План - программа по обучению старших дошкольников игре в баскетбол.
методическая разработка по физкультуре на тему
Методический материал в помощь в работе инструктору по ФК ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_programma_po_obucheniyu_starshih_doshkolnikov_igre_v_basketbol.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
План – программа
по обучению старших дошкольников игре в баскетбол.
Беседы:
- Развитие баскетбола в России и за рубежом.
- Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
- Физическая подготовка баскетболиста.
- Техническая подготовка баскетболиста.
- Тактическая подготовка баскетболиста.
- Психологическая подготовка баскетболиста.
- Соревновательная деятельность баскетболиста.
- Организация и проведение соревнований по баскетболу.
- Правила судейства соревнований по баскетболу.
- Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
Физическая подготовка:
- Общая физическая подготовка.
- Общеразвивающие упражнения:
без предметов, с предметами (с мячами различного диаметра, палками, обручами, веревочками, скакалками, гантелями, ленточками).
- Подвижные игры.
- Игровые упражнения.
- Эстафеты.
- Специальная физическая подготовка:
2.1.Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
2.2.Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
2.3.Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
2.4.Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
2.5. Игровые упражнения, игры, эстафеты.
Техническая подготовка:
1. Упражнения без мяча.
1.1.Прыжок вверх - вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2.Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
- с разной скоростью;
-в одном и в разных направлениях.
1.3.Передвижение правым - левым боком.
1.4.Передвижение в стойке баскетболиста.
1.5. Остановка в два шага после ускорения.
1.6.Повороты на месте.
1.7.Повороты в движении.
1.8.Имитация действий игрока на площадке при передвижении.
1.9.Имитация действий игрока при бросании мяча в кольцо.
2. Ловля и передача мяча.
2.1.Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2.Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.3.Двумя руками от груди в движении.
2.4.Передача двумя руками с отскоком от пола.
2.5.Передача двумя руками после задания (обведение партнера и возвращение в исходную позицию).
2.6.Ловля мяча после полуотскока.
2.7.Ловля высоко летящего мяча.
3.Ведение мяча.
3.1.На месте.
3.2.В движении шагом.
3.3.В движении бегом.
3.4.То же с изменением направления и скорости.
3.5.То же с изменением высоты отскока.
3.6.Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.7.Правой и левой рукой поочередно в движении.
3.8.Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4.Броски мяча.
4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.
4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит.
4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
4.4. Двумя руками в баскетбольную корзину с места.
4.5. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
Тактическая подготовка:
- Командные действия при ведении мяча на площадке.
- Командные действия при бросании мяча в кольцо.
- Игра в баскетбол (по упрощенным правилам) с заданными техническими действиями.
Контрольное тестирование детей, занимающихся в спортивном кружке проводится в начале и конце года (сентябрь – май) в аналогичных условиях.
Контрольные тесты.
№ | Тесты | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
. | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
1. | Ведение мяча на месте правой и левой рукой (по 15 сек.каждой рукой) | ||||||
2. | Ведение мяча с продвижением по прямой (5м) | ||||||
3. | Бросок мяча в кольцо (из 5 бросков) | ||||||
4. | Бросок мяча в кольцо после ведения (из 5 попыток) | ||||||
5. | Бросание мяча в стенку с 2м и ловля после отскока (количество раз за 30 сек.) |
Двигательные умения в баскетболе к концу обучения.
- Принимать стойку баскетболиста: ноги слегка согнуты в коленях и расставлены на ширину плеч, одна нога на полшага впереди, руки согнуты в локтях, кисти развернуты для приема мяча.
- Передавать мяч друг другу (от груди двумя руками, от плеча одной рукой в сочетании с движением).
- Ловить мяч на разной высоте: на уровне груди, над головой, сбоку, внизу у пола, с разных сторон.
- Бросать мяч в баскетбольную корзину двумя руками, используя способ от груди и от плеча.
- Ведение мяча ударами об пол одной рукой, используя разные варианты: передавая мяч из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, двигаясь с остановками.
- Знание правил игры в баскетбол (упрощенных).
- Коллективные действия баскетболиста на площадке и игра в баскетбол.
Методическое обеспечение программы.
Игры с элементами спорта требуют от детей от таких качеств и умений, как самостоятельность, быстрота, ловкость движений, ориентировка в пространстве. Ребенок, включаясь в такие игры, в кратчайшие промежутки времени должен осознавать ситуацию (расположение партнеров, положение мяча), оценить её, выбрать наиболее правильные действия и применить их. А это требует развития определенных умений и навыков.
Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию.
Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть.
При обучении в баскетболе (броскам мяча в корзину) первым упражнением является обычная передача мяча, затем – выполнение передачи с высокой траекторией, далее передача мяча через различные высокорасположенные препятствия (сетка, веревка, планка), с попаданием в горизонтальную (щит баскетбольной корзины) и, наконец броски непосредственно в корзину.
Как видим, все эти упражнения включают бросок мяча, но условия его выполнения постепенно усложняются. Важно определить оптимальное число повторений подводящих упражнений, чтобы у детей не возникали вредные привычки, мешающие дальнейшему обучению. Если в качестве подводящего упражнения используется хорошо освоенное раннее движение, то достаточно повторить его всего лишь несколько раз непосредственно перед разучиванием нового двигательного действия.
Подводящими упражнениями могут служить:
- Отдельные части изучаемого двигательного действия.
- Имитация изучаемых двигательных действий.
- Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в облегченных условиях. Такое упражнение особенно важно при обучении новым двигательным действиям, связанных с возможностью падений и травм.
- Само изучаемое двигательное действие, выполняемое в замедленном темпе. При выполнении упражнения в замедленном темпе ребенку легче контролировать свои действия, и он меньше допускает ошибок.
В процессе обучения спортивным играм и упражнениям чрезвычайно важно обеспечить сознательное освоение действий. Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной деятельности подбирать эффективные действия и целесообразно их применять.
Занятия спортивными играми и упражнениями, как и занятие обучающее основным движениям, состоит из трех частей, взаимосвязанных между собой: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть – разминка с целью подготовки организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия.
В основной части занятия намечаются задачи по обучению детей спортивным упражнениям и игре в баскетбол, по воспитанию физических качеств.
Сначала предусматривается ознакомление детей с новым материалом, затем повторение, закрепление уже известного и совершенствование уже имеющихся двигательных навыков.
Содержание основной части может быть разнообразным: упражнения, игры, эстафеты и т.д. Здесь сочетаются более интенсивные упражнения с менее интенсивными, что обеспечивает оптимальный уровень физической нагрузки на организм ребенка.
В спортивной игре дети обычно увлекаются и ведут себя очень эмоционально. Поэтому важно следить за самочувствием детей, чтобы физическая нагрузка на организм ребенка не превышала его возможности.
Целью заключительной части занятия является снижение общей возбудимости функции организма и приведение его в относительно спокойное состояние. Эту часть занятия составляет ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, а также упражнения, способствующие расслаблению разных мышечных групп.
Игра в баскетбол организуется по упрощенным правилам и в одностороннем порядке. Двухсторонние игры организовывать для дошкольников нельзя.
Игра в баскетбол по упрощенным правилам.
Дети делятся на две команды. Приветствуют друг друга. Дети одной команды выполняют в отведенной части спортивного зала элементы баскетбола (по выбору): ведение на месте правой и левой рукой, ведение «змейкой», по прямой.
Дети другой команды: по сигналу выбрасывается мяч и игроки передвигаются по площадке ведя мяч одной рукой и выполняя передачи другим игрокам своей команды, продвигаясь к кольцу.
У кольца выполняют каждый по одному броску в кольцо, результат отмечается на табло кружочками (у каждой команды свой цвет).
По сигналу команды строятся и объявляется количество попаданий первой команды.
Затем мячи передаются в игравшую команду и дети выполняют элементы баскетбола. А другая команда проводит аналогичную игру в баскетбол по упрощенным правилам.
При построении командам объявляется число попаданий первой и второй команд. Отмечается команда – победитель.
Список литературы:
- Беззубцева Г.В. Ермошина А.М. В дружбе со спортом. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 г.
- Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. -
М.: Просвещение, 1992г.
- Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. -
М. Просвещение , 1986 г.
4. Харченко Т.Е. Организация двигательной активности детей в детском
саду. СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2010 г.
5. Коротков И.М., Подвижные игры детей. -М. Издательство «Советская
Россия» , 1987 г.
6.Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у
малышей. – М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2008 г.
7 .« Олимпийская энциклопедия» , « Советская энциклопедия». – М.:
Просвещение,1980 г.
8. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7-
лет. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.
9. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и
обучения в детском саду. – Москва, Мозаика – Синтез, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение старших дошкольников игре баскетбол
Перспективный план...
Статья "Обучение старших дошкольников игре баскетбол. "
Статья "Обучение старших дошкольников игре баскетбол. "...
Образовательная программа по обучению младших дошкольников играм в шахматы через дидактические игры
Программа занятий по шахматам в кратком, описательном и сказочном виде вводит детей в мир шахмат. В программе широко используются шахматные сказки ...
Образовательная программа по обучению младших дошкольников играм в шахматы через дидактические игры
Данная программа предназначена для работы с детьми второй младшей группы детского сада в течение года. За это время дети получат основы шахматных знаний, необходимые им для успешного ведения игр...
Программа обучения старших дошкольников игре в шахматы "Шахматная азбука"
Обучение игре в шахматы детей старшего возраста...
Рабочая программа по обучению старших дошкольников основам грамоты и письма “Весёлые звуки”
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...
Программа по обучению старших дошкольников 6-7 лет финансовой грамотности
Программа по обучению старших дошкольников 6-7 лет финансовой грамотности разработана на основе программы «Финансовая Грамотность детям 3 – 10 лет. АЛМА». – Санкт-Петербу...