Программа по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения "Юный пешеход"
рабочая программа (подготовительная группа)

Яковлева Светлана Ивановна

С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий –человеческий. Около 80% всех ДТП происходит из-за нарушений водителями правил дорожного движения. Каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставят ребенка перед реальными опасностями. Оказавшись на улице, ребенок автоматически попадает в зону опасности.

Именно поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо не только обучать детей правилам дорожного движения, но и прививать им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное отношение к решению данной задачи. Это важно сделать как можно раньше, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге.

Программа «Юный пешеход» - это возможность доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до него смысл опасности несоблюдения правил, научить навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Основой образовательной программы является авторская разработка Е.И. Шаламовой «Правила и безопасность дорожного движения».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения  

«ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»

Разработала воспитатель первой квалификационной категории Яковлева Светлана Ивановна

Муниципальное бюджеттное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 69 «Чайка» г. Смоленска

С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий –человеческий. Около 80% всех ДТП происходит из-за нарушений водителями правил дорожного движения. Каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставят ребенка перед реальными опасностями. Оказавшись на улице, ребенок автоматически попадает в зону опасности.

Именно поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо не только обучать детей правилам дорожного движения, но и прививать им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное отношение к решению данной задачи. Это важно сделать как можно раньше, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге.

Программа «Юный пешеход» - это возможность доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до него смысл опасности несоблюдения правил, научить навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Основой образовательной программы является авторская разработка Е.И. Шаламовой «Правила и безопасность дорожного движения».

Новизна программы заключается в разработке и использовании  педагогических технологий, которые обеспечат эффективное усвоение содержания установленного объема знаний и формирование устойчивых практических навыков у детей.

Цель программы: формирование  элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Задачи программы:

1 Формирование у дошкольников определенных знаний и представлений об основах безопасного поведения на дорогах.

2 Формирование  навыков поведения на улице и в общественном транспорте.

3 Воспитание у дошкольников ответственности за свою безопасность, осознанного желания соблюдать правила дорожного движения.

4 Формирование у родителей воспитанников интереса к проблеме безопасности детей.

Перспективно-тематическое планирование

Организация образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге осуществляется как в совместной деятельности в процессе организации различных видов деятельности (коммуникативной, игровой, самообслуживание и элементарный бытовой труд, познавательно- исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательной, музыкальной); в ходе режимных моментов - беседы, чтения художественной литературы, обсуждения, наблюдения; так и в самостоятельной деятельности.

Перспективные планы составлены с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей.

Перспективный  план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге (группа среднего дошкольного возраста)

(с 5 до 6 лет)

Сроки

Тема

Содержание деятельности

сентябрь

«Наша улица»

Целевая прогулка по прилежащей к детскому

саду улице.

Беседа «Улица»:

(по материалам книги Н. Авдеевой

«Безопасность на улицах и дорогах»).

Ситуация общения «Какой должна быть безопасная дорога».

Дидактическая игра «Знаки дорожного движения».Дидактические игры «Разложи знаки по форме», «Найди лишний по цвету, форме, содержанию».

С/р игра «Улица».

Аппликация «Машины везут урожай с полей».

Изготовление        макета        улицы,        на        которой находится детский сад.

Октябрь

«Профессия - водитель»

Беседа «Профессия - водитель».

Целевая прогулка «Внимание: дорожный знак».

Дидактическая игра «Водители».

Подвижная игра «Найди свой цвет». Подвижная игра «Цветные автомобили».

Рисование на тему «Транспорт будущего».Презентация (выставка детских работ).

Игра «Угадай, как звучит транспорт».

ноябрь

«Правила пешехода»

Беседа «Безопасность на улице». Ситуация общения «Что означают цвета светофора».

Дидактическая игра «Учим дорожные знаки». Игровая ситуация «Как правильно перейти проезжую часть».

С/р игра «Улица». Интерактивная игра «Обойди»

декабрь

«Транспорт»

Целевая прогулка по улице. Беседа «Чем можем - поможем».

Игровые ситуации «В автобус вошла бабушка»,

«Малыш требует место у окна»: Интерактивная игра «Виды транспорта»

Дидактические игры «Угадай, что изменилось»,

«Лабиринт», «Пройди и собери». С/р игра. «Автобус»

С/р игра «Улица»предложить объединить с играми «Семья», «Детский сад», «Магазин» и др.

Труд «Посыпать дорожки песком»

январь

Пост ГИБДД (ГАИ)

Ситуация общения «Как себя надо вести в транспорте».

С/р игра «Улица»: водители сдают экзамены на знание правил дорожного движения в игре

«Школа Светофора»

С/р игра «Улица», сюжет: «Регулировщик». Интерактивная игра «Таймер»

февраль

«Моя дорожная грамота»

Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период.

Наблюдение за движением машин по зимней дороге.

Ситуация общения «Как я с мамой перехожу дорогу».

Дидактическая игра «Дорожные

знаки».Дидактическая игра «Правила дорожного движения».

Интерактивная игра «Свое место»

Игровая ситуация «Мы переходим улицу», «Кто самый грамотный пешеход».

Конструирование «Улица города».

март

«Знаки сервиса»

Целевая прогулка к проезжей части улицы.

Наблюдение,        как        взрослые        переходят        через дорогу с колясками и детьми.

Беседа «Как перейти улицу».

Режиссерская игра: «Приключение сказочных героев в городе».

С/р        игра.        «Улица»        объединить        с        играми

«Больница», «СТО», «Кафе» Интерактивная игра «Виды знаков»

апрель

«Опасный перекресток»

Целевая прогулка наблюдение за переходом проезжей части пешеходами.

Ситуация общения по картине «Перекресток». Интерактивная игра «Опасные места»

Интерактивная игра «Свое место»

Игровая ситуация «Мы переходим улицу», «Кто самый грамотный пешеход».

Конструирование «Улица города».

май

«Кто самый грамотный»

Беседа «Правила дороги совсем не напрасны. Играть на дороге, ребята, опасно».

Игровые ситуации на транспортной площадке

«Как я знаю правила дорожного движения».

Дидактические игры и упражнения «Закончи движение машины», «Где можно кататься на велосипеде».

Дидактические игры и упражнения «Законы улиц и дорог».

С/р игры на транспортной площадке. Интерактивная игра «Экзамен»

Перспективный  план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге (группа среднего дошкольного возраста)

(с 6 до 7 лет)

сроки

тема

Содержание деятельности

сентябрь

«Знай и выполняй правила уличного

движения »

Беседа «Два светофора».

Ситуация общения «Как правильно себя вести на дороге».

Игровые упражнения «Улица» (дорога).

С/р. игра «Улица» (за движением транспорта, пешеходов наблюдает сотрудник ГИБДД)

С/р. игра «Улица» (Автомобили подчиняются сигналам транспортного светофора, пешеходы обращают внимание на светофор для пешеходов).

Интерактивная игра «Парочки»

Рисование «Улица».

Лепка «Разноцветный светофор».

октябрь

«Безопасный перекресток»

Целевая прогулка к перекрестку.

Беседа «Опасные предметы на дороге». Ситуация        общения        «Внимание,        дорожный знак».

Организация встречи с инспектором ГИБДД. Дидактическая        игра        «Сигналы

регулировщика».

Дидактические игры и упражнения «Разложи по группам».

Моделирование ситуаций на тему «Чего нельзя делать на перекрестке».

Игровая ситуация «Помоги Незнайке перейти дорогу».

ноябрь

«Транспорт нашего города»

Целевая прогулка к остановке.

Наблюдение за ремонтными работами.

Беседа «Железнодорожный транспорт и его опасность».

Ситуация        общения        «Мы        в автобусе».Дидактическая игра «Автошкола».

С/р. игра «Автобус». Интерактивная игра «Обойди»

Рисование «Наш город».

Музыкально - дидактическая игра «Угадай, как звучит транспорт».

декабрь

«Заботливые знаки»

Рассматривание        картин,        изображающих дорожное движение в зимний период.

Ситуация общения «О чем говорит дорожный знак».

Дидактическая        игра                        «Дорожные знаки».Дидактические                игры        и        упражнения

«Автотрасса», лото «Осторожность». Игра-имитация «Водители и пешеходы». С/р. игра «Улица».

Игровые ситуации «Кому и что говорят сигналы»: закрепить знание сигналов регулировщика.

Интерактивная игра «Раскрась знаки»

январь

«Моя

дорожная грамота»

Целевая прогулка по улице.

Наблюдение за движением спецтранспорта (ГИБДД, «скорая помощь», пожарная машина) Ситуация общения «Как переходить дорогу зимой».

Беседа «Кто регулирует движение транспорта».

Рассказ сотрудника отдела пропаганды о форме, атрибутах (жезл, свисток), случаях ДТП в городе.

Дидактическая    игра        «Угадай, какой транспорт».

С/р. игра «Я шофер».

Интерактивная игра «Расставь знаки»

февраль

«Опасный перекресток»

Прогулка к перекрестку.

Беседа «Что такое перекресток». Игровая ситуация «Я иду за хлебом».

Рассматривание и составление рассказов по плакатам (наглядная агитация по правилам дорожного движения).

Дидактическая игра «Большая прогулка».

С/р. игра на транспортной площадке

«Пешеходы и водители»

Интерактивная игра «Опасные места»

Игровые        ситуации        «Кто        самый        лучший пешеход».

Интерактивная игра «Загадки»

Рисование на тему «»Дорога и тротуар».

март

Продолжение знакомства с дорожными знаками.

Целевая прогулка на лыжах за пределы участка.

Беседа «Полезные знаки». Беседа «Знаки в треугольнике».

Дидактические игры и упражнения «Угадай, какой знак».

Диафильм «По улице, по мостовой».

С/р. игра «Улица» (водители едут по улицам, обращая внимание на дорожные знаки «Дети»,

«Пункт питания», «Больница» и др.) Интерактивная игра «Таймер»

апрель

«Ребенок на улицах города» (на транспортной площадке)

Прогулка к проезжей части.

Наблюдение за движением машин и работой светофора.

Ситуация общения «Мы на улице нашего города».

Экскурсия к школе.

Дидактическая игра «Кто отличник - пешеход?»

С/р. игры на транспортной площадке. Интерактивная игра «Правила поведения»

Подвижные игры (катание на велосипеде).

май

«Азбука дороги»

Целевая прогулка к перекрестку.

Наблюдение        за        местом,        отведенным        для передвижения пешеходов.

Беседа «Как ходить по улице», «Кого мы называем примерным пешеходом».

Поход с родителями в парк «Нефтяник». Игровые упражнения «Пешеходы и водители».Дидактические игры и упражнения

«Дорога в школу», «Дорожные знаки».

С/р. игра «Улица»        (объединить с играми

«Школа», «Библиотека»). Интерактивная игра «Экзамен»

Работа с  родителями

      Совместная деятельность детского сада и родителей по ознакомлению и обучению дошкольников  правилам  дорожного движения является необходимым условием обеспечения безопасности и предупреждению  детского дорожно-транспортного травматизма.

     Формы работы с родителями: консультации, собрания, беседы, совместные досуги с детьми, анкетирование, распространение буклетов и памяток.

План работы с родителями по обеспечению безопасности и обучению

дошкольников  правилам дорожного движения.

сентябрь

ноябрь

декабрь

январь

1. Оформление информационных стендов.

2.Беседа «Железная дорога- зона повышенной опасности».

  1. 1.Родительское собрание «Организация перевозки детей в личном транспорте»
  1. 1.Консультация «Осторожно: гололед!»
  2. 2.Оформление стенда «Профилактика ДДТТ»

январь

февраль

май

апрель

  1. 1.Консультация «Осторожно: гололед!»
  2. 2.Оформление стенда «Профилактика ДДТТ»

1. Совместный спортивный досуг «В гостях у светофора»

  1. 1.Консультация «Рекомендации о соблюдении правил движения с детьми по улице».
  1. 1. Родительское собрание «Безопасность детей в весенне-летний период»
  2. 2. Оформление стенда «Безопасность детей дома и на улице»

Ожидаемые результаты реализации программы

По окончании программы ребёнок должен: 
- знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
- иметь представления о видах транспорта (воздушный, водный, наземный);
- различать на дороге транспортные средства (пассажирские, грузовые, специальные, оперативные);
- уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а также дорожные знаки;
- знать правила перехода проезжей части (три фиксации поворота головы – в сторону движущегося транспорта, в противоположную и опять в сторону транспорта) по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам.

- знать кто является участником дорожного движения, и его обязанности; 
- знать основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекрёсток, пешеходный переход), линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу); 
- знать обязанности пешеходов; 
- знать обязанности пассажиров; 
- регулирование дорожного движения; 
- сигналы светофора и регулировщика; 
- предупредительные сигналы; 
- движение через железнодорожные пути; 
- движение в жилых зонах; 
- особенности движения на велосипеде.

 Средства обучения.

  • уголок дорожного движения;
  • атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Транспорт»;
  • телевизор;
  • настольные игры по ПДД;
  • набор дорожных знаков;
  • плакаты «Дорога и её составные части»;
  • плакаты «Дорожная разметка»;
  • плакаты «Правила для пешеходов»;
  • плакаты «Правила для велосипедистов»;
  • плакаты «Дорожные ситуации - “ловушки”»;
  • плакаты «Дорожные знаки»;
  • плакаты «Регулирование дорожного движения»;
  • учебная литература для воспитанников;
  • сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД;
  • площадка для практических занятий по правилам дорожного движения.
  1. Создание предметно-развивающей среды

Для успешной реализации цели и задач программы «Юный пешеход» соблюдая её принципы в соответствии с ФГОС необходимо создание соответствующей развивающей среды.

При организации уголка дорожной безопасности стоит учитывать ряд требований к созданию предметно-развивающей среды:

  • безопасность – все оборудование, дидактический материал, пособия, материалы должны отвечать требованиям безопасности;
  • доступность – оборудование и материалы должны быть доступны детям в свободной деятельности;
  • педагогическая целесообразность – наполнение уголка должно быть простым и понятным для дошкольника и отражать реальную картину мира, меняться в соответствии с планом работы.
  • насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) - представлена в виде дидактических, сюжетно- ролевых игр, пособий;
  • трансформируемость (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СЕМЬЕ!

Рекомендации при обучении  правилам дорожного движения в семье....

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей ...

Обучение старших дошкольников правилам поведения в экстремальных ситуациях.

Считаю важным, чтобы дети знали как вести себя в экстремальных ситуациях!...

Консультация «Обучение младших дошкольников правилам дорожного движения в семье»

laquo;Обучение младших  дошкольниковправилам дорожного движения в семье»...

Методическая разработка "Использование игровых технологий в обучении младших дошкольников правилам дорожного движения"

Формирование навыков у младших дошкольников основам безопасности дорожного движения на улицах города....

Использование инновационных технологии в обучении старших дошкольников Правилам дорожного движения

Описание опыта работы ответственного по БДД в ДОУТерентьевой Ларисы Борисовны...