Азбука денег тетушки Совы.- Карманные деньги» | 1. Макеты денег – по одному макету каждого номинала на каждого ребёнка + 1 комплект для воспитателя. 2. Макеты пластиковых банковских карт 3. Мультфильм Азбука денег тетушки Совы. - Карманные деньги. 4. Мультимедийная игра «Все профессии важны, все профессии нужны», | |
9 | Январь | Хранение денег. Теория. | Формировать понятия о необходимости экономно и разумно относиться к финансам, воспитывать бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах хранения денег; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами. | 1. Просмотр обучающего видео «Хранение денег». 2. Почему важно хранить деньги. 3. Где можно хранить деньги. 4. В банке деньги под защитой. 5. Банковские проценты. 6. Игра на мультимедийном устройстве «Банкомат» | 1. Макеты денег – по одному макету каждого номинала на каждого ребёнка + 1 комплект для воспитателя. 2. Макеты пластиковых банковских карт, макеты счёта в банке. 3. Копилка. 4. Кошельки – по одному на каждого ребёнка или на группу детей за одним столом. 5. Мультимедийное устройство с ПО. Экран № 3. |
10 | Хранение денег. Практика. | Продолжать формировать понятия о необходимости экономно и разумно относиться к финансам, воспитывать бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах хранения денег; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами. | 1. Азбука денег тетушки Совы. – Серия 10 – О банке. 2. Игра в группе «Я банкир» 3. Игра на мультимедийном устройстве «Больше- меньше» | 1. Макеты денег – по одному макету каждого номинала на каждого ребёнка + 1 комплект для воспитателя. 2. Макеты пластиковых банковских карт, макеты счёта в банке. 3. Копилка. 4. Кошельки – по одному на каждого ребёнка или на группу детей за одним столом. 5. Мультимедийное устройство с ПО. Экран № 3. 6. Азбука денег тетушки Совы. – Серия 10 – О банке. | |
11 | Февраль | Командная игра «Как проверить и посчитать деньги» | Продолжать учить дошкольников разумно распоряжаться деньгами и отличать настоящие деньги от фальшивых. Познакомить с понятием «валюта», с денежными знаками других стран (на примере доллара, евро, марки, франка). Расширять активный и пассивный словарь, закреплять понятия «деньги», «купюра», «монета»; Развивать устную речь, наблюдательность, наглядно- образное мышление; Воспитывать бережное отношение к деньгам, умение работать в коллективе. | 1. Беседа. Объяснение понятий. 2. Деньги в разных странах. 3. Игровые ситуации: как использовать разные деньги при покупке? 4. Фальшивые деньги. 5. Деление на команды (4 команды) 6. Блиц-игра: а) расплатись за покупки; б) собери нужную сумму. 7. Подведение итогов. | 1.Мультимедийный проектор. 2. Раздаточный и демонстрационный материал. 3. Презентация. 4.Доска для магнитов. |
12 | Заработок и Покупка товаров. Экономия. | Формировать понятия экономность, бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами | 1. Какой бывает доход. 2. Какие бывают расходы. 3. Игра в группе «Что важнее». 4. Игра на мультимедийном устройстве «Уравновесь». | 1. Макеты денег – по одному макету каждого номинала на каждого ребёнка + 1 комплект для воспитателя. 2. Макеты пластиковых банковских карт, макеты счёта в банке. 3. Копилка. 4. Кошельки – по одному на каждого ребёнка или на группу детей за одним столом. 5. Мультимедийное устройство с ПО. Экран № 4. | |
13 | Март | Путешествие в страну Экономия. Экономим тепло, воду, свет. | Формировать умение правильно распоряжаться финансами (потребительская грамотность), учить экономно относиться к ресурсам. Дать представление о том, что при экономном отношении к ним мы экономим финансы семьи. Развивать у детей умение подмечать простейшие экономические явления. Воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями | 1. Вводная беседа, организация путешествия в страну «Экономия». 2. Кот Матроскин – рассказ о способах экономии. 3. Игра «Наоборот» 4. Муха-Цокотуха – поговорки об экономии. 5. Чебурашка – разговор об экономии воды, тепла, света. 6. Просмотр мультфильма «Азбука денег тётушки Совы – Умение экономить» | 1. Презентация к занятию 2. мультфильм «Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить» 3. Проектор, ноутбук |
14 | Магазины. Реклама. | Познакомить с разнообразными видами рекламы, дать представление для чего нужна реклама. Воспитывать интерес к полезной рекламе. Научить детей правильно воспринимать рекламу | 1. Известные производители товаров. Реклама. 2. Игра в группе «Конкуренция». 3. Игра на мультимедийном устройстве «Магазин» | 1. Макеты денег – по одному макету каждого номинала на каждого ребёнка + 1 комплект для воспитателя. 2. Макеты пластиковых банковских карт, макеты счёта в банке. 3. Копилка. 4. Кошельки – по одному на каждого ребёнка или на группу детей за одним столом. 5. Мультимедийное устройство с ПО. Экран № 4. | |
15 | Апрель | Бюджет семьи. Накопления. | Познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; Расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; Воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам | 1. Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. 1. Конкурс «Что значит эта пословица» 2. Какие расходы бывают у семьи. 3. Игра «Классификация расходов» 4. Игра на мультимедийном устройстве «На что ты накопил» | 1. Макеты денег – по одному макету каждого номинала на каждого ребёнка + 1 комплект для воспитателя. 2. Макеты пластиковых банковских карт, макеты счёта в банке. 3. Копилка. 4. Кошельки – по одному на каждого ребёнка или на группу детей за одним столом. 5. Мультимедийное устройство с ПО. Экран № 5. 6. Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. |
16 | Доходы и расходы. Как потратить деньги с пользой | Формировать понятия экономность, бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами. Способствовать применению элементарных правил безопасности поведения в нестандартных ситуациях в общественных местах | 1. Появление героини - Монеточки. 2. Игра «Что можно купить за деньги?» 3. Физминутка 4. Разбор темы с мультимедийной презентацией. 5. Деление на команды. 6. Игра «Желаемые и необходимые расходы». 7. Финансовые загадки. 8. Мультфильм «Азбука денег тетушки Совы – Осторожно, деньги!» | 1. Мультимедийный проектор, 2. Мультфильм «Азбука денег тетушки Совы- серия 8 – Осторожно, деньги!» 3. Презентация с героиней занятия Монеточкой, 4. Карточки с изображением расходов+ игровое поле для каждой команды (красно-синее) | |
17 | Май | Брейн-ринг «Юные финансисты» | Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары. Закрепить представления детей о многообразии товаров, развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него. | 1. Сюрпризный момент – в гости Незнайка. 2. Игра «Брейн-ринг»: команды «Барбарики» и «Фиксики» 3. 1 раунд «Деньги». 4. 2 раунд «Потребности». 5. 3 раунд «Хочу и надо». 6. 4 раунд «Домик, в котором живут деньги» 7. Изготовление для Незнайки кошелька – домика для денег. | 1. Картинки (вода, одежда, еда, жилье). 2. Макеты монет, 3. Смайлики (любым цветом на выбор) 4. Игрушка Незнайка. 5. Бумага для изготовления кошелька. 6. Схема изготовления кошелька. 7. Презентация с героем Незнайкой. |
18 | Викторина «Путешествие в страну Экономику» | Знакомство детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности. Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев. | 1. Приглашение в путешествие по стране Экономика. 2. Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы – серия 9 – Об экономике». 3. Деление на команды: «Банкиры» и «Кассиры». 4. Игра «Потребности» 5. Игра «Труд» (с просмотром отрывка мультфильма «Нехочуха») 6. Физминутка. 7. Игра «Товар». 8. Игра «Семейный бюджет». 9. Итоги, награждение. | 1. Фрагмент мультфильма «Нехочуха», 2. «Азбука денег тетушки Совы – серия 9 – Об экономике», 3. Презентация с заданиями для команд, красные и синие карточки для команд (по количеству детей в команде), 4. Картинки с этапами производства книги и этапов производства молока (по количеству детей в команде); 5. Грамоты (медали) за работу в викторине. | |
19 | Итоги курса. Вручение дипломов. Аукцион. | Подведение итогов курса, закрепление полученных знаний, получение обратной связи. Развивать дальнейший интерес к изучению экономических наук, занятиям финансовой грамотности. | 1. Азбука денег тетушки Совы – Я вырасту богатым! Викторина вопросов по курсу Финансовая грамотность. 2. Игра в группе «Аукцион» 3. Игра на мультимедийном устройстве « Я предприниматель» 4. Итоги курса. Вручение дипломов. | 1. Дипломы о прохождении «Курса экономической грамотности для детей» 2. Маленькие приятные сюрпризы, подходящие для аукциона (блокнотик, ручка, карандаш, ластик, и т.д.) 3. Кошельки – по одному кошельку на каждого ребёнка или на группу детей за одним столом. 4. Мультимедийное устройство с ПО. Экран № 5. 5. Азбука денег тетушки Совы – Я вырасту богатым!
|
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.
Задачи, решаемые в процессе взаимодействия с семьями воспитанников:
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного экономического воспитания;
- приобщение родителей к вопросам экономического воспитания дошкольников;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах экономического воспитания;
Основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников:
- открытость ДОУ для родителей;
- сотрудничество педагогов и родителей в экономическом воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к формированию основ экономической грамотности в семье и ДОО.
В процессе взаимодействия с семьями воспитанников используются следующие формы работы: анкетирование, консультации, памятки, буклеты для родителей по экономическому воспитанию дошкольников; выступления на родительских собраниях.
Использование данных форм работы дают родителям возможность быть не только наблюдателями, но и активными участниками образовательного процесса в ДОО.
Перспективный план по взаимодействию с семьёй
Месяц | Тема |
Сентябрь | Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамота. Ожидания от реализации программы» |
Октябрь | Родительское собрание. Консультация «Когда следует начинать обучение детей финансовой грамотности» |
Ноябрь | Консультация ««Формирование элементарных экономических знаний через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием» |
Декабрь | Папка – передвижка «Дети и карманные деньги» |
Январь | Памятка «Советы родителям по финансовому воспитанию детей" |
Февраль | Буклет "Как научить детей контролировать свои финансы" |
Март | Папка – передвижка «Экономический словарь» |
Апрель | Консультация для родителей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников |
Май | Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамота. Подводим итоги» |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Состояние материально-технической базы ДОУ позволяет реализовать Программу, обеспечивает организацию жизни детей в детском саду и соответствует направлениям деятельности.
Оборудование соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3648-20.
Программой предусмотрено также использование обновляемых образовательных ресурсов (АЛМА), подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой оно происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОУ создаются необходимые педагогические условия.
Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая зона, которая способствует погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, углубление, уточнение, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.
Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно эта зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создаёт возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребёнка способной адаптироваться к разнообразному миру экономики.
Процесс экономического воспитания реализуется через разные формы его организации. Использование многообразных форм даёт воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным и доступным. Главное, говорить ребёнку про экономику на языке, ему понятном.
Сделать это занятие понятным, помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение образовательно - игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).
Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
3.3. Методическое обеспечение Программы
№ п/п | Наименование методической литературы |
1 | Методическое пособие АЛМА «Финансовая Грамотность детям 3-10 лет». – Санкт-Петербург, АЛМА, 2020. www. myalma.ru |
2 | Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников. – Москва, 2019. |
3 | Обучающий видеоконент: серия видео-мультфильмов «Азбука денег тётушки Совы» |
4 | Методические разработки мероприятий (занятий) по финансовой грамотности. – МКУ Методический Центр образовательных организаций Дебесского района, 2020. |
5 | Картотека конспектов ООД по финансовой грамотности для детей 5-7 лет. – МАДОУ № 14 «Умка», Мегион, 2018. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - программа по обучению старших дошкольников игре в баскетбол.
Методический материал в помощь в работе инструктору по ФК ДОУ....
Рабочая программа по обучению старших дошкольников основам грамоты и письма “Весёлые звуки”
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...
Методические рекомендации по обученю старших дошкольников финансовой грамотности
В методических рекомендациях раскрыты методы, формы и организация обучения детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности, а так же подробное описание основных (4- х) блоков образо...
Дополнительная образовательная программа познавательной направленности по обучению детей 5-6 лет азам финансовой грамотности «Уроки домовенка Кузи»
Целевой раздел1.1.Пояснительная записка Возраст от 5 до 6 лет – оптимальное время для первого знакомства с основами финансовой грамотности. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, се...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по формированию основ финансовой грамотности на тему: «Обучение Буратино финансовой грамотности»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группепо формированию основ финансовой грамотностина тему:«Обучение Буратино финансовой грамотности»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
В настоящее время тема финансовой грамотности является одной из актуальных, ведь в ней затрагивается финансовое благополучие каждого человека и общества....
Программа по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения "Юный пешеход"
С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий –человеческий. Около 80% всех ДТП происходит из-за ...