Программа по обучению старших дошкольников 6-7 лет финансовой грамотности
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Шипова Светлана Петровна

Программа по обучению старших дошкольников 6-7 лет финансовой грамотности  разработана на основе программы «Финансовая Грамотность детям 3 – 10 лет. АЛМА». – Санкт-Петербург, 2020. Реализуется с использованием мультимедийного оборудования "Финансовая грамотность.АЛМА". В дополнение используется оучающий видеоконтент - серия мультфильмов "«Азбука денег тетушки Совы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_finansovaya_gramotnost.docx57.91 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по обучению старших дошкольников 6-7 лет

финансовой грамотности

Пурпе

2021

Содержание.

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Актуальность Программы

3

1.3.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие   реализацию Программы

3

1.4.

Принципы и подходы к формированию Программы по обучению старших дошкольников 6-7 лет финансовой грамотности.

4

1.5.

Цели и задачи реализации Программы

4

1.6

Планируемые результаты освоения Программы

5

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Общие положения

7

2.2

Формы и методы реализации Программы

7

2.3

Способы и направления поддержки детской инициативы

9

2.4.

Содержание Программы

9

2.5

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

14

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Материально-техническое обеспечение реализации Программы

15

3.2.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

15

3.3.

Методическое обеспечение Программы

16

I. Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка

Программа по обучению старших дошкольников 6-7 лет финансовой грамотности (далее Программа) разработана на основе программы «Финансовая Грамотность детям 3 – 10 лет. АЛМА». – Санкт-Петербург, 2020, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, и является частью основной образовательной программы МБДОУ …. Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов и товаро-денежных отношений.

Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

  1. Актуальность Программы

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.      

Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети — это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.

Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы

  1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие   реализацию Программы

              Реализация Программы по обучению старших дошкольников 6-7 лет финансовой грамотности осуществляется с учётом требований ФГОС ДО в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 
  • Устав МБДОУ….

1.4. Принципы и подходы к формированию Программы по обучению старших дошкольников 6-7 лет финансовой грамотности.

                  В основе методологического построения Программы лежат принципы, определенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
  • амплификации детского развития;
  • учет индивидуальных особенностей детей;
  • системности и комплексности (системность и комплексность, конкретность и доступность дидактического материала реализуются в программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие);
  • принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие);
  • принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для каждого ситуации успеха;
  • сотрудничество организации с семьей.

 Все принципы методологического построения Программы отражают современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют тесную взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания, способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

Программа является открытой, возможно внесение изменений в содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей (законных представителей).

1.5. Цели и задачи Программы

Цель: формирование понимания основ экономической деятельности и финансовой культуры у детей 6- 7 лет.

Образовательные задачи:

  • познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
  • раскрыть взаимосвязь понятий: труд -продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
  • сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
  • заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
  • обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

• трудиться, работать и зарабатывать;

• деньги, доходы;

• покупать, тратить, расходовать, транжирить;

• откладывать, копить, сберегать;

• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

• планировать, экономить.

  • способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
  • подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Развивающие:

  • развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.

Воспитательные:

  • активизировать коммуникативную деятельность детей;
  • стимулировать интерес к изучению мира финансов;
  • сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
  • способствовать повышению ответственности и самоконтроля качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

1.6. Планируемые результаты.

 В результате освоения данной Программы дети:

  •  освоят основы финансовой грамотности и научатся устанавливать разумные экономические отношения в повседневной жизни;
  • научатся понимать и ценить окружающий рукотворный мир, уважать людей, умеющих производить качественные товары, поучая в качестве вознаграждения деньги; Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • увидят полезность приобретенных знаний для реальной действительности;
  • повысится интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни;
  • расширится кругозор знаниями о новых профессиях, связанных с финансами;
  • повысится здоровый интерес к деньгам, осознание того, что их можно честно заработать или приобрести.
  • получат необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
  • Получат представление о соизмерении уровня удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями;
  • познакомятся с основами организации своей работы с наименьшими затратами времени, сил и средств;
  • научатся проявлять бережливость в повседневной практической деятельности;
  • научатся правильно употреблять в речи экономические понятия и др.;

     В результате освоения данной Программы родители:

  • получат дополнительные знания об основах финансовой грамотности детей;

                 В результате освоения данной Программы педагоги:

  • получат систему работы по приобщению дошкольников к основам финансовой грамотности.

II. Содержательный раздел.

2.1. Общие положения

Программа обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 6-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.  

Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники МБДОУ, осуществляющие работу по Программе.

Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности:

  • совместная образовательная деятельность взрослых и детей;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

 Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе непрерывной образовательной деятельности, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками.

Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую и познавательно - исследовательскую деятельность воспитанников в условиях специально созданной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивает каждому ребенку возможность выбора игр и атрибутов по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

 Обучение детей носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи со всеми образовательными областями ФГОС ДО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).                  

Учебным планом обучение финансовой грамотности рассчитано на один учебный год (для детей 6–7  лет) с периодичностью проведения непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) 2 раза в месяц.

 Длительность НОД, в соответствии с действующими СанПиН, в подготовительной к школе группе -30 минут. Работа по данному направлению преимущественно проводится в первую половину дня.

           Сроки реализации программы: программа рассчитана на один учебный год с сентября по май включительно (всего 19 образовательных ситуаций).

       

2.2. Формы и  методы  реализации Программы

Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса Особое внимание уделяется формам работы, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.  

Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-викторины, интерактивные игры, загадки, ситуационные задачи, занятия - исследования и т. д., включают в себя:

  • Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие».
  • Организация развивающих игр («Номинал», «Найди пару. Деньги», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
  • Решение арифметических задач.
  • Просмотр обучающего видеоконтента (серия мультфильмов «Азбука денег тётушки Совы», фрагмент мультфильма «Нехочуха»).
  • Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
  • Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:

- анализ, классификация предметов;

- обобщение по заданному признаку;

- сравнение и выделение главного;

- простые умозаключения;

- действия по предложенной схеме-алгоритму

  • Игровые упражнения для развития математических способностей:

- овладение счетными операциями;

- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;

- сравнение количества предметов;

- освоение количественного и порядкового счета;

- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.

Методы формирования финансовой компетентности можно представить четырьмя группами:

  • методы, повышающие познавательную активность;
  • методы, повышающие эмоциональную активность;
  • методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности;
  • методы коррекции и уточнения представлений детей о мире.

Методы, повышающие познавательную активность:

  • элементарный и казуальный анализ;
  • сравнение;
  • метод вопросов;
  • метод повторения;
  • решение логических проблем;
  • экспериментирование и опыты.

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире:

  • игровые;
  • сюрпризы и моменты новизны.

Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

  • перспективное планирование.

Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:

  • индивидуальная беседа,
  • сравнительный анализ,
  • оценка,
  • разъяснение,
  •  воображаемая ситуация,
  • совместный поиск выхода из ситуации,
  • проигрывание положительных ситуаций,
  • обсуждение способа действия,
  • прием опосредованного воздействия.
  • Совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, слайдов по финансовой грамотности, подготовленных исходя из возрастных ограничений.

Базовой формой и методом реализации программы является игра. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. В повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы

Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Воспитатель на протяжении всего периода обучения оказывает воспитанникам поддержку, помогать овладевать элементами самоанализа, стимулировать активную работу над собой, а также поощряет различные виды самоутверждения и самовыражения.

Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется с помощью: создания условий для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности; создания условий для выражения своих чувств и мыслей, принятия детьми решений; поддержки инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности.

Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.

Примером поддержки детской инициативы служит создание условий для творческого развития детей, такие как участие в творческих конкурсах рисунков (примеры тематик: моя будущая профессия, я помогаю близким, мои добрые дела), а также конкурс творческих работ, поделок (примеры тематик: мой товар на ярмарку, игрушка своими руками).

2.4. Содержание программы

Программа реализуется на основе материалов передового педагогического опыта, что способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности.

Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:

  • материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;
  • содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.

Перспективное планирование Программы по обучению

старших дошкольников 6-7 лет финансовой грамотности

№ п/п

Месяц

Тема занятия

Цели

Содержание

Оборудование

1

сентябрь

«Работать и зарабатывать»

Закреплять понимание экономических категорий «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»;

Продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях.

Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.

1. Беседа о профессиях. Кем трудятся ваши родители?

2. Просмотр видеофильма «Уроки тётушки Совы»- серия «Работа и зарплата»

3. Игра «Что перепутал художник?»

4. Игра «Угадай профессию по движениям»

5. Задание «Людям каких профессий нужны эти вещи?»

1. Картинки-путаницы с изображением людей различных профессий;

2. Уроки тетушки Совы - Работа и зарплата.

3. Картинка-задание «Людям каких профессий нужны эти вещи?»;

4. Цветные карандаши.

2

«Что такое деньги?

История денег»

Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением. Воспитание уважительного отношения к деньгам. Закрепить знания детей о возникновении денег. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор. Развивать творческие способности. Формировать умение работать в команде.

1. Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги?

2. История денег. Видео.

3. Как выглядят деньги.

4. Для чего нужны деньги.

5. Почему монеты из металла, а банкноты из хлопка.

6.Игра на мультимедийном устройстве «Какие бывают деньги»

1. Макеты денег – по одному макету каждого номинала на каждого ребёнка + 1 комплект для воспитателя

2. Кошельки – по одному на каждого ребёнка или на группу детей за одним столом.

3. Мультимедийное устройство с ПО. Экран № 1.

4. Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги?

3

Октябрь

«Что такое деньги? Практика»

Научить понимать назначение денег. Дать детям представление о денежной единице. Дать понятие отличия монет от банкнот,. Совершенствовать навыки счета на примере монет. Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться

  1. Краткое повторение содержания предыдущего занятия.
  2. Видео «История денег»
  3. Чем отличаются монеты от банкнот.
  4. Игра на определение номинала.

Игра на мультимедийном устройстве «Где монеты, а где банкноты»

1. Макеты денег – по одном макету каждого номинала на каждого ребёнка + комплект для воспитателя

2. Кошельки – по одному кошельку на каждого ребёнка или на группу детей за одним столом.

3. Копилка

4. Мультимедийное устройство. Экран № 1.

 

4

«Путешествие в страну Денег. Потребности и возможности»

Дать детям представление о денежной единице, научить понимать назначение денег, развить воображение.

Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор. Развивать творческие способности. Формировать умение работать в команде

1. Приветствие, игра «Груша-яблоко»

2. Игра «Для чего нужны деньги»

3. Игра «Что можно и нельзя купить за деньги»

4. Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности.

5. Игр.упр. «Сказки про деньги»

6. Игра «Поможем Буратино»

7. Игра «Накормим медвежат» - Магазин».

1.Листы бумаги, ножницы,

2. Цветные карандаши, картинки,

мяч,

3. Бумажные банкноты и монеты,

национальная и иностранная валюта,

4. Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности.

5

Ноябрь

Номинал денег. Теория.

Раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»; - закрепить знания детей о внешнем виде современных денег; Учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства; учить определять номинал. Помочь детям осознать роль денег в жизни людей

1. Видео «Номинал денег»

2. Обучающая игра на интерактивной доске «Какие бывают деньги. Информация»

3. Обучающая игра на мультимедийном устройстве «Найди пару. Деньги»

1. Макеты денег – по одному макету каждого номинала на каждого ребёнка + 1 комплект для воспитателя.

2. Макеты пластиковых банковских карт, макеты счёта в банке.

3. Кошельки – по одному на каждого ребёнка или на группу детей за одним столом.

4. Мультимедийное устройство с ПО. Экран № 2.

6

Номинал денег. Практика.

Познакомить детей с разными видами денег. Расширять представление об элементах экономики (деньги, их история). Продолжать учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства; учить определять номинал. Помочь детям осознать роль денег в жизни людей

1. Почему бывают разные монеты и банкноты.

2. Как считать деньги. Как делать размен.

3. Обучающая игра на мультимедийном устройстве «Номинал»

1. Макеты денег – по одному макету каждого номинала на каждого ребёнка + 1 комплект для воспитателя.

2. Макеты пластиковых банковских карт, макеты счёта в банке.

3. Кошельки – по одному на каждого ребёнка или на группу детей за одним столом.

4. Мультимедийное устройство с ПО. Экран № 2.

5. Азбука денег тетушки Совы – Безналичные деньги.

7

Декабрь

Цена и ценные вещи. Бартер.

Раскрыть сущность понятия «цена», учить понимать, из чего она складывается; «бартер»-  как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; Научить различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи. Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах; Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность.

1. Появление Чудесного сундучка.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Понятие «цена» (на примере «Мухи-Цокотухи»)

4. Просмотр «Азбука денег тетушки Совы - Цена и ценные вещи».

5. Беседа о потребностях. Игра «Хочу и надо»

6. Понятие «бартер» (на примере «Петушок и бобовое зёрнышко», «Дудочка и кувшинчик», «Лисичка со скалочкой»).

7. Создание  книги «бартера» (иллюстрации к сказкам)

1. Сундучок, самовар, скалка.

2. Иллюстрации сказок: «Дудочка и кувшинчик» В. Катаев, «Петушок и бобовое зернышко».

3. Проектор, компьютер.

4. Презентация игры «Хочу и надо». 5. Раскраски, карандаши, фломастеры, восковые мелки.

6. Азбука денег тетушки Совы - Цена и ценные вещи.

8

Буратино и его монетки. Карманные деньги.

Дать детям возможность осознать,  что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все. Формировать у детей понятия о карманных деньгах. Воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь.

1. «Поможем Буратино: для чего нужны деньги»

2. Проблемная ситуация «Как сделать так, чтобы у тебя были деньги?»

3. Мультимедийная игра «Все профессии важны, все профессии нужны»

4. «Поможем Буратино: какие бывают деньги»

5.Просмотр и беседа по содержанию мультфильма   «Азбука денег тетушки Совы.- Карманные деньги»

1. Макеты денег – по одному макету каждого номинала на каждого ребёнка + 1 комплект для воспитателя.

2. Макеты пластиковых банковских карт

3.  Мультфильм   Азбука денег тетушки Совы. - Карманные деньги.

4. Мультимедийная игра «Все профессии важны, все профессии нужны»,

9

Январь

Хранение денег. Теория.

Формировать понятия о необходимости экономно и разумно относиться к финансам, воспитывать бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах хранения денег; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

1. Просмотр обучающего видео «Хранение денег».

2. Почему важно хранить деньги.

3. Где можно хранить деньги.

4. В банке деньги под защитой.

5. Банковские проценты.

6. Игра на мультимедийном устройстве «Банкомат»

1. Макеты денег – по одному макету каждого номинала на каждого ребёнка + 1 комплект для воспитателя.

2. Макеты пластиковых банковских карт, макеты счёта в банке.

3. Копилка.

4. Кошельки – по одному на каждого ребёнка или на группу детей за одним столом.

5. Мультимедийное устройство с ПО. Экран № 3.

10

Хранение денег. Практика.

Продолжать формировать понятия о необходимости экономно и разумно относиться к финансам, воспитывать бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах хранения денег; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

1. Азбука денег тетушки Совы. – Серия 10 – О банке.

2. Игра в группе «Я банкир»

3. Игра на мультимедийном устройстве «Больше- меньше»

1. Макеты денег – по одному макету каждого номинала на каждого ребёнка + 1 комплект для воспитателя.

2. Макеты пластиковых банковских карт, макеты счёта в банке.

3. Копилка.

4. Кошельки – по одному на каждого ребёнка или на группу детей за одним столом.

5. Мультимедийное устройство с ПО. Экран № 3.

6. Азбука денег тетушки Совы. – Серия 10 – О банке.

11

Февраль

Командная игра «Как проверить и посчитать деньги»

Продолжать учить дошкольников разумно распоряжаться деньгами и отличать настоящие деньги от фальшивых. Познакомить с понятием «валюта», с денежными знаками других стран (на примере доллара, евро, марки, франка). Расширять активный и пассивный словарь, закреплять понятия «деньги», «купюра», «монета»; Развивать устную речь, наблюдательность, наглядно- образное мышление; Воспитывать бережное отношение к деньгам, умение работать в коллективе.

1. Беседа. Объяснение понятий.

2. Деньги в разных странах.

3. Игровые ситуации: как использовать разные деньги при покупке?

4. Фальшивые деньги.

5. Деление на команды (4 команды)

6. Блиц-игра:

а) расплатись за покупки;

б) собери нужную сумму.

7. Подведение итогов.

1.Мультимедийный проектор.

2. Раздаточный и демонстрационный материал.

3. Презентация.

4.Доска для магнитов.

12

Заработок и Покупка товаров.

Экономия.

Формировать понятия экономность, бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами

1. Какой бывает доход.

2. Какие бывают расходы.

3. Игра в группе «Что важнее».

4. Игра на мультимедийном устройстве «Уравновесь».

1. Макеты денег – по одному макету каждого номинала на каждого ребёнка + 1 комплект для воспитателя.

2. Макеты пластиковых банковских карт, макеты счёта в банке.

3. Копилка.

4. Кошельки – по одному на каждого ребёнка или на группу детей за одним столом.

5. Мультимедийное устройство с ПО. Экран № 4.

13

Март

Путешествие в страну Экономия. Экономим тепло, воду, свет.

Формировать умение правильно распоряжаться финансами (потребительская грамотность), учить экономно относиться к ресурсам. Дать представление о том, что при экономном отношении к ним мы экономим финансы семьи.  Развивать у детей умение подмечать  простейшие экономические явления. Воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями

1. Вводная беседа, организация путешествия в страну «Экономия».

2. Кот Матроскин – рассказ о способах экономии.

3. Игра «Наоборот»

4. Муха-Цокотуха – поговорки об экономии.

5. Чебурашка – разговор об экономии воды, тепла, света.

6. Просмотр мультфильма «Азбука денег тётушки Совы – Умение экономить»

1. Презентация к занятию

2. мультфильм «Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить»

3. Проектор, ноутбук

14

Магазины. Реклама.

Познакомить с разнообразными видами рекламы, дать представление для чего нужна реклама. Воспитывать интерес к полезной рекламе. Научить детей правильно воспринимать рекламу

1. Известные производители товаров. Реклама.

2. Игра в группе «Конкуренция».

3. Игра на мультимедийном устройстве «Магазин»

1. Макеты денег – по одному макету каждого номинала на каждого ребёнка + 1 комплект для воспитателя.

2. Макеты пластиковых банковских карт, макеты счёта в банке.

3. Копилка.

4. Кошельки – по одному на каждого ребёнка или на группу детей за одним столом.

5. Мультимедийное устройство с ПО. Экран № 4.

15

Апрель

Бюджет семьи. Накопления.

Познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; Расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; Воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам

1. Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет.

1. Конкурс «Что значит эта пословица»

2. Какие расходы бывают у семьи.

3. Игра «Классификация расходов»

4. Игра на мультимедийном устройстве «На что ты накопил»

1. Макеты денег – по одному макету каждого номинала на каждого ребёнка + 1 комплект для воспитателя.

2. Макеты пластиковых банковских карт, макеты счёта в банке.

3. Копилка.

4. Кошельки – по одному на каждого ребёнка или на группу детей за одним столом.

5. Мультимедийное устройство с ПО. Экран № 5.

6. Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет.

16

Доходы и расходы. Как потратить деньги с пользой

Формировать понятия экономность, бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

Способствовать применению элементарных правил безопасности поведения в нестандартных ситуациях в общественных местах

1. Появление героини  - Монеточки.

2. Игра «Что можно купить за деньги?»

3. Физминутка

4. Разбор темы с мультимедийной презентацией.

5. Деление на команды.

6. Игра «Желаемые и необходимые расходы».

7. Финансовые загадки.

8. Мультфильм «Азбука денег тетушки Совы – Осторожно, деньги!»

1. Мультимедийный проектор,

2. Мультфильм «Азбука денег тетушки Совы- серия 8 – Осторожно, деньги!»

3. Презентация с героиней занятия Монеточкой,

4. Карточки с изображением расходов+ игровое поле для каждой команды (красно-синее)

17

Май

Брейн-ринг «Юные финансисты»

Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары. Закрепить представления детей о многообразии товаров, развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него.

1. Сюрпризный момент – в гости Незнайка.

2. Игра «Брейн-ринг»: команды «Барбарики» и «Фиксики»

3. 1 раунд «Деньги».

4. 2 раунд «Потребности».

5. 3 раунд «Хочу и надо».

6. 4 раунд «Домик, в котором живут деньги»

7. Изготовление для Незнайки кошелька – домика для денег.

1. Картинки (вода, одежда, еда, жилье).

2. Макеты монет,

3. Смайлики (любым цветом на выбор)

4. Игрушка Незнайка.

5. Бумага для изготовления кошелька.

6. Схема изготовления кошелька.

7. Презентация с героем Незнайкой.

18

Викторина «Путешествие в страну Экономику»

Знакомство детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности. Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев.

1. Приглашение в путешествие по стране Экономика.

2. Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы – серия 9 – Об экономике».

3. Деление на команды: «Банкиры» и «Кассиры».

4. Игра «Потребности»

5. Игра «Труд» (с просмотром отрывка мультфильма «Нехочуха»)

6. Физминутка.

7. Игра «Товар».

8. Игра «Семейный бюджет».

9. Итоги, награждение.

1. Фрагмент мультфильма «Нехочуха»,

2. «Азбука денег тетушки Совы – серия 9 – Об экономике»,

3. Презентация с заданиями для команд, красные и синие карточки для команд (по количеству детей в команде),

 4. Картинки с этапами производства книги и этапов производства молока (по количеству детей в команде);

5. Грамоты (медали) за работу в викторине.

19

Итоги курса. Вручение дипломов. Аукцион.

Подведение итогов курса, закрепление полученных знаний, получение обратной связи. Развивать дальнейший интерес к изучению экономических наук, занятиям финансовой грамотности.

1. Азбука денег тетушки Совы – Я вырасту богатым!

 Викторина вопросов по курсу Финансовая грамотность.

2. Игра в группе «Аукцион»

3. Игра на мультимедийном устройстве « Я предприниматель»

4. Итоги курса. Вручение дипломов.

1. Дипломы о прохождении «Курса экономической грамотности для детей»

2. Маленькие приятные сюрпризы, подходящие для аукциона (блокнотик, ручка, карандаш, ластик, и т.д.)

3. Кошельки – по одному кошельку на каждого ребёнка или на группу детей за одним столом.

4. Мультимедийное устройство с ПО. Экран № 5.

5. Азбука денег тетушки Совы – Я вырасту богатым!

 

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.

 Задачи, решаемые в процессе взаимодействия с семьями воспитанников:

  • изучение и обобщение лучшего опыта семейного экономического воспитания;
  • приобщение родителей к вопросам экономического воспитания дошкольников;
  • повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах экономического воспитания;

Основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников:

  • открытость ДОУ для родителей;
  • сотрудничество педагогов и родителей в экономическом воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к формированию основ экономической грамотности в семье и ДОО.

В процессе взаимодействия с семьями воспитанников используются следующие формы работы: анкетирование, консультации, памятки, буклеты для родителей по экономическому воспитанию дошкольников; выступления на родительских собраниях.

Использование данных форм работы дают родителям возможность быть не только наблюдателями, но и активными участниками образовательного процесса в ДОО.

Перспективный план по взаимодействию с семьёй

Месяц

Тема

Сентябрь

Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамота. Ожидания от реализации программы»

Октябрь

Родительское собрание. Консультация «Когда следует начинать обучение детей финансовой грамотности»

Ноябрь

Консультация ««Формирование элементарных экономических знаний через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием»

Декабрь

Папка – передвижка «Дети и карманные деньги»

Январь

Памятка «Советы родителям по финансовому воспитанию детей"

Февраль

Буклет "Как научить детей контролировать свои финансы"

Март

Папка – передвижка «Экономический словарь»

Апрель

Консультация для родителей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников

Май

Анкетирование

«Мой ребенок и финансовая грамота. Подводим итоги»

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы

Состояние материально-технической базы ДОУ позволяет реализовать Программу, обеспечивает организацию жизни детей в детском саду и соответствует направлениям деятельности.

Оборудование соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3648-20.

Программой предусмотрено также использование обновляемых образовательных ресурсов (АЛМА), подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой оно происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОУ создаются необходимые педагогические условия.

Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая зона, которая способствует погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, углубление, уточнение, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.

Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно эта зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создаёт возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребёнка способной адаптироваться к разнообразному миру экономики.

Процесс экономического воспитания реализуется через разные формы его организации. Использование многообразных форм даёт воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным и доступным. Главное, говорить ребёнку про экономику на языке, ему понятном.

 Сделать это занятие понятным, помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение образовательно - игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).

Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

3.3. Методическое обеспечение Программы

п/п

Наименование методической литературы

1

Методическое пособие АЛМА «Финансовая Грамотность детям 3-10 лет». – Санкт-Петербург, АЛМА, 2020. www. myalma.ru

2

Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников. – Москва, 2019.

3

Обучающий видеоконент: серия видео-мультфильмов «Азбука денег тётушки Совы»

4

Методические разработки мероприятий (занятий) по финансовой грамотности. – МКУ Методический Центр образовательных организаций Дебесского района, 2020.

5

Картотека конспектов ООД по финансовой грамотности для детей 5-7 лет. – МАДОУ № 14 «Умка», Мегион, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - программа по обучению старших дошкольников игре в баскетбол.

Методический материал в помощь в работе инструктору  по ФК ДОУ....

Рабочая программа по обучению старших дошкольников основам грамоты и письма “Весёлые звуки”

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Методические рекомендации по обученю старших дошкольников финансовой грамотности

В методических рекомендациях раскрыты методы, формы и организация обучения детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности, а так же подробное описание основных (4- х) блоков образо...

Дополнительная образовательная программа познавательной направленности по обучению детей 5-6 лет азам финансовой грамотности «Уроки домовенка Кузи»

Целевой раздел1.1.Пояснительная записка Возраст от 5 до 6 лет – оптимальное время для первого знакомства с основами финансовой грамотности. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, се...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по формированию основ финансовой грамотности на тему: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группепо формированию основ финансовой грамотностина тему:«Обучение Буратино финансовой грамотности»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

В настоящее время тема финансовой грамотности является одной из актуальных, ведь в ней затрагивается финансовое благополучие каждого человека и общества....

Программа по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения "Юный пешеход"

С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий –человеческий. Около 80% всех ДТП происходит из-за ...