План - программа по обучению старших дошкольников игре в баскетбол.
методическая разработка по физкультуре на тему

Веденеева Наталья Николаевна

Методический материал в помощь в работе инструктору  по ФК ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – программа

 по обучению старших дошкольников игре в баскетбол.

Беседы:

  1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.
  2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
  3. Физическая подготовка баскетболиста.
  4. Техническая подготовка баскетболиста.
  5. Тактическая подготовка баскетболиста.
  6. Психологическая подготовка баскетболиста.
  7. Соревновательная деятельность баскетболиста.
  8. Организация  и проведение соревнований по баскетболу.
  9. Правила судейства соревнований по баскетболу.
  10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.

Физическая подготовка:

  1. Общая физическая подготовка.
  1. Общеразвивающие упражнения:

без предметов, с предметами (с мячами различного диаметра,   палками,  обручами,  веревочками, скакалками, гантелями, ленточками).

  1. Подвижные игры.
  2. Игровые упражнения.
  3. Эстафеты.
  1. Специальная физическая подготовка:

2.1.Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.

2.2.Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.

2.3.Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.

2.4.Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

2.5. Игровые упражнения, игры, эстафеты.

 Техническая подготовка:

 1. Упражнения без мяча.

 1.1.Прыжок вверх - вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.

1.2.Передвижение  приставными шагами правым (левым) боком:

- с разной скоростью;

-в одном и в разных направлениях.

1.3.Передвижение правым - левым боком.

1.4.Передвижение в стойке баскетболиста.

1.5. Остановка в два шага после ускорения.

1.6.Повороты на месте.

1.7.Повороты в движении.

1.8.Имитация действий игрока на площадке при передвижении.

1.9.Имитация действий игрока при бросании мяча в кольцо.

2. Ловля и передача мяча.

2.1.Двумя руками от груди, стоя на месте.

2.2.Двумя руками от груди с шагом вперед.

2.3.Двумя руками от груди в движении.

2.4.Передача двумя руками с отскоком от пола.

2.5.Передача двумя руками после задания (обведение партнера и возвращение в исходную позицию).

2.6.Ловля мяча после полуотскока.

2.7.Ловля высоко летящего мяча.

3.Ведение мяча.

3.1.На месте.

3.2.В движении шагом.

3.3.В движении бегом.

3.4.То же с изменением направления и скорости.

3.5.То же с изменением высоты отскока.

3.6.Правой и левой рукой поочередно на месте.

3.7.Правой и левой рукой поочередно в движении.

3.8.Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

4.Броски мяча.

4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.

4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит.

4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.

4.4. Двумя  руками в баскетбольную корзину с места.

4.5. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.

4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.

Тактическая подготовка:

  1. Командные действия при ведении мяча на площадке.
  2. Командные действия при бросании мяча в кольцо.
  3. Игра в баскетбол (по упрощенным правилам) с заданными техническими действиями.

Контрольное тестирование детей, занимающихся в спортивном кружке проводится в начале и конце года (сентябрь – май) в аналогичных условиях.

Контрольные тесты.

Тесты

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

.

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1.

Ведение мяча на месте правой и левой рукой (по 15 сек.каждой рукой)

2.

Ведение мяча с продвижением по прямой (5м)

3.

Бросок мяча в кольцо

(из 5 бросков)

4.

Бросок мяча в кольцо после ведения

(из 5 попыток)

5.

Бросание мяча в стенку с 2м и ловля после отскока

(количество раз за

30 сек.)

Двигательные умения в баскетболе к концу обучения.

  • Принимать стойку баскетболиста: ноги слегка согнуты в коленях и расставлены на ширину плеч, одна нога на полшага впереди, руки согнуты в локтях, кисти развернуты для приема мяча.
  • Передавать мяч друг другу (от груди двумя руками, от плеча одной рукой в сочетании с движением).
  • Ловить мяч на разной высоте: на уровне груди, над головой, сбоку, внизу у пола, с разных сторон.
  • Бросать мяч в баскетбольную корзину двумя руками, используя способ от груди и от плеча.
  • Ведение мяча ударами об пол одной рукой, используя разные варианты: передавая мяч из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, двигаясь с остановками.
  • Знание правил игры в баскетбол (упрощенных).
  • Коллективные действия баскетболиста на площадке и игра в баскетбол.

Методическое обеспечение программы.

      Игры с элементами спорта требуют от детей от таких качеств и умений, как самостоятельность, быстрота, ловкость движений, ориентировка в пространстве. Ребенок, включаясь в такие игры, в кратчайшие промежутки времени должен осознавать ситуацию (расположение партнеров, положение мяча), оценить её, выбрать наиболее правильные действия  и применить их. А это требует развития определенных умений и навыков.

      Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию.

Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть.

      При обучении в баскетболе (броскам мяча в корзину) первым упражнением является обычная передача мяча, затем – выполнение передачи с высокой траекторией, далее передача мяча через различные высокорасположенные препятствия (сетка, веревка, планка), с попаданием в горизонтальную (щит баскетбольной корзины) и,  наконец броски непосредственно в корзину.

      Как видим, все эти упражнения включают бросок мяча, но условия его выполнения постепенно усложняются. Важно определить оптимальное число повторений подводящих упражнений, чтобы у детей не возникали вредные привычки, мешающие дальнейшему обучению. Если в качестве подводящего упражнения используется хорошо освоенное раннее движение, то достаточно повторить его всего лишь несколько раз непосредственно перед разучиванием нового двигательного действия.

       Подводящими упражнениями могут служить:

  1. Отдельные части изучаемого двигательного действия.
  2. Имитация изучаемых двигательных действий.
  3. Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в облегченных условиях. Такое упражнение особенно важно при обучении новым двигательным действиям, связанных с возможностью падений и травм.
  4. Само изучаемое двигательное действие, выполняемое в замедленном темпе. При выполнении упражнения в замедленном темпе ребенку легче контролировать свои действия, и он меньше допускает ошибок.

      В процессе обучения спортивным играм и упражнениям чрезвычайно важно обеспечить сознательное освоение действий. Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной деятельности подбирать эффективные действия и целесообразно их применять.

       Занятия спортивными играми и упражнениями, как и занятие обучающее основным движениям, состоит из трех частей, взаимосвязанных между собой: вводной, основной и заключительной.

       Вводная часть – разминка с целью подготовки организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия.

       В основной части занятия намечаются задачи по обучению детей спортивным упражнениям и игре в баскетбол, по воспитанию физических качеств.

      Сначала предусматривается ознакомление детей с новым материалом, затем повторение, закрепление уже известного и совершенствование уже имеющихся двигательных навыков.

       Содержание основной части может быть разнообразным: упражнения, игры, эстафеты и т.д. Здесь сочетаются более интенсивные упражнения с менее интенсивными, что обеспечивает оптимальный уровень физической нагрузки на организм ребенка.

       В спортивной игре дети обычно увлекаются и ведут себя очень эмоционально. Поэтому важно следить за самочувствием детей, чтобы физическая нагрузка на организм ребенка не превышала его возможности.

       Целью заключительной части занятия является снижение общей возбудимости функции организма и приведение его в относительно спокойное состояние. Эту часть занятия составляет ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, а также упражнения, способствующие расслаблению разных мышечных групп.

       Игра в баскетбол организуется по упрощенным правилам и в одностороннем порядке. Двухсторонние игры организовывать для дошкольников нельзя.

Игра в баскетбол  по упрощенным правилам.

     

    Дети делятся на две команды. Приветствуют друг друга. Дети одной команды выполняют в отведенной части спортивного зала элементы баскетбола (по выбору): ведение на месте правой и левой рукой, ведение «змейкой»,  по прямой.

     Дети другой команды: по сигналу выбрасывается мяч и игроки передвигаются по площадке ведя мяч одной рукой и выполняя передачи другим игрокам своей команды, продвигаясь к кольцу.

     У кольца выполняют каждый по одному броску в кольцо, результат отмечается на табло кружочками (у каждой команды свой цвет).

     По сигналу команды строятся и объявляется количество попаданий первой команды.

     Затем мячи передаются в игравшую команду и дети выполняют элементы баскетбола. А другая команда проводит аналогичную игру в баскетбол по упрощенным правилам.

    При построении командам объявляется число попаданий первой и второй команд. Отмечается команда – победитель.

        Список литературы:        

  1.  Беззубцева Г.В.  Ермошина  А.М. В дружбе со спортом. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 г.
  2. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. -

М.: Просвещение, 1992г.

  1. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. -

М. Просвещение , 1986 г.

     4.  Харченко Т.Е. Организация двигательной активности детей в детском    

          саду. СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2010 г.

     5. Коротков И.М., Подвижные игры детей. -М. Издательство «Советская

 Россия» , 1987 г.

     6.Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у  

         малышей. – М.:Издательство «Скрипторий 2003»,  2008 г.

7 .« Олимпийская энциклопедия» , « Советская энциклопедия». – М.:  

     Просвещение,1980 г.

8.  Пензулаева Л.И.  Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7-    

     лет. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.

9. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и

    обучения в детском саду. – Москва, Мозаика – Синтез, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обучение старших дошкольников игре баскетбол. "

Статья "Обучение старших дошкольников игре баскетбол. "...

Образовательная программа по обучению младших дошкольников играм в шахматы через дидактические игры

         Программа занятий по шахматам  в кратком, описательном и сказочном виде вводит детей в мир шахмат. В программе  широко используются шахматные сказки ...

Образовательная программа по обучению младших дошкольников играм в шахматы через дидактические игры

Данная программа предназначена для работы с детьми второй младшей группы  детского сада в течение года. За это время дети получат основы шахматных знаний, необходимые им для успешного ведения игр...

Программа обучения старших дошкольников игре в шахматы "Шахматная азбука"

Обучение игре в шахматы детей старшего возраста...

Рабочая программа по обучению старших дошкольников основам грамоты и письма “Весёлые звуки”

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Программа по обучению старших дошкольников 6-7 лет финансовой грамотности

Программа по обучению старших дошкольников 6-7 лет финансовой грамотности  разработана на основе программы «Финансовая Грамотность детям 3 – 10 лет. АЛМА». – Санкт-Петербу...