Программа по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения "Юный пешеход"
рабочая программа (подготовительная группа)
С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий –человеческий. Около 80% всех ДТП происходит из-за нарушений водителями правил дорожного движения. Каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставят ребенка перед реальными опасностями. Оказавшись на улице, ребенок автоматически попадает в зону опасности.
Именно поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо не только обучать детей правилам дорожного движения, но и прививать им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное отношение к решению данной задачи. Это важно сделать как можно раньше, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге.
Программа «Юный пешеход» - это возможность доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до него смысл опасности несоблюдения правил, научить навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Основой образовательной программы является авторская разработка Е.И. Шаламовой «Правила и безопасность дорожного движения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/10/27/programma_yunyy_peshehod.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения
«ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»
Разработала воспитатель первой квалификационной категории Яковлева Светлана Ивановна
Муниципальное бюджеттное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 69 «Чайка» г. Смоленска
С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий –человеческий. Около 80% всех ДТП происходит из-за нарушений водителями правил дорожного движения. Каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставят ребенка перед реальными опасностями. Оказавшись на улице, ребенок автоматически попадает в зону опасности.
Именно поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо не только обучать детей правилам дорожного движения, но и прививать им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное отношение к решению данной задачи. Это важно сделать как можно раньше, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге.
Программа «Юный пешеход» - это возможность доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до него смысл опасности несоблюдения правил, научить навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Основой образовательной программы является авторская разработка Е.И. Шаламовой «Правила и безопасность дорожного движения».
Новизна программы заключается в разработке и использовании педагогических технологий, которые обеспечат эффективное усвоение содержания установленного объема знаний и формирование устойчивых практических навыков у детей.
Цель программы: формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Задачи программы:
1 Формирование у дошкольников определенных знаний и представлений об основах безопасного поведения на дорогах.
2 Формирование навыков поведения на улице и в общественном транспорте.
3 Воспитание у дошкольников ответственности за свою безопасность, осознанного желания соблюдать правила дорожного движения.
4 Формирование у родителей воспитанников интереса к проблеме безопасности детей.
Перспективно-тематическое планирование
Организация образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге осуществляется как в совместной деятельности в процессе организации различных видов деятельности (коммуникативной, игровой, самообслуживание и элементарный бытовой труд, познавательно- исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательной, музыкальной); в ходе режимных моментов - беседы, чтения художественной литературы, обсуждения, наблюдения; так и в самостоятельной деятельности.
Перспективные планы составлены с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей.
Перспективный план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге (группа среднего дошкольного возраста)
(с 5 до 6 лет)
Сроки | Тема | Содержание деятельности |
сентябрь | «Наша улица» | Целевая прогулка по прилежащей к детскому саду улице. |
Беседа «Улица»: (по материалам книги Н. Авдеевой «Безопасность на улицах и дорогах»). Ситуация общения «Какой должна быть безопасная дорога». Дидактическая игра «Знаки дорожного движения».Дидактические игры «Разложи знаки по форме», «Найди лишний по цвету, форме, содержанию». С/р игра «Улица». Аппликация «Машины везут урожай с полей». Изготовление макета улицы, на которой находится детский сад. | ||
Октябрь | «Профессия - водитель» | Беседа «Профессия - водитель». Целевая прогулка «Внимание: дорожный знак». Дидактическая игра «Водители». Подвижная игра «Найди свой цвет». Подвижная игра «Цветные автомобили». Рисование на тему «Транспорт будущего».Презентация (выставка детских работ). Игра «Угадай, как звучит транспорт». |
ноябрь | «Правила пешехода» | Беседа «Безопасность на улице». Ситуация общения «Что означают цвета светофора». Дидактическая игра «Учим дорожные знаки». Игровая ситуация «Как правильно перейти проезжую часть». С/р игра «Улица». Интерактивная игра «Обойди» |
декабрь | «Транспорт» | Целевая прогулка по улице. Беседа «Чем можем - поможем». Игровые ситуации «В автобус вошла бабушка», «Малыш требует место у окна»: Интерактивная игра «Виды транспорта» Дидактические игры «Угадай, что изменилось», «Лабиринт», «Пройди и собери». С/р игра. «Автобус» С/р игра «Улица»предложить объединить с играми «Семья», «Детский сад», «Магазин» и др. Труд «Посыпать дорожки песком» |
январь | Пост ГИБДД (ГАИ) | Ситуация общения «Как себя надо вести в транспорте». С/р игра «Улица»: водители сдают экзамены на знание правил дорожного движения в игре «Школа Светофора» С/р игра «Улица», сюжет: «Регулировщик». Интерактивная игра «Таймер» |
февраль | «Моя дорожная грамота» | Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период. Наблюдение за движением машин по зимней дороге. Ситуация общения «Как я с мамой перехожу дорогу». Дидактическая игра «Дорожные знаки».Дидактическая игра «Правила дорожного движения». Интерактивная игра «Свое место» Игровая ситуация «Мы переходим улицу», «Кто самый грамотный пешеход». Конструирование «Улица города». |
март | «Знаки сервиса» | Целевая прогулка к проезжей части улицы. Наблюдение, как взрослые переходят через дорогу с колясками и детьми. Беседа «Как перейти улицу». Режиссерская игра: «Приключение сказочных героев в городе». С/р игра. «Улица» объединить с играми «Больница», «СТО», «Кафе» Интерактивная игра «Виды знаков» |
апрель | «Опасный перекресток» | Целевая прогулка наблюдение за переходом проезжей части пешеходами. Ситуация общения по картине «Перекресток». Интерактивная игра «Опасные места» |
Интерактивная игра «Свое место» Игровая ситуация «Мы переходим улицу», «Кто самый грамотный пешеход». Конструирование «Улица города». | ||
май | «Кто самый грамотный» | Беседа «Правила дороги совсем не напрасны. Играть на дороге, ребята, опасно». Игровые ситуации на транспортной площадке «Как я знаю правила дорожного движения». Дидактические игры и упражнения «Закончи движение машины», «Где можно кататься на велосипеде». Дидактические игры и упражнения «Законы улиц и дорог». С/р игры на транспортной площадке. Интерактивная игра «Экзамен» |
Перспективный план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге (группа среднего дошкольного возраста)
(с 6 до 7 лет)
сроки | тема | Содержание деятельности |
сентябрь | «Знай и выполняй правила уличного движения » | Беседа «Два светофора». Ситуация общения «Как правильно себя вести на дороге». Игровые упражнения «Улица» (дорога). С/р. игра «Улица» (за движением транспорта, пешеходов наблюдает сотрудник ГИБДД) С/р. игра «Улица» (Автомобили подчиняются сигналам транспортного светофора, пешеходы обращают внимание на светофор для пешеходов). Интерактивная игра «Парочки» Рисование «Улица». Лепка «Разноцветный светофор». |
октябрь | «Безопасный перекресток» | Целевая прогулка к перекрестку. Беседа «Опасные предметы на дороге». Ситуация общения «Внимание, дорожный знак». Организация встречи с инспектором ГИБДД. Дидактическая игра «Сигналы |
регулировщика». Дидактические игры и упражнения «Разложи по группам». Моделирование ситуаций на тему «Чего нельзя делать на перекрестке». Игровая ситуация «Помоги Незнайке перейти дорогу». | ||
ноябрь | «Транспорт нашего города» | Целевая прогулка к остановке. Наблюдение за ремонтными работами. Беседа «Железнодорожный транспорт и его опасность». Ситуация общения «Мы в автобусе».Дидактическая игра «Автошкола». С/р. игра «Автобус». Интерактивная игра «Обойди» Рисование «Наш город». Музыкально - дидактическая игра «Угадай, как звучит транспорт». |
декабрь | «Заботливые знаки» | Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период. Ситуация общения «О чем говорит дорожный знак». Дидактическая игра «Дорожные знаки».Дидактические игры и упражнения «Автотрасса», лото «Осторожность». Игра-имитация «Водители и пешеходы». С/р. игра «Улица». Игровые ситуации «Кому и что говорят сигналы»: закрепить знание сигналов регулировщика. Интерактивная игра «Раскрась знаки» |
январь | «Моя дорожная грамота» | Целевая прогулка по улице. Наблюдение за движением спецтранспорта (ГИБДД, «скорая помощь», пожарная машина) Ситуация общения «Как переходить дорогу зимой». Беседа «Кто регулирует движение транспорта». Рассказ сотрудника отдела пропаганды о форме, атрибутах (жезл, свисток), случаях ДТП в городе. Дидактическая игра «Угадай, какой транспорт». С/р. игра «Я шофер». Интерактивная игра «Расставь знаки» |
февраль | «Опасный перекресток» | Прогулка к перекрестку. Беседа «Что такое перекресток». Игровая ситуация «Я иду за хлебом». Рассматривание и составление рассказов по плакатам (наглядная агитация по правилам дорожного движения). Дидактическая игра «Большая прогулка». С/р. игра на транспортной площадке «Пешеходы и водители» Интерактивная игра «Опасные места» Игровые ситуации «Кто самый лучший пешеход». Интерактивная игра «Загадки» Рисование на тему «»Дорога и тротуар». |
март | Продолжение знакомства с дорожными знаками. | Целевая прогулка на лыжах за пределы участка. Беседа «Полезные знаки». Беседа «Знаки в треугольнике». Дидактические игры и упражнения «Угадай, какой знак». Диафильм «По улице, по мостовой». С/р. игра «Улица» (водители едут по улицам, обращая внимание на дорожные знаки «Дети», «Пункт питания», «Больница» и др.) Интерактивная игра «Таймер» |
апрель | «Ребенок на улицах города» (на транспортной площадке) | Прогулка к проезжей части. Наблюдение за движением машин и работой светофора. Ситуация общения «Мы на улице нашего города». Экскурсия к школе. Дидактическая игра «Кто отличник - пешеход?» С/р. игры на транспортной площадке. Интерактивная игра «Правила поведения» Подвижные игры (катание на велосипеде). |
май | «Азбука дороги» | Целевая прогулка к перекрестку. Наблюдение за местом, отведенным для передвижения пешеходов. Беседа «Как ходить по улице», «Кого мы называем примерным пешеходом». |
Поход с родителями в парк «Нефтяник». Игровые упражнения «Пешеходы и водители».Дидактические игры и упражнения «Дорога в школу», «Дорожные знаки». С/р. игра «Улица» (объединить с играми «Школа», «Библиотека»). Интерактивная игра «Экзамен» |
Работа с родителями
Совместная деятельность детского сада и родителей по ознакомлению и обучению дошкольников правилам дорожного движения является необходимым условием обеспечения безопасности и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Формы работы с родителями: консультации, собрания, беседы, совместные досуги с детьми, анкетирование, распространение буклетов и памяток.
План работы с родителями по обеспечению безопасности и обучению
дошкольников правилам дорожного движения.
сентябрь | ноябрь | декабрь | январь |
1. Оформление информационных стендов. | 2.Беседа «Железная дорога- зона повышенной опасности». |
|
|
январь | февраль | май | апрель |
| 1. Совместный спортивный досуг «В гостях у светофора» |
|
|
Ожидаемые результаты реализации программы
По окончании программы ребёнок должен:
- знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
- иметь представления о видах транспорта (воздушный, водный, наземный);
- различать на дороге транспортные средства (пассажирские, грузовые, специальные, оперативные);
- уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а также дорожные знаки;
- знать правила перехода проезжей части (три фиксации поворота головы – в сторону движущегося транспорта, в противоположную и опять в сторону транспорта) по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам.
- знать кто является участником дорожного движения, и его обязанности;
- знать основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекрёсток, пешеходный переход), линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу);
- знать обязанности пешеходов;
- знать обязанности пассажиров;
- регулирование дорожного движения;
- сигналы светофора и регулировщика;
- предупредительные сигналы;
- движение через железнодорожные пути;
- движение в жилых зонах;
- особенности движения на велосипеде.
Средства обучения.
- уголок дорожного движения;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Транспорт»;
- телевизор;
- настольные игры по ПДД;
- набор дорожных знаков;
- плакаты «Дорога и её составные части»;
- плакаты «Дорожная разметка»;
- плакаты «Правила для пешеходов»;
- плакаты «Правила для велосипедистов»;
- плакаты «Дорожные ситуации - “ловушки”»;
- плакаты «Дорожные знаки»;
- плакаты «Регулирование дорожного движения»;
- учебная литература для воспитанников;
- сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД;
- площадка для практических занятий по правилам дорожного движения.
Создание предметно-развивающей среды
Для успешной реализации цели и задач программы «Юный пешеход» соблюдая её принципы в соответствии с ФГОС необходимо создание соответствующей развивающей среды.
При организации уголка дорожной безопасности стоит учитывать ряд требований к созданию предметно-развивающей среды:
- безопасность – все оборудование, дидактический материал, пособия, материалы должны отвечать требованиям безопасности;
- доступность – оборудование и материалы должны быть доступны детям в свободной деятельности;
- педагогическая целесообразность – наполнение уголка должно быть простым и понятным для дошкольника и отражать реальную картину мира, меняться в соответствии с планом работы.
- насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) - представлена в виде дидактических, сюжетно- ролевых игр, пособий;
- трансформируемость (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СЕМЬЕ!
Рекомендации при обучении правилам дорожного движения в семье....
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей ...
Обучение старших дошкольников правилам поведения в экстремальных ситуациях.
Считаю важным, чтобы дети знали как вести себя в экстремальных ситуациях!...
Консультация «Обучение младших дошкольников правилам дорожного движения в семье»
laquo;Обучение младших дошкольниковправилам дорожного движения в семье»...
Методическая разработка "Использование игровых технологий в обучении младших дошкольников правилам дорожного движения"
Формирование навыков у младших дошкольников основам безопасности дорожного движения на улицах города....
«Формирование предпосылок учебной деятельности в процессе обучения старших дошкольников правилам шахматной игры»
представление опыта работы по обучению детей игре в шахматы...
Использование инновационных технологии в обучении старших дошкольников Правилам дорожного движения
Описание опыта работы ответственного по БДД в ДОУТерентьевой Ларисы Борисовны...